Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок. Лучшие боевые вертолеты в мире Лучшие вертолеты самолеты танки

Все появившиеся после AH-64 ударные вертолеты в той или иной мере создавались с явной оглядкой на него. AH-64 оказался очень удачной машиной, и даже сегодня, спустя более сорока лет с момента своего рождения, он является одним из лучших ударных вертолетов в мире. А может и лучшим. Во всяком случае, спрос на него остается стабильно высоким, чему способствовал модернизационный потенциал и успешная боевая карьера. А повоевать Apache на своем веку пришлось немало: начиная со знаменитой операции «Буря в пустыне», до многочисленных последующих локальных конфликтов. AH-64 состоит на вооружении 16 стран мира, и в некоторых из них налажено его лицензионное производство.

И снова наши

Прямым конкурентом AH-64 ещё тридцать лет назад должен был стать советский ударный вертолет Ми-28. Но из-за развала СССР и последовавших затем экономических трудностей, принятие Ми-28 на вооружение сильно затянулось. Впервые поднявшись в воздух в 1982 году, вертолет был призван в ряды вооруженных сил только в 2009 году, а впервые принять участие в боевых действиях ему пришлось спустя шесть лет в Сирии. В отличие от Ми-24, вертолет имеет меньшую заметность, более прост в обслуживании, лучше бронирован и вооружен, может действовать в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах. Высаживать и эвакуировать десант, как Ми-24, он не может, но, как показала история военных конфликтов последних лет, эта особенность ударному вертолету ни к чему. Ни одна страна в мире, кроме СССР, не создавала специализированных ударно-транспортных вертолетов и, по‑видимому, создавать не будет.

Впрочем, конструкторы все же предусмотрели небольшой отсек в задней части Ми-28, где могут разместиться два человека. Ещё одна особенность этой машины — возможность спасения экипажа на высоте более сотни метров с помощью парашютов. В случае возникновения аварийной ситуации, двери обеих кабин автоматически отстреливаются, надуваются специальные подушки, защищающие экипаж от контакта с шасси, после чего производится эвакуация из вертолета. В настоящее время Ми-28 состоит на вооружении России, Ирака и Алжира, а вот индийский тендер он проиграл, во многом из-за несовершенной на тот момент электроники и пилотажно-навигационной системы.

Не имеющим аналогов в мире является российский вертолет Ка-52 «Аллигатор». Эта уникальная машина стала дальнейшим развитием вертолета Ка-50 «Черная акула», с которым она унифицирована на 85%. Ка-52 является вторым в мире (после Ка-50) ударным вертолетом соосной схемы, благодаря которой он обладает очень высокой маневренностью: опытная эксплуатация предшественника во время второй чеченской войны показала значительное преимущество этой модели над другими вертолетами в горной местности. Ещё одной особенностью Ка-52 являются катапультные кресла экипажа, позволяющие пилоту и оператору вооружения катапультироваться на любой высоте, включая сверхмалую. Также он является единственным в мире ударным вертолетом, где экипаж расположен не по тандемной схеме, а сидит рядом в единой кабине. Пилот и оператор могут взаимозаменять друг друга в случае невозможности выполнения своих обязанностей одним из членов экипажа — вертолет имеет дублированную систему управления полетом и ведением огня.

Первый полет Ка-52 совершил в 1997 году, а на вооружение был принят в 2011 году. Через пять лет он и его палубная модификация Ка-52К приняли участие в боевых действиях в Сирии. Последняя разрабатывалась для так и не вступивших в состав российского ВМФ вертолетоносцев типа «Мистраль», и, в отличие от своего сухопутного собрата, имеет складывающиеся лопасти винтов, улучшенную антикоррозийную защиту и более мощное вооружение с новой радиолокационной станцией. Если называть вещи своими именами, то Ка-52К — это уже не ударный вертолет в привычном понимании слова, а вертолет с возможностями самолета-штурмовика. Другого такого вертолета в мире на данный момент нет. Помимо России, Ка-52 также принят на вооружении в Египте. В стране фараонов он, наконец, воссоединился с вертолетоносцами «Мистраль», для эксплуатации на которых и создавался.

Вертолеты появились над полями боев относительно скоро после завершения Второй мировой войны. Первое массовое применение винтокрылых машин состоялось во время корейского конфликта, и первопроходцами в этом стали американцы. Первоначально вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня, эвакуировали раненых (благодаря использованию вертолетов для эвакуации выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз). На заре своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

У нового типа летательных аппаратов было немало противников: отмечалась небольшая скорость вертолетов, их недостаточная защищенность даже от стрелкового оружия. Но опыт применения ударных вариантов этих машин в итоге развеял все опасения, и вертолеты прочно заняли место на поле сражения.

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты, в отличие от боевых самолетов, прекрасно подходят для борьбы с партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, когда во время арабо-израильского конфликта 18 израильских вертолетов «Кобра » в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого дня одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с бронетехникой.

В Советском Союзе не сразу разглядели потенциал вертолетов, но затем принялись быстро наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24 . Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» — это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» — это символ войны в Афганистане.

Ми-24 был задуман как летающая БМП: кроме мощного вооружения и броневой защиты, он имел десантный отсек, в котором мог доставлять пехоту на поле боя, а затем поддерживать ее огнем. Но в действительности получилось так, что десантирование с Ми-24 проводилось крайне редко, и как правило, вертолет применялся как ударная машина. Так что попытка создания многоцелевого вертолета вышла не совсем удачной, и в середине 70-х годов прошлого века в СССР решили создать боевой вертолет нового поколения. Для разработки перспективной ударной машины был объявлен конкурс между КБ Миля и Камова. В результате этого соревнования появились на свет самые лучшие на сегодняшний день боевые вертолеты России: Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула» (и Ка-52 «Аллигатор»).

Ми-28 «Ночной охотник»

Технические характеристики вертолета Ка-50 «Черная акула»

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию « » — учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета в КБ имени Миля. В 2019 году проект новой машины должен быть закончен. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планировалось выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Обновленная машина получила обозначение Ми-35 . Она производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме того, Ми-35 оборудован системой спутниковой навигации, позволяющей точно определить координаты машины.

К началу 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планировалось передать российским военным к 2019 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8 . По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.

Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский вертолет Ми-38 . В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.

Видео о новейших российских вертолетах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Подписывайтесь на канал https://www.youtube.com/channel/UC77Vn2lK0BWl4EqNZNUkgxQ Группа ВКонтакте https://vk.com/club103057662 Ударный вертолёт –это универсальная боевая машина, способная поражать бронированную и не бронированную технику, живую силу и даже воздушные цели противника. Основной ролью ударных вертолётов на поле боя является поражение бронетехники противника как в составе наземных боевых групп в роли воздушной поддержки, так и независимыми штурмовыми группами. Представляем вашему вниманию топ 5 самых мощных ударных вертолетов мира. Рейтинг боевых вертолетов состоит из: 1. HAL LCH – представитель армейской авиации Индии 2. Eurocopter Tiger (Еврокоптер Тайгер/Тигр) – боевая вертушка Франции и Германии 3. Bell AH-1Z Viper (Белл AH-1Z «Вайпер) – современный Американский штурмовик 4. AH-64D apache longbow AH-64 (апач, апачи) - летающая крепость производства США 5. Ка-52 Аллигатор – самый лучший вертолет России, а возможно и лучший тяжелый штурмовик мира. Вертолеты России выступают достойно на мировой арене. В первой части рейтинга лучших военных военных штурмовиков Вы увидите такие машины: 5.Changhe Z-10 – Китайский штурмовой вертолет 4.Ми-24 Российский ударный вертолет (советский штурмовик) 3. Denel AH-2 Rooivalk (африк. Пустельга) – боевой вертолет ЮАР 2.Agusta A 129 «Mangusta (Агуста А129 Мангуст) – военный вертолет Италии и Великобритании 1. Bell AH-1 Super Cobra (супер кобра) – Американский военный вертолет боевая машина США Так выглядит список лучших боевых летающих машин мира. Не забывайте делится в комментариях какие лучшие вертолеты по вашему мнению. Боевые вертолеты могут быть трудноуловимыми целями, например, «Дефендер» имеет диаметр главного ротора всего чуть более 8 метров. Такие прицельные системы все чаще встречаются у боевых вертолетов. Конструкции морских вертолетов охватывают диапазон от небольших до крупных противолодочных, у которых есть два экипажа: летный и боевой. Большинство морских вертолетов должны быть достаточно компактными, чтобы действовать не только с авианосцев, но и с других кораблей меньшего размера. Новейшая крупная многофункциональная машина этого класса - европейский «Уэстлэнд/Агуста» ЕН.101 - имеет такой же размер, как и «Си Кинг», хотя на 50 процентов тяжелее и мощнее. Среди последних новинок - американский боевой «Боинг/Сикорский» RAH-66 «Команч». Он чуть меньше, но много легче, чем АН-64 «Апач», вооружен установленной в носу трехствольной 20-мм пушкой «Локхид Мартин». Другие новые вертолеты: «Денел» CSH-2 «Роивалк» в ЮАР, европейские «Тайгер» и «Тигр» в Германии и Франции; «Урокоптер Феннек» и «Пантер» во Франции; «Камов» Ка-50 и Ка-52, и «Миль» Ми-28 в России; «NH Индастриз» NH90 во Франции, Германии, Италии

Ка-52 "Аллигатор" является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре.

Невидимый дракон

Ударный вертолет Changhe Z-10 - один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти. Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению. Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у "Пратт-Уитни Канада" - дочерней структуры United Technologies Corp., жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай. На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов.

Французская компания "Еврокоптер" разработала главный ротор, а итальянская "Агуста" - трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной кабиной", где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 "Хеллфайр". Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами "воздух-воздух" для защиты от воздушного нападения. В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе.

Африканский крокодил

Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления. По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование. Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность - особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий.

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации. Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения. В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением.

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe - восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) - машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни.

Пластмассовый тигр

Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии. Вероятность того, что "русские придут" резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет). Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Фюзеляж и крыло "Тигра" из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести - вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ "Шилка". Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль. Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду.

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные. Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении. Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка. На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же "Хеллфайров" и по четыре оборонительных зенитных ракеты "Мистраль" или "Стингер". Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь. Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками. 22 машины, вооруженные AGM-114 "Хеллфайр", приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись.

Вождь апачей

Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache. Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью. В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

Передние кромки лопастей несущего винта из титана - он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы. Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей. Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду.

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР "Хеллфайр", работающие по принципу "пустил и забыл". Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их. Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте. Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы "Бури в пустыне", выпустив в ночь на 17 января 1991 года "Хеллфайры" по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей - часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ

Как бы ни был хорош Апач - а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, - ему далеко до российского Ка-52 "Аллигатор". Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений - как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью - он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком - 100 километров в час. Максимальная скорость "Аллигатора" тоже лучшая в классе - 370 км/ч. Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура "Воронка", когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем. Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы.

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность - он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями. Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане. Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены "железа".

Вооружен "Аллигатор" ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту. Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией "Вихрей" вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд. У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге - в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка. Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины. Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов - недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина "Аллигатора" бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля. При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики. В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним "Аллигаторов" примет на вооружение военно-морской флот - для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа.


В мире используется двадцать семь моделей военных боевых вертолетов, и наверняка многим было интересно, какой же из них лучший. Следующий список из десяти самых современных боевых вертолетов в мире основан на совокупности показателей производительности, скорости, защиты, маневренности и огневой мощи.

1. Boeing AH-64D «Longbow Apache»


США
Боинг AH-64 «Апач Лонгбоу» стал самым мощным противотанковым оружием в войне в Персидском заливе. Последняя версия AH-64D - это AH-64E Apache Guardian. AH-64 Apache вооружен 30-миллиметровой пушкой M230, 16 противотанковыми ракетами AGM-114L Hellfire 2, 4 ракетами «воздух-воздух» Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противорадарными ракетами AGM-122 Sidearm, а также 4 подвесками по 19 залпов 70-миллиметровых неуправляемых ракет Hydra 70.

2. Ми-24 «Лань»


Россия
Ми-24 является одним из самых известных десантных и боевых вертолетов в мире, который эксплуатируется ВВС 50 стран. Хотя производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, он считается одним из лучших и самых современных боевых вертолетов в истории. Ми-24 вооружен 23-мм двухствольной пушкой, а также противотанковыми управляемыми ракетами 2К8 «Фаланга» и «Штурм».

3. Agusta A129 «Mangusta»


Италия
Первым ударным вертолетом специального предназначения, который выпустили в Западной Европе, является Agusta A129 Mangusta. Это двухместный, двухмоторный легкий боевой вертолет, разработанный специально для противоракетных атак. Он имеет 20-мм пушку и может нести на борту 12-мм пулеметы. Mangusta оснащен 8 противотанковыми ракетами TOW-2A и 52 70-миллиметровыми (или 81 мм) ракетами Medusa.

4. Denel AH-2 «Rooivalk»


Южная Африка
Rooivalk - это новый вертолет следующего поколения от компании Denel Aviation из Южной Африки. AH-2 Rooivalk может нести разнообразное вооружение в зависимости от профиля миссии. Базовая модификация оснащена 20-мм пушкой F2, 4 пусковыми установками для противотанковых ракет TOW или Denel ZT-6 Mokopa и пусковыми установками 70-миллиметровых неуправляемых ракет.

5. Z-10


Китай
CAIC Z-10 - это новый и первый специализированный китайский боевой вертолет, разработанный на основе «Проекта 941» российского бюро Камова. Считается, что он относится к тому же классу, что и A-129 Mangusta и AH-2 Rooivalk. Он имеет стандартную конфигурацию боевого вертолета с узким фюзеляжем и ступенчатыми тандемными кокпитами. Z-10 оснащен пушкой 30 мм, противотанковыми ракетами HJ-9 или HJ-10, ракетами класса «воздух-воздух» TY-90 и 4 блоками неуправляемых ракет.

6. Eurocopter «Tiger»


Франция/Германия
Один из самых современных боевых вертолетов Eurocopter Tiger в настоящее время эксплуатируется немецкими и французскими военно-воздушными силами. Это четырехлопастный двухмоторный вертолет средней грузоподъемности, который впервые был введен в строй в 2003 году. Tiger имеет 30-мм пушку, 8 противотанковых ракет HOT 2, HOT 3 или Trigat 2, четыре ракеты «воздух-воздух» Stinger 2 или Mistral ближнего радиуса действия, 68 неуправлямыми ракетами 68 мм и пулеметами 12,7-мм на подвесках.

7. Ми-28 «Ночной охотник»


Россия
Российский всесезонный двухместный противотанковый вертолет Ми-28 является одним из самых передовых боевых бронированных вертолетов в мире. Российская армия получила его на вооружение в 2006 году. Ми-28, который может развивать максимальную скорость 320 км/ч, вооружен 30-мм пушкой, 9 противотанковыми управляемыми ракетами M114 «Штурм-С», 9 ракетами M120 / M121F «Вихрь» или A-2200.

8. Ка-52 «Аллигатор»


Россия
Более новая, улучшенная двухместная версия Ka-50 является одним из самых быстрых и самых современных боевых вертолетов в мире. Ка-52 «Аллигатор» - многоцелевой, невероятно мощный ударный вертолет, который является один из самых маневренных вертолетов в мире, а еще способен совершать вылеты как днем, так и ночью. Ка-52 использует 30-мм пушку (460 снарядов), 12 противотанковых ракет «Вихрь» (AT-9) или 4 ракеты класса «воздух-воздух» «Игла-Б», а также может нести на борту неуправляемые ракеты «Игла».

9. Bell AH-1Z «Viper»


США
Самый совершенный в техническом плане боевой вертолет в мире - Bell AH-1Z, который является современной версией AH-1 Cobra. Это единственный боевой вертолет с полностью интегрированной ракетной системой «воздух-воздух». AH-1Z Viper оснащен трехствольной пушкой 20 мм (750 снарядов), противотанковыми ракетами AGM-114A / B / C, противокорабельными ракетами AGM-114F, ракетами «воздух-воздух«» AIM-9, подвесками с 70-миллиметровыми неуправляемыми ракетами и бомбами.

10. AH-64E «Apache Guardian»


США
В США Boeing AH-64E Apache Guardian является самым передовым из когда-либо построенных боевых вертолетов. «Апач Гуардиан» развивает максимальную скорость 300 км/ч и оснащен 30-мм пушкой, 16 ракетами AGM-114L Hellfire, 2 противотанковыми ракетами, 4 ракетами «воздух-воздух» AIM-92 Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противоракетными ракетами AGM-122 Sidearm, а также подвеской неуправляемых ракет Hydra 70 с 19 выстрелами.