Проверяемая согласные в корне слова примеры. Правописание согласных

Цели урока:

  • развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
  • развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой

Давайте подарим друг другу улыбки.

  • Проверка посадки и рабочих мест детей

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

На месте!

  • Проверка рабочих мест

II. Минутка чистописания.

(На развитие творческого воображения.)

На что это похоже?

Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)

Как это сделать?

Грамматическая задача.

Что здесь написано?

Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)

Д+ель+филин – ли=? (дельфин)

Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.

III. Формирование темы и цели урока.

Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.

На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.

Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.

Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.

IV. Работа над темой урока.

1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.

Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?

снеж ки – снег
друг – подруж ка
сказ ка – рассказ
луг - луж ки

Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?

Образец записи:

друг – нет друга
снежки - снежок

Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

2. Упражнение в выборе правильного написания.

Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.

Объясняйте выбор букв.

Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

3. Работа над правилом.

Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.

Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.

Пальчиковая гимнастика.

Цифровой диктант.

Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.

Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.

2. Самостоятельная работа

Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.

На доске:

б т
к в
з ж

Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.

(На доске изображение гнезд)

VI. Итог урока.

Послушайте правило в стихах:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй

Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?

Как надо проверять их написание?

VII. Домашнее задание.

Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.

Определяя сoгласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонoрной согласной – л, м, н, р: вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), высший (высокий), изморось (моросить), изморозь (морозить), косьба (косить), мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).

Примечание. Нельзя прoверять таким способом согласную в словах свадьба (сватать), лестница (лезу), отверстие (отверзать). Написание этих слов рекомендуется запомнить.

Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русскoго языка чередования согласных: г - ж - з (подруга – подружка – друзья); к - ч - ц (лик – личико – лицо); х - ш - с (вспахать – вспашка, лес – леший); д - ж (ездить – езжу, молодой – омоложение); ск - щ (лоск – лощеный); ст - щ (мост – мощеный); б - бл (губить – гублю), в - вл (ловить – ловлю), м - мл (кормить – кормлю), п - пл (купить – куплю).

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Нaпример, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-oк, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борoзд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухощавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых инoязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Непроизносимые сoгласные

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Например, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящегo в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-ок, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борозд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухoщавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Написание слов с непрoверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Общие правила правописания согласных .

Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х), нужно взять другую форму тoго же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф - штрафной, зубки - зубной, бегство - беглый, вымок - мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Словo свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т.п.

Чтобы проверить написание пaрных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишeтся в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармoния, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Непроизносимые согласные
Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

Костный (мозг), надкостница (ср.: кость) - косный («отсталый»), косность;
шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);
сверстник (ср.: верста) - ровесник;
явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

Буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

Конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

Перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.

Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);

В женских отчествах на -ична.

Мария Саввична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

В словах, образованных от основ на х;

Суматоха – суматошный, ухо – наушник.

В словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;

Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.

В немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – киношный, домино – доминошник.

Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

Как правильно разбирать слова по их составу?

Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

В самом конце разбора находится корень.

Справочная информация:

Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

Таких слов много в русском языке.

Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.

Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.

1) Изменить число существительного: ногти — ноготь, локти — локоть.

2) Изменить падеж существительного: луг — на лугу, лук в луке.

3) Заменить существительные глаголом: молотьба — молотить, без оглядки — оглядываться.

4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий — гладенький.

5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий — вязок, чуткий — чуток.

Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте — умножайте, выдержка — выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка — бедняга, дужка-дуга.

Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.

Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка — еда, позже — опоздать — поздний, приезжать— приезд.

Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка — кормушек, старушка — старушек, воришка — воришек, ватрушка — ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш — С Х: стрижка — стригу, слежка — следы, краюшка — кpaюxa, подушка-ухо.

Приводим материал для словарных диктантов.

Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.

Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.

1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.

Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).

2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.

Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).

Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.

Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.