Про курилы. Путин предложил прекратить «исторический пинг-понг» по Курилам

В последние дни вновь оживилась тема статуса Курильских островов в связи с переговорами между РФ и Японией, где этот вопрос снова обсуждался. С обеих сторон наблюдались опасения на тему их исхода. У нас опасались, что РФ уступит и сдаст Японии 2 или 4 острова, в Японии наоборот опасался, что их руководство будет требовать только 2, а не 4 острова. Под это дело даже организовали утечку и военно-политических кругов, согласно которой, в случае передачи Японии двух южных курильских островов, то там могут появится базы США. В итоге, стороны договорились по целому спектру экономических вопросов, упростили визовый режим и договорились о совместной экономической деятельности на Курилах, но ключевой вопрос как обычно подвис в воздухе.

Все упирается в договор 1956 года , согласно которому СССР был согласен отдать Японии два острова в рамках мирного договора. Но Япония хотела 4 и так до сих пор ничего не получила. Как по мне, то японцы сами себе злобные буратины и если бы хотели, то два острова они могли еще при Союзе получить, а теперь, на мой взгляд, время на их возвращение они уже упустили, и с моей субъективной точки зрения, ни 2-х, ни тем более 4-х островов, Япония уже не заслуживает. Но вполне понятно, что в политике это так не работает и вопрос зависшей про Союзе, продолжают поднимать в течение последних десятилетий при всех японских премьер-министрах.

На тему угрозы передачи островов, то напомню свой пост 4-х летней давности. Тогда тоже кричали, что "острова уже отдают".

Попросили прокомментировать ситуацию с Курильскими островами, так как появилась информация, что якобы "острова отдают".
Посмотрел-почитал, на деле пока что никаких поводов для паники нет.
Японцы после многих лет упорствования в позиции – хотим все острова целиком и предсказуемо упираясь в стену российского отказа, постепенно пришли к мысли, что так можно еще долго хотеть и ничего не получить. В результате, премьер Абэ наконец то решил откатить ситуацию лет так на 10 назад. Дело в том, что до того момента, когда японцы открыто уперлись в вопросе получения всех островов, Россия была всегда согласна обсуждать их дележку. И при Ельцине, и при раннем Путине, вариант с "поделить острова пополам" был вполне обсуждаем. Более того, и при СССР обсуждалась возможность поделить их пополам, чтобы урегулировать отношения с Японией. Но так как позиция Японии была в этом вопросе "жадной", то уже несколько десятилетий они на этом поприще лавров не снискали. Были бы умнее, могли эту же половину островов, еще при Ельцине стрясти.
Еще при премьере Мори, они уже забрасывали удочку на эту тему
Свежий призыв к России о том, что неплохо бы урегулировать вопрос по Курилам в духе известных уступок Норвегии и Азербайджану, это недвусмысленный сигнал, что Япония готова отказаться от требований вернуть ей все острова и готова удовлетвориться частью. Это открытое признание провала внешнеполитической линии Японии на возврат всех Курильских островов. В этом отношении, логичная линия российского МИДАа, вынудила Японию идти на попятную. Но теперь встает вопрос о разделе, так как если с новым японским желанием все понятно, то соображения внутриполитического престижа и упорство с которым японцев посылали лесом, создает определенные внутриполитические проблемы при возможной дележке островов. Поэтому несмотря на официальные заявления, я не думаю, что тут будут какие-то стремительные решения, даже если обе стороны концептуально согласны порубить острова пополам. В России у этого варианта будет так же много противников, как и в Японии противников требовать у России только часть островов. Поэтому сегодняшнее оживление на тему судьбы Курильских островов, это скорее начало некоего нового этапа обсуждений их будущего. Поэтому для паники пока что нет никаких оснований.

– цинк

PS. Судя по отсутствию прогресса и на прошедших переговорах, проблемы договоренности по Курильским островам аналогичны тем же, что мешали их "дележке" 4 года назад. В Москве и Токио может быть и желали бы найти какой-то компромиссный вариант вокруг 2 южных островов, но они упираются в сильную оппозицию такому решению как в России, так и в Японии. У нас вообще ничего не хотят отдавать, в Японии хотят получить все. Поэтому упрощенный визовый режим, экономическое сотрудничество и совместное хозяйствование отдельно, а правовой статус отдельно. Россия, конечно, сейчас более заинтересована в договоренностях с Японией, в расчете на снятие санкций и экономическое сотрудничество с Японией, но это не настолько жизненно необходимо, чтобы взять и отдать Японии острова. Главный подвах может крыться в совместной хозяйственной деятельности, так как если Япония будет заниматься развитием этих островов в своих интересах, а государство на это дело забьет, то через энное время, японцы смогут создать экономические предпосылки для облегчения торга о правовом статусе Курильских островов. Но это скорее долгосрочная угроза суверенитету РФ над Курильскими островами.

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы . Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый Трактат , согласно которому Россия уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.

В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.

11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции , приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией . Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).

Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова

Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства , взятые на себя декларацией 1956 года.

Во времена "холодной войны" Москва между двумя странами.

В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

(Дополнительный

Президент Владимир Путин в ходе визита в Японию не отдал острова Курильской гряды. А премьер-министр Синдзо Абэ не подписал мирный договор. Почему и то, и другое не требовалось, «Фонтанке» объяснил востоковед Виктор Кузьминков.

кадр из видео канала "Россия 24"

Президент Путин посетил Японию после 11-летнего перерыва. Российская пресса рассказывала, что премьер-министр Синдзо Абэ лично занимался подготовкой приёма дорогого гостя и пригласил его на свою «малую родину», в префектуру Ямагути. На чём российская пресса предпочитала не заострять внимания - так это на неофициальном характере визита. Предполагалось, что стороны обсудят «новый подход» к решению «проблемы северных территорий», который Абэ предлагал Путину ещё в мае. Пока известно, что стороны договорились о на островах, которые каждая сторона считает своими.

Речь, напомним, идёт о четырёх островах в составе Курил. Два, Итуруп и Кунашир, относятся к Большой гряде, а Шикотан и группа Хабомаи - к Малой гряде. Они перешли к Советскому Союзу после капитуляции Японии во Второй мировой войне, но японцы считают, что юридических оснований для этого не было. Из-за спора по поводу островов после войны между СССР и Японией не был заключён мирный договор. Было время, когда Советский Союз готов был отдать Японии два острова Малой гряды, но этого не произошло. Президент Путин по поводу обмена Курил на мирный договор с Японией сказал: «Мы ничего не продаём».

Считается, что отсутствие мирного договора до сих пор мешает сотрудничеству между Россией и Японией, прежде всего - экономическому. «Это - миф», - говорит старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков .

Виктор Вячеславович, можно ли ждать от встречи президента Путина и Синдзо Абэ каких-то сдвигов в сторону заключения мирного договора?

У нас с Японией слишком разные позиции по территориальному вопросу. А для того, чтобы заключить мирный договор, о котором идёт речь, нужно всё-таки найти какую-то взаимоприемлемую основу.

- Об этом и речь: Путин пойдёт на то, чтобы обменять Курилы на мирный договор?

А зачем? Нам мирный договор с Японией не нужен.

- То есть как - не нужен?

У нас всё было нормально в отношениях с Японией и без мирного договора. Существует советско-японская декларация 1956 года. В первой статье сказано: с момента её вступления в силу, а в силу она вступила 12 декабря 1956 года, прекращается состояние войны между СССР и Японией. Фактически эта декларация сыграла роль мирного договора. Поэтому если говорить о том, чтобы положить конец состоянию войны, нам мирный договор не нужен. Нам нужен, видимо, некий политический документ, где были бы оговорены вопросы дальнейшего сотрудничества. Может быть, лучше бы назвать его договором о мире и дружбе. Или - договором о добрососедстве. А когда мы говорим «мирный договор», сразу возникает вопрос: что, собственно, в этом документе мы должны решить?

А что вообще надо решать в отношениях с Японией? Если мирный договор, как вы сказали, не нужен, почему о его отсутствие всё время спотыкаются?

На мой взгляд, это - миф. У Японии нет мирных договоров с Китаем, Южной Кореей. Тем не менее, это не мешает им развивать отношения, которые у них на гораздо более высоком уровне, чем с Россией. Японская сторона навязывает нам решение территориального вопроса. Для них это принципиально важно. С нашей стороны территориальных проблем с Японией нет. Есть только территориальные претензии с их стороны.

Вот эта декларация 1956 года: что она позволяет делать в отношениях двух стран - и для чего всё-таки не хватает бумаги под названием «мирный договор»?

На самом деле, декларация решила все вопросы, какие были. Она позволяет делать всё. Но есть одна деталь. В декларации было записано: Советский Союз и Япония соглашаются на переговоры после заключения мирного договора. И вот японцы цепляются за это положение. И говорят: для полной нормализации отношений нам надо подписать мирный договор.

- Что в переводе означает - «получить от вас наши четыре острова».

Именно! Мы спрашиваем: а зачем? Они отвечают: а для того, чтобы решить территориальные вопросы.

- А мы опять им: зачем?

Да-да, мы говорим: вопросы и так решены. В декларации 1956 года была даже такая фраза: Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии, соглашается передать ей острова Хабомаи и Шикотан. Но с условием, что передача состоится после заключения мирного договора. То есть сначала заключаем договор, а потом уже мы передаём Японии эти два острова. Ну, два - это условно, Хабомаи - это группа островов. Декларация предполагала, что всё произойдёт достаточно быстро. И вот прошло 60 лет с тех пор, как мы это друг другу пообещали, но ничего не случилось.

- Почему это не начали реализовывать сразу?

В 1957 году в Японии сменился премьер-министр. Декларацию подписывал Хатояма, а пришёл Киси. И сказал, что Япония будет требовать не два, а все четыре острова.

- Можно ли сейчас вернуться к декларации и обеим сторонам выполнить условия?

Сейчас это уже очень сложно реанимировать. В то время в международном праве действовала 12-мильная зона экономических интересов государства. А в 1976-77 годах была установлена 200-мильная. То есть теперь мы должны отдать не только острова, но и двести миль вокруг. Это очень обширные воды, где можно заниматься рыболовством... чем угодно. И это уже совсем другие условия. Ситуация изменилась.

- Мы говорим: утром договор - вечером острова. Япония требует: нет уж, утром острова - вечером договор…

Япония не просто требует, она дважды нарушает договорённости. Во-первых - добиваясь передачи островов до подписания договора, во-вторых - требуя четыре острова вместо двух.

Предположим, Япония одумается, умерит аппетит и согласится, что сначала договор. Пойдёт Путин на то, чтобы отдать им два острова?

Пока он в здравом рассудке - думаю, нет.

Почему японцы добиваются своего так прямолинейно? Вот Китай будто бы осваивает нашу Сибирь, не претендуя на территорию. Японцам не приходило в голову действовать так же?

Существовала идея совместной экономической деятельности на этих островах. Японцы раньше полностью отрицали такой вариант. Теперь они сменили тактику.

Мы с вами разговариваем, а тем временем поступают новости из Японии: президент Путин и премьер-министр Абэ договорились о совместной деятельности в области экологии, рыболовства, медицины, туризма и других.

Вот об этом я и говорю. Японцы поняли, что мы островов не отдадим. Что действовать надо как-то по-хитрому. Совместная деятельность повлечёт за собой японизацию территорий. Это, в свою очередь, повлечёт более удобный для японской стороны вариант передачи этих островов. И постепенно мы можем потерять эти острова.

- Вы знаете, в каком состоянии эти острова, как там люди живут?

Раньше там, конечно, дела очень плохо обстояли. После 2007 года действует федеральная программа обустройства этих островов. Там налаживается жизнь. Построили дороги. Не все, конечно, но некоторые. Аэропорт построили. Построили завод на Шикотане…

Если всё там так отлично налаживается, а сотрудничество с Японией может привести к японизации и утрате островов, зачем Путин на него согласился?

Санкции, экономический кризис нам здорово помешали продолжать развивать эти острова. И мы хотим опереться на Японию, чтобы с их помощью продолжать там налаживать жизнь. И не только там, а на всём Дальнем Востоке. Но это должно быть сделано так, чтобы условия диктовали мы, а не Япония.

А им тогда зачем это сотрудничество? Они помогают России обустраивать Дальний Восток - очень хорошо, а взамен что получают?

Они бизнес свой там развивают. Получают свою выгоду. Если им это невыгодно - так и не надо. Мы позовём корейцев, китайцев - кому это будет выгодно. Конечно, не всякий бизнес туда пойдёт…

- Туда и человек-то не всякий поедет, эти регионы пустеют.

Да, там происходит серьёзная депопуляция. Поэтому «ширпотребному» бизнесу там действительно делать нечего. И японская сторона сейчас фактически тянет туда этот бизнес за уши, пытаясь продемонстрировать готовность к сотрудничеству. Но как только они увидят, что мы не горим желанием что-то им «возвращать»… Это, кстати, термин японцев, которые не признают наш суверенитет над островами, мы не говорим «возвращать». Так вот: как только японцы поймут, что на уступки в территориальном вопросе мы не идём, всякое сотрудничество прекратится.

- Чего, кроме соглашений о сотрудничестве, можно ждать от встречи Путина с Абэ?

Ничего. Думаю, главное, ради чего президент туда поехал, - продемонстрировать, что нет никакой изоляции России. Япония - одна из стран Запада. Не географически, конечно, а политически, экономически. И специально было выбрано время «пересменки» президентов в США, когда одна администрация не может говорить в полный голос уже, а другая не может ещё. Кстати, визит неофициальный, у нас на этом как-то акцент не делается. Нам важно продемонстрировать, что нет солидарности в западном лагере, пробить эту брешь. И в какой-то мере убедить японцев, чтобы они влияли на своих партнёров: санкции надо отменять, они не работают. Второе - экономика. Есть различные модернизационные проекты, например - модернизация почтовой системы России. В энергетической сфере надо цеплять японцев всё больше. Пока они только на 9 процентов от нас зависят, а надо - хотя бы на 20-25. Может быть, протянуть энергомост с Сахалина на Хокайдо. Трубу там неудобно прокладывать: землетрясения, всё очень подвижно. Но можно поставлять энергию в чистом виде.

- Нам бы в Крым энергомост протянуть, а на Дальнем Востоке ещё тот климат…

Если японцы помогут, мы всё сделаем. Такой проект давно существует. А есть идея прорыть тоннель с Сахалина на Хокайдо, ей уже лет семьдесят. Это гораздо ближе, чем, например, между Кореей и Японией.

Не подозревайте меня в сепаратизме, я всё-таки спрошу: нам очень нужны эти два полуобитаемых острова, которые мы не в состоянии развивать?

Даже если мы не можем развивать какую-то территорию, это часть нашей страны. Если мы будет по кусочку отдавать то, что не можем развивать, то скоро люди будут жить только вокруг Москвы.

- Я ждала какого-то более прагматичного аргумента: море, рыболовство, стратегические интересы…

Есть, конечно, стратегические интересы. Есть и рыба. Но пока… Ну, те же рыбаки, например, всю рыбу отдают браконьерам - и толку от них мы не имеем. По большому счёту, нигде, кроме Владивостока, там не развита инфраструктура. Всё в очень плачевном состоянии. И наша цель - прежде всего самостоятельно развивать этот регион. По большому счёту, никакие японцы тут не помогут. Мы должны вдохнуть жизнь в этот регион. Вот во Владивосток вдохнули - совсем другой город стал. Или что - надо было его Китаю отдать? Можно же развивать, как выяснилось? Можно. Сотрудничество с другими странами - это только дополнение.

Перед приездом Путина японцы предприняли очень странную вещь: объявили, что если острова к ним отойдут, они разместят там базы США…

Всё было не совсем так. Отвечая на вопрос, секретарь совета безопасности просто сказал: «Мы этого не исключаем». Он имел в виду, что если бы острова стали формально японскими, то на своей территории государство имеет право действовать так, как считает нужным. И это очевидно. И мы бы получили очень большую головную боль.

Зачем нужно было об этом говорить публично и перед самым приездом Путина? Может быть, в этом был какой-то тонкий дипломатический расчёт? На что-то Россию спровоцировать?

Не думаю. Мне кажется, человек просто сказал, а это попало в прессу - и уже не остановишь.

- Путин опоздал на встречу с Абэ на два часа. Как японцы, с их менталитетом, это восприняли?

Они сразу начали думать, что это какой-то знак. Я уже видел японские газеты. Они к таким вещам относятся настороженно.

- Может, это и был какой-то знак?

Думаю, что президент просто очень занятой человек.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о совместной хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Почему сторонам пока не удалось заключить мирный договор и что меняет новое соглашение?

Подарки и застолье

Сообщения о подарках оказались едва ли не интереснее достигнутых договоренностей: Владимир Путин привез премьеру Японии тульский самовар 1870 года - «угольный», «из меди и дерева», подчеркивалось в официальной информации, а также картину современника Разживина «Русская тройка в Коломенском» - по заснеженной дороге кони несут красные сани. Если и было в презенте российского лидера послание, читалось оно просто: «Вот такие мы русские!».

Синдзо Абэ сформулировал посыл конкретнее: он преподнес президенту России репродукцию картины «Прибытие Путятина», исполненную в японском стиле на свитке из бумаги «номиноваси». Премьер-министр Японии, таким образом, обратился к истории, в частности к эпизоду XIX века, когда адмирал Евфимий Путятин прибыл в город Симода и заключил японо-российский договор о дружбе 1855 года.

Впрочем, сообщения об угощениях на приеме заняли в отчетах не меньше места: глава японского правительства потчевал глубокоуважаемого гостя сасими из рыбы фугу и мраморной говядиной сорта «тёсю». К застолью откупорили и сакэ «Восточная краса». Японский крепкий напиток Путин назвал «горячим источником». Однако отмечать особо было нечего и встреча, по всей видимости, особой щедростью не отличалась.

Долгожданный визит - а его анонсировали еще два года назад - долгое время находился под вопросом: на Токио давил Вашингтон, озабоченный тем, что японское радушие подорвет общие усилия «большой семерки», которая инициировала международные санкции в отношении России за присоединение Крыма и дестабилизацию Украины. Недовольство США приглушили, исключив прием Путина у императора Акихито, а также перенеся основные переговоры в родные места премьера Абэ - город Нагато префектуры Ямагути.

Тянули и с подтверждением давно запланированного визита. Объявили о нем лишь за неделю, 8 декабря, когда уже поджимали сроки. Президент России в долгу не остался - опоздал на два часа, заставив педантичных японцев ждать и сдвигать график мероприятий. А за несколько дней до этого напугал японских журналистов, приехавших брать интервью в Кремль, где он вывел собаку породы акита-ину и объяснил, что она очень предана хозяину, находится в хорошей форме и охраняет его. Поскольку кличка пса показалась не случайной - Юмэ переводится с японского как «мечта», - вполне возможно, что Путин тем самым намекнул: японская мечта о возвращении Курильских островов в его руках.

И все же заключить мирный договор по итогам Второй мировой войны, обзавестись противовесом Китаю в Азии, найти надежного экономического партнера из числа развитых государств и, наконец, посетить страну «большой семерки» и в очередной раз доказать никчемность санкций - все это Путину определенно было необходимо. Поэтому он закрыл глаза на некоторые проявления несамостоятельности в действиях японцев (хотя французскому президенту ранее он не простил то, что тот отказался присутствовать на открытии российского духовно-культурного центра, и вовсе решил Париж не посещать).

Совместное хозяйство вместо мира

Но, прилетев в Японию, Путину пришлось собственоручно прописывать текст соглашения, которое долгое время готовили эксперты обеих стран. Дело в том, что формулировок, удовлетворяющих обе стороны, на экспертном уровне выработать не удалось, хотя министр иностранных дел России Сергей Лавров заверял, что позиции стран совпадают. Текст, над которым 40 минут трудились Путин и Абэ, не был мирным договором - они писали лишь пролог к нему: соглашение об условиях и форме хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Мирный договор они потом тоже обсуждали , причем до глубокой ночи, но в общих чертах, концептуально, заглядывая в далекое будущее. Возможно, не в давлении США была основная загвоздка с визитом, а в том, что к приезду российского президента нечего было подписывать и согласовывать.

При этом отмашки сверху ждали десятки коммерческих соглашений: от предоставления японскими банками кредита на 800 млн долларов «Газпрому» и заключения контракта «Роснефти» на строительство газохимического комплекса до совместного инвестиционного фонда на 1 млрд долларов и сотрудничества «Почты России» с Japan Post.

Параллельно с поиском правильных слов и их порядка стороны, мягко говоря, не способствовали разрядке и отягощали контекст, в котором предполагалось подписывать соглашение о совместном хозяйствовании на Курильских островах, которое стало возможно благодаря «новому подходу» Абэ к старой территориальной проблеме. В конце ноября российские военные разместили на Южных Курилах новейшие береговые комплексы: «Бастион» на Итурупе и «Бал» на Кунашире. Известие об этом огорчило японцев, но в нем прочитывалось следование Советской декларации 1956 года, которая предполагала передачу Шикотана и Хабомаи Японии после подписания мирного договора.

И хотя японцы сожалели о неизменившейся позиции России, в местной прессе прошел слух, что Токио согласен вместо четырех островов получить два. При этом генсек Совбеза Японии Сетаро Яти на встрече с секретарем Совбеза России Николаем Патрушев напугал российские власти не меньше. В случае передачи двух островов Японии, Токио может разместить на них американские военные базы, ведь США гарантируют безопасность Японии и это естественное развитие событий. Позже это заявление было дезавуировано, но один из будущих сценариев стал проглядываться четче.

Тем не менее, расторопнее других в России действует ФСБ, и то, что Путин не вернется из поездки в Японию без небольшого дипломатического прорыва, было понятно по новости о том, что Россия отменяет статус приграничной зоны на Курилах и, что важно, местные жители это в большинстве своем поддерживают. Япония же облегчила визовый режим с Россией только после официальной пресс-конференции Абэ, на которой он призвал старых и новых жителей островов определять их дальнейшее развитие.

Запятая, а не точка

Понятно, почему Путин и Абэ не обсуждали, кому принадлежат острова - это бесплодный вариант переговоров, как и то, сколько островов следует передать, два или все четыре. У России нет территориального спора с Японией, напоминал Путин до поездки, а у популиста Абэ Северные территории - одна из тем ревизионистской политики. С одной стороны, уступили японцы: они де-факто согласились признать российский суверенитет и законы на Курилах и будут им следовать при реализации инвестиционных проектов - в рыболовстве, медицине, а также по части культуры и экологии. До этого Япония десятилетиями отказывалась вести дела на Курилах на основе российской правовой базы, в 90-е им даже казалось, что проще купить острова за 28 млрд долларов, которые мелькали в прессе, чем заниматься экономической экспансией.

С другой стороны, в долгосрочной перспективе от соглашения проиграет Россия: японцы зацепятся за открывшуюся возможность, многие старые и новые жители переселятся на Курилы и сделают их подлинно своими, а через 50 лет это уже будет органически не Россия, а Япония. Но сегодня для Путина, выступающего в образе «собирателя земель русских», важно не отдать напрямую территорию, а через компромиссную схему осваивать ее.

Он говорит о сотрудничестве «на экономическом треке», которое позволит наладить «партнерские отношения» между странами. Но очевидно, что «партнерство» не на первом месте в списке приоритетов Японии. Премьер Абэ, заявивший, что намерен поставить точку в территориальном споре, после ночных бдений с Путиным отметил, что его план сотрудничества был конкретизирован всего за семь месяцев и «будет направлен на то, чтобы создать условия для будущего решения этой проблемы». Точки не получилось, и Абэ согласился на запятую.

Разница в риторике выглядит следующим образом: японцам Абэ обещает освоение островов и окончательного решения наболевшего вопроса в будущем, возможно даже ближайшем, россиянам же Путин подает соглашение о совместной хозяйственной деятельности как приход японских инвесторов, начало торгово-экономического сотрудничества и взаимовыгодного партнерства двух стран.

Правда ровно посередине - так как даже передача двух островов будет воспринята как россиянами, так и японцами болезненно, то Москве и Токио выгодно вести переговоры о решении «курильского вопроса» бесконечно. Поскольку надо признать - сам процесс выглядит лучше, чем возможный результат, тем более, когда он так обставлен: на столе тульский самовар, сасими и сакэ, а позади трапезников картины с русской тройкой и Путятиным.