Преступления против интересов государственной службы. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти

Преступление против общегосударственной власти, а также правонарушение против интересов общегосударственной службы или отрасли органов регионального самоуправления - это опасные действия (или бездействия). Они совершаются госслужащими, которые не являются официальными лицами, представителями государственной власти, прочими должностными лицами или другими служащими, наперерез интересам службы, благодаря положению, которое они занимают по долгу службы. Такие действия или бездействия наносят вред нормальной утвержденной работе органов власти, а также кругу интересов национальной службы или органам местной власти. Они могут содержать угрозу нанесения подобного вреда.

Разновидности преступлений

В Особой части уголовного законодательства предусмотрено около 255 видов разных преступлений. Среди них принято выделять шесть основных групп правонарушений:

  • против личности;
  • военные правонарушения;
  • против безопасности общества;
  • против общегосударственной власти;
  • в области экономики;
  • против мира и защищенности человечества.

Характеристика преступления против правительственной власти предусматривается не уголовным кодексом, а теорией криминального права.

Отличительные признаки

Преступления против государственной власти и государственной службы имеют отличительные признаки:

  • Деяния совершаются отдельными субъектами. Исключение - предоставление взятки. Субъект в такой ситуации общий.
  • Преступление возможно совершить благодаря тому, что субъект занимает выгодное служебное положение или использует собственные служебные полномочия.
  • Деяния содержат угрозу для органов районного самоуправления, а также покушаются на нормальную работу органов управления и государственной власти.

Виды преступлений

Преступления делятся на определенные группы, каждая из которых попадает под статью уголовного законодательства России.

Виды преступлений против государственной власти:

  • превышение должностных возможностей (ст. 286);
  • злоупотребление официальными полномочиями (ст. 285);
  • внесение в государственные реестры очевидно недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • нецелевое потребление бюджетных средств (ст. 285.1);
  • нецелевое растрачивание денег государственных небюджетных фондов (ст. 285 часть 2);
  • присвоение прав официального лица (ст. 288);
  • неисполнение сотрудником органов внутренних дел указов (ст. 286.1);
  • отказ в подаче информации Федеральному Собранию, отказ в предоставлении данных Счетной палате (ст. 287);
  • незаконная деятельность в предпринимательстве (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • получение взятки (ст. 290);
  • посредничество в вопросах взяточничества (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный обман ;
  • противозаконная выдача паспорта гражданина РФ, а в равной мере внесение очевидно ложных сведений в бумаги, повлекшее беззаконное приобретение подданства Российской Федерации (ст. 292.1);
  • безответственность (халатность) (ст. 293).

Субъект преступления

В большинстве преступлений субъектом может выступать только должностное лицо.

Должностными считаются лица, которые временно, постоянно или по специальным полномочиям выполняют административно-хозяйственные обязанности, организационно-распорядительные обязанности в государственных структурах, в органах районного самоуправления, городских учреждениях, выполняют обязанности в Вооруженных Силах России, прочих войсках и воинских формированиях.

Лицо, которое временно исполняет обязанности, предусмотренные конкретной должностью, могут признать субъектом преступления в том случае, если обязанности были возложены на лицо в порядке, установленном законом.

Понятие функций

Для того чтобы понять, что такое преступление против государственной власти, нужно разобраться с понятиями функций, которые выполняет официальное лицо.

Организационно-распорядительные функции - это функции, содержащие в себе руководство коллективом, подбор и постановку кадров, организацию службы или труда подчиненных, применение поощрительных мер или наложение дисциплинарных наказаний, поддержание дисциплины.

Административно-хозяйственными называют функции, к которым относятся полномочия по распоряжению и управлению имуществом, а также денежными средствами, которые находятся на балансе, а также на банковских счетах, которые есть у организаций либо учреждений, а также подразделений и воинских частей. Также сюда попадают другие действия: решения по начислению заработной платы, премий, контроль за передвижением материальных ценностей, установление порядка, в котором хранятся материальные ценности.

Объект преступления

Преступление против государственной власти предполагает также наличие объекта. Понятие преступления против государственной власти подразумевает, что объектом становится регламентированная правовыми актами нормальная работа государственных органов, муниципальных и государственных учреждений, ОМСУ, ВС РФ, различных армейских формирований России и других родов войск.

Непосредственным объектом воздействия являются законные права, законные интересы граждан и организаций. Также сюда относятся интересы общества, различные интересы государства, которые охраняются законом.

В данных должностных преступлениях объективная сторона подразумевает наличие признаков, являющихся обязательными:

  • Совершение перечисленных деяний наперерез интересам службы. Соответствующие деяния идут не только наперерез прямому предназначению органа, но также и противоречат полномочиям, которыми было наделено должностное лицо.
  • Наличие причинно-следственной зависимости между тем, что совершило лицо, и последствиями действия или бездействия.

Разница между служащими

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов страны предусматривает несение наказания, степень которого меняется в зависимости от того, какое лицо совершило деяние.

Понятие официального лица уже, чем понятие муниципального или государственного служащего.

Гражданин, который выполняет обязанности, возложенные на него, за определенное вознаграждение, которое выплачивается из средств субъекта РФ или бюджета РФ, называется государственным служащим.

Человек, выполняющий обязанности, возложенные на него, за вознаграждение, которое выплачивается из средств органов регионального самоуправления, называется муниципальным служащим.

Отсюда только и остается сделать вывод, что не любой служащий является должностным лицом, однако любое официальное лицо будет являться государственным или же муниципальным служащим.

Те служащие, которые не занимают официальных позиций, будут нести ответственность по главе 30 УК (в частности, ст. 288, а также ст. 292).

Серьезность преступления

Государство отвечает за то, чтобы жизнь людей в социуме и сформированном обществе была организована и комфортна. Те, кто совершает преступление против государственной власти, караются весьма строго.

Особо опасными считаются:

  • возбуждение национальной вражды, а также разжигание религиозной вражды;
  • шпионаж;
  • диверсия, разглашение национальной тайны.

То, насколько эффективна будет государственная власть, во многом зависит от слаженности работы государственных служащих, а также от их добросовестности. Государство не должно и не будет мириться со взяточничеством, злоупотреблением должностным положением со стороны лиц, занимающих ответственные посты в органах власти.

Наказание

Преступления против государственной власти УК наказывает без поблажек.

Например, превышение официальных полномочий:

  • Если деяние повлекло нарушение законных интересов или прав граждан или организации, также любых охраняемых интересов государства или общества, и совершено из корыстных побуждений или иной персональной заинтересованности. В таком случае наказание предполагает штраф от 80 000 руб. Эта сумма может быть заменена на любой доход гражданина за период до полугода. Решением суда может быть запрещено занимать должности конкретного уровня или вида или же заниматься конкретной деятельностью. Срок такого наказания может быть до 5 лет. Также может быть взыскание в виде принудительной работы до четырех лет. Заменить это наказание можно арестом от четырех до шести месяцев. Самым строгим является наказание, подразумевающее лишение свободы до 4 лет.
  • Такое же деяние, но содеянное лицом, занимающим государственный пост или являющимся главой органа самоуправления, наказывается или штрафом, который будет равен размеру з/п или дохода за срок от 1 до 2 лет, или суммой от 100 000 до 300 000 руб. Также могут применяться принудительные работы. Вменяться такие работы могут на период до пяти лет. Лицо может быть лишено права деятельности. Также применяется лишение свободы на период от 7 лет.

Наказание за получение взятки

Преступление против государственной власти, пример которого можно увидеть каждый день в новостях, - дача или получение взятки. За взятку наказание предполагает штраф и/или лишение свободы.

Многочисленные виды преступлений против государственной власти имеют четкое разграничение по мерам ответственности и наказания.

В случае, когда уполномоченное лицо, иностранное официальное лицо или официальное лицо публичной транснациональной организации получает через посредника или лично взятку в виде суммы денег, ценных документов, имущества в виде незаконных услуг или услуг, носящих имущественный характер в пользу того, кто дает взятку, оно подлежит наказанию в виде штрафа. Размер штрафа колеблется от 1 млн руб. Также штраф может быть равен объему заработной платы за период времени до 2 лет или же в размере, равном 10-50-кратному размеру взятки. При этом предполагается лишение права трудоустраиваться на конкретное место и заниматься некой деятельностью (ограничивающий срок - до трех лет). Наказание может быть представлено исправительными работами на срок от одного до двух лет. Лицо лишается права трудоустраиваться на конкретные позиции и заниматься некоторой деятельностью на срок времени до 3 лет. Назначаются определенные принудительные работы на период до 5 лет. Предусматривается лишение возможности занимать должности или выполнять определенную работу на период до 3 лет. Также возможно лишение свободы на период до 3 лет с налагаемым штрафом. Размер штрафа может быть равен десятикратной или двадцатикратной сумме взятки.

Наказание за нецелевое использование бюджета

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде расходования государственных средств подразумевают разную степень наказания.

Расходование бюджетных денег на цели, не соответствующие условиям, в которых их получили с получением подписи, сметы, основания для расходования средств, уведомлением об ассигнованиях со стороны бюджета, которое совершено в особенно крупном размере, наказывается штрафом.

Размер штрафа составляет от 100 000 до 300 000 руб. или равен размеру заработной платы или другой прибыли за период времени от 1 года и до 2 лет. Также может быть применено наказание в виде принудительных работ. Период проведения подобных работ - до двух лет. При этом лицо лишается прав занимать конкретные посты или же вести определенную деятельность. Период запрета может быть равен сроку до трех лет. Кроме того, может вменяться лишение свободы периодом до двух лет с запретом трудоустраиваться на определенные должности или выполнять определенную деятельность на период времени до 3 лет.

Против государственной власти предусматривают наличие ответственности для группы лиц, которые совершили незаконное деяние.

За нецелевое применение бюджетных средств группой лиц по предварительной договоренности (сговору) или при совершении кражи в особенно крупном размере наказанием будет штраф. Его размер может составлять от 200 000 до 500 000 руб. Размер штрафа может быть приравнен к размеру оплаты труда или любого другого дохода. Период времени, за который изымается сумма, составляет 1-3 года. Также могут применяться принудительные работы периодом до 5 лет с дополнительным правом занимать отдельные должности или выполнять какую-то деятельность на период времени до 3 лет. Может быть применено лишение свободы на период до 5 лет с лишением права трудоустраиваться на некоторые посты или заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Крупным размером для преступления против государственной власти, интересов службы признается сумма средств из бюджета, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (1 500 000 руб.). Особо крупным признается размер в семь миллионов пятьсот тысяч (7 500 000 руб.).

Внесение недостоверных сведений

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде подачи в единые государственные реестры заведомо неверных сведений (согласно ст. 285 УК) характеризуются:

  • внесением в реестр сведений, о недостоверности которых известно заранее;
  • осуществлением подлога документов, которые выступили основанием для записи в реестре;
  • подлогом документов, в результате чего внесены изменения в реестры;
  • ликвидированием документов, которые являлись основанием для осуществления записи в государственный реестр, особенно если хранение документов обязательно и предусмотрено законом;
  • уничтожение документов, которые были основанием для изменений в реестрах.

Соотнесение наказания с преступлением

Большинство представителей власти согласны с мыслью, в которой утверждается, что степень наказания должна зависеть не только от тяжести преступления. Вменяемое наказание должно исходить из того, что прописано в законодательстве. Для обеспечения правильной и соответствующей законной базы необходимо в законе прописывать наиболее жесткие наказания.

А также ответственность самих сотрудников будет способствовать искоренению такого понятия, как преступление против государственной власти.

Одной из разновидностей противоправных деяний являются преступления против государственной власти. Этим деяниям посвящена отдельная 30 Глава Уголовного кодекса.

Преступления против государственной власти: понятие и общая характеристика

Глава 30 Уголовного кодекса объединяет «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Под такими преступлениями понимаются противоправные деяния, которые подрывают авторитет органов государственной власти и причиняют ей вред либо создают причинения вреда охраняемым правовыми нормами интересам граждан, общества, организаций и государства.

Преступления объединены в одну главу уголовного законодательства по объективному признаку – они направлены против интересов госслужбы. Но иногда они наносят вред законным интересам граждан и правосудию (они выступают в качестве дополнительного объекта указанных преступлений).

Ранее данные преступления выделялись по субъективному признаку – а именно как противоправные деяния, совершенные . Теперь же они объединены по критерию объекта, против которого направлено преступление.

Но объект преступления в Главе 30 обычно специальный. Это должностные лица и иные работники, которые находятся на государственной и муниципальной службе. Только ст. 291, которая предполагает наказание за дачу взятки, указывает на общий субъект преступления – это вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет.

Понятие должностного лица приводится в примечании к ст. 285 УК РФ. Это лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные и хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ и ВС РФ.

Представителями государственной власти являются депутаты, оперативно-следственных органов, прокуратуры, государственные инспекторы и пр. Распорядительные функции выполняют различные руководители госкомпаний и их структурных подразделений.

Административно-хозяйственные функции предполагают управление имуществом, движением денег и материальных ценностей и пр. Этот функционал осуществляют начальники , начальники складов, главные бухгалтеры и пр.

Преступления против госвласти имеют много общего. Это не только объект, но и предмет преступления. В качестве такового выступает деятельность госвласти или органов местного самоуправления, в результате незаконного использования своих в этом органе лицо причиняет ущерб его работе, а также широкому кругу лиц.

Объективная сторона данных преступлений предполагает:

  • наступление определенных негативных ;
  • наличие причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями;
  • совершение деяний вопреки интересам госслужбы, т. е. в противоречии с задачами и полномочиями лица;
  • наличие у виновного лица личной или корыстной заинтересованности в совершении ;
  • использование преступником своего служебного положения для совершения противоправого деяния.

Если должностное лицо совершило противоправные действия, которые не связаны с выполнением им своих служебных обязанностей, то они не образуют состава должностного преступления и могут быть переквалифицированы по другим статьям УК.

Предмет в узком смысле у всех преступлений отличается. Так, например, применительно к получению и даче предметом являются различные материальные блага (обычно это деньги), при служебном подлоге и внесении в реестр недостоверных сведений – официальные документы.

При оценке наступивших последствий от противоправного деяния необходимо учитывать, не было ли в действиях должностного лица признаков крайней необходимости (согласно ст. 39 УК) или обоснованного риска (по ст. 41 УК РФ).

Например, если лицо было вынуждено переплатить за выполняемые строительные работы как необходимость срочного ввода объекта в эксплуатацию.

Преступления против государственной власти или службы могут иметь формальный состав , т. е. считаются оконченными после совершения указанных действий, или материальный состав, который признается оконченным с момента существенного нарушения прав и свобод граждан или организации. Примерами материального состава является злоупотребление или превышение должностными полномочиями, присвоение полномочий должностного лица и халатность. Преступлениями с формальным составом являются дача и получение взятки, .

Субъективная сторона преступлений обычно выражается в наличии умышленной формы вины. Но такое деяние, как например, халатность, характеризуется наличием неосторожной вины.

Обязательным признаком отдельных преступлений является личная заинтересованность лица (например, при служебном подлоге или злоупотреблении должностными полномочиями) или наличие у него корыстного мотива (при получении взятки).

Шпионаж – это уголовно наказуемая деятельность, которая регулируется как российским, так и международным законодательством. Понятие...

Виды преступлений против государственной власти

Объективная сторона преступления обычно выражается в форме действия и реже - . Уголовный кодекс различает следующие виды преступлений против государственной власти в зависимости от противоправных действий лица:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1, 285.2);
  • внесение в единые госреестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 285.4);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • неисполнение сотрудником ОВД приказа (ст. 286.1);
  • отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (ст. 287);
  • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • незаконная выдача паспорта (ст. 292.1);
  • халатность (ст. 293).

Рассмотрим, в чем заключаются указанные преступления более подробно. Под халатностью понимается ненадлежащее исполнение должностным лицом (неисполнение) своих обязанностей как следствие недобросовестного отношения к , повлекшее причинение крупного .

Служебный подлог подразумевает внесение лицом заведомо ложных или недостоверных в официальные документы либо исправлений, которые искажают их содержание.

Присвоение полномочий должностного лица может предполагать присвоение должности служащим или принятие им решений, которые он не вправе принимать по роду своей деятельности.

Дача и получение взятки предполагают передачу (получение) должностному лицу определенных ценностей (в виде денег, ценных бумаг, скидок, услуг и пр.) в обмен на оказание определенных услуг (действий или бездействия должностного лица).

Действия по превышению должностных полномочий относятся к таковым, если они относятся к полномочиям иного должностного лица , совершены должностным лицом при наличии определенных условий, если их не может никто совершить ни при каких условиях.

Злоупотребление должностными полномочиями может принимать различные формы. В том числе издание противоречащих законодательству приказов и распоряжений, необоснованное расходование денежных средств, сокрытие и недосдач и пр. В целом под злоупотреблением полномочиями подразумевается использование лицом своих полномочий вопреки интересам госслужбы и повлекшее нарушение законных прав и интересов граждан.

Нецелевое расходование бюджетных средств предполагает их расходование, несоответствующее целям получения и условиям распределения бюджета. Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что такое расходование подрывает , препятствует достижению государственных целевых ориентиров и пр. Примерами такого нецелевого использования могут являться расходы на благотворительность, финансирование спортивной команды и пр.

При нецелевом расходовании средств Пенсионного фонда или ФСС в особо крупном размере (свыше 1,5 млн. р.) лицам может грозить уголовное преследование по особой статье. Эти фонды формируются из средств работодателей, уплачиваемых за каждого работника и должны направляться на выплаты пенсий и пособий.

Незаконное участие в деятельности относится к уголовным преступлениям, если подобные деяния связаны с предоставлением компании льгот, преимуществ или покровительства в иной форме (например, не допускает проведение проверок и в компании). Либо государственный служащий сам становится учредителем компании вопреки требованиям законодательства.

Одним из специальных субъектов преступлений против государственной власти являются сотрудники органов внутренних дел. На них распространяются определенные требования служебной дисциплины. Если же сотрудник не исполнил приказ, в результате чего были и интересы граждан, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, группа преступлений против государственной власти направлена против нормальной и законной деятельности государственных институтов. Они посягают на функционирование и престиж госслужбы и ее деятельность.

В истории уголовного законодательства регламентация ответственности за служебные (должностные) преступления прошла несколько этапов. Первоначально эти преступления не выделялись в законодательстве в виде особой группы, а рассматривались как отдельные случаи общих преступлений, совершенных с использованием служебных полномочий. Затем законодательство разных стран стало выделять должностные преступления в отдельную группу, причем в качестве признака, обособляющего их от других преступлений, рассматривалось особое положение виновного лица, злоупотреблявшего предоставленными ему публичной властью полномочиями. Как писал известный российский криминалист В. Н. Ширяев, "должностные преступления - это злоупотребление служебными полномочиями, заключающееся в посягательстве ими на правовые блага , доступные для воздействия лишь со стороны должностных лиц , или и на иные правовые блага, но учиненные с помощью такого способа, который находится в руках только должностного лица".

В дореволюционном российском уголовном праве должностные (служебные) преступления стали рассматриваться как особый вид преступлений, начиная с Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., где были выделены в разделе "О преступлениях и преступниках по службе государственной и общественной". Уголовное уложение 1903 г. также содержало главу "О преступных деяниях по службе государственной и общественной". Субъектом этих деяний признавался служащий, т. е. "лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления " (ч. 4 ст. 636).

В советских Уголовных кодексах (1922, 1926 и 1960 гг.) существовала самостоятельная глава о должностных (служебных) преступлениях, правда, перечень их менялся. По УК РСФСР 1960 г. к числу должностных преступлений были отнесены: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве (1962 г.), должностной подлог, нарушение антимонопольного законодательства (1992 г.).

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. принципиально изменил существовавшую в советском уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Фактически полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни, сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления, определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений. Поэтому субъектами должностных преступлений, помимо представителей власти, признавались лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в государственных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 г.). Коренная перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-е годы, возникновение многоукладной экономики , появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различных формах собственности , процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица, сложившихся в советском уголовном праве и отражавшихся в действовавшем законодательстве. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной власти , интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления " (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В отличие от ранее действовавшего Кодекса в названии гл. 30 УК РФ 1996 г. более определенно отражен родовой объект преступлений, ответственность за совершение которых регламентируется в данной главе: государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Государственная власть в Российской Федерации (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляется Президентом , Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством , судами Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы представительной, исполнительной и судебной (конституционный (уставной) суд , мировые судьи) власти. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г.). Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.) - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения (ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 1995 г.). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы , осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения.

Интересы государственной и муниципальной службы

Интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Однако, как отмечается в Указе Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы", становление российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента РФ и решений судов.

Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти , органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т. д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта, указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить иной вред интересам общества и государства .

Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т. е. лицами, характеризующимися определенными особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри, т. е. самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 30 УК, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

Согласно примечанию 1 к ст. 285, должностными лицами как субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия "представитель власти" применительно ко всем случаям его использования в статьях УК РФ раскрыто в примечании к ст. 318 УК: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. При сопоставлении этого определения с определением должностного лица обнаруживается его тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, т. е. функции должностного лица.

В связи с этим сохраняет свою значимость разъяснение понятия представителя власти, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", где представитель власти характеризуется тем, что он наделен правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, в зависимости от него. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т. д.).

Представители власти осуществляют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательная власть

Лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, считаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.).

Глава органа местного самоуправления

Глава органа местного самоуправления - должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главы муниципального образования должны избираться населением, хотя в настоящее время многие из них еще продолжают работать по назначению. Наименование главы органа местного самоуправления (глава администрации, мэр, председатель, староста и др.) и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления необходимо отличать от служебных правонарушений (проступков), влекущих лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность. Нормативными актами, регулирующими дисциплинарную ответственность служащих, являются: Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции и др. Отличие между преступлениями и проступками по службе проводится по степени общественной опасности, критерием которой в первую очередь является тяжесть наступивших последствий от служебного правонарушения, а также некоторые иные обстоятельства, указанные в статьях УК.

В заключение общей характеристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления нужно сказать, что проблемы уголовной ответственности за служебные преступления обстоятельно исследованы в работах А. А. Жижиленко, Б. В. Здравомыслова, В. Ф. Кириченко, Н. С. Лейкиной, М. Д. Лысова, А. Б. Сахарова, А. Я. Светлова, А. Н. Трайнина, Б. С. Утевского, В. Н. Ширяева, А. Я. Эстрина и других криминалистов.

Глава 30 УК РФ содержит уголовно - правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Преступления подобной направленности направлены на воспрепятствование установленной законодательством деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В результате совершения подобных преступлений происходит подрыв доверия к органам власти всех уровней и пренебрежительное отношение к закону. Подобные преступления оказывают крайне негативное влияние на государственное развитие. Именно в этом заключается общественная опасность таких преступлений.

Видовым объектом подобных преступлений являются общественные отношения, регламентирующие порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных корпораций и учреждений, муниципальных учреждений.

Конституция РФ подразделяет государственную власть РФ на законодательную, исполнительную и судебную, функционирование которых осуществляется посредством осуществления полномочий государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ. Отдельные государственные органы (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ) не входят ни в одну из вышеперечисленных ветвей власти.

Для непосредственного осуществления полномочий органов государственной власти установлены государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Законодательством РФ предусмотрено прохождение гражданами РФ государственной службы на государственных должностях. Основными документами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в РФ являются федеральные законы 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы», 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», Указы Президента РФ 2005 г. «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», 1995 г. №32 «О государственных должностях в РФ».

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ и ее субъектов.

Государственная служба делится на:

Государственную гражданскую службу;

Военную службу;

Правоохранительную службу.

Государственные должности государственной службы делятся на:

Должности федеральной государственной гражданской службы;

Должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

Воинские должности;

Должности правоохранительной службы.

Органы местного самоуправления предназначены для решения вопросов местного значения, предусмотренных федеральным законом 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не входят в систему государственной власти.

Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением в ходе проведения муниципальных выборов. К органам местного самоуправления относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган.

Основным документом, регламентирующим прохождение муниципальной службы, является федеральный закон 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Основной особенностью совершения должностных преступлений является возможность их осуществления только после занятия определенной должности или использования служебных полномочий. На основании этого, объективная сторона состава преступления выражается в действии или бездействии (в зависимости от диспозиции статьи УК РФ), противоречащих интересам службы и полномочиям должностного лица, наступления последствий (в случае материальных составов) и причинной связи между действием (бездействием) и последствиями.

Большинство преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена главой 30 УК РФ, совершается действием, однако, в ст.ст. 285, 287, 293 УК РФ объективная сторона может быть выражена как действием, так и бездействием, а по ст. 2861 УК РФ только бездействием.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины (за исключением преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК РФ, где вина выражается в форме неосторожности).

В ряде составов преступлений (ст. 285, 292 УК РФ) в качестве обязательного признака субъективной стороны являются мотив (корыстная или иная личная заинтересованность).

Субъект преступления - специальный, за исключением составов преступлений, предусмотренных ст. 291, 2911 УК РФ.

Еще по теме Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  1. 16.1 Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  2. 16.2 Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  3. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  4. 9.1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  5. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  6. § 1. Правовая природа участия в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц
  7. 19.1 Общая характеристика преступлений против военной службы
  8. Общая характеристика преступлений против военной службы
  9. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц
  10. § 2. Основания и формы участия в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления

Общие положения главы 30 УК РФ

Определение 1

Преступления против государственной власти представляют собой общественно опасные деяния, которые могут быть совершены такими субъектами, как представители власти, должностные лица, и негосударственные служащие, которые не являются должностными лицами, в силу занимаемого ими служебного положения, вопреки интересам службы причиняют существенный вред важнейшим объектам или угрожают причинением такого вреда.

В качестве объектов воздействия данного преступления здесь понимается нормальная деятельность органов государственной власти, интересов службы на региональном или местном уровне.

Данные преступления отличаются от иных по ряду признаков:

  • совершение специальными субъектами, кроме статьи 291 УК РФ;
  • совершение деяния возможно лишь в силу занимаемого служебного положения или при использовании своих служебных полномочий;
  • осуществляется посягательство на нормальную деятельность органов власти и управления либо имеется реальная угроза совершения данного нарушения.

Подробный перечень данных преступлений содержится в главе 30 Уголовного кодекса РФ.

Замечание 1

Субъектом этих преступлений может быть только должностное лицо, за исключением дачи взятки. Данное лицо должно выполнять функции представителя власти, либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, а также иные в соответствии с действующим законодательством.

Общая характеристика преступлений против государственной власти

Помимо названных основных объектов данных преступлений могут применяться и дополнительные объекты, например, права и свободы человека и гражданина, жизни здоровья человека, честь, свобода и так далее.

Некоторые объекты преступного посягательства имеют предмет посягательства, это, например, документы, содержащие важную информацию, целевые бюджетные средства и так далее.

Объективная сторона преступлений может быть выражена в форме действия или бездействия. В основном, объективная сторона данного преступления выражается в форме активных действий, совершаемых субъектом преступления. Составы данной категории преступлений весьма разнообразны - по конструкции объективной стороны некоторые из них являются материальными, например, статья 287, статья 289 УК РФ, часть является формальными, например, ч. 1, 2 статьи 285 УК РФ. В некоторых составах могут присутствовать формально материальные признаки.

Для совершения некоторых преступлений могут иметь значение способ и метод их совершения, применяемые средства и орудия совершения преступлений.

Субъективная сторона определяется виной, в основном в форме умысла. В некоторых составах преступлений присутствует и неосторожность. Определенную роль могут играть в квалификации деяния мотивы и цели.

Субъект, как мы уже указали, является специальным (служащий). Общий субъект, который присутствует в некоторых составах, характеризуется следующими признаками – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности.

Замечание 2

Данные преступления обоснованно выделены в отдельную главу, так как представляет особую опасность.

Совершение неправомерных действий определённой сфере может повлечь причинение существенного вреда различным охраняемым законом общественным интересам. Конструкции некоторых составов предусматривают в качестве квалифицирующих признаков применение насилия или угрозы, применение оружия или специальных средств, наступление тяжких последствий, как, например, в ст. 286 УК РФ. Подобные последствия говорят о большой опасности совершаемых преступлений, о том, что они сильно могут затронуть общественные отношения в определенной сфере, а потому их совершение строго наказывается законодателем.