Предшкольная подготовка детей. Конспекты занятий по предшкольной подготовке

Развитие воображения у дошкольников и младших школьников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека. Если раньше при приеме на работу ценились знания и опыт, то сейчас необходимо обладать хорошим воображением и талантом. Творческие люди в наши дни востребованы практически во всех сферах.

Чем больше в сознании малыша появляется знаний и представлений, тем легче ему создавать новые комбинации для воображения. Предлагаемые игры и упражнения помогут Вам развивать воображение ребёнка.

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла. Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью. Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение: Игра. Конструирование. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

МЕТОДИКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.

Леонардо Да Винчи писал: "Я не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, использование которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее, полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену... возможно, находите некоторое сходство с горными пейзажем, реками утесами, и деревьями... а взглянув снова, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры, или странные лики, одеяния, и еще разнообразие картин, которое можно ясно и подробно описать. На стене они представлены в беспорядке, похожем на нестройный колокольный перезвон, в котором можно различить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообразить."

Необычная игра настраивала ум великого ученого на творческий лад. Воображение - хозяин в мастерской творчества. Овладев воображением, вы приобретете мир.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям, на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2014г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Цели: психологическая адаптация детей; знакомство с основными школьными правилами; привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; обучение элементарным приемам обратной связи; развитие внимания, памяти, мышления, воображения; организация классного коллектива.

Задачи: выявление уровня сформированности основных элементов познавательной деятельности; выравнивание стартовых возможностей; снятие психологического стресса перед школой; формирование навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других); развитие речи и мелкой моторики рук.

Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах :
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- развития творческих способностей у детей;
- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- развития и укрепления здоровья личности;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
- подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
- обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
- сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность и вариантность;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность;
- доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
- охрана и укрепление здоровья;
- развитие психических функций и качеств личности;
- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Занятия в «Школе дошкольника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Зелёная тропинка», «Искусство и культура» .

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 1 мая (28 недель) .
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут.

Примерное количество занятий в неделю

Название раздела

Число занятий

«Речевое развитие»

«Развитие математических способностей»

«Зелёная тропинка»

«Искусство и культура»

Занятия проводятся 1 раз в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Основные виды деятельности - игра и продуктивная деятельность.

Рабочая программа по курсу «От слова к букве»

Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2013.

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

Практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

Формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

Расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

Формирование грамматического строя речи ребенка;

Совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

Создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

Чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

Беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

Разучивание наизусть и выразительное чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Планируемые результаты:

Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

Знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

Знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;

Осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;

Артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

Обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

Использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

Следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника,

не перебивать говорящего,

использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

Сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

Соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

Правильно произносить все звуки;

Отчетливо и ясно произносить слова;

Выделять из слов звуки;

Находить слова с определенным звуком;

Определять место звука в слове;

Соблюдать орфоэпические нормы произношения;

Составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

Пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

Соблюдать элементарные гигиенические правила;

Ориентироваться на странице тетради.

Тематическое планирование по развитию речи

Кол-во

часов

Название раздела

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Добуквенный период

Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички.

Осенние странички. Знакомство со звуками.

Составление предложений по схеме. Зимние странички

Слог. Деление слов на слоги. Зимние странички

Летние странички.

Ударение.

Ударный и безударный слоги.

Буквенный период

Понятие буквы и звука.

Гласные и согласные звуки.

Звуки [о], [ а ].

Звук [ у]., [ ы ]

Звук [ и]., [ э ]

Звук [ я]., [ ю ]

Звук [ е]., [ ё ]

Звук [л – л’]. Звук [ м – м’].

Звук [ н –н"]. Звук [ р –р’].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ ш ], [ ж ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ].

Чтение слогов с изученными буквами

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

Драматизация сказки «Теремок»

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй.

Драматизация сказки «Колобок»

Ь и Ъ знаки. Алфавит.

Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»

Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:

Состав чисел первого десятка;

Как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

Цифры 0-9, знаки +,-,=;

Название текущего месяца, последовательность дней недели;

Монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

Соотносить цифру с числом предметов;

Пользоваться арифметическими знаками действий;

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Измерять длину предметов с помощью условной меры;

Составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Проводить наблюдения;

Сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

Понимать относительность свойств объекта;

Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

Уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Тематическое планирование по математике.

Кол-во

часов

Название раздела

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Пространственные и временные представления.

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

Большой, маленький.

Высокий, низкий.

Выше, ниже.

Слева, справа.

Длинный, короткий.

Длиннее, короче.

Больше? Меньше?

Столько же?

Круг. Многоугольник.

Прямоугольник. Квадрат.

Справа, слева, вверху, внизу.

Позже. Раньше.

Легкий, тяжелый.

Легче, тяжелее.

Цифры и числа.

Число и цифра 1.

Число и цифра 2. Пара

Число и цифра 3.

Число и цифра 4.

Число и цифра 0.

Число и цифра 5.

Равенство

Равенство

Сложение и вычитание

Сложение

Вычитание

Цифры и числа.

Число и цифра 6.

Число и цифра 7.

Число и цифра 8.

Число и цифра 9.

Число и цифра 10.

Решение задач с помощью рисунков.

Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка»

Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013

Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена относительно порядка их изложения в программе.

Наши друзья животные. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности.
Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.
Зеленое чудо - растение. Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.
Звезды, Солнце и Луна. Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе. Игра «Путешествие на Луну»
Круглый год. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года.
Планируемые результаты:
Неживая природа:

Дети должны:

Иметь представление о сезонных изменениях в природе;

Определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

Уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

О домашних животных;

О перелётных и зимующих птицах;

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

Об условиях необходимых для роста растений;

О лесных ягодах и грибах;

Об овощах и фруктах;

О деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

Различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Тематическое планирование по окружающему миру

Кол-во

часов

Название раздела

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Звёзды, солнце и луна.

Звездное небо

Солнце и луна

Откуда взялась радуга?

Зеленое чудо – растения.

Как узнать растения?

Травянистые растения.

Кустарники.

Декоративные растения.

Овощи и фрукты.

Съедобные и ядовитые растения.

Лекарственные растения.

Мхи и папоротники.

Твоя мастерская.

Наши друзья –животные.

Как узнать животных?

В живом уголке.

Домашние животные.

Породы собак.

В мире насекомых.

В мире рыб.

В мире птиц.

В мире зверей.

Какие еще бывают животные?

Круглый год.

Времена года.

Рабочая программа по курсу «Волшебная красота окружающего мира»

Пояснительная записка

Рабочая программа по искусству и культуре для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы «Волшебная красота окружающего мира», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина «Волшебная красота окружающего мира», : Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013

Программное содержание раздела «Искусство и культура » рассматривается как часть программы «Преемственность» (ч. 2) и призвано решать главную общую цель - развитие личности ребенка 5-6 лет.
При разработке содержания, задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия к мировосприятию в народном творчестве.

Для реализации ведущей цели программного содержания раздела «Искусство и культура» необходимо опираться на следующие исходные положения:
- нравственная основа народной культуры и искусства;
- детскость в народном искусстве (то его свойство, которое придает ему неповторимую окраску непосредственности и жизнерадостности, огромное душевное богатство, душевную щедрость);
- общность художественно-образного содержания всех областей народного искусства как совокупности устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных, изобразительных форм народного творчества;
- гуманитарная ориентированность при ознакомлении с явлениями культуры, искусства. В процессе ознакомления с памятниками культуры (произведениями народных мастеров, произведениями живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы) мы как бы участвуем в диалоге прошлого и настоящего;
- цель развития личности ребенка в контексте концепции гуманитаризации образования.

Программное содержание курса «Искусство и культура» отражено в следующих видах художественно-творческой деятельности детей 5-6 лет:

- «Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли»;
- «В мире родной природы»;

Игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой деятельности детей.

Планируемые результаты:

Изобразительное искусство

Эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. Творчески включаться в наблюдение примет времен года. Проявлять интерес к творческим успехам товарищей.

Должны знать:

1. Названия главных цветов;

2. элементарные правила смешения цветов;

3 значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами;

4. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление;

Должны уметь:

1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;

2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях;

3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;

4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность;

5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;

7. Пользоваться простейшими приемами лепки;

8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.

Технология

1. Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, примазывать одну часть к другой);

2. Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрию;

3. Экономно размечать детали на бумаге;

4. Выполнять различными способами аппликацию, мозаику;

5. Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;

6. Соблюдать правила культуры труда.

Тематическое планирование по изобразительному искусству и технологии.

Кол-во

часов

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

«Наши верные друзья карандаш с резинкой»

Изображение портрета Карандаша и его подружки Резинки.

Выбираем, рисуем осенний букет.

Лепка «Фрукты».

Знакомство с волшебными красками

Знакомство. Что имеем для рисования.

Оформление листа (рамка). Проба красок. Три основные цвета.

Лепка «Овощи»

«Праздничные шарики».

Изображение овалов, кругов разной величины, использование всех цветов радуги.

Лепка животных: зайца, медведя, лисы, волка.

Рисование «Моя семья»

Сюжетно - тематическая аппликация (колобок).

Рисование «Моя любимая игрушка»

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка».

Рисование «Радуга-дуга»

Нарезная мозаика «Весёлый зайка».

Рисование бабочки

Аппликация из геометрических фигур: «Слоненок».

Рисование игрушечного медведя

Переплетение полосок, закладки.

Рисование цветов

Работа с бумагой. Аппликация из треугольников.

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик»

Дорисуем круг до чего-нибудь.

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»

Лепка «Гусеница»

«Гулял по лесу ежик – ни головы, ни ножек».

Знакомство с волнистой линией.

Лепка «8 вишен»

«Рыбка плавает в воде».

Знакомство со спиральной линией.

Работа с бумагой и картоном. «Матрешка»

«Путешествие по стране Изобразили на воздушном шаре».

Закрепление: изображение геометрических фигур. Основные цвета (синий, красный, желтый).

«Любимая сказка».

Учить разводить краски, закрывать ими нужные поверхности.

Многие родители думают, что предшкольная подготовка детей нужна для того, чтобы научить их читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

Часто детки, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовыми ходить в школу – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы. Это может привести к снижению успеваемости и проблемам с поведением не только в первом классе, но и в последующих, поэтому родители должны уделять внимание предшкольной подготовке своего ребенка для предотвращения проблем в будущем в том числе.

Планомерная подготовка ребенка к школе направлена на решение следующих задач:

Приобретение необходимых для первоклассника знаний для облегчения восприятия информации в школе.

Позитивное восприятие учителя и одноклассников, навыки нахождения в коллективе.

Привыкание к дисциплине и труду.

Предшкольная подготовка очень помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

Программа Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

Программа Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В день 3 урока: обучение грамоте, графическое письмо, математика - по 30 минут. В силу физиологических особенностей данного возраста происходит частая смена деятельности.

Что необходимо иметь в портфеле : пенал (ластик, 2 карандаша простых, набор цветных карандашей из 12 цветов, 1 ручка), учебники (нужно обернуть, подписать). Тетради 1 в клеточку, 1 в косую линию.

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

Умение выделять заданный звук в потоке речи;

Умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

Владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1.социально-психологическая готовность к школе:

-Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

Развитие мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет

карандашом, ножницами).

Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

График работы предшкольной подготовки на 2015 -2016 учебный год.

I группа

Преподаватель: Серова Ирина Евгеньевна

II группа

Преподаватель: Романенко Лариса Михайловна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Гончарова Надежда Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Григорьева Ольга Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Алтайский край Новичихинский район

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

[email protected]://oktschool.ucoz.ru

=========================================================

Организация предшкольной подготовки в условиях общеобразовательного учреждения с учетом федеральных государственного общеобразовательного стандарта

Из опыта работы воспитателя

МКОУ «Октябрьская СОШ» Васютиной Л.А.

Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Чтобы готовить детей к школьной жизни, в первую очередь, учитель сам должен быть подготовлен к этому. Я имею специальность «Воспитатель в дошкольных учреждениях», квалификация по диплому «Воспитатель в дошкольных учреждениях»- закончила педагогическое училище №1. В В 1993году закончила Барнаульский педагогический институт по специальности «педагогика и психология дошкольная», квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по дошкольному воспитанию». Стаж педагогической работы 31 год.

Постоянно повышаю квалификацию: в 2015 году прошла курсы повышения квалификации Московского педагогического университета «Первое сентября». При АКИПКРО пройдены куры «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми на этапе завершения дошкольного образования» по ФГОС. Пополняю свой методический уровень через вебинары, проводимые разными издательствами «Легион», «Русское слово», «Просвещение». В октября 2015года аттестовалась на первую квалификационную категорию.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

Предшкольную подготовку мы проводим с первого сентября по 25 мая.Прием детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения (медицинская справка). Ежегодно заключается договор между МКОУ «Октябрьская СОШ» и родителями (законными представителями) ребенка,посещающего группу кратковременного пребывания, на предоставление образовательных услуг.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

Отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

Учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

Компьютер и копировальная техника.

Образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Программа «От рождения до школы», является современным инновационным продуктом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Камаровой.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Заниматься с детьми нужно обязательно!

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, непосредственно- образовательная деятельность (НОД).Поэтому приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов, а не занятия по типу учебных.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

Познакомиться с жизнью школы;

Получить представления об успехах ребёнка;

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

Дети адаптированы к школьной жизни;

Готовы к новой социальной роли – роли ученика;

Заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

Дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

Родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ЧЕРЕЗ ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

Пояснительная записка

Готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в 21 веке, и очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Для успешной реализации этой цели проводится комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики.

Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольности поведения.

Специалисты отмечают, что развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми - она формируется в ходе ежедневного взаимодействия с взрослым.

Реализация данной программы состоит из следующих блоков:

Диагностический (в начале года и в конце года).

Индивидуальная работа и групповые занятия по содержанию программы.

Консультативный: ознакомление родителей и воспитателей с результатами обследования.

Просветительская работа: проведение «Семейной гостиной» для родителей и детей по подготовке к школе; оформление стендов «Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению», «Подготовка дошкольника к учёбе в семье», «Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению» и т.д.

Цель программы : формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.

Задачи :

Формировать мотивационную и волевую готовность детей;

Способствовать развитию производительности поведения, эмоций и чувств детей;

Развивать психические качества (мышление, внимание, память, воображение, восприятие);

Развивать речь, словарный запас, мелкую моторику;

Способствовать развитию навыков общения, установление контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение

Данная программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объем программы рассчитан на 4-5 месяцев. Всего 12 занятий при частоте встреч раз в неделю. При необходимости некоторые упражнения можно повторять. Продолжительность одного занятия – от 30 до 40 минут.

Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению

Занятие 1

Оборудование: папка с загадками, магнитофон, диск с веселой музыкой.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия: речевка.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей.

Расположение участников в кругу, взявшись за руки.

Мы веселые ребята!

Мы ребята дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!

2. Упражнение – разминка: «Теремок» (пальчиковая игра).

На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)

Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)

Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)

Вокруг терема забор (растопырили пальцы)

Чтобы не забрался вор (щелчки)

Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)

Открывайте (широко развели руки в сторону)

Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)

II . Основная часть.

1. Игра «Летает, не летает»

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов.

Дети образуют круг. Педагог называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.

2. Игра «Отгадай - ка»

Цель: развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях.

Отгадать загадки, связанные со школой, школьными принадлежностями.

3. Игра «Не шевелись».

Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.

Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

III . Заключительная часть.

Ритуал прощания:

Расположение участников в кругу.

Мы веселые ребята!

Мы ребята – дошколята!

На занятье мы пришли,

Чтобы знания обрести!

Занятие №2

Оборудование: игрушки (8-9 шт.), цветные фигуры в конвертах для игры «Собери квадрат», альбомы, цветные карандаши.

Структура занятия.

I . Организационный момент.

Ритуал приветствия;

Разминка «Теремок» (см. 1 занятие)

II . Основная часть.

    Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, произвольной памяти.

На столе 6-8 игрушек. Детям нужно запомнить их. Затем за ширмой менять местами игрушки, убирать, добавлять новую игрушку.

    Упражнение «Собери квадрат»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.

Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).

3) Игра «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры - играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с детьми: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, если «воздух» - руки вверх, если «огонь» - вращение руками в локтевых суставах.

Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

4)Нарисовать запомнившиеся игрушки.

III . Заключительная часть.

Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось больше всего?

Ритуал прощания: «Речевка» (см. занятие №1).

Занятие 3

Оборудование: маленький мяч - мякиш, магнитофон, музыкальный диск с веселой мелодией.

I . Организационный момент.

1. Ритульный момент – речевка (см. занятие №1).

2. Упражнение – разминка «Яблочко» (мяч – мякиш передавать подбородком, без рук).

Цель: способствовать объединению, сплочению коллектива.

II . Основная часть.

    Речевая разминка «На горе Арарат стоит крупный виноград»:

Громко;

Тихо;

Шепотом;

С радостью,

С грустью,

Спокойно,

Индивидуально с звуком [р].

    Игра «Замри».

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжками, хлопками над головой и по бедрам);

Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

3. Офтальмотренаж (глазодвигательные упражнения).

Нарисовать двумя руками круг в воздухе, квадрат.

4.Дыхательные упражнения «Лифт»

Представить в правой руке игрушку, опустить руки вниз, по счету от 1 до 10 поднимаем игрушку на 10-й этаж.

5.Игра «Закончи слово»

Цель: развитие речи, внимание, быстроты реакции, расширение словарного запаса.

Дети стоят полукругом. Педагог поочередно бросает мяч и называет первый слог слова.

Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но…, и т.д.

III . Заключительная часть.

а) итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что запомнилось?

б) Ритуальный момент.

Занятие №4

Оборудование: краски, альбомы, магнитофон, диск с релаксационной мелодией, веселой музыкой.

I . Организационный момент

1) Ритуал приветствия (речевка);

2) Вводная часть: упражнение – разминка «Настроение в цвете».

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги;

Рефлексия по рисункам;

Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.

II . Основная часть.

    Игра «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Дети делятся на 2 группы.

Педагог: какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

В конце идет обсуждение, поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

    Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умения видеть другого.

Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

    Игра «Назови соседей»

Цель: развитие математических способностей.

Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч и называет числа от 0 до 10. Дети называют соседей этого числа.

    Игра «Запомни свое место».

Цель: совершенствование памяти, создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных местах зала. Необходимо заполнить свои места. Затем включается веселая музыка и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

    Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуальный момент (речевка).

Занятие №5

Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, карандаш простой, книга

С. Коноваленко.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка).

2. Вводная часть: упражнение – разминка «Кто позвал?»

Цель: объединение, раскрепощение участников.

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центре круга и закрывает глаза. Ведущий притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя ведущего. Ведущие должны угадать «Кто назвал его имя?»

II . Основная часть.

    Игра «Найди такую же форму»

Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания.

Показывается образец определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагается найти в комнате крупные предметы такой же формы.

    Игра «Пары слов».

Цель: развитие памяти, слухового восприятия, обучение запоминания по ассоциации.

Детям нужно запомнить второе слово из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Объясняется, как мне легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

    Узорный диктант.

Цель: развитие волевых качеств личности (умение слушать и работать по определенному правилу).

Рисуем по клеточкам собачку (стр. 235, книга «Развитие мышления и памяти у детей с 3-х лет, С. Коноваленко).

4. Физкультминутка «Шалтай – болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы, на слово «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Показ примера, дети повторяют.

Шалтай – болтай сидел на стене

Шалтай – болтай свалился во сне.

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуальный момент (речевка).

Занятие №6

Оборудование: альбомы с нарисованными фигурами, цветные карандаши.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Ветер дует».

Ветер дует на того, у кого светлые волосы (все светловолосые объединяются в круг),

Кто любит мороженное,

Кто хочет в школу,

У кого есть брат или сестра,

У кого нет друзей,

Кто много плачет, и т.д.

II . Основная часть.

    Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку.

Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова:

Шкаф, стол, диван …,

Лук, морковь, свекла …,

Роза, ландыш, василек …,

Корова, теленок, овечка …,

Машина, экскаватор, газель …,

Книга, тетрадь, ручка, карандаш, …,

Гармошка, бубен, пианино, …,

Подорожник, щавель, мята, зверобой, …,

Волк, лиса, заяц, медведь, … .

Подобрать обобщающие слова.

    Упражнение «Дорисуй фигуру» (по методу Дьяченко, Торренса)

Цель: способствовать развитию воображения, способности создавать оригинальные образы.

Раздать карточки с фигурами, дети должны дорисовать фигуру до картины.

    Физкультминутка «Отдых наш физкультминутка».

    Игра «Земля, воздух, вода, огонь».

Цель: развитие внимание, представление об окружающем мире, быстроты реакций.

Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает мяч, говоря: «Вода» («Воздух», Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает).

При слове «Огонь», ребенок хлопает в ладоши и крутится вокруг себя.

    Игра «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности»

Ход: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разминая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разминая руки.

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуал прощания - речевка.

Занятие №7

Оборудование: альбомы с 12 нарисованными кружочками, цветные карандаши.

I . Организационный момент.

Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Менялки».

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.

Дети и педагог сидят в кругу на стульях, педагог – ведущий один стул убирает и говорит: «Меняются местами те, кто любит шоколад», тот кому места не досталось, становится ведущим и игра продолжается.

II . Основная часть

1.«Задачки в стихах»

Цель: развитие математических способностей, логического мышления.

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок?

Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

Посчитайте – ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколь бочонков насчитал?

Три синицы на кормушке.

Две синицы на кадушке.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет … (пять)

Васька – ловкий рыбачок –

Ловит рыбок на крючок.

Трех поймал он на рассвете,

Трех поймал в вечерний час.

Три плюс три – любой ответит

То, что рыбок ….у нас. (шесть)

Рано утром у реки

Распустились васильки.

Пять – на левом берегу.

Пять – на правом берегу.

Я цветочки – василечки

Потому что пять да пять

Будет …. Как не знать?

Белка шишки собирала,

Собирала и считала.

Забиралась на сосну,

Прибавляла к трем – одну.

Было шишек три сначала,

А теперь … стало (четыре)

2.Упражнение «Дорисуй круги до предмета»

Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.

В альбомах детей заранее нарисованы 12 кружочков, которые необходимо дорисовать до предмета.

3.Офтальмотренаж «Лабиринт»

4.Динамическая пауза «Буратино»

5.Упражнение «Фигуры Бернштейна»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Предлагается детям за 30 сек. запомнить фигуры и зарисовать в альбомах, затее произвести самопроверку.

III . Заключительная часть

1.Рефлексия.

2.Ритуальный момент – речевка.