Правовая охрана и использование животного мира. Правовые меры охраны животного мира

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и

гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Контрольные вопросы по теме

1. Что представляет собой животный мир как объект правового регулирования представляет?

2.Что является основанием возникновения и прекращения права пользования животным миром?

3.По каким трем основным направлениям реализуются меры охраны животного мира?

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 123-127.

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.123-127

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

LEGAL PROTECTION OF WILDLIFE: THEORY AND PRACTICE С. В. ИВАНОВА (S. V. IVANOVA)

Автор рассматривает основные правовые меры охраны животного мира: сохранение, рациональное использование, акклиматизацию, регулирование численности объектов животного мира. Высказывается мнение о необходимости комплексного и системного подходов к сохранению животного мира. Анализируется действующее законодательство о животном мире, направленное на регулирование отношений по охране объектов животного мира.

Ключевые слова: объекты животного мира; биологическое разнообразие; охрана животного мира; сохранение естественных экологических систем; воздействие на животный мир.

In article the author considers the principal legal measures of protection of fauna: conservation, sustainable use, acclimatization, regulation of the number of objects of the animal world. The author suggests the necessity of comprehensive and systematic approaches to the conservation of the animal world. The article analyzes the existing legislation on the animal world, aimed at regulation of relations on protection of objects of the animal world.

Key words: wildlife; biodiversity; wildlife protection; conservation of natural ecological systems; the impact on wildlife.

Животный мир является для человека источником пользы и наслаждения, первоисточником производства и условием его биологического существования. Дикие животные приносят большую пользу, удовлетворяя различные потребности человека. Люди используют животный мир без особой осмотрительности, не задумываясь о том, этот объект природы необходимо сохранить для настоящего и будущего поколений. К сожалению, потребности человека в использовании объектов животного мира развиваются гораздо быстрее, чем осознание необходимости в их охране. Воздействие человека на животный мир приводит к уменьшению численности отдельных его видов либо их уничтожению. Животный мир относится к числу возобновляемых природных ресурсов, способных при определённых естественных условиях по мере их использования постоянно восстанавливаться. Это создаёт впечатление, что в природе «устанавливается какая-то естественная

гармония, какое-то природное равновесие. И так могло бы быть, если бы человек своей деятельностью не нарушил бы резко это естественное равновесие» . Темпы антропогенного вмешательства не соотносятся со временем восстановления естественным способом численности популяций видов животного мира. Для их восстановления и обеспечения расширенного воспроизводства необходимо создание определённых условий. Процесс восстановления имеет свои временные границы. В результате, когда нарушается «природное равновесие», возникает необходимость принимать меры по охране животного мира. Охрана животного мира становится задачей международного и национального значения, требует всестороннего, комплексного правового регулирования.

Основные положения об охране животного мира в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом

© Иванова С. В., 2017

«О животном мире». Наряду с указанными нормативными актами, существует довольно развитое законодательство, направленное на использование и охрану животного мира. В этих условиях закономерно возникает потребность детального изучения теории и практики правовой охраны животного мира, всестороннего анализа особенностей мероприятий по охране животного мира с тем, чтобы сформировать теоретическую основу дальнейшего развития отношений по охране животного мира.

Одной из основных задач охраны животного мира является защита объектов животного мира от антропогенного воздействия. С развитием экономических отношений формы негативного воздействия на животный мир со стороны человека становятся всё разнообразнее. Если в далёком прошлом человек «уничтожал ряд видов животных с различными целями и изменял условия их жизни при выжигании растительности» , то в настоящее время нарушение среды обитания происходит вследствие осушения болот, создания водохранилищ, вырубки леса. Набор антропогенных факторов и форм их негативного воздействия на животный мир широк и разнообразен. Всё многообразие воздействий можно условно разделить на две основные группы: прямые и опосредованные. «Прямые воздействия направлены на уничтожение популяций животных и растений в результате: чрезмерных объёмов добычи, низкой культуры промысла; нелегального промысла, сбора и коллекционирования живых организмов; нерациональной и неизбирательной борьбы с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства; гибели животных на инженерных сооружениях; уничтожения населением животных и растений, считающихся опасными, вредными или неприятными. Опосредованные воздействия направлены на уничтожение природных экосистем в результате: их превращения в сельскохозяйственные угодья, включая распашку степей; ведения лесного хозяйства нерациональными методами; различных видов строительства; добычи полезных ископаемых; осушения болот; антропогенной водной и ветровой эрозии почв; гидростроительства, создания водохранилищ, уничтожения малых рек» . К числу причин сокращения чис-

ленности и исчезновения диких животных следует отнести воздействие на животных химическими веществами (пестицидами, нефтяными продуктами); транспортными средствами на автомобильных дорогах, при сенокошении; уничтожение на линиях электропередач; в процессе добычи (изъятия) и специального истребления для защиты охотничьих ресурсов, водных биоресурсов; интродукцией видов растений и животных. Следует отметить, что данный перечень негативного антропогенного воздействия на животный мир не является исчерпывающим. Большой вред диким животным наносится в результате наводнений, лесных пожаров, засухи, оползней и других явлений природы. Таким образом, негативное антропогенное воздействие происходит как непосредственно на объекты животного мира, так и на естественные экологические системы. Поэтому осуществление мероприятий по охране объектов животного мира должно приобретать комплексных характер и включать меры охраны самих животных и среды их обитания, а также меры по охране естественных экосистем. Только в непосредственном сочетании этих мер возможно обеспечить эффективную охрану животного мира.

Одним из основных элементов охраны животного мира является сохранение биологического разнообразия. Под сохранением биоразнообразия понимается комплекс активных действий, включающий в себя как непосредственные меры по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию биоразнообразия, так и применение социально-экономических механизмов, определяющих воздействие на него различных групп населения и хозяйственных структур .

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации . Как справедливо отметил профессор О. С. Колбасов, «охрану природы невозможно обеспечить вне отношений по её использованию, ибо в этой сфере происходит наиболее значительное воздействие общества на природную среду» . Поэтому рациональное использование животного мира заключается в максимально полном его использова-

нии для удовлетворения различных потребностей человека при наименьших затратах. Однако использование природных богатств «с ориентировкой на непосредственные отдельные потребности, без учёта запасов этих богатств и косвенных последствий их эксплуатации, может принести в долгосрочном плане непоправимый или трудно устранимый вред. Поэтому такое использование природных благ не является рациональным и не может допускаться» . Примером может служить активная добыча отдельных видов диких животных в нарушение предельно установленных объёмов добычи. Также рациональное использование включает в себя использование объектов животного мира такими способами и средствами, которые исключают массовую гибель диких животных (к примеру, добыча (изъятие) рыбы с помощью электрической удочки).

Рациональное использование животного мира должно осуществляться на условиях устойчивого использования. «Устойчивое использование объектов животного мира - это использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию» . Таким образом, рациональное использование животного мира имеет экономический и экологический аспекты. Экономический аспект проявляется в удовлетворении материальных потребностей человека в животном мире. Экологический аспект заключается в сохранении оптимальной численности различных видов диких животных.

Наряду с рациональным использованием и сохранением, важным элементом охраны животного мира является его восстановление. Восстановление животного мира включает в себя совокупность мер, направленных на поддержание оптимальной численности объектов животного мира (уменьшение или увеличение их количества) и территории их обитания в тех случаях, когда её площадь уменьшается.

Численность животных восстанавливается путём естественного воспроизводства. В тех случаях, когда происходит уменьшение либо уничтожение мест обитания диких жи-

вотных, используются такие меры восстановления как переселение объектов животного мира в новые места обитания, воспроизводство в искусственно созданной среде обитания.

Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира следует отнести к улучшению животного мира. «Научно обоснованная акклиматизация животных является полезным мероприятием и широко применяется как средство обогащения животного мира» . Однако, если гибридизация, переселение, акклиматизация проводится без научных обоснований, подобные действия могут нарушить биологическое равновесие среди видов определённой экосистемы и нанести вред. Поэтому акклиматизация объектов животного мира, их переселение в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, при наличии заключения компетентных научных организаций, с учётом требований экологической безопасности.

На наш взгляд, охрана животного мира представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение, восстановление, рациональное использование и улучшение животного мира, среды его обитания и естественных экологических систем с помощью технических и юридических мероприятий. Технический аспект охраны животного мира представляет собой материально-техническую деятельность государственных служащих, членов общественных организаций, граждан, направленную на изучение и осуществление охраны объектов животного мира. Юридический аспект охраны животного мира выражается в деятельности компетентных государственных органов по подготовке, принятию

и изданию нормативных правовых актов в сфере охраны животного мира.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности по охране животного мира является создание действенных и эффективных стимулов. Стимулирование деятельности по охране животного мира должно служить тем организационным механизмом, который позволил бы соединить интересы дальнейшего развития отношений по использованию животного мира и отношений по его охране. Система стимулирования указанной деятельности предполагает повышение заинтересованности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в выполнении мероприятий по охране животного мира. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира . Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации. К таковому следует отнести прежде всего налоговое, банковское, бюджетное законодательство.

Согласно ст. 473 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами освобождаются отдельные категории налогоплательщиков . Таким образом, налоговые льготы в форме освобождения от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами предоставляются только гражданам и юридическим лицам, чья деятельность непосредственно связана с использованием животного мира.

Однако для юридических лиц и граждан, деятельность которых не связана непосредственно с использованием объектов животного, но оказывает влияние на них, налоговые льготы законодательством не предусмотрены. Деятельность промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций наносит огромный вред животному миру, их среде обитания, а также естественным экологическим системам. «По своей внутренней сущности товаропроизводитель не заинтересован в охране природы, ибо экономически и технически он может произвести больше продукции с меньшими издержками, если не будет затрачивать средства на охрану окружающей среды. Поэтому задачей введения льгот по экологическим налогам является стимулирование предприятия на изменение технологического процесса в пользу эколо-гичности производства. Повышение эколо-гичности производства может быть достигнуто, во-первых, за счёт приобретения очистных сооружений. Для предприятия и сборы, и приобретение очистных сооружений приводят к росту расходов. Налоговые льготы в данном случае компенсируют дополнительные расходы, связанные с финансированием мероприятий по снижению выбросов. Во-вторых, для производственного процесса, в котором вредное вещество является необходимым побочным продуктом, налоговые льготы могут стимулировать замещение производства «неэкологичного» продукта другим, более экологичным» . Отмечая важность экономического стимулирования для охраны животного мира, считаем необходимым разработать механизм предоставления налоговых льгот юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с использованием объектов животного.

К числу мер экономического стимулирования Федеральный закон «О животном мире» относит предоставление юридическим лицам льготных кредитов. Однако в банковском законодательстве отсутствует механизм реализации этого положения. Предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира предполагает предоставление денежных средств на определённых условиях, по сниженным процентам. В кредитных учреждениях, коммер-

ческих банках отсутствуют программы по предоставлению льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира. Следует предположить, что в связи с экономическим кризисом, который напрямую затронул банковскую систему, не стоит ожидать в ближайшее время разработки и реализации положения о предоставлении льготных кредитов юридическим лицам. Таким образом, положения ст. 54 Федерального закона «О животном мире» являются декларативными, носят отсылочный характер к специальному законодательству, которое не предусматривает правового механизма реализации предоставления мер экономического стимулирования

Следовательно, в настоящее время отсутствует целостная система мер стимулирования деятельности по охране животного мира, а отдельные меры, к примеру поощрение сотрудников, без сочетания с комплексом других не дают положительного результата. На наш взгляд, учитывая актуальность и значимость применения экономического стимулирования в целях охраны животного мира, целесообразно разработать механизм реализации закреплённых в законодательстве форм стимулирования. Также целесообразно использовать богатый практический опыт зарубежных стран по применению мер экономического стимулирования. «С учётом опыта зарубежных стран, можно предложить следующие пути создания целостной системы стимулирования природоохранной деятельности. Следует разработать научную концепцию поэтапного снижения уровня неблагоприятных экологических проявлений (выбросов, загрязнений и т. д.), включающую всю совокупность неблагоприятных экологических факторов с учётом особенностей на-

шей страны, а также её отдельных регионов» .

1. Стайное П. Правовые вопросы защиты природы / под ред. д-ра юрид. наук О. С. Колба-сова. - М. : Прогресс, 1974. - С. 25.

2. Лаптев И. П. Научные основы охраны природы. - Томск, 1970. - С. 63.

3. Пятый национальный доклад «Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации». -М. : Мин-во природ. ресурсов и экологии Российской Федерации, 2015. - С. 30.

4. Национальная Стратегия сохранения биологического разнообразия России. Москва, 2002. - С. 23. - URL: http://www.caresd.net/pdf (дата обращения: 05.05.2017).

5. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

6. Колбасов О. С. Охрана природы // Советское государство и право. - 1972. - № 2. - С. 16.

7. Константиниди С. С. Охрана животного мира: (Правовые вопросы). - Алма-Ата: Кай-нар, 1975. - С. 65.

8. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

9. Колбасов О. С. Охрана природы по советскому законодательству. - М. : Изд-во юридической литературы, 1961. - С. 49.

10. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.

11. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

12. Киреенко А. П., Батурина О. В., Головань С. А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 25-33.

13. Ростовщикова Е. А. Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития // Молодой учёный. - 2014. - № 21. -С. 77-79.

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Животный мир как объект правовой охраны характеризуется рядом признаков, которые закреплены в экологическом и фаунистическом законодательстве. К ним относятся:

  • – принадлежность к дикой фауне;
  • – нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой; дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, охраняются как товарно-материальные ценности в соответствии с требованиями гражданского нрава;
  • – установление территориальных границ нахождения дикого животного; только на территории РФ они входят в единый государственный фаунистический фонд, это важно при определении мигрирующих животных;
  • – непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории РФ на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д., животный мир в целом как объект охраны не исчезает; термин "потребляемость" относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду в целом, поскольку даже если сохранится хотя бы одно дикое животное, отвечающее названным признакам, фаунистический фонд сохраняется .

В ряде исследований ранее указывалось еще на один признак – полезность, который был закреплен в законодательстве 1960-х гг. Однако впоследствии большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо оно всегда носило условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, то отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, заяц или дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий – животные полезные, однако в случае превышения их численности уже являются вредными, поскольку могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству.

Использование животного мира – изучение, добывание объектов животного мира или получение пользы от них иными способами для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Использование объектов животного мира не должно приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира.

Охрана животного мира – деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Одним из направлений деятельности по охране животного мира является охрана среды обитания животного мира.

Законодательно установлено два режима охраны животных.

Общий режим охраны устанавливается Законом о животном мире.

По критерию возможности быть объектом охоты и рыболовства, данный закон определяет две категории объектов животного мира с общим режимом правовой охраны:

  • – объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень указан в постановлениях Правительства РФ); в отношении таких объектов животною мира предусматриваются гуманные способы охоты;
  • – объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства; их добывание или иное использование, согласно ст. 43 Закона о животном мире, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов.

Особый режим охраны устанавливается указанным законом в отношении объектов животного мира, отнесенных к числу особо охраняемых, в том числе указанных в Красной книге РФ и Красных книгах субъектов РФ.

При этом действуют правила, распространяемые на все указанные категории объектов животного мира. В их числе – установление системы ограничений и контроля за изъятием объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации или гибридизации), требования к природопользователям при осуществлении ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий.

Так, в соответствии со ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях, в границах национального парка запрещена промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т.д. Следовательно, охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах данной категории ООПТ.

Отнесение объектов животного мира в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов означает, что их численность и ареал резко сократились и продолжают сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека.

Для их сохранения устанавливается режим особой охраны, при этом существует три уровня учета и охраны редких и исчезающих растений и животных, осуществляемых посредством ведения Красных книг. Первый уровень – это участие в ведении Международной Красной книги и Красной книги государств – участников СНГ, второй уровень – ведение Красной книги РФ и третий – Красных книг субъектов РФ.

Так, например, в Красную книгу Ростовской области, изданную в 2003 г., вошли 253 вида редких животных.

Однако, несмотря на разработку почти во всех субъектах РФ региональных Красных книг, остается нерешенной проблема повышения эффективности данного направления охраны животных и растений. Одним из ее аспектов является отсутствие административной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о Красных книгах субъектов РФ. Подобные нормы могли бы содержаться в КоАП субъекта РФ (равно как и нормы об ответственности за нарушение положений Красной книги почв субъекта РФ).

Красная книга РФ – официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. По своей юридической природе Красные книги являются разновидностью кадастров природных ресурсов и объектов. Ведение Красной книги РФ осуществляется Минприроды России.

Красная книга РФ должна издаваться не реже одного раза в десять лет. Растения и животные, которые туда попали, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается всякая деятельность, которая ведет к сокращению их численности или ухудшению среды обитания. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие животные, несут повышенную ответственность за уничтожение этих объектов животного и растительного мира в соответствии со ст. 259 УК "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации".

Объекты животного и растительного мира могут также попадать под действие международных соглашений и конвенций, либо быть занесенными в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ.

Так, шесть видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных, обитающих в Российской Федерации, занесены в Красный список Международного союза охраны природы.

Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, джейран, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует проведения специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

В Красную книгу РФ занесено 415 видов (подвидов, популяций) животных и 533 вида растений, 17 видов грибов. Перечень животных, которые занесены в Красную книгу РФ за последние годы, увеличился в 1,6 раза. При этом 38 видов животных исключено из Красной книги РФ, поскольку им перестала угрожать опасность исчезновения.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.

Рассматриваемая проблема имеет и еще один важный аспект, вытекающий из положений международных договоров, регламентирующих ввоз, вывоз и транзитную перевозку редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди указанных международных документов следует выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), а также Перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, разработанный в соответствии с данной Конвенцией.

Выполнение требований Конвенции и последующих резолюций и решений конференций стран – членов Конвенции обусловило разработку и внедрение национального законодательства, регулирующего торговлю и использование видов диких животных и растений (их частей, дериватов и любых изделий из них), включенных в Перечни к Конвенции. Введение таких требований в и. 3 ст. 60 Закона об охране окружающей среды означает установление на законодательном уровне государственного регулирования соответствующей деятельности, включающего в себя введение определенных ограничений гражданского оборота образцов диких животных и растений, а также установление мер ответственности за нарушения в сфере их оборота и использования.

В настоящее время регулирование оборота диких животных и растений, включенных в Перечни к Конвенции, осуществляется на основании Закона о животном мире, Таможенного кодекса РФ, иных федеральных законов и ряда подзаконных нормативных правовых актов. Из данных документов следует, что вывоз с территории РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается при наличии специального разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации, а ввоз таких видов животных и растений на территорию РФ – при наличии разрешения административного органа по Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией, и разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации.

Ввоз на территорию РФ или иностранных государств подпадающих под действие Конвенции видов животных и растений, их частей или дериватов, добытых в открытом море судами, плавающими под флагом РФ, допускается при наличии разрешения (сертификата) Административного органа по Конвенции в Российской Федерации. Данный орган принимает решение и в отношении юридической судьбы конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или производимой из них продукции – дериватов, попадающих под действие Конвенции.

Административными органами по обязательствам, проистекающим из данной Конвенции в Российской Федерации являются Росприроднадзор, находящийся в ведении Минприроды России (в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб), а также Росрыболовство (в отношении осетровых видов рыб).

Однако эффективность мер по охране редких и исчезающих животных и растений пока не достаточно высока, а имеющаяся правовая база нуждается в совершенствовании.

  • См.: Малая Т. Н. Право собственности на животный мир: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 11–13.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира * .

* Подробнее о государственном кадастре и мониторинге объектов животного мира см. гла­вы 4, 5 данного учебного пособия.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др. *

* Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного ми­ра и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

Проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

Задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

Изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

Хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

Применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствияРФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

Организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

Охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, вле­кущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населен­ных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенство­вании существующих и внедрении новых технологических процессов, вве­дении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристичес­ких маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны преду­сматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий эле­ктропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хо­зяйственном отношении животных выделяются защитные участки террито­рий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуще­ствления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их про­ведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и раз­рушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законода­тельства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных терри­ториях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ мо­жет быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также вся­кая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невоз­можно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о живот­ном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые за­нимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обра­щаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по пре­дотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предот­вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст­венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопро­мышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объ­ектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные про­цессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате измене­ния среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозабор­ные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строитель­ства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия эле­ктромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, долж­ны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусма­триваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубо­проводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издает­ся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведе­ния о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида живот­ных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсемест­ное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются пе­речни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологиче­ских коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных кол­лекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собст­венности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Поста­новлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного уче­та, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

Организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

Охрана среды обитания животных.


1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире).

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и