Почему нужно читать детям вслух. Недооцененная польза от чтения детям вслух

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Литературное чтение

Внеурочная деятельность

Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения

Понимание текста ребенком является одним из самых значимых навыков. В этом материале мы ответим на вопрос «Как улучшить навыки чтения?» и поговорим про чтение вслух. Статья предназначена родителям дошколят и младших школьников, но будет полезна и педагогам.

Прослушать статью

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста

  1. Восприятие информации на слух
  2. Формирование запаса «опорных слов», т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь каждую секунду.
  3. Навык беглой расшифровки неизвестных слов.

Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения

Чтение детям - самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.

Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку «Алых парусов» или «Тома Сойера», но некоторые из «Денискиных рассказов» (в конце статьи вас ждет маленький конкурс) могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза - вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет «восстановить» из контекста.

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.

Наш совет - читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.

Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время - это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша...вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.

- Саша, ты почему не слушаешь?
- А...
- Сядь ровно и слушай внимательно!

Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Самые простые способы вовлечь ребенка в процесс чтения, а также полезные рекомендации по работе с текстом, были опубликованы в наших социальных сетях.
«Не ругать, не сдаваться, хвалить» - статья в « ВКонтакте » и Facebook - где вам удобнее!

  • Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по-ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.
  • Если ребенок комментирует прочитанное - хвалите его за самые интересные моменты.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко - куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения - нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.
  • Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.
  • Используйте методику «отсутствующих слов» - делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!
  • Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора - попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.
  • После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.
  • Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.
  • Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы.
  • Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов.

Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. «Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?», - спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Только на корпоратив ему пока не надо.

Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили - они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо:

Вспомнить детали;
- сделать выводы;
- вообразить сюжет;
- пофантазировать;
- иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив!

Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать «как взрослые», говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали

Кто принес письмо Гарри Поттеру?
- Чего боялся котенок Гав?
- Кем работал Дядя Степа?
- Кто сидел под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?
- В кого превратился гадкий утенок?

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста

Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой?
- Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?
- Правильно ли поступили мальчишки в рассказе «Ровно 25 кило»? А ты бы что придумал(а)?
- Маугли было бы лучше остаться со зверьми?

В этой статье представлено экспертное мнение о том, почему чтение вслух ребенку, независимо от его возраста, является чудодейственным средством формирования его любви к книгам на всю жизнь.

Существует ли связь между чтением вслух и хорошей успеваемостью в школе?

Доказано, что ребенок, который приходит в школу с большим словарным запасом, учится лучше, чем ребенок, словарный запас которого очень беден.

Почему так? Если подумать, в начальных классах школы почти все обучение проходит в устной форме. В детсадовском возрасте дети еще не умеют или только начинают читать, поэтому воспитатель постоянно разговаривает с ними, объясняя учебный материал. Это утверждение верно не только для чтения, но и для всех остальных предметов; учитель не просит детей открыть учебники и прочитать параграф № 3. Обучение проходит в устной форме, и у детей с большим словарным запасом появляется преимущество, потому что они понимают большую часть из того, что им преподается. Дети с маленьким словарным запасом с самого начала не понимают, что происходит, и, как правило, отстают в обучении, причем с течением времени все сильнее и сильнее.

Как ребенку сформировать большой словарный запас еще до начала учебы? Большой словарный запас чаще всего развивается у детей, с которыми много разговаривают и которым читают вслух. Если задуматься над этим, то можно прийти к выводу, что ребенок не может произносить слова, которые он прежде не слышал. Например, слово «мудреный». Ребенок не сможет выговорить это слово, если он не слышал его раньше. А для того чтобы запомнить это слово, ребенок, скорее всего, должен услышать его несколько раз. Это, конечно, не касается бранных слов. Когда ребенок слышит, как его родитель ругается, он запоминает все слова такого рода с первого же раза и с удовольствием повторяет их при любой возможности. Но большинство слов дети должны слышать несколько раз, поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми и в их присутствии с самого раннего возраста, потому что именно так дети учат слова.

Итак, родители должны разговаривать со своими детьми, но чтение вслух тоже очень важно. Из какого источника дети могут черпать наибольшее количество незнакомых слов? В разговорах мы часто используем словесные сокращения, а не полные предложения. Но язык книг очень богат и ярок и используют полные предложения. Язык книг, газет и журналов более сложный, замысловатый. Ребенок, который слышит сложные слова, имеет гигантское преимущество над ребенком, который лишен такой возможности.

Чтение вслух также увеличивает продолжительность концентрации внимания ребенка. И, наконец, чтение вслух - это великолепная реклама самого процесса чтения. Когда вы читаете вслух, вы разжигаете интерес к чтению. Ребенок, которому родители читают, захочет научиться читать сам, так как захочет делать то, что делают его родители. Но если ребенок никогда не видит, как кто-то открывает книгу, у него вряд ли появится такое желание.

Родители часто говорят: «Мой ребенок учится в четвертом классе, и он уже давно умеет читать, почему я должен читать ему?». Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: «Ваш ребенок может читать на уровне четвертого класса, но на каком уровне он слушает?».

Уровень чтения ребенка обычно ниже его уровня аудирования вплоть до восьмого класса. В частности, вы можете и должны читать книги седьмого класса пятикласснику. Как правило, сюжеты таких книг захватывают детей и мотивируют их читать. Пятикласснику может нравиться книга с более запутанным сюжетом, которую ему самому еще сложно одолеть. Чтение вслух действительно увлекает ребенка, потому что, когда вы читаете сюжетные книги, ребенок погружается в интереснейший мир печатного слова, в котором сюжеты сложные и серьезные, и ребенок готов с увлечением слушать и воспринимать их, даже если еще не умеет читать на соответствующем уровне.

Чтение вслух детям также является хорошим способом решать сложные вопросы. Например, вы можете сказать ребенку: «Я не хочу, чтобы ты общался с тем-то и тем-то», но эта нотация, вероятно, влетит ребенку в одно ухо и вылетит в другое. Однако если вы прочитаете книгу о мальчике, который попадает в неприятности из-за дурной компании, ваш ребенок будет напрямую переживать описанную ситуацию, и вы сможете поговорить с ним о ней. Вы можете задавать такие вопросы, как: «Как ты думаешь, мальчик сделал правильный выбор?», «Как ты думаешь, эта девочка была действительно его подругой?». Когда вы вместе обсуждаете книгу, это уже не нотация, это больше похоже на совместный просмотр записи игры тренером и игроками с целью определить, что было сделано правильно, а что пошло не так.

Книги, которые потрясают

Кто-то однажды сказал, что книги позволяют исследовать взрывоопасные ситуации, не опасаясь взрыва. Книги позволяют улучшать понимание людей за пределами собственного опыта и развивать чувство эмпатии . Ребенок из небогатой семьи, читая книги, может узнать, что есть дети, которым намного хуже, чем ему, есть дети, которые нуждаются даже в самом необходимом. Чем шире наш мир, тем больше мы понимаем и тем сильнее учимся сопереживать.

Еще одно преимущество чтения вслух: если сам родитель мало читал в детстве, чтение ребенку дает ему шанс вернуться в свое детство и прочитать те произведения, которые он не читал прежде. Многие родители, особенно отцы, часто говорят: «Ничего себе! Я в детстве не читал «Приключения Тома Сойера» и даже понятия не имел, как много я упустил!».

Нужно ли, чтобы учителя читали вслух детям даже в старших классах?

Да, потому что если вы прекращаете рекламу, останавливается торговля. Дети должны читать в школе, но такое чтение не пропагандирует этот процесс. Большую часть материала, который дети читают в соответствии со школьной программой, никто не стал бы читать ради удовольствия. И если все чтение связано только с учебой, у ученика развиваете отношение к чтению, как к третьесортному занятию, и ко времени окончания школы он будет ждать лишь момента, чтобы прекратить им заниматься. Он будет читать только в школе и для школы, но не в жизни и не для удовольствия. Конечно, дети должны прочитывать определенный объем учебного материала, но нельзя, чтобы они забывали, что существуют книги, которые заставляют смеяться, плакать и переживать всей душой.

Существует известное высказывание Филлис Терос о том, что старшие классы школы - это последняя остановка на дозаправку перед выездом на дорогу взрослой жизни, поэтому уроки, которые дети получают в старших классах школы, очень важны. Но в нынешних условиях тестирования на учителей оказывается настолько большое давление, что мало кто из них уделяет время чтению вслух. И это большая потеря. Стандартизированные тесты не имеют ничего общего с реальной жизнью, а это значит, что школы становятся оторванными от реальности. Проблемы, с которыми ежедневно сталкивается каждый взрослый человек, никак не связаны с тем, чему его учили в школе. Когда в жизни наступает кризисный момент или кто-то просит вас о помощи, ваша реакция по большей части связана с вашим чувством эмпатии и сострадания - опыт решения многовариантных тестов вам просто не пригодится.

Поэтому учителя разрываются между тем, что они считают правильным, и тем, что вынуждены делать. Если для детей чтение превращается в тяжелую, монотонную работу, то они стараются избегать его при любой возможности. Конечно, учителя очень заняты и им необходимо преподавать большое количество учебного материала, но даже если они будут посвящать всего лишь пять минут урока чтению для удовольствия, в конце года все эти собранные «пятиминутки» станут самыми яркими детскими воспоминаниями.

Стоит ли беспокоиться по поводу вездесущих электронных устройств и их влияния на чтение?

Электронные устройства вызывают привыкание. Вы нажимаете кнопку, и происходит волшебство - что может быть лучше? Так что дети легко подсаживаются на электронику.

Родители должны устанавливать ограничения , потому что дети не могут ограничивать сами себя. В слишком многих семьях часто бывает так, что один из родителей смотрит спортивный матч, другой делает покупки в Интернет-магазине, а ребенок сидит перед экраном компьютера, и вы не успеете оглянуться, как у малыша проходят годы без чтения,.. интеллектуальная ценность семьи просто исчезает. Мальчики играют в видео- и компьютерные игры больше, чем девочки, но девочки проводят много времени в социальных сетях и за обменом сообщениями. В среднем подросток проводит 90 минут в день за электронной перепиской, и это в среднем, что значит, что многие дети занимаются этим еще дольше.

Отвлеченное поколение

Мы вступаем в эпоху беспрецедентных изменений со времен изобретения печатного станка Гутенбергом; мир меняется быстрее, чем мы можем уследить. Сегодня дети носят в школу электронный планшет вместо 10 кг учебников. Ученик может найти учебник по любому предмету онлайн и перейти по ссылке, чтобы, например, посмотреть программу, посвященную Второй мировой войне.

Это хороший факт. А плохой заключается в том, что есть доказательства того, что мы не запоминаем информацию, считываемую с экрана, так же хорошо, как информацию из книг. И тем не менее люди находятся «в экране» постоянно. Мы воспитываем наиболее отвлеченное поколение в истории человечества. Чем больше отвлекающих факторов, тем хуже человек думает. Технологии экономят пространство, вес и время, но нет доказательств того, что они берегут детский ум, особенно если дети проводят все свое время перед экранами и не открывают книг. Поэтому от родителей зависит очень многое. Родители должны ограничивать время, проводимое детьми перед экраном, много читать им и развивать и пестовать любовь детей к книгам и чтению.

Оцените публикацию

Вконтакт

До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных. Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение. Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета. Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, . Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям . Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

— это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Реклама самостоятельного чтения

Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, . Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.

Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.

Тренировка аудирования

Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного . В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».

Близость с родителями

Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.

Решение многих проблем

Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения. Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям

Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.

В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие , произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто. Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет , можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы. Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее. Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.

Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.

Как читать детям

Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным. Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились. Делайте ударение на те звуки, произношение которых у ребёнка.

Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации. Пусть чтение будет вашим . Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать. И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

Консультация для родителей на тему:

«Читайте детям вслух»

Сейчас существует множество вариантов «заменителей» чтения, которые очень выгодны для родителей. Например, просмотр телепередач, прослушивание аудиосказок или онлайн-мультфильмы. Сейчас в век информации, человеческое сознание находится под атакой рекламы, ярких картинок, новостей и т.д. Не стоит забывать, что родители – это первые учителя для своих детей. И именно от них зависит, научится ли ребенок думать самостоятельно, фантазировать и захочет ли он получать новые знания и искать ответы на вопросы.

Чтение вслух будет полезно даже грудному ребенку. Хотя, может казаться, что он еще ничего не понимает, но можно увидеть, что в момент чтения малыш наблюдает за мимикой взрослого, учится улавливать меняющиеся интонации голоса. Таким образом, он общается с родителями на эмоциональном уровне.

В возрасте полутора лет дети уже начинают подражать взрослым, держат и пытаются перелистывать книги самостоятельно, рассматривают картинки. И это замечательное время, когда нужно обязательно наполнять мир своего крохи сказками и короткими историями, в которых содержатся многочисленные повторы.

Для деток дошкольного возраста совместное чтение должно быть важной семейной традицией или ритуалом. Никогда не отнекивайтесь от ребенка, который просит Вас почитать ему книжку. Ведь в такие моменты Вы становитесь еще ближе друг другу. Когда ребенок научится читать самостоятельно, очень полезно разыгрывать небольшие сценки, читать книги по ролям или предложить ему по-своему продолжить сюжет сказки. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Постоянное совместное чтение не только привьет любовь к книгам , но и будет способствовать формированию врожденной грамотности , что значительно облегчит дальнейшее обучение в школе. Кроме того, чтение для детей вслух способствует развитию воображения . Дети переживают сказочные истории, как реальные, он словно попадают в другой мир, где воображению нет предела.

Благодаря чтению у ребенка пополняется словарный запас . Он узнает много новых, интересных и необычных слов. Он учится их понимать и применять в повседневной жизни. А умение красиво и грамотно выражать свои мысли еще никому не помешало.

Чтение помогает проводить параллели между реальным и сказочным миром и понять, что же такое добро и зло. А также дает неограниченные возможности для того, чтобы найти решение своим житейским трудностям.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Ваш ? Вы не одиноки. Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит. Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно. Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери. А остальное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет получаться. Ведь тут несколько значимых факторов:

  1. возраст : ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
  2. темперамент ребенка : один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
  3. дефицит времени : надо постараться все дела подогнать так, чтобы оставалось нерушимой традицией;
  4. могут нагрянуть гости : или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
  5. трудности с выбором книг : это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!

Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух

Известно, что во многих семьях есть такая традиция. Где-то ее даже праздником считают. Представьте картинку… Детская. Детвора в постели. В этой теплой домашней обстановке рядом – вы. И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
  • Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
  • Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением. Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
  • Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
  • Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
  • Такой (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

С детьми постарше сложнее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св. Писания, книг духовного содержании. И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.

Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка. Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то. Значит, зацепило. Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!

Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность. Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.

Важно и другое — пол ребенка. Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.

  1. Классика (художественная литература) . Важно читать, т.к. в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д. И вообще, в своих лучших образцах — это всегда полезно…
  2. Сказки . Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
  3. Познавательная литература . Здесь возможности просто огромны. Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы. Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр. Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
  4. Духовная литература . Тут тоже все замечательно. Есть , есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др. Главное – учесть возраст и не читать из-под палки. Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Как надо

  • Первое, неторопливо и внятно.
  • Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
  • Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
  • Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
  • Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
  • Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.

Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…

Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.

Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное. Если ему было интересно, он сам спросит или скажет. Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.

Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной. Выделяйте приоритеты.

Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.

Не читайте до конца то, что наметили. Насильно мил не будешь. Лучше подумайте, как заинтересовать. Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.

Не навязывайте чтение, найдите другой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зависит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее. Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.

Резюме

Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух. Мол, столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!