Почему мы не помним себя в раннем детстве. Почему мы не помним, как родились? Причина послеродовой амнезии у всех людей

Вообще, почему именно 13 считается несчастливым числом сказать довольно трудно, вернее вариантов ответа довольно много, но никому неизвестно какой из них более точен. Самым первым и древним вариантом происхождения недоверия и страха к числу 13 считается еще древнее время, когда люди только учились считать. Человек сразу догадался, что считать по пальцам проще всего, так и появился счет чисел до 10ти. Почему число 13 считается несчастливым Затем получилось к заветной десятке прибавить еще 2 руки, и получилось число 12. А дальше варианты счета древнего человека подходили к концу, и начиналась страшная и пугающая неизвестность. Соответственно число 13 это переход к неизвестности, а неизвестность часто сравнивается со страхом смерти. Есть и более поздние варианты происхождения суеверий в религии и нумерологии, связанных с этим числом. Например, в некоторых вариантах науки нумерологии число 13 считается прототипом идеального числа «дюжины», поэтому символизирует завершенность и даже совершенство. Поэтому иногда считается что, прибавляя числа к 12ти, вы выступаете против признания совершенства, гармонии и завершенности идеального мира, чем естественно навлекаете на себя неудачи организованные вселенной и даже Божью немилость. Кроме того всем известный 13 аркан, давно признанной самой мудрой колодой карт ТАРО, также называется «смерть», а его числовое значение также неожиданно равно 40 (вы же еще помните сколько будет 4+0).

ПОЧЕМУ нельзя фотографировать спящих людей?

Есть такое мнение, что спящих фотографировать нельзя. Но почему?
Суеверные люди предполагают, что фотографирование спящих людей забирает у них жизненную энергию, что может привести к дальнейшей смерти.
Раньше, в древности, как, впрочем, и сейчас, суеверные люди верили в то, что душа человека во сне покидает тело. Сон – это «малая смерть». Считалось, что спящих нельзя переносить или перекладывать на другое место, ибо душа могла не найти дороги назад. Нельзя было рисовать и портрет спящего человека. Полагалось, что это может привести к болезни, разлуке, или вызвать измену. С появлением фотографии это поверье было перенесено на фотографирование.
Кроме того, создание бесшумной фототехники было достаточно непростым делом. Обычно во время фотографирования фотоаппарат издавал шум, который мог разбудить спящего. Во время фотографирования в помещении обычно срабатывает фотовспышка. Свет ее может разбудить спящего.
Из разумных объяснений, единственное, из-за чего не стоит фотографировать спящего, – некорректность подобного поступка. Если вы получите согласие человека на его фотографирование в состоянии сна – пожалуйста, иначе – стоит ли это делать? Ведь во сне человек беззащитен и не контролирует свое тело.

Что будет если съесть три ложки соли?

От такого количества соли у человека обычно случается тошнота и рвота, после этого сильная жажда. Но если выпить воды, то соль ее задержит, а вследствии этого начинаются сильные отеки. Кроме того при большой дозировки соли повышается давление и очень сильно возрастает нагрузка на печень и почки.
Умереть человек от 3 ложек соли скорее всего не сможет, но последствия будут печальными.

ПОЧЕМУ мы иногда видим летающие бесцветные мушки?

В среде медиков эффект мельтешения объясняют деструкцией стекловидного формирования в органе зрения. Что оно собой представляет? По своей сути оно является неким прозрачным веществом, напоминающим студень. Располагается внутри глаза и влияет на качество зрения человека.

В результате некоторых событий может произойти утолщение волокон внутри тела, что приведет к потере его прозрачности. Данное состояние как раз и называется деструкцией, из-за которой происходит появление «мушек».

ЧТО будет если отсканировать зеркало?

Подобрали зеркало без оправы. Его размеры: длина 30 см, ширина 20 см. Осторожно уложили на поверхность стекла сканера и прикрыли крышкой. Выбрали указателем мыши «новое сканирование» и задали желаемые параметры. Всё! Картинка готова.

Мы видим тёмный прямоугольник. На нём хорошо заметны следы от небольших царапин и потёртостей, которые были на зеркале. Как оказалось, ничего фантастического. Почти как картина известного художника Малевича. Только у нас не квадрат, а чёрный прямоугольник.

ПОЧЕМУ мы не помним как родились?

Каждый из нас хранит в памяти многие события детства, однако даже при большом желании мы не можем запомнить все. Никто из взрослых людей не может вспомнить момент своего рождения и первые годы жизни. Наши воспоминания обрываются примерно с 3-7 лет. Такое явление психологи назвали амнезией детства. Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.

ПОЧЕМУ нас раздражает звук собственного голоса в записи?

Каждый звук, который мы слышим – это колебания, распространяющиеся по воздуху. Внутреннее ухо “ловит” эти колебания и “вливает” их в голову через наружный слуховой проход, где они приводят в движение барабанные перепонки. Потом эти вибрации проникают во внутреннее ухо и превращаются в сигналы, которое достигают слухового нерва в мозгу, где и расшифровываются.

Однако внутреннее ухо улавливает не только те колебания, что поступают снаружи через слуховой проход. Оно воспринимает и те вибрации, которые возникают внутри организма. Поэтому когда вы говорите сами, то слышите комбинацию из этих двух видов вибраций. А звук в разных средах передаётся по-разному.

Этим и объясняется несоответствие, которое так раздражает, когда слышишь собственный голос в записи.

ФОТО Getty Images

Почему мы не помним своих снов? Это странно еще и потому, что сны могут быть гораздо более яркими и насыщенными, чем повседневная жизнь. Если некоторые события, происходящие во сне, случились бы с нами наяву - например, падение с крыши или романтическая связь с кинозвездой - эта история точно осталась бы в нашей памяти (не говоря уж про ленту соцсетей).

Есть несколько теорий, которые помогают понять, почему сны так быстро стираются из памяти. С одной стороны, забывание - это процесс, крайне необходимый с точки зрения эволюции: для пещерного человека сон о том, что, убегая ото льва, он спрыгнул со скалы, не закончился бы ничем хорошим. Другая эволюционная теория, разработанная первооткрывателем ДНК Фрэнсисом Криком (Francis Crick), гласит: главная функция снов - забывание ненужных воспоминаний, которые со временем накапливаются в мозге.

Мы забываем сны еще и потому, что нам непривычно вспоминать то, что происходило в сновидении. Мы привыкли к тому, что наше прошлое организовано хронологически, линейно: сначала случилось одно, потом другое, третье… Сны же хаотичны, полны ассоциаций и случайных, нелогичных поворотов.

Кроме того, повседневная жизнь, необходимость встать по будильнику и сразу спешить по делам не способствует запоминанию снов - первое, о чем мы думаем (если вообще думаем) после пробуждения: «С чего начать, что я должен сделать сегодня?». Из-за этого сны рассеиваются как дым.

Что делать, чтобы запомнить сон?

Перед тем как лечь спать, поставьте два будильника: один для того, чтобы окончательно проснуться, другой (музыкальный) - для того, чтобы сфокусироваться на том, что вы увидели во сне (второй должен прозвенеть чуть раньше первого).

  1. Перед сном положите ручку и лист бумаги на тумбочку возле кровати. Или воспользуйтесь приложением «записная книжка» в вашем смартфоне: пишите все, что помните, пока не начнете забывать.
  2. Когда прозвенит «музыкальный» будильник и вы потянетесь к бумаге и карандашу, старайтесь как можно меньше двигаться.
  3. Вспомните ощущение сна, его настроение, запишите то, что придет в голову. Делайте это в свободной форме, не придавайте событиям последовательность.
  4. Держите блокнот рядом в течение всего дня: возможно, сон будет продолжать «заигрывать» с нами. Заигрывающий сон - это термин, придуманный Артуром Минделлом (Arthur Mindell): осколки сна могут появляться на протяжении всего дня или даже нескольких дней, «дразня» нас и наш мозг.
  5. Когда вы научитесь воспроизводить свои сны, вам будет гораздо проще запоминать их.

Память - это способность хранить информацию и сложнейшая совокупность биологических процессов. Она присуща всему живому, но наиболее развита у людей. Человеческая память очень индивидуальна, свидетели одного и того же события запоминают его по-разному.

Что именно мы не помним?

Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.

И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.

Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.

По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.

Раннее детство - самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.

Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.

Исследования причин феномена «детской амнезии»

И снова Фрейд

Первооткрывателем феномена считается всемирно известный гуру психоанализа Зигмунд Фрейд. Он и дал ему наименование «инфантильной амнезии». В процессе своей работы он заметил, что пациенты не припоминают события, относящиеся к первым трем, а иногда и пяти годам жизни.

Австрийский психолог стал исследовать проблему глубже. Его окончательный вывод оказался в рамках традиционных для его учения постулатов.

Причиной амнезии детства Фрейд считал раннюю сексуальную привязанность младенца к родителю противоположного пола, и, соответственно, агрессию к другому, однополому с малышом родителю. Такая эмоциональная перегрузка не под силу детской психике, поэтому вытесняется в бессознательную область, где и остается навсегда.

Версия вызвала множество вопросов. В частности, она никак не объясняла абсолютную неизбирательность психики в этом случае. Далеко не все младенческие переживания имеют сексуальную окраску, а память отказывается хранить все события этого периода. Таким образом, теория не была поддержана практически никем и так осталась мнением одного ученого.

Сначала было слово

Определенное время популярным объяснением амнезии детства была следующая версия: человек не помнит того периода, в котором еще не умел полноценно говорить. Ее сторонники считали, что память, при воссоздании событий, облекает их в слова. Речь полностью осваивается ребенком примерно к трем годам.

До этого периода он просто не может соотнести явления и эмоции с определенными словами, не определяет связи между ними, поэтому не может зафиксировать в памяти. Косвенным подтверждением теории являлась и слишком буквальная трактовка библейской цитаты: «В начале было Слово».

Между тем, это объяснение также имеет слабые стороны. Есть немало деток, прекрасно говорящих уже после первого годика. Это не обеспечивает им устойчивых воспоминаний об этом периоде жизни. Кроме того, грамотное трактование Евангелия указывает, что в первой строке под «словом» подразумевается вовсе не речь, а некая мыслеформа, энергетический посыл, нечто нематериальное.

Невозможность формирования ранних воспоминаний

Ряд ученых считает, что феномен объясняется отсутствием абстрактно-логического мышления, неумением выстроить отдельные события в цельную картину. Ребенок также не может связывать воспоминания с конкретным временем и местом. Дети раннего возраста не имеют еще чувства времени. Получается, что мы не забываем наше детство, а просто не в состоянии сформировать воспоминания.

«Недостаток объема» памяти

Другая группа исследователей выдвинула интересную гипотезу: в первые годы детства человек поглощает и перерабатывает такой невероятный объем информации, что новые «файлы» уже некуда складывать и они записываются поверх старых, стирая все воспоминания.

Недоразвитость гиппокампа

Существует несколько классификаций памяти. Например, по длительности хранения информации ее делят на краткосрочную и долговременную. Так вот, некоторые специалисты считают, что мы не помним наше детство, потому что в этот период работает только краткосрочная память.

По способу запоминания выделяют семантическую и эпизодическую память. Первая откладывает отпечатки первого знакомства с явлением, вторая - результаты личного контакта с ним. Ученые считают, что хранятся они в разных частях мозга и способны объединяться только по достижении трехлетнего возраста посредством гиппокампа.

Пол Фрэнкланд, канадский ученый, обратил внимание на функции особой части мозга - гиппокампа, которая отвечает за рождение эмоций, а также за преобразование, транспортировку и хранение человеческих воспоминаний. Именно она обеспечивает переход информации из краткосрочной памяти в долговременную.

Изучив этот отдел мозга, Фрэнкланд выяснил, что при рождении человека он недоразвит, а растет и развивается вместе со взрослением индивидуума. Но даже после полного становления гиппокампа, он не может упорядочить старые воспоминания, а обрабатывает уже текущие порции данных.

Потеря или подарок природы?

Каждая из вышеописанных теорий пытается выяснить механизм детской потери памяти и не задается вопросом: а для чего мироздание так распорядилось и лишило нас таких ценных и дорогих воспоминаний? В чем смысл такой невосполнимой потери?

В природе все сбалансировано и все неслучайно. По всей вероятности, то что мы не помним наше рождение и первые годы нашего развития, должно нести какую-то пользу для нас. Этого момента в своих исследованиях касается только З.Фрейд. Он поднимает вопрос травмирующих психику переживаний, которые вытесняются из сознания.

Действительно, весь период раннего детства вряд ли можно назвать абсолютно безоблачным, счастливым и беззаботным. Может быть, мы просто привыкли так думать, потому что не помним его?

Давно известен факт, что младенец при рождении испытывает физическую боль не меньшую, чем его мать, а эмоциональное переживание малыша при родах сродни переживанию процесса смерти. Дальше начинается этап ознакомления с миром. А он не всегда бел и пушист.

Маленький человек, несомненно, подвергается огромному количеству стрессов. Поэтому многие современные ученые считают, что Фрейд был прав, как минимум, в том, что младенческая амнезия имеет охранную для психики функцию. Она оберегает малыша от неподъемных для него эмоциональных перегрузок, дает силы развиваться дальше. Это дает нам очередной повод поблагодарить природу за ее предусмотрительность.

Родителям же стоит принять во внимание факт, что как раз в этом нежном возрасте закладывается фундамент психики ребенка. Некоторые самые яркие фрагменты воспоминаний все-таки могут обрывочно оставаться в памяти маленького человека, и в силах отца и матери сделать эти моменты его жизни полными света и любви.

Видео: почему мы не помним события из раннего детства?

Все мы слышали о таком явлении как Реинкарнация. Кто-то читал об этом в книгах, кто-то видел об этом фильмы, слышал от знакомых, но в большинстве своём на этом часто заканчивается знакомство и разбор данного понятия. А ведь понимание данного явления и процесса играет важную роль для каждого из нас.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира. Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.

Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.

Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.

Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:

«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это? Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона «Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях». Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?

Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:

«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного».
А вот слова Артура Шопенгауэра:

«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь».
Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.

Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.

Рассмотрим фрагмент из книги Николая Левашова «Сущность и Разум» том 2:

«Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.»

А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» – являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз – надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.

Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.

Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:

Человеком мало родиться им ещё надо стать.

Первых трех-четырех лет жизни. Плюс, мы вообще довольно мало помним о себе до семи лет. «Нет, ну кое-что я все-таки помню», - скажете вы, и будете совершенно правы. Другое дело, что, задумавшись, может быть сложно понять, идет речь о настоящих воспоминаниях или о воспоминаниях второго порядка, основанных на фотографиях и рассказах родителей.

Феномен, известный как «детская амнезия», больше века является для психологов загадкой без отгадки. Несмотря на огромное количество информации, которую можно использовать, и технологические наработки, ученые все еще не могут сказать наверняка, почему это происходит. Хотя есть ряд популярных теорий, которые кажутся им наиболее правдоподобными.

Причина первая - развитие гиппокампа

Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью . Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.

В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.

Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии». Важно понимать, что память - это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп - область мозга, ответственная за все это - продолжает развиваться по крайней мере до семи лет.

Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше - с их сохранением.

Причина вторая - владение языком

Второй важный фактор, который играет роль в детских воспоминаниях - это язык. В возрасте от года до шести лет дети в основном проходят сложный процесс формирования речи, чтобы свободного (или даже языках, если мы говорим о билингвах). Ученые полагают, что предположение, будто способность говорить влияет на способность помнить (сюда же отнесем наличие в лексиконе слов «помнить», «вспоминать»), в какой-то мере верно. Иными словами, уровень владения языком в тот или иной период частично влияет на то, насколько хорошо ребенок будет помнить это или другое событие.

Об этом позволяет говорить, например, исследование, проведенное с участием малышей, доставленных в отделение неотложной помощи. В итоге дети старше 26 месяцев, которые могли рассказать о событии в то время, вспоминали его и пять лет спустя, в то время как дети в возрасте до 26 месяцев, которые не могли говорить, помнили мало и не помнили вообще ничего. То есть, превербальные воспоминания действительно с большей вероятностью теряются, если они не переведены на язык.

Причина третья - культурные особенности

В отличие от простого обмена информацией, воспоминания вращаются вокруг социальной функции обмена опытом с другими. Таким образом, семейные истории поддерживают доступность памяти с течением времени, а также увеличивают согласованность повествования, в том числе хронологию событий, их тему и .

Маори, аборигены Новой Зеландии, имеют самые ранние детские воспоминания - они помнят себя уже в возрасте 2,5 лет. Исследователи полагают, что это происходит благодаря логичности повествования матерей маори и традиции рассказывать семейные истории с раннего возраста. Анализ данных на тему также показывает, что взрослые в культурах, которые ценят автономию (Северная Америка, Западная Европа), как правило, сообщают о более ранних детских воспоминаниях, чем взрослые в культурах, которые ценят целостность и связанность (Азия, Африка).