Почему дети отвечают за грехи родителей. Расплачиваются ли дети за грехи родителей

Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д.. Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких? В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое). Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование. И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся. Особенно, когда речь идёт о каких-то тяжёлых преступлениях, то это до четвёртого рода может сказываться на детях. Вот о чём идёт речь. Но дети, рождаясь, например, очень жадными, или очень жестокими, или очень коварными, невиновны в том, что они рождаются с этими свойствами, и за это они не наказываются. А наказываемся мы за что? За своё отношение к этой своей страсти. Борюсь я с этим или нет. Вот за что! Если я не борюсь, то за это наказываюсь, если борюсь — слава и благодарение будет от Бога! Вот в чём дело! А за те свойства, с которыми рождается человек, за это он, конечно же, не наказывается, поэтому не нужно думать, что ребёнок наказывается за грехи родителей. Речь идёт о наказании в другом смысле, в том, что он несёт на себе [грех родителей]. Вот, психически ненормальные родили [таких же] детей. И дети [такими] родились. Не Бог же наказывает, а это естественный, биологический закон природы. Он касается не только тела, но и души. Бог не наказывает, а наказываем мы сами себя.

Кстати, пользуюсь случаем, чтобы сказать. Что является грехом? Грехом является не то, что будто бы Бог приказал нам, например, не воровать, а я украл, и теперь Бог меня накажет. Нет! Не это происходит, а происходит другое совсем! Оказывается, воровством я раню свою душу. Я себя раню! Вот чем я наказываю себя. Простой пример: отчего у пьяниц бывает цирроз печени? Что, Бог наказал? Здесь мы понимаем: «Нет, конечно! Он сам виноват». Наркомана Бог наказал? Точно так же это относится и ко всем прочим грехам. Всё то, что называется грехом, ранит душу человеческую. Почему апостол Иаков и писал: «Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем своими похотями и страстями». Вот о чём речь! Так же и здесь: дети не наказываются за грехи родителей — это образно. Об этом пишет Антоний Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Как они хорошо пишут о том, что не Бог наказывает, а мы сами себя наказываем своими делами. И к сожалению, родители передают свои духовные грехи, огрехи, страсти, детям. Поэтому родителям очень важно следить за собой. Как приходится говорить иногда, к сожалению, не очень культурно: «Мы хотим, чтобы дети были ангелочки, а сами настоящие дьяволочки».

- Наследственные болезни детей есть ли наказание за грехи родителей?

Приведу мысль пророка Иезекииля, что не наказывается сын за отца. Написано: «Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 19-20).

То есть каждый наказывается за совершенные им деяния.

Бог – величайшая Любовь и величайшее Смирение, Он никому не мстит, даже за наши грехи Он не мстит. Если я прыгаю с десятого этажа, разве Бог меня наказал, что я переломал себе все кости? Кто наказал пьяницу, кто наказал наркомана, вора, блудливого? И тем не менее все время слышим – «Бог наказал». Например, соседа сгорел дом, а у меня все благополучно. Что это значит? Так и надо соседу, потому что он – грешник, а я праведник. Это ужасная, иудео-языческая доктрина. Поскольку и в иудействе, и в язычестве она является основополагающей. Ее также восприняла католическая Церковь. К сожалению, все наши богословские учебники написаны под влиянием католичества и протестантизма. И первая православная книга на эту тему появилась в конце 19 века – «Православное учение о спасении» будущего Патриарха Сергия (Страгородского).

Итак, Бог никому не мстит, Он устраивает жизнь, окружающие условия для каждого человека в соответствии с духовным состоянием. И эти условия являются лучшими. Самый точный образ этого – Бог есть врач. Вот к врачу пришли два пациента, одного он отправляет на курорт, а другого отправляет под нож на операционный стол. Кто-нибудь скажет: наверное, первый ему угодил, а второй насолил. На самом деле, у первого тяжелый туберкулез легких, поэтому его – на курорт, а у второго – острый аппендицит, поэтому его отправляют на операционный стол. Для каждого выбрано наилучшее лечение. А мы продолжаем мыслить в категориях – «Бог наказал», «Бог возлюбил». Потому-то на слова Христа «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19,23), иудеи ахнули. Как же, если он богат, значит, угоден Богу, а христианство полностью отвергло это.

Кто виноват, когда рождаются больные дети? Виноваты, как правило, родители. Но ребенок не наказывается за грехи родителей. У пьяницы рождается больной ребенок. Но это не есть наказание. Это естественное следствие тех законов, которые установил Господь в нашем тварном мире. Это есть так называемый «родовой грех». Оказывается, страсти родителей делают так, что дети рождаются уже с воспаленными страстями. Они не виновны, но они уже такие.

Я помню такого скупого мальчика, что все над ним смеялись. Бывает в детях невероятная скупость, жестокость, тщеславие. И мы видим, что дети прямо такими рождаются. Это обусловлено духовным состоянием родителей, оно имеет огромнейшее значение для детей.

Если мы хотим, чтобы наши дети рождались духовно здоровыми, необходимо сделать все возможное, чтобы таковыми были мы сами. Яблочко от яблоньки недалеко падает - это закон существования человеческой природы в нашем тварном мире, а не «наказание» или «месть» Бога. Не стоит так оскорблять Бога. Бог есть Любовь, и Он никому не мстит.

- «Книга Чисел» 14 глава, 18 стих гласит о том, что грех отцов переходит на детей до третьего и четвертого поколения, что это значит?

В вопросе о родовом грехе можно полагать, что страсти родителей, в которых ребенок зачинается, носится, рождается, особенно действенны до третьего и четвертого поколения. Могут рождаться дети с какой-то воспаленной страстью, и родителям это важно знать. История говорит, что древние люди прекрасно понимали, какое значение имеет внешнее окружение для беременной матери: лица, природные ландшафты, люди, их разговоры, отношения. В духовном плане это имеет особенно важное значение. До третьего и четвертого рода передаются болезненные страстные явления, с которыми может рождаться человек. Если родители не повторяют родовой греховной страсти или даже, напротив, ведут борьба с ней, то может произойти исцеление, уничтожение этого родового греха. Это важная мысль для нации, для народа, для государства: «Духовная и нравственная жизнь родителей обусловливает духовное состояние детей».
А.И. Осипов,профессор МДА

В ответе ли дети за грехи родителей? Сложно сказать. С одной стороны , Бог не палач, чтобы истязать ребенка за то, что когда-то сотворил его отец. С другой — на генетическом уровне каждому из нас передалась информация обо всех поколениях рода, и никак не влиять она не может. Ведь любой человек — часть своего отца, деда, прадеда… Так где же истина?

Однажды святителю Николаю Сербскому написала письмо женщина, которая очень переживала за свою благочестивую племянницу. Последней выпали на судьбу страшные скорби: ее муж принес в дом венерическое заболевание, которым заразил и ее, затем от этого повредился рассудком и окончил свою жизнь в сумасшедшем доме. С его женой, замечательным человеком, случилось то же самое. Она не выдержала страданий и также умерла в заведении для душевнобольных. Сокрушаясь о печальной участи своей родственницы, ее тетя обратилась за советом к своему духовнику, впоследствии канонизированному Православной Церковью. И вот что ответил ей святитель Николай:

"Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: "Но почему же дети страдают за грехи родителей?".Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: "Подумай о детях!". (…). Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности. Милостивый Господь может пресечь наказание на ребенке, если он истинно покается и возопит к Нему, к Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была злой женщиной, но наказание не постигло сына за грехи матери. Не только не постигло наказание, но стал он святым, ибо постоянно молился за мать. Молитесь и Вы за родителей Вашей родственницы. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей".

По христианским верованиям, в момент зачатия на свет появляется не только недосформированное тело, но и душа будущего человеческого существа. Именно поэтому христианство категорически против абортов — ведь во время этой "операции" губится не только тело ребенка, но и уже существующая душа, которая, будучи не просвещенной Святым Крещением, никогда не увидит Бога. Разумеется, Господь, Справедливый и Милостивый, не станет истязать эту убитую детскую душу, как умершего нераскаянного грешника, потому что бедный младенец не успел еще согрешить. Не бывает наказания без преступления, но, с другой стороны, нет и святости без просвещения Божией Благодатью. Не бывает и детской участи без любого влияния на нее отца и матери — даже генетическая память о них играет большую роль.

Если говорить об абортированном ребенке, который в прямом смысле слова заплатил за родительские ошибки жизнью, то беззаконие родителей, совершенное над убитым, непременно даст о себе знать и в его вечной судьбе. И самое страшное, что ничего потом не исправишь. Если Бог дал родителю право выбора, то оно предусматривает и определенные последствия. В данном случае — вечную духовную слепоту и пусть частичную, но отдаленность от Источника Благ для того, кому "повезло" быть плодом отношений нелюбящих и не желающих его появления на свет людей. Безусловно, Всевышний позаботится об абортированном ребенке, насколько это будет возможно. Но то, что отняли у него родители, все равно никогда не возвратить. Он уже не созреет для Царствия Небесного в той степени, в которой придет в мир иной праведник. Разве что искренняя покаянная молитва когда-то отказавшихся от ребенка родителей может дать его погубленной душе хоть какое-то облегчение.

Но допустим, что ребенок, зачатый блудниками или другими грешниками, нарушающими Закон Божий, не был уничтожен до рождения. Что будет с ним в таком случае? Безусловно, образ жизни родителей отразится на бедном малыше точно так же, как дефекты их клеток скажутся на его организме. И в материальном, и в духовном мире действуют определенные законы, одним из которых является закон преемственности. Ребенок не унаследует ответственность за проступки родителей, потому что "каждый будет умирать за свое собственное беззаконие" (Иер. 31:30). И на Страшном Суде будет только одна ответственность — личная. Но греховные склонности и привычки, увы, могут передаваться по наследству и осложнять эту, земную, жизнь. Хорошо, что Милость Господня дает силы с ними бороться…

Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Такое мнение иногда пытаются представить как учение Церкви и даже ссылаются порой на ветхозаветные тексты. Но верно ли это?

Да, в Книге Чисел Бог описывается как «не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ. 14:18). Но, как объясняет преподобный Ефрем Сирин, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично и добровольно соучаствуют в грехе родителей , повторяя его. «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» — пишет прп. Ефрем.

То есть, беззаконие отцов, продолжающееся в детях, наказывается тем, что такой род пресекается. И в другой книге Ветхого Завета сказано: «Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9). То есть, если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование. Вот что означают эти слова.

А иудеи стали со временем понимать их неправильно, полагая, что будто может человек праведный и благочестивый быть наказываем за грех своего отца или прадеда, которого он даже не видел. Отсюда выходили две ложных мысли: первая - Бог не справедлив, и вторая - если меня постигает какое-то наказание, то это не значит, что я грешен и должен исправляться, это предки мои нагрешили, а я такой хороший должен вот за них отдуваться. Они даже завели поговорку: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

И вот, обличая это ложное понимание, Бог устами пророка Иезекииля говорит: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет… Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18:2-4,19–30). А через пророка Иеремию сказал Бог: «Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех предков .

И когда апостолы, показав на слепого от рождения, спросили Христа, не за грехи ли родителей с ним это приключилось, Господь прямо сказал: нет (Ин. 9:2-3). Поэтому упомянутое представление ошибочное. Бог справедлив и каждый наказывается за свои собственные грехи. Сказанное относится и к призывам «покаяться за грех убийства царя». В чужих грехах легко каяться, но Бог от нас ждет покаяния в наших грехах.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6).
За грехи родителей страдают дети. Как можно понять то, что дети могут страдать за грехи родителей и наказываться за них? Так ли Господь не справедлив в том, что наказывает детей за грехи родителей? Конечно же, нет. Каждый совершенный грех, как причина, влечет за собой следствие, которое выражается через наказание, возмездие; как в законе причин и следствий. Все в мире взаимосвязано, каждое событие, возможно, объяснить другими событиями, которые предшествовали ему и влияли на него. Задавая вопрос, почему что-то произошло, как что-то могло случиться, мы ищем причину этих событий. Углубляясь в поиски причин, мы видим, что истинного первоначала только логикой мы достичь, не можем. Это происходит потому, что цепочка, в которой один грех является следствием предыдущего и причиной последующего, ведет к первопричине, к падшему Люциферу. Любое проявление греха в человеке является следствием, и у него есть причина. Эта причина вызывает грех, а грех (как следствие причины) в свою очередь влечет за собой другое следствие - наказание. Родительский грех - это причина, следствием которой может являться проявление этого греха в детях, и поэтому наказание за этот грех переходит и на детей вместе с проявлением этого родительского греха. Другими словами, причина проявления в детях грехов заключена в родителях, поэтому и причину наказания и причину проявления грехов в детях надо искать в родителях. По этой же схеме причин и следствий надо рассматривать и переход духов от родителей к детям. По закону духовного мира наказание или же духи нечистые передаются детям до третьего и четвертого поколения, а благословение передается до тысячи родов: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6). Дети наследуют грехи родителей при зарождении их в утробе матери. У младенца уже можно видеть проявления характера одного из родителей и определить, чей характер, чьи качества он унаследовал в большей степени. Если родители - люди, не возрожденные от Бога, не освобожденные от грехов Кровью Иисуса Христа, то дети наследуют их грехи. Даже если родители, видя в ребенке то или иное качество своего характера, осмысленное ими самими только с годами, хотели бы, чтобы ребенок не повторил уже сделанные ими ошибки, то все усилия родителей не увенчаются успехом. Это происходит потому, что в детях грех родителей заложен при зарождении и родители видят только следствие причины, приведшей к греху.
Иначе обстоит дело с детьми Божиими, чьи грехи прощены и омыты Кровью Иисуса Христа. При зарождении ребенка в такой семье грехи родителей не переходят по наследству детям, потому что их больше не существует, они смыты Кровью Христа. Но дети могут унаследовать благословение родителей, если родители не просто прощеные грешники, но к тому же живые, духовные последователи Христа. Если же один из родителей верующий, живущий в святости Божией, а другой неверующий, то тогда святость верующего родителя покрывает греховность другого. Ребенок от такого брака рождается под благословением и святостью верующего родителя и не наследует грехи неверующего, потому что: «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». (1Ин.4:4). О том, что святости одного родителя достаточно для того, чтобы дитя был освобожден от наследственных грехов или наследственных духов, говорится в Писании: «Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». (1Кор.7:14). Это не значит, что дети, рожденные у верующих родителей, не нуждаются в очищении от грехов и, что они безгрешны. Они не освобождаются от собственной греховной плоти, поэтому тоже нуждаются в освобождении от собственных грехов, унаследованных от Адама. Но грехи родителей или же одержимость нечистыми духами одного из родителей им уже не передается.
Небезнадежно положение и тех детей, которые родились у родителей до того, как те уверовали, и получили наследственные грехи или же наследственных духов. Так как в мире действует закон причин и следствий, то прежде, чем удалить следствие, надо удалить причину, то есть прежде, чем бороться за освобождение ребенка, надо освободить родителей. Надо прежде удалить причину, тогда исчезнет и следствие. Освобождение детей от грехов надо начинать с освобождения от них родителей.
Есть разница между прощением и освобождением. Приходя к Христу, каждый получает прощение грехов через покаяние, но можно при этом не получить освобождение от причины греха. В таком случае грех постоянно будет проявляться в человеке и ему придется бороться с ним и все силы тратить на эту борьбу. Особенно тяжело человеку, если он одержим каким-либо злым духом. Грехи прощены, но причина их возникновения осталась, а раз осталась причина, то со временем опять проявятся ее следствия. Если бы одного прощения грехов было бы достаточно, то не надо было бы изгнания духов. Наследственные грехи обычно связаны именно с духами, и поэтому необходимо от них освободиться, удаляя причину греха, которая находится в основном в родителях.
Причину греха, от которого человек еще не освободился, иначе можно назвать корнем всех его грехов и падений. Когда корень будет обнаружен и удален, тогда ребенок получит освобождение через изгнание наследственных духов или отречение от наследственных грехов. Если этого не сделать, если не освободить ребенка, то дети повторят ошибки родителей, повторят их судьбу, как говорят в мире. Вот и выходит, что дети несут наказание родителей как следствие их грехов.
По этой же причине так важно, чтобы родительское ложе было непорочно и брак честен: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Евр.13:4). Нечистые браки и опороченное ложе, ложе вне брачной связи, еще одна из причин, при которой дети наследуют грехи родителей и наказание за эти грехи. Поэтому борьбу за освобождение ребенка от проявлений зла в нем родителям надо начинать с себя. Только в этом случае борьба будет эффективной.
Между детьми и родителями есть невидимая, но весьма ощутимая духовная связь. Все то, что родители носят в своих сердцах, отражается на детях. Ярко выражены эти проявления в детях до их определенного возраста, а затем связь хоть и остается, но становится менее заметной. Например, раздражение родителей, их гневное состояние может быть выражено у детей повышенной возбудимостью, излишней слезливостью и раздражительностью. Плохое настроение родителей или их уныние тоже передается детям. А мир, радость и покой в душе родителей наполняет ребенка счастьем и делает его спокойным и довольным. По этому же невидимому каналу детям передается и освящение родителей. Дети освящаются святостью родителей или оскверняются их бесчестием. Слова Иисуса Христа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48) относятся и к родителям, потому что они ответственны за души детей. Если их святостью дети освящаются или же их осквернением - оскверняются, то значит, в первую очередь, с родителей спросится за плохое воспитание ребенка и за плохое состояние его души. Если за грехи родителей наказание получают дети, то тем самым родители наказываются дополнительно. Вести святой образ жизни, очищаться и освящаться родителей обязывает еще и долг перед детьми. Вот, как говорит Сам Господь: «…ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44). Наш Отец свят и Его святостью и мы святы. Мы освящаемся святостью Отца нашего, а живущие в мире оскверняются скверностью их отца - диавола. «…будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44) - говорит Господь потому, что мы наследуем Его благословения и Его святость. Верующие родители обращаются к своим детям: “Поступайте свято, как я поступаю; живите свято, как я живу, и будете наследовать благословение”.