Немецкий танк. Немецкие танки Второй мировой войны

В XX веке виды вооруженных сил развивались с большой скоростью. Одним из важнейших изобретений в этой области стали танки. Именно они совершили революцию в методах ведения войны. Эта статья расскажет о самых тяжелых военных машинах в истории.

Дотанковая эпоха

Проект первого прототипа танка предложил в 1874 г. французский конструктор Эдуард Буйен. Он выступил с идеей вездеходного поезда, который двигался бы за счет встроенной в него железной дороги. Военная модель состояла из 8 секций с 12 пушками на корпусе. К сожалению, в то время реализовать такой проект возможности не было.

Другой проект выдвинут инженером В. Д. Менделеевым в 1916 г. Он спроектировал модель бронемашины с крупнокалиберной пушкой и пулеметом. Проект оказался сложен для производства и не заинтересовал правительство России.

Эпоха танковых машин

Разработка первого в мире танка последовала сразу же за проектом Менделеева и прославилась своим грозным названием на весь мир, однако, проект так и не был реализован.

«Царь-танк»

Машина известна всем, кто интересуется танками. Ее сконструировал инженер Николай Лебеденко. 8 января 1915 модель в чертежах представили Николаю II. Российский император впечатлился разработкой инженера и выделил средства на реализацию проекта. Танк прозвали «Нетопырь», но он оказался непригодным для войны: колеса быстро выходили из строя, танк застревал на дороге.

«Нетопырь» – это самый большой и длинный танк в мире. Из-за размеров он и прославился:

  • Масса – 60 т;
  • Высота – 9 м;
  • Длина – 17,8 м;
  • Ширина – 12 м.

Невозможность практического использования «Царь-танка» предопределила его судьбу – он стоял на месте сборки, пока в 1920-ых модель не утилизировали.

Модель – единственный представитель вида сверхтяжелых машин, пущенных в массовое производство. Танк создали в конце Первой мировой войны. Предназначением огромной машины стал прорыв немецких оборонительных укреплений. Производитель – французская фирма FCM, получила распоряжение на производство 300 экземпляров в феврале 1918 г.

Интересно!

Во время Второй мировой один экземпляр танка захватили немцы, после чего о нем ничего неизвестно.

В период Первой мировой войны воющие государства были заинтересованы в создании машин, способных прорывать укрепления противника. Не исключением оказалась и Германия. В 1917 г. инженер Йозеф Фольмер получил распоряжение разработать немецкий танк, обладающий такими возможностями. Фольмер предоставил проект машины весом 150 тонн и длиной 12,8 м. Военная машина приводилась в движение двумя двигателями по 650 лошадиных сил. Из вооружения стояли 4 пушки калибром 77 мм и 7 пулеметов.

K-Wagen управлялся экипажем из 22 человек. Конструкторы успели собрать одну модель и некоторые комплектующие ко второй. Из-за приближения войск Антанты наработки пришлось уничтожить.

К 1930-ым гг. Char 2C (FCM 2C) перестал соответствовать требованиям современной войны. Французы, руководствуясь опытом Первой мировой, решили, что им нужен новый тяжелый танк.

В 1938 г. французские военные определились с видением модели номер 2. По их замыслу танк должен был обладать мощной пушкой и скорострельным орудием. Броню планировали сделать неуязвимой для противотанковых орудий. Конкурс на производство модели выиграла фирма FCM. Первую машину решили выпустить к маю 1940 г., но успехи немецких войск помешали этим планам.

Танк построен британскими разработчиками. Модель весом 64 т развивала скорость не более 8 км/ч. В силу ряда причин TOG II не вышел в серийное производство.

TOG I

Машину разрабатывали одновременно с TOG II. Первая модель TOG I выпущена в 1940 г. Основным преимуществом танка стала повышенная проходимость при весе в 82,3 т. Из-за маленькой скорости и устаревшей конструкции военные отказались от массового выпуска модели.

Самый большой тяжелый танк в мире также известен под названием «Мышь». Маус изготовлен австрийским конструктором Фердинандом Порше. Несмотря на грандиозную массу в 188 т модель обладает хорошей управляемостью и повышенной проходимостью.

Ко второй половине 1944 г. изготовлено две «Мыши», но дальнейшее производство остановилось из-за недостатка средств у Германии.

Интересно!

Во время наступления советских войск модели танка были захвачены. Одна из них в настоящее время выставлена в Центральном музее Кубинки. Фото и видео о Маусе размещены в сети интернет.

В 1943 г. инженеры Великобритании занялись разработкой тяжелого танка. По задумке конструкторов он должен был быть оснащен мощной броней и боевыми системами. Поэтому модель стали называть Tortoise – «сухопутная черепаха».

В 1944 г. производитель получил заказ на производство 25 машин, но в мае 1945 г. закончилась Вторая мировая война, и нужда в «черепахе» отпала. В результате выпустили 5 моделей.

В сущности, «сухопутная черепаха» представляла собой самоходную артиллерийскую установку, а не танк, но из-за веса в 89 т ее отнесли к семейству танков. Из вооружений «сухопутная черепаха» имела 94-мм пушку и 3 пулемета. Модель сняли с производства, когда выяснилось, что танк уступает советским тяжелым машинам по техническим характеристикам.

Разработчик – Генрих Эрнст Книпкамп рассматривал E-100 как универсальную боевую машину. Бронированный танк должен был вытеснить «Мышь» и другие гусеничные средства. По мощи брони E-100 не уступал «Мыши», но обладал меньшим весом (140 т).

Проект не довели до конца. Разработчики успели изготовить лишь шасси, которые позже попали в руки английских военных.

В XX веке предприятия СССР выпустили самое большое число танков в мире. Правительство уделяло внимание производству средних и легких машин, а на сверхтяжелые не хватало ресурсов. До начала Великой Отечественной войны над созданием экземпляра тяжелого танка работали на Кировском заводе, но наступление немецких войск вынудило свернуть изыскания.

Когда кончилась Вторая мировая война, производство тяжелых танков признали нерентабельным. Конструкторы заострили внимание на изобретении машин, способных воевать в условиях ядерной войны. В 1957 г. КБ Ж. Я. Котина выпустило модель особенного танка. Размер брони башни составлял 305 мм при весе танка в 60 т, но ввиду плохой маневренности проект не прошел испытания.

Разработка принадлежит немецкому инженеру Эдварду Гротте. По задумке вес машины должен был составлять 1000 т. При этом, танк разгонялся бы до 35 км/ч. В 1942 г чертежи представили Гитлеру и он дал добро на строительство машины. Работу над проектом прекратили через год – для его воплощения не хватало материалов.

Проект разрабатывался в начале 1930-ых гг. в КБ «Большевик». Что примечательно, его автором был уже известный Эдвард Гротте. Тысячетонная машина должна была быть оснащена шестью башнями с десятком орудий. По расчетам инженеров максимальная скорость машины составила 60 км/ч. В результате изысканий постройку ТГ-5 признали невозможной.

В заключение

Тяжелые танки пользовались сравнительно небольшой популярностью у военных. Они были сложны в производстве и редко оправдывали свою стоимость. Поэтому на сегодняшний день в вооруженных силах популярны средние и легкие модели. Например, самый мощный танк в мире весит меньше 70 тонн.

Видео в тему

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.
10. M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9. «Шерман-Светлячок» (Великобритания)

Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5. «Комета» IA 34 (Великобритания)

Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4. «Тигр I» (Германия)

«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3. ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)

Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2. М26 «Першинг» (США)

США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1. «Ягдпантера» (Германия)

Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Если вы думаете, что самый большой танк в мире на фото немецкий – вы ошибаетесь. Больше русского Нетопыря (Летучей мыши) или Мамонта, Царь-танка, как его еще называют, танков на планете не было и нет. Но больше, увы, не значит мощнее.

Танки-гиганты в истории

Нетопырь – огромное бронированное сухопутное ТС с пулеметами, аналогов которому в мире не существует. Почему? Потому что на первом же смотре он показал свою бесполезность для военного дела, так как застрял в грязи одним из 9-метровых колес. Мамонт был разобран на металлолом, но в истории остался как самый крупный из когда-либо созданных танков. Какими были его размеры, вы узнаете, прочитав статью до конца. А сейчас поговорим еще об одном гиганте из мира танкостроения, заслуживающем вашего внимания грандиозностью задумки.


Ratte

Если бы этот проект осуществили, безусловное лидерство по размерам танка в истории принадлежало бы Германии. И, возможно, именно эта страна одержала бы победу во Второй Мировой. Не верите? Тогда читайте дальше.

Танк «Крыса» – детище Эдварда Гротта. Нацистский инженер-конструктор решил создать самый мощный и превосходящий по габаритам все известные боевые машины танк. Весить машина по его расчетам должна была 1000 тонн при длине 39 метров, ширине 14 и высоте 11 метров. По проекту броня «Крысы» должна была быть более 35 см, а максимальная скорость — 35 км/ч. Танк был рассчитан на экипаж численностью 27 человек.


Чертежи этого монстра Гротт в 1942 году отправил Гитлеру. Фюрер утвердил проект, и началась его реализация. Но через год она была прекращена: слишком много тратилось материалов. И технологий, необходимых для разработки «Крысы», на тот момент еще не было.

Как считаете, если бы этот, самый большой немецкий танк в мире, стал реальностью, каким был бы исход войны?

Кстати, подобная попытка зафиксирована и в СССР - создать 1000-тонный танк. Проект назывался ТГ-5, но он также не был реализован.

Есть ли гиганты в современном танкостроении?

Среди наиболее габаритных танков без ущерба для их маневренности отметим немецкого Леопарда 2А6. Он весит 62 тонны, усилено бронирование башни, есть дополнительная противоминная защита. В длину вместе с пушкой он составляет 9670 мм, в ширину - 3700 мм. Высота - 2790 мм.


Также стоит сказать об израильском Меркаве. Это и танк, и БМП, и миномет с пулеметами в одном. Такой функционал делает танк большим и тяжелым, зато обеспечивает экономию других боевых машин.


Топ 10 самых больших танков в мире

10. На десятой позиции советский «Объект 279». Его создали в 1957 году. Танк 9,8 метра в длину, в высоту - 3,6 метра. Сколько он весил? 60 тонн и внешне чем-то напоминал летающую тарелку. Но к боевым испытаниям его не допустили из-за плохой маневренности.


9. TOG I. Танк английский. Год его создания 1940. Габариты: 10,1 метра (длина), 3,1 метра (ширина), 3 метра (высота). Вес в снаряженном состоянии 65 тонн. Выпустили в единственном экземпляре, так как у этой машины был один существенный минус - слабая броня. То было связано с тем, что при разработке танка использовались устаревшие технологии.


8. Т-28 Turtle. Работа над американской «Черепахой» началась в 1943 году. Но из-за бюрократической задержки на реальную службу она так и не попала. Длина танка превышала 10 метров, ширина - 2,8 метра. В снаряженном виде он весил 86 тонн, а его броня была рассчитана на то, чтобы выдерживать лобовые выстрелы немецких Пантер.


7. А-30 Tortoise. Еще одна черепаха, но британская. 10-метровая в длину, 3-метровая в высоту и 3,9 метра в ширину. Весила 78 тонн. Полностью оправдывала свое название, так как была очень медлительной. Впрочем, не только сама Tortoise, но и ее разработка, она была остановлена в связи с окончанием войны.


6. Е-100. Тяжелый (140 тонн), но весьма перспективный немецкий танк длиной 12 м, шириной 4 м и высотой 3,2 метра. Правда, в бою он себя не показал. Война закончилась раньше, чем его допустили к боевым испытаниям.


5. Maus. Фюрер лично заказал разработать «Мышь», чтобы увеличить мощь вермахта. Так была создана машина весом 180 тонн, 10,2 м; 3,5 м; 3,6 м (длина; ширина; высота).


4. FCM F1. Франция, 1939 год – начало разработки танка FCM F1. 2 башни, вес - 145 тонн, 12 м – длина, 3,6 м – ширина, 12 см – толщина брони. Довести дело до конца не удалось из-за наступления вермахта.


3. K-Wagen. Стальная крепость на колесах: 13 м; 3 м; 3,5 м. Вес «крепости» – 150 тонн. Первый образец немцы собрали в 1918 году и сами же уничтожили, т. к. войска Атланты оказались близко к производственному цеху.


2. Char 2C. Француз по происхождению, весом 75 тонн. Крайне медлительный и неповоротливый, с неуемным аппетитом по поглощению топлива. Длина машины составляла 10,2 метра, ширина – 3, высота – 4 м. Была выпущена серия таких танков для передовой, прорывать заградительную линию противника. Снят с вооружения в 1940 году, так как оказался бесполезным для маневренной войны.


1. И первое место. Принадлежит оно, как мы уже говорили выше, российскому Мамонту. Это самый большой танк в мире, на фото больше напоминает азиатскую повозку, а не боевую машину. Имел несколько названий, в том числе «Царь-танк». В длину был 17,8 м, 12 м в ширину и 9 в высоту. Весил 60 тонн. Предполагалось, что обслуживать его будет экипаж из 15 человек. В серийное производство Царь-танк запущен не был: ездил медленно даже по ровной дороге, застревал в грязи, был виден на расстоянии нескольких километров. Остается загадкой, как инженер получил разрешение у Николая II на разработку такой боевой машины?


Как говорится, на ошибках учимся. Инженерная мысль изменила направление, и размеры танка уже не являются основным показателем его эффективности, боевой мощи. На сегодняшний день ценится маневренность, легкость и технологичность.

А если бы вы были разработчиком танка, каким бы он был?

С того самого дня, как на полях сражений появились первые бронированные машины, названные танками, их не перестают усовершенствовать. Самый большой танк в мире произведен Россией в 1915 году. Известен он под названием Царь-танка, Мастодонта, Мамонта или машины Лебеденко. У него даже появилось несколько прозвищ, так например, Царь-танк сравнивают с летучей мышью, поскольку, когда модель переносилась на задние колеса, то напоминала летучую мышь, спадающую вниз головой. Что же это за махина, и по какой причине до настоящего времени не удалось построить модель более крупных размеров?

Разработкой чертежей занимались великие инженеры России: Стечкин с Микулиным. Если честно, эту махину не назовешь танком, ведь внешне она больше схожа с орудийным лафетом, который увеличили в размерах. Отличительная особенность данного проекта – нестандартный внешний вид и амбициозность.

Идея о конструировании такой машины пришла в голову главному инженеру Лебеденко, на это его вдохновили арбы. Так назывались повозки в Средней Азии, благодаря огромным колесам на них можно было преодолеть любой ухаб и канаву. Разработанный Лебеденко танк имел два большущих колеса, диаметр каждого 9 метров, в целом длина машины составляла 18 метров. Масса девятиметровой в высоту и двенадцатиметровой в ширину машины достигала 60 тонн. Для обслуживания танка требовался экипаж, минимум в 15 человек. По трассе максимальная скорость этого танка достигала 17 км/ч. Такая боевая машина была выпущена в единственном экземпляре, которая не прошла первоначальные испытания.


Как уже говорилось ранее, танк тяжело было назвать орудием, которое используется для атаки и обороны, он больше похож на крепость на колесах. Вследствие обнаруженных недостатков, все старания были сведены на нет. Конструктивные недостатки были обусловлены огромными размерами танка.

Уязвимость. Большие в диаметре колеса – отличная мишень для противника. Стоило только раз удачно попасть по колесу, и это полностью приводило монстра в недееспособность. Первое – танк не мог дальше продолжать движение, а второе – он падал на землю так, что угол для прицельной стрельбы был непригодным.

Проходимость. Гигантские размеры машины не везде позволяли ей пройти. Она больше была предназначена для передвижения на более ровных и малопересеченных местностях. А это один из основных недостатков наступательной военной техники.

Скрытность. Всем известно, что успех в боевых операциях по большей мере зависит от незаметного появления и внезапного нападения на позиции. А вот о появлении такого гиганта обороняющаяся сторона узнавала вместе с атакующей.

Двигатель. На супертанке было установлено 2 сильнейших немецких мотора, каждый по 240 «лошадок». Однако этого не хватало. Чтобы этому Голиафу взобраться на крутую гору, ему нужен был более мощный двигатель.


Именно из-за этих недостатков Царь-танк и не запустили в серию. В мире так больше и не появилось ни одного экземпляра этой боевой машины, а пробная модель в 1923 году была разобрана на металлолом.

Самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.






Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster

Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек

В 1942 году Гитлер одобрил проектирование и создание танка монстра, но проект был отменен в 1943 году еще до того, как само строительство началось. Танк должен был быть больше в пятнадцать раз, чем обычный танк, он должен был быть оснащен 800 мм пушкой Круппа (обычные танки оснащаются пушками 75 - 122 мм).

800 мм пушка Круппа является крупнейшей из артиллерийских орудий, когда-либо построенных. Каждый снаряд весил 7 тонн, дальность стрельбы до 37 км (23 миль).



Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек

Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.

Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.

Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.

Танк VIII Маус

Германии, 1944 - 10 метров, вес 188 тонн, экипаж 6

Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.

E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.


Германии, 1943 - 10 метров, вес 140 тонн, экипаж 5 человек

FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.

FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.


Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек

O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.

У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.

Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек

K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.

K-Wagen не было главной башни. Вместо этого было четыре 77 мм орудия установленных по бокам и семь пулеметов. Он является вторым по величине из когда-либо реально построенных танков - только танк VII Maus больше, так как все другие проекты сверхтяжелых танков не были доведены до конца.


Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек

Т-28

Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.

У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.

Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.


Т-28

США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек

TOG2

TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.

TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.


TOG2

Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек

Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.

A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.


A39 Черепаха

Великобритания, 1944 г. - 10 метров, вес 78 т, экипаж 7 человек

Почему армия отказалась от тяжелых танков?

Интересно, что почти все танки в были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?

Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.

Причин отказа от этих танков несколько:

Появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;

Танк можно было поразить с помощью авиации;

Слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.

Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.

Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.

Тяжелый танк ИС-2 (видео):

Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):

Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):