Надежда крупская и владимир ленин - история взаимоотношений двух революционеров.

Интересные факты о Надежде Константиновне Крупской!!!

Имя выдающегося политического деятеля Надежды Константиновны Крупской всегда упоминается, когда мы говорим о вожде мирового пролетариата В.И. Ленине. Она была не только верным соратником по борьбе, но и женой, разделяющей смелые идеи и возвращающей к жизни после опасных недугов. Но мало кто знает, что Надежда Константиновна была еще и педагогом, оставила много трудов по воспитанию подрастающего поколения, занималась вопросами развития литературы. 26 февраля, к 145-й годовщине со дня рождения Н.К. Крупской, предлагаю ознакомиться с 20 интересными фактами из ее биографии.

1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Ее отец Константин Игнатьевич после окончания кадетского корпуса получил должность начальника уезда в польском Гроеце. Мать Елизавета Васильевна, выпускница Института благородных девиц, работала гувернанткой. Отец умер, когда Наде Крупской было 14 лет, но именно он увлек девушку идеями народников.

2. В 1887-м Н.К. Крупская с золотой медалью окончила частную женскую гимназию Оболенской, дружила с А. Тырковой-Вильямс, будущей женой П. Б. Струве. Придерживалась взглядов Л.Н. Толстого. Получив диплом домашней наставницы, Надежда успешно преподает, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской. В 1889-м она поступает на Бестужевские курсы, но, проучившись всего год, оставляет это престижное учебное заведение - ее увлекла марксистская среда.
3. Надежда изучает наследие К.Маркса и Ф. Энгельса, специально овладела для этих целей немецким языком, с августа 1891-го Крупская преподает в мужской вечерне-воскресной школе, занимаясь пропагандой социал-демократических идей.
4. В январе 1894 года в Петербург приезжает 24-летний революционер Владимир Ульянов, за плечами которого были и казнь старшего брата Александра, и слежки, и арест, и ссылка. С Владимиром Ильичом Надежда познакомилась на совещании питерских марксистов в феврале 1894-го. Их представила друг другу давняя знакомая Ленина Аполлинария Якубова (сокурсница сестры Ильича Ольги). Владимир увивается за обеими, посещает и дом Крупских. Несмотря на то что Надежда была старше своего избранника на год, он имел более трезвые, взрослые взгляды на жизнь.

5. В 1895-м Ильича арестовали. «Когда их (арестантов) водили на прогулку, из одного окна коридора на минутку был виден кусок тротуара Шпалерной. Вот он (Ленин) и придумал, чтобы мы - я и Аполлинария Александровна Якубова - в определенный час пришли и встали на этот кусочек тротуара, тогда он нас увидит. Аполлинария почему-то не могла пойти, а я несколько дней ходила и простаивала подолгу на этом кусочке».
Возможно, такая преданность и отзывчивость заставили Ульянова не просто по-товарищески относиться к Надежде, а когда его отношения с Якубовой сошли на нет, Владимир Ильич, приговоренный к ссылке в Сибирь, в одной из записок предложил Крупской стать его женой. По другой версии, Надежда сама предложила Ленину официально оформить брак, когда над ним нависла Сибирь. Владимир Ильич долго колебался, но вынужден был сдаться - ведь «влюбленных» могли поселить рядом, что и случилось впоследствии. По третьей версии, Крупская поехала в Шушенское не только как невеста, но и как пропагандист, распространяющий революционные идеи и соответствующую литературу. В 1898-м Надежда Константиновна и Владимир Ильич поженились, причем повенчались, хотя и придерживались взглядов «свободной любви». На проведении церковного обряда настояла мать Крупской.

Н.К. Крупская (справа) с матерью накануне ссылки

6. Партийными псевдонимами Крупской были Саблина, Ленина, Н. К. Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галлилей.

7. В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу «Женщина-работница», где описала условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей.

После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись с В.И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела пропагандистскую работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. И. Лениным в 1907 году. Она была верной помощницей и секретарем своего супруга, участвовала в работе большевистской прессы.
8. В годы вынужденной эмиграции Крупской приходится пережить увлечение Ленина Инессой Арманд. Уже в те времена Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью (или, как говорят в простонародье, зобом) - глаза навыкате сделали и без того несимпатичную особу более устрашающей. Ленин называл свою женушку «селедкой». Заболевание щитовидки лишило Крупскую материнства, и она всю свою жизнь посвятила революционной борьбе.

9. Надежда Константиновна обладала фантастической работоспособностью: она перелопачивала груду литературы, разбирала корреспонденцию, отвечала на самые разные вопросы, вникая в суть проблем, занималась написанием собственных статей.
10. После победы Октябрьского переворота Надежда Константиновна вместе с активистами стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола, пионерии, входила в состав Государственной комиссии по просвещению, вопросы коммунистического воспитания детей.
11. Когда Ленин получил тяжелое ранение, Крупская, используя весь свой педагогический талант, возвращала его к жизни, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное - вновь вернуть мужа к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным.

12. После смерти В.И. Ленина Крупская входит в коллегию Наркомпроса РСФСР; вместе с Луначарским и М. Н. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, занимается политико-просветительской работой. Надежда Константиновна организует такие добровольные общества, как «Долой неграмотность», «Друг детей», является председателем общества педагогов-марксистов.
13. С 1929 - заместитель наркома просвещения РСФСР. Внесла крупный вклад в разработку важнейших проблем марксистской педагогики - определение целей и задач коммунистического воспитания; связь школы с практикой соцстроительства; трудовое и политехническое воспитание; определение содержания образования; вопросы возрастной педагогики; основы организационных форм детского коммунистического движения, воспитание коллективизма и т.п.

14. Большое значение Надежда Константиновна придавала борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, дошкольному воспитанию, не разделяла взглядов А.С. Макаренко. Редактировала журнал «Народное просвещение», «Народный учитель», «На путях к новой школе», «О наших детях», «Помощь самообразованию», «Красный библиотекарь», «Школа взрослых», «Коммунистическое просвещение», «Изба-читальня» и др. Она была делегатом VII-XVII партийных съездов. Автор многочисленных книг о Ленине, способствовала развитию ленинианы в стране, в частности, помогала с изданием книги М. Шагинян.

15. Надежда Константиновна Крупская была награждена орденом Ленина (1935) и орденом Трудового Красного Знамени. Более 20 лет руководила народным образованием, была секретарем Глапвполитпросвета, была лидером женского движения в стране, организатором учительских профсоюзов, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке, многих существующих и поныне газет и журналов России. Ее прямой заслугой стала социальная направленность советского просвещения на всех уровнях: детский сад, школа, библиотека, дом детского творчества, лагерь отдыха, пришкольный участок. И хотя ее заветные идеи трудовой средней школы так и не были полностью реализованы, СССР стал первым государством мира с широко развитой сетью учреждений профессионального образования. Крупская была не только первым в истории России доктором педнаук, но и бессменным и безропотным заместителем трех наркомов просвещения.
16. Весьма неблаговидную роль сыграла Крупская в творческой судьбе К.И. Чуковского, она считала его стихи неуважением к личности ребенка. Ее статья «О "Крокодиле" Чуковского» завершалась словами, что эти стихи «ребятам нашим давать не надо…» Выступление вдовы вождя в печати в то время фактически означало запрет на профессию. Чуковскому, чтобы остаться в детской литературе, пришлось публично «отречься» от сказок на некоторое время (до 1942-го).

17. Крупская была неугодна Сталину, так как собиралась обнародовать посмертное письмо Ленина, в котором говорилось, что на роль вождя надо бы рассмотреть другую кандидатуру. Кроме того, она выступала против политики террора, правда, безрезультатно защищала Каменева, Бухарина, Троцкого и Зиновьева, протестовала против гонений на детей «врагов народа».

18. Иосиф Виссарионович в отместку старой большевичке угрожал, что в учебниках истории женой Ленина представит совсем другого человека (например, Стасову Е.Д.), всячески проявлял неуважение к Надежде Константиновне.
19. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. На торжество к ней собрались старые большевики. Сталин прислал в подарок торт - всем было известно, что соратница Ленина любила сладкое. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали гнойный аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит. Ее доставили в больницу, однако спасти не смогли. На следующий день после юбилея Крупская скончалась.
20. Тело ее кремировали. Урна с прахом помещена в Кремлевскую стену.

Крупская Надежда Константиновна. Каждому человеку знакомо это имя. Но большинство помнит только то, что она была супругой Владимира Ильича Ленина. Да, это действительно так. Но и сама Крупская была выдающимся политическим деятелем и педагогом своего времени.

Детство

Дата ее рождения - 14 февраля 1869 года. Семья Надежды Константиновны относилась к разряду обедневших дворян. Отец, Константин Игнатьевич, бывший офицер (поручик), был приверженцем революционно-демократических концепций, разделял идеи организаторов польского восстания. Но о благосостоянии семьи особо не заботился, поэтому Крупские жили просто, без излишеств. Отец умер в 1883 году, когда Надежда была в подростковом возрасте. Состояния после себя жене и дочери Константин Игнатьевич не оставил, но, несмотря на нехватку средств, мать, Елизавета Васильевна, всегда окружала дочь любовью, нежностью и заботой.

Крупская Надежда Константиновна училась в гимназии им. А. Оболенской, где получила престижное на тот момент образование. Мать особо не ограничивала ее свободу, считая, что каждый человек должен выбрать свой путь в жизни. Сама Елизавета Васильевна была очень набожной, но, увидев, что дочь не тяготеет к религии, не стала ее переубеждать и принуждать к вере. Мать считала, что залогом счастья может быть только муж, который полюбит и будет беречь ее дочь.

Молодость

Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Ее возмущал произвол царской власти, угнетавший простых людей, приносящий им нищету, боль и страдания.

Она нашла соратников в марксистском кружке. Там, изучив учение Маркса, она поняла, что путь для решения всех проблем государства только один - революция и коммунизм.

Биография Крупской Надежды Константиновны, как и вся ее жизнь, теперь неразрывно связаны с идеями марксизма. Именно они определили ее дальнейший жизненный путь.

Она бесплатно обучала пролетариат в вечерней воскресной школе, куда приходили рабочие, чтобы получить хоть какие-то знания. Школа находилась достаточно далеко, за Невской заставой, но это не пугало отчаянную и смелую Надежду. Там она не только обучала трудящихся письму и счету, но также пропагандировала марксизм, активно участвуя в объединении мелких кружков в единую организацию. В. И. Ленин, приехавший в Петербург, завершил этот процесс. Так образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», где Крупская занимала одно из центральных мест.

Знакомство с В. И. Лениным

Они познакомились в начале 1896 года (февраль). Но поначалу интереса к Надежде Владимир Ильич не проявил. Он, напротив, сблизился с другой активисткой, Аполлинарией Якубовой. Пообщавшись с ней какое-то время, он даже решился сделать Аполлинарии предложение, но получил отказ. Ленин не питал к женщинам такой страсти, как к идеям революции. Поэтому из-за отказа вовсе не расстроился. А Надежда, между тем, все больше восхищалась его верностью революционным идеям, его увлеченностью и лидерскими качествами. Они стали общаться чаще. Предметом их разговоров были марксистские идеи, мечты о революции и коммунизме. Но о личном и сокровенном они тоже иногда говорили. Так, например, знала только Крупская Надежда Константиновна национальность матери Владимира Ильича. От большинства окружающих Ленин скрывал шведско-немецкие и еврейские корни матери.

Арест и ссылка

Крупская Надежда Константиновна была арестована в 1897 году вместе с несколькими другими членами союза. Ее на три года выслали из Петербурга. Поначалу она была сослана в село Шушенское, находящееся в Сибири. Там же в это время находился в изгнании и В. И. Ленин.

Они поженились в июле 1898 года. Церемония бракосочетания была более чем скромной. Молодожены обменялись обручальными кольцами, сделанными из медного пятака. Семья жениха была против этого брака. Родственники Владимира Ильича сразу невзлюбили его избранницу, считая, что она сухая, некрасивая и неэмоциональная. Ситуация усугублялась еще и тем, что Крупская и Ленин так и не смогли обзавестись детьми. Но Надежда Константиновна вложила всю свою душу в любовь к мужу, став его товарищем, соратником и верным другом. Она вместе с Владимиром Ильичем стояла у истоков коммунизма и принимала активное участие в организации партийных дел, прокладывая дорогу к революции.

Будучи в ссылке, Крупская Надежда Константиновна (фото в молодости см. ниже) пишет свою первую книгу. Называлась она «Женщина-работница». В этой пронизанной идеями марксизма работе рассказывается о трудящейся женщине, о том, как тяжело ей живется сейчас, и как жилось бы, если бы удалось свергнуть самодержавие. В случае победы пролетариата женщину ждало освобождение от гнета. Автор выбрала себе псевдоним Саблина. Книгу нелегально издали за границей.

Эмиграция

Ссылка закончилась весной 1901 года. Последний год ее Крупская Надежда Константиновна провела в Уфе, откуда уехала к мужу. В. И. Ленин в то время находился за границей. Супруга последовала за ним. Даже за границей партийная работа не прекращалась. Крупская ведет активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий («Вперёд», «Пролетарий»)

Когда началась революция 1905—1907 гг., супружеская чета возвращается в Петербург, где Надежда Константиновна становится секретарём ЦК партии.

Начиная с 1901 года Владимир Ильич стал подписывать свои печатные работы псевдонимом Ленин. Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена - Крупская Надежда Константиновна. Настоящая фамилия «вождя» - Ульянов - на тот момент уже был известна в правительственных кругах. И когда ему нужно было выехать за границу, то, ввиду его политической позиции, появились оправданные опасения по поводу выдачи заграничного паспорта и выезда из страны. Выход из ситуации нашелся неожиданно. Давняя подруга Крупской Ольга Николаевна Ленина откликнулась на просьбу о помощи. Она, движимая социально-демократическими идеями, тайно взяла паспорт у своего отца Николая Егоровича Ленина, помогла подделать некоторые данные (дату рождения). Именно с этим именем Ленин выехал за границу. После этого случая псевдоним так и закрепился за ним на всю жизнь.

Жизнь в Париже

В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам. Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей.

Крупская Надежда Константиновна - революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд.

У Надежды Константиновны было столько партийных дел, что и переживать было некогда. Она с головой ушла в работу. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и в сфере просвещения. Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет.

В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа. Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна (фото ее представлены в статье) получила звание доктора педагогических наук.

Возвращение в Россию

Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток - это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции.

В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе (Финляндия) от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине.

Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном.

Смерть В. И. Ленина

Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении.

Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим. Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом. Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году. А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней. Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование. Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения.

Наркомат просвещения

Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции. Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы. Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни.

Крупская Надежда Константиновна, фото которой в окружении пионеров расположено ниже, души не чаяла в детях. Она искренне старалась сделать их жизнь счастливее.

Также Крупская внесла большой вклад в просвещение женской половины населения. Активно привлекала женщин к участию в социалистическом строительстве.

Пионерия

Надежда Константиновна стояла у истоков создания вносила большой вклад в ее развитие. Но в тоже время она не только координировала действия организации, но и участвовала в непосредственной работе с детьми. Именно пионеры попросили ее о написании автобиографии. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Она посвятила эту работу всем пионерам страны.

Последние годы жизни

Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей. Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены. Вдова Ленина была для него от которого он всеми способами старался избавиться. На нее было оказано колоссальное психологическое давление. В умилительной биографии, изготовленной по указу Сталина, были искажены многие факты ее жизни, как политической, так и личной. Но сама она не могла изменить ситуацию. Надежда Константиновна молила всех, кого можно, похоронить мужа. Но ее никто не услышал. Осознание того, что тело любимого человека никогда не найдет упокоения, а сама она никогда не будет покоиться рядом с ним, сломило ее окончательно.

Уход ее из жизни был странным и внезапным. Она сообщила о своем решении выступить на XVIII съезде партии. Никто точно не знал, о чем именно она хотела говорить в выступлении. Возможно, в своей речи она могла задеть интересы Сталина. Но как бы там ни было, 27 февраля 1939 года ее не стало. За три дня до этого все было в порядке. Она 24 февраля принимала гостей. Съехались самые близкие друзья. Посидели за скромным столом. А вечером того же дня ей внезапно стало плохо. Врач, приехавший спустя три с половиной часа, сразу поставил диагноз: «острый аппендицит, перитонит, тромбоз». Нужно было срочно оперировать, но по не выясненным и по сей день причинам операцию не сделали.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г. OCR Detskiysad.Ru вернуться в оглавление книги... Жизнь и педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) - жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека - активного строителя социализма и коммунизма. Н. К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых взглядов. Он служил подпоручиком в частях царской армии, расположенных в Польше, и во время польского восстания 1863 года оказывал помощь повстанцам. За свои антиправительственные взгляды и действия он был признан неблагонадежным и уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской. Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога. В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм становится путеводной звездой в жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Для того чтобы всецело отдаться изучению марксизма и революционной работе, Н. К. Крупская ушла с курсов и стала заниматься революционной пропагандой среди рабочих столицы. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте (на окраине Петербурга), где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована. Осенью 1893 года в Петербург приехал В. И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичем Лениным. «Мы встретились с Ильичем уже как сложившиеся революционные марксисты, и это наложило печать на нашу совместную жизнь и работу», - вспоминала Н. К. Крупская. Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих - учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин вел пропаганду марксизма, входили и некоторые ученики Крупской. В 1895 году марксистские кружки Петербурга объединились в единую политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», в работе которого Н. К. Крупская принимала активное участие. В декабре 1895 года В. И. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. В конце 1897 года Н. К. Крупская с трудом добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда уже был выслан Владимир Ильич Ленин. В годы ссылки Н. К. Крупская была ближайшим помощником В. И. Ленина в его огромной теоретической деятельности. В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихся женщин в России. После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись вместе с В. И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. И. Лениным в 1907 году. В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции. К этому времени относится ряд статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа». Революционное движение в России, руководимое большевистской партией, ширилось и крепло, в стране назревала революция. «Надо было готовиться к моменту,- писала Н. К. Крупская,- когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо оыло подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной: когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную». В этих условиях по совету Ленина Надежда Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». Владимир Ильич, посылая рукопись этой книги А. М. Горькому, высоко оценил ее значение. Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудового воспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистических странах. Как эта, так и ряд других работ Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики. Возвратившись вместе с В. И. Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н. К. Крупская по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования - в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевистской прессе. В дни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции - Смольном и в Выборгском комитете партии. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года - заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) - орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы. Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами. Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании. Н. К. Крупская была членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Вся ее жизнь была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм. Н. К. Крупская о воспитании нового человека. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата». Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали. Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств. Для того чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком направлении идет перестройка всего общественного строя». В ряде своих произведений Крупская подробно останавливалась на воспитании коммунистического отношения к общественной собственности, к труду. Большой интерес в этом отношении представляет письмо Надежды Константиновны пионерам "«Мое» и «наше»" (1932). Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Крупская постоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладения основами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинный характер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться с предрассудками. Огромную роль в деле освобождения от религиозных взглядов и суеверий, говорила она, играют науки о природе и обществе, художественная литература, правильно поставленное эстетическое воспитание, хорошие фильмы, различные внешкольные мероприятия. Надежда Константиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе. H. К. Крупская о содержании образования. Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение. Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот». В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса. Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели. Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели. Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся. Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе. Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества. Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм - это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,- подчеркивала П. К. Крупская, - не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду. Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V-VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII-Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду. Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения. Н. К. Крупская о советском учителе. Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, она сохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. Надежда Константиновна уделяла исключительное внимание подготовке советского учительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую роль сельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самое деятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской власти за привлечение учительства к участию в строительстве советской школы, поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителям всяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии. Имея постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идти путем, указанным Лениным. Н. К. Крупская о пионерском движении. С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой. Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером. Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, - писала она, - пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу». Много внимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам. Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» - таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам», собранные в отдельной книге,- выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. Н. К. Крупская о самоуправлении школьников. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников. Н. К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах. Надежда Константиновна указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного строя, оно имеет ярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. В статье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно. В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их. Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Н. К. Крупская о связи школы и семьи. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку». Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания. Н. К. Крупская о дошкольном воспитании. В своем первом произведении - «Женщина-работница» (1899) - Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,- подчеркивает она,- что в большинстве случаев женщина-работница поставлена в полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле. Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную классовую сущность. По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях. Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. Н. К. Крупская как историк педагогики. Крупская критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну. Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике». Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло. В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик - лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя - средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии - еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции. Рассматривая критически современную ей школу США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовый характер и противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского империализма прогрессивные взгляды американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров. Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу. Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.


Всю свою жизнь она посвятила мужу, революции и построению нового общества. Судьба лишила ей простого человеческого счастья, болезнь забрала красоту, а муж, которому она оставалась верна всю жизнь, изменял ей. Но она не роптала и мужественно сносила все удары судьбы.

Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года в обедневшей дворянской семье. Она с золотой медалью окончила педагогический класс гимназии, поступила на Высшие женские курсы, где проучилась только год.


Отец Надежды был близок с участниками народовольческого движения, поэтому неслучайно девушка заразилась левыми идеями и попала в списки «неблагонадёжных». В 1883 году отец умер, и Наде пришлось содержать всю семью – она давала частные уроки и параллельно преподавала в воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой. В те годы и без того слабое здоровье Нади сильно пострадало, когда ей приходилось бегать по холодным и сырым улицам Питера от ученика к ученику. Впоследствии это трагическим образом сказалось на её здоровье.

Первая красавица партии


В 1890 году Надежда Крупская стала членом марксистского кружка, а через четыре года познакомилась со «Стариком» - такая партийная кличка была у энергичного молодого социалиста Владимира Ульянова. В него в то время влюблялись многие барышни. Не заметить блестящее чувство юмора, острый ум и великолепное ораторское мастерство Ульянова было просто невозможно, и революционно настроенные барышни просто не могли устоять под его обаянием.

И хотя позднее писали, что вдохновителя революции привлекала в Крупской только идейная близость, а не женская красота, которой просто не было, это было не так. В молодые годы Надежда была очень привлекательной, но красоты этой её лишила базедова болезнь (диффузный токсический зоб), одним из проявлений которого являются выпученные глаза. В то время эффективных способов борьбы с этой болезнью не было, этот диагноз искалечил Крупской всю жизнь.

Работа вместо детей

В 1896 году Надежду Крупскую как активистку «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», созданного Владимиром Ульяновым, отправили в тюрьму. Находился в то время в тюрьме и сам лидер. Оттуда он и сделал Надежде предложение руки и сердца. Она ответила согласием, но из-за её собственного ареста свадьбу пришлось отложить. Поженилась пара через 2 года летом 1898 году уже в сибирском Шушенском.


Позже злые языки говорили, что Владимиру его супруга была безразлична, поэтому и детей у них не было. Но на самом деле в первые годы их супружеской жизни отношения были полноценными, задумывались они и о детях. Но болезнь Надежды прогрессировала, лишив Надежду возможности стать матерью. Когда Крупская поняла, что детей у неё не будет, она с головой ушла в политическую деятельность и стала главным и самым надёжным помощником мужа.

Она была рядом с ним в эмиграции, в ссылке, обрабатывала огромный объём материалов и корреспонденции, разбиралась в различной проблематике и при этом успевала заниматься написанием собственных статей. Между тем её собственное здоровье становилось всё хуже и хуже, а внешность всё более уродливой. Переживала это она очень тяжело.

Партийно-любовный треугольник



Надежда была женщиной умной и прагматичной и прекрасно понимала, что её супруг может увлечься другими женщинами. Что и произошло. У него завязался роман с ещё одной политической соратницей – Инессой Арманд. Отношения эти продолжались даже после того, как политический эмигрант Ульянов Ленин в 1917 году стал лидером Советского государства.


Крупская, глубоко страдая, предлагала мужу свободу от семейных уз и даже, видя, что он колеблется, готова была уйти сама. Но Владимир Ильич остался с женой.

Сегодня с точки зрения человеческих отношений понять сложно, как Надежда и Инесса оставались в прекрасных отношениях. А их политическая борьба была выше, чем личное счастье. В 1920 году Инесса Арманд умерла от холеры. Ленин этот тяжёлый удар смог пережить только при поддержке Крупской.


Через год самого Ленина сразила тяжёлая болезнь – его разбил паралич. Надежда возвращала полупарализованного супруга к жизни – она заново учила его читать, говорить и писать. Это казалось невероятным, но Ленин её стараниями смог вернуться к активной деятельности. Но случился новый инсульт, и Владимир Ильич стал безнадёжен.

Жизнь после Ленина

В 1924 году Ленин умер, и работа стала для Надежды Константиновны единственным смыслом жизни. Она сделала очень много для развития женского движения, пионерии, литературы и журналистики. Она весьма критично отзывалась о педагогике Макаренко и считала вредными для детей сказки Чуковского. Но беда её была в том, что умную, талантливую и самодостаточную Крупскую в СССР воспринимали исключительно как «жену Ленина». С одной стороны этот статус вызывал всеобщее уважение, но при этом её личную политическую позицию никто не воспринимал всерьёз.


«Партия любит Надежду Константиновну не за то, что она великий человек, а потому, что она близкий человек великого нашего Ленина», - эта однажды сказанная с высокой трибуны фраза очень точно определила положение Крупской в СССР 1930-х годов.

Надежде Константиновне на склоне лет не хватало простого семейного счастья, которого её лишила политическая борьба и болезнь. Она тепло общалась с дочерью Инессы Арманд, а её внука она считала своим.

Смерть на юбилее


26 февраля 1939 года на 70-летие Надежды Константиновны Крупской собрались большевики, и даже сам Сталин, памятуя, что жена и соратница вождя пролетариата любила сладкое, прислал ей торт. Именно этот торт впоследствии стал для злых языков поводом обвинять отца народов в смерти Крупской. Но на самом деле из всех присутствующих на юбилее торт не ела только сама именинница.

Буквально через несколько часов после того, как гости разошлись, Крупская почувствовала себя плохо. Медики диагностировали у неё острый аппендицит, который перешёл в перитонит. Но спасти женщину не смогли. Местом её упокоения стала ниша Кремлёвской стены.

Сегодня вызывает огромный интерес и - история о любви, которая сильнее смерти.

Надежда Константиновна Крупская (Ульянова) (рожд. 14 (26) февраля 1869 г. - смерть 27 февраля 1939 г.) — революционерка, советский государственный партийный, общественный деятель. Жена В. И. Ленина. С 1917 года член коллегии Наркомпроса, с 1920 года председатель Главполитпросвета, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1938 года член Президиума Верховного Совета СССР. Несколько лет провела в ссылке, с 1901-1905 г. и 1908-1917 гг. в эмиграции. Из обедневших дворян. Отец - поручик Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883 гг.), мать - Елизавета Васильевна Тистрова, выпускница Института благородных девиц, работала гувернанткой (1843-1915 гг.)

Образование. Ранние годы

Родилась в Санкт-Петербурге. Училась в хорошей школе, особой нужды не знала, пользовалась относительной свободой. Ее мать, была крайне набожной, но, почувствовав, что Надя не склонна к религии, девочку не переубеждала.


1887 год — Надя закончила с золотой медалью частную женскую гимназию княгини А. А. Оболенской в Петербурге. 1889 год — окончила престижные Бестужевские курсы и поступила работать в вечернюю школу для рабочих. Внимательно изучала марксизм, для чего даже вызубрила немецкий язык. «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала жизнь». И это были не простые слова, сказанные по идейным соображениям. Чувства в сравнении с ее целью казались мелкими и ничтожными. Она превращалась в фанатку, а плоть в таких случаях только отягощает, потому никаких комплексов, страданий от недостатка личной жизни Надежда Константиновна не ощущала.

Знакомство с Лениным. Ссылка

1894 год, январь — в Петербург приехал 24-х летний революционер Владимир Ульянов, в жизни которого уже были и казнь старшего брата Александра, и слежки, и арест, и ссылка. С Ульяновым Надежда познакомилась на совещании питерских марксистов в феврале 1894-го года. Их представила друг другу давняя знакомая Владимира Ильича Аполлинария Якубова (сокурсница сестры Ильича Ольги). Владимир увлекся обеими, посещает и дом Крупских.

1895 год — Ленина арестовали. Возможно, преданность и отзывчивость заставили Владимира не просто по-товарищески относиться к Надежде, а когда его отношения с Якубовой сошли на нет, Ленин, приговоренный к ссылке в Сибирь, в одной из записок предложил Крупской стать его женой. По другой версии, Надежда сама предложила Владимиру Ильичу официально оформить брак, когда над ним нависла Сибирь.

1898 год — Крупская и Ленин поженились, причем повенчались, хотя и придерживались взглядов «свободной любви». На проведении церковного обряда настаивала мать Надежды.

По окончании срока своей ссылки Крупская Надежда Константиновна выехала за границу, где в это время уже жил Ленин, и приняла активное участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Вернувшись с Ульяновым в 1905 г. в Россию, Надежда Крупская по поручению ЦК большевистской партии вела пропагандистскую работу, которую продолжала потом за границей, куда опять эмигрировала вместе с Ильичем в 1907 г. Она была верной помощницей и секретарем своего мужа, принимала участие в работе большевистской прессы.

Характер. Отношения с Лениным

Любила ли она его? Да, если любовью можно называть несокрушимую верность и проникновенное понимание. Не стоит думать, будто в трудах Владимира Ильича «нет Крупской», она могла мудро и незаметно направить его руку, сделав вид, что она только помогает вождю. Ленин не терпел возражений, но она и не имела обыкновения возражать, мягко, исподволь она заставляла прислушаться к себе. Один из соратников Ульянова Г.И. Петровский вспоминал:

«Мне доводилось наблюдать, как Крупская в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Ленина. Это было очень любопытно. Возражать вождю было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Крупская подмечала „погрешности“ и в его речи, чрезмерное увлечение чем-либо… Когда Надежда Крупская выступала со своими замечаниями, Ленин посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».

Не правда ли, симпатичная картинка, больше похожая на хорошо срежиссированную сцену? «Милые бранятся - только тешатся». Нет, Крупская не была ни «наседкой», ни «душечкой». Она не нуждалась в славе, дешевых утверждениях, ее Галатеей стал Владимир Ильич, и она удачно справилась с ролью Пигмалиона.

О любви к много говорят. Сейчас документально доказано, что Владимир Ильич был неравнодушен к этой революционной красавице. Но нигде мы не найдем свидетельств об отношении к Арманд нашей героини. Лишь равнодушная озабоченность ее здоровьем, вежливая заинтересованность судьбой дочери соперницы имеет место в ее письмах к Арманд. Втроем в пломбированном вагоне они возвращались в феврале 1917 г. в Россию. Говорили, будто Крупская, видя муки мужа, предложила ему разойтись, чтобы освободить его для любимой Инессы. Мудрая женщина - ничего сказать. А может, попросту знала - ей ничего не угрожает.

Чувства чувствами, от их взрыва самый стойкий человек не застрахован, а спайка двух сообщников все же сильней. Не зря в последние годы жизни вождь ни на шаг не отпускал от себя преданную подругу. В 1919 г. Надежда Константиновна просится у Владимира Ильича остаться поработать на Урале и получает письмо: «…и как ты могла придумать такое? Остаться на Урале?! Прости, но я был потрясен».

После революции

1917 год, апрель — вместе с Владимиром Ильичом вернулась в Россию. Возвращение было триумфальным, однако праздник продолжался недолго. И хотя через несколько месяцев партия взяла руководство государством в свои руки, все следующие годы были осложнены не только войнами, голодом и разрухой, но и внутрифракционной борьбой.

Основной проблемой для Крупской в эти годы стало здоровье Ленина. Медики начиная с 1918 г. временами вообще запрещали ему работать – общее переутомление слабого организма все чаще обострялось, отражалось на интеллектуальных способностях. И тогда в инстанции летели от него нелепые записки. 1919 год — «Сообщите в Научно-пищевой институт, что через три месяца они должны представить точные и полные данные о практических успехах выработки сахара из опилок». 1921 год, Луначарскому — «Все театры советую положить в гроб». Опекая мужа, сама мучимая приступами хронических болезней, Надежда Крупская предчувствовала конец и в последнюю минуту жизни любимого товарища держала его руку в своей.

После смерти Ленина

После она вся отдалась государственной работе. Производительность этой далеко не молодой и нездоровой женщины потрясает: за 1934 год она написала 90 статей, провела 90 выступлений и 178 заседаний, просмотрела 225 писем, и ответила на них. Один месяц потерян из-за госпитализации, один – из-за восстановительного отдыха.

Она пережила Ильича на 15 лет, но это была уже не жизнь, для нее, стального борца революции, деятельной женщины, которая привыкла к напряженной работе. Сталин еще при больном вожде постарался «убрать старуху» с политической сцены. Он устроил ей скандал, когда она отказалась изолировать Ленина от управления государством. Тогда он был вынужден извиниться, скрипя зубами от злости. Зато, когда Ильич скончался, Сталин вступил с Надеждой Константиновной в яростную борьбу. Он был не намерен с кем бы то ни было делить власть, тем более с вдовой Ленина.

Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Вдова оказалась в трагическом положении - с одной стороны, труп, мумия супруга, которого она умоляла похоронить, с другой стороны, умилительная биография, изготовленная по сталинскому указу. У нее теперь не было прав ни на что. Можно лишь представить ее безвыходное положение, когда на протяжении 15-ти лет она жила с мыслью, что тело ее близкого человека не нашло достойного упокоения, а сама она никогда не будет похоронена рядом с ним.

Смерть

Наступил 1939 год – год ее 70-ти летия. На очередном съезде партии она готовилась выступить с осуждением карательной политики сталинизма, собиралась обнародовать посмертное письмо Ильича, в котором говорилось, что на роль вождя надо бы рассмотреть другую кандидатуру.

День рождения она отмечала в Архангельском. Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ленина Крупская перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и частенько баловала себя пирожными. Существует версия, что торт был отравлен.

Ночью она почувствовала себя плохо – обострился аппендицит. Вызвали докторов, однако приехали энкавэдэшники. Лишь спустя несколько часов Надежду Константиновну осмотрели специалисты и срочно госпитализировали. Аппендицит осложнился перитонитом, воспалением брюшины. Общее состояние здоровья и возраст не допускали хирургического вмешательства. В ночь с 26 на 27 февраля, в роковую для своей судьбы дату, Надежда Константиновна умерла.

Урну с прахом до места захоронения – Кремлевской стены – нес лично товарищ Сталин.