Молитва святому духу «Царю Небесный.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах


Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресная песнь по чтении Евангелия

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Молитва праведного Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

«Царю Небесный, Утешителю Душе истины,
иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси Блаже души наша».


Что-то захотелось поразмышлять о том, как я понимаю смысл молитвы "Царю Небесный"....почему бы и нет:)..

Господи, Царь Небес, этого невидимого, но реального, духовного мира, который умонепостижим, но наверняка прекрасен и полон гармонии и света; Ты есть Утешитель, врач в наших скорбях и болезнях, Утешитель в тоске и печали, в страдании и отчаянии, Ты - Дух истины, единственной и основополагающей истины, которой существует весь сотворенный мир; Ты везде и наполняешь Собой все и, осознавая это, становится легко и мирно на душе...ведь если Ты везде, то и знаешь все, а значит и знаешь мои скорби и страдания, мои сомнения и страхи, мои чувства и мысли, мои дела и поступки (а от этого и страшно становится, и радостно..страшно от того, что ничего нельзя укрыть от Тебя, все мои гадкие дела, поступки, слова, мысли, чувства, помышления - абсолютно все известно Тебе; радостно от того, что Ты сможешь в любой момент вмешаться и исправить то, что неправильно и скверно, радостно от того, что есть Кто-то, кто заботится обо мне и направляет меня).

Сокровище Благ, Источник благ, Тот, от Кого исходит добро и свет, и благо, и ничего кроме этого; Бог источник и тех благ, о которых мы даже и не имеем представления, Он также и податель жизни; а что такое жизнь? - жизнь есть не только биохимические процессы человеческого тела, жизнь больше этого..это и жизнь души, и жизнь человеческого духа, это активность и в тоже время ощущение..ощущение радости, легкости, свободы, ощущение мира и желание разделить эти ощущения радости и мира с другими как ты.

Приди и вселись в нас, Господи...Господь может пребывать с человеком..удивительная тайна; если вдуматься в эти слова Господь может пребывать в нас , это может быть тайно и явно, как это происходит - мы не знаем, но знаем, что с Ним мы можем творить добро и нести свет, радость, мир. Когда ты придешь ко мне, Господи, очисть меня от всякой скверны..и духовной, и душевной, и телесной, выжги Своим огнем мой порок и грех, мою склонность ко греху и преступлению; выжги во мне все, что ослабляет мои силы, которые нужны для духовного роста и развития, выжги страх и трусость, выжги неверие и сомнение, выжги желание исполнять свои греховные привычки и страсти, выжги во мне ненависть и неприязнь к людям, и научи любить их... как Ты любишь меня.

Благой, спаси наши души..ими же веси судьбами..спаси и помилуй..не оставь нас, не предай нас самим себе, не дай нам замкнуться в себе, но помоги молить Тебя, обращаться к Тебе и творить угодные Тебе дела...помоги верить в то, что Ты спас нас от погибели и мы теперь Твои навеки...только бы не ослабнуть в пути, не сдаться, не струсить...

а вот что говорят мудрые люди:

Протоиерей Александр Кочергин († 1958 г.)

«Царю Небесный…»

«Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» . Эту молитву ежедневно употребляет Святая Церковь в начале богослужения от праздника Пятидесятницы до праздника Пасхи. Этою молитвою каждый христианин должен начинать и свои утренние молитвы, а потому ее нужно знать всем, и не только знать, но и понимать смысл ее. Ибо когда произносишь молитву без понимания ее смысла, тогда она не производит в душе ни умиления, ни благоговения, не трогает сердца, и посему и не приносит пользы молящемуся.
Молитва «Царю небесный» относится к третьему лицу Святой Троицы — Богу Духу Святому. В этой молитве мы называем Его Царем небесным, Утешителем, Духом истины, везде сущим и все наполняющим, и просим, чтобы Он как источник и податель всего доброго, всех благ, посетил нашу грешную душу своим благодатным присутствием, и пребывая в нас, очищал от всех грехов, и таким образом, устроял наше спасение.
Не без причины этою молитвою мы должны начинать свои моления к Господу. Сами по себе мы столь слабы и немощны, что не знаем, как молиться и о чем просить Господа, а Дух Святой есть Учитель и Наставник молитвы. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: «ибо мы не знаем, о чем молится как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Посему мы и должны просить Духа Святого, чтобы Он расположил нас к молитве и научил, как и о чем мы должны молиться.
Но обратимся к самой молитве. «Царю небесный» — так мы взываем к Богу Духу Святому. Почему мы именуем Духа Святого Царем небесным? Святая Церковь учит, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны между собою. Все лица Святой Троицы имеют одинаковую силу, честь и могущество. Так как к Богу Отцу и Богу Сыну в слове Божием прилагается наименование Царя (см., например, Исаии 6, 5; Лук. 22, 29,), то и Дух Святой есть Царь и Владыка неба и земли и всего существующего в мире, ибо все в мире сотворено Богом Отцом чрез Сына содействием Святого Духа. Все в мире поддерживается и сохраняется силою Духа Святого. «Послешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30), — говорит псалмопевец Давид.
Дух Святой есть Царь и Промыслитель Церкви Христовой, т. е. общества православных христиан, живущих по всей вселенной, истинно верующих во Христа Спасителя, управляемых видимо пастырями Церкви, а невидимо Самим Иисусом Христом. Вот этой то Церкви или общества православных христиан Дух Святой есть Царь и Промыслитель. Иисус Христос положил основание Церкви Своей на земле, совершивши дело нашего искупления и научивши людей истинной вере. Для продолжения дела спасения грешных людей, по вознесении Своем на небо, Он ниспослал Духа Святого. Дух Святой сходит на землю и Своею всесильною благодатию,
Своею царственною силою и властию расширяет, распространяет и утверждает Церковь Христову на земле.
Теперь миллионы православных христиан во вселенной. Теперь во всех землях, во всех странах есть христиане. Мы русские тысячу лет тому назад не знали Христа Спасителя, были язычники, поклонялись идолам, и теперь богоборческая власть в СССР вновь преследует людей, запрещает исповедовать веру Христову, мучили и раньше терзали христиан, и ныне расстреливают верующих тысячами, но по слову Спасителя врата ада не одолеют Церковь Христову.
Дух Святой, как Царь, поставляет в Церкви Христовой пастырей (Деян. 20, 28) и раздает благодатные дары Свои.
Все священные книги, в которых заключается слово Божие, хотя и написаны людьми, но по откровению и внушению Святого Духа. Самую жизнь духовную, жизнь святую и богоугодную дарует нам Дух Святой.
Но почему мы именуем Святого Духа царем небесным? Потому что Он Творец и Промыслитель вселенной, есть Царь неба и земли, ангелов и человеков.
Вознося молитву Святому Духу, мы именуем Его Утешителем. Бог Дух Святой назван Утешителем Самим Иисусом Христом. Когда приближалось время страданий Спасителя, Он в беседе Своей с апостолами возвестил им, что недолго пребудет с ними, скоро оставит их. Апостолы так привыкли к Христу Спасителю, так любили Его, что желали навсегда остаться с Ним, а потому весть о скорой разлуки с любимым ими Учителем крайне опечалила их. Притом же апостолам известно было, что при исполнении ими завещаннаго Христом дела проповеди Евангелия их будут ненавидеть, преследовать, заключать в темницы, подвергать мучениям и смерти. Как же им было не смутиться и не опечалиться, когда Христос возвестил им о Своем скором отшествии от них. Вот в утешение и подкрепление учеников Своих Христос Спаситель и открыл им, что Он не оставит их сиротами, а вместо Себя пошлет им Духа Святого, Который будет их Наставником и Утешителем во всех скорбях и гонениях (Иоан. 14).
В пятидесятый день по воскресении Спасителя апостолы действительно получили обещанного Утешителя и, при Его благодатной помощи, они совершенно переродились. Прежде они были слабы и малодушны, прежде одна весть о разлуке со Христом Спасителем приводила их в смущение и печаль, но теперь они сделались столь смелыми и решительными, что с проповедью о Христе Спасителе являются пред царями и владыками без всякого страха и смущения. Прежде были они столь робки и боязливы, что когда не их самих, а их Учителя повели на страдания, они все разбежались. Теперь же они соделались столь мужественны и неустрашимыми, что ни гонения, ни узы, ни темницы, ни самая смерть не могли охладить их любви к Спасителю, не могли поколебать их ревности к распространению Евангелия Христова (Рим. 8, 35-39). Мало того их гонят и бесчестят за имя Христово, а они радуются, что удостаиваются принять бесчестие за Христа Спасителя (Деян. 5, 41). Их мучают, а они хвалятся скорбями и страданиями своими (Рим. 5, 3). Кто же соделал апостолов смелыми и неустрашимыми в распространении Евангелия Христова? Кто вдохнул в них мужество к перенесению всех гонений и страданий? Кто утешал, подкреплял и наполнял сердца их радостию во время самых страданий? Дух Святой — Дух Утешитель. Итак, вот почему Христос Спаситель Духа Святого назвал Утешителем.
Но не к одним апостолам относится обетование Христа Спасителя о ниспослании Утешителя. Спаситель, сказал апостолам, что Утешитель, которого Он пошлет будет с ними во век, но апостолы, как люди не могли жить вечно на земле, следовательно, Христос Спаситель в лице апостолов обетовал послать Духа Утешителя и преемникам апостолов и всем верующим. И действительно Дух Утешитель пребывает в Церкви Христовой; Он ниспосылается всем верующим в таинствах (Ефес. 4, 30; I Кор. 12,13; II Кор. 1, 2122), утешает их во всех скорбях и напастях. Так Он утешал и подкреплял мучеников во время их страданий за Христа Спасителя. Можно ли человеку, как немощному, веселиться и радоваться во время страданий, если бы Дух Святой не подкреплял и не утешал их. Так на святых мучениках исполнились непреложные слова Христовы: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).
Дух Святой утешает и подкрепляет и нас всех, притекающих к Нему за утешением во всех скорбях и напастях. Не бывает ли иногда так, что горе и печаль теснят грешную душу, но вздохнешь от чистого сердца к Господу, и на душе сделается веселее, как будто тяжелый камень спадет с нее? Не случается ли иногда, что в грешной душе появится такая тоска, такое уныние, что теряешь всякую надежду на помилование Божие? Но возведешь свой взор на небо и сказажешь: «Господи, согрешил, прости», — и на душе сделается отраднее, как будто и слышишь внутри себя голос: «Не бойся и не унывай. Господь милосерд, простит грехи твои». Иногда постигает болезнь, или какое-нибудь несчастие, и бывает так трудно и невыносимо, что думаешь не переживешь этого времени, но какая-то невидимая сила начинает поддерживать, подкреплять, утешать и несчастие делается легче, переносится без большого смущения и ропота, а там и совсем проходит. Что же это за сила которая поддерживает нас в несчастиях? Кто проливает в мрачную душу, смущенную грехами, отраду и утешение и вселяет надежду на милосердие Отца небесного? Кто, как не Дух Святой — Дух Утешитель. Он подкрепляет нас в немощах наших. Он проливает отраду и утешение, когда нас смущают грехи и окрыляет надеждою на милосердие Отца небеснаго. Он ниспосылает нам мир и радость, когда постигают нас и несчастия.
Поэтому постигнет ли кого несчастие или болезнь прибегайте с теплою молитвою к Духу Святому, и Он утешит вас, как утешал и подкреплял апостолов и мучеников во время их страданий. Смущают ли кого грехи, — плач и сокрушайся о них, но не предавайся унынию, а с твердой надеждой взывай из глубины души к Духу Святому, и Он прольет в скорбную душу отраду и утешение. Он укрепит тебя надеждою на божественное милосердие. Тяготит ли кого бедность, нищета, или постигнет другое какое несчастие — не предавайся ропоту, а потерпи немного, и Дух Святой не замедлит придти к тебе на помощь, Он даст тебе силу и крепость к перенесению всех твоих несчастий.
Духа Святого мы называем Духом истины. Дух Святой назван Духом истины Самим Иисусом Христом. Христос Спаситель пришел в мир для того, чтобы научить людей истинной вере и богоугодной жизни. Для распространения Своего учения Он избрал апостолов. Их, преимущественно пред прочими людьми, в течение трех с половиной лет, научал и преподавал им все нужное для жизни и благочестия. Когда они не понимали Его учения, Он объяснял им все нужное. Но при всем том апостолы многого в учении Христа Спасителя не понимали вполне, а многого и вовсе не способны были понять (Лук. 18, 34). Очевидно по вознесении Христа, они не могли в должной мере исполнить Его завещание, не могли научать других тому, чего и сами не понимали. При том же, со временем, без всякого сомнения, они могли многое забыть и из того, что ими было воспринято. Кроме того, апостолы по большей части были люди простые и не образованные (Деян. 4,13). Они не могли ни объяснить правильно высокое Божественное учение Христово, ни убедить к принятию его не только гордых и ученых книжников и языческих мудрецов, но и простой народ. Знал все это Христос Спаситель и пред страданиями обещал им умолить Отца Своего, да пошлет Он им Духа Святого, который просветит их ум Божественною мудростию, так чтобы они могли сделаться вполне способными и понять учение Его в истинном смысле и других научить и убедить к принятию его. «Я умолю Отца, — говорит Он им, — и даст вам Духа истины, который наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ср. Иоан. 14, 1617; 16, 13).
И действительно, как только сошел Дух Святой на апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков, они — неученые и простые сделались столь премудрыми и разумными, что не только сами поняли учение Христа в истинном смысле и укрепились в вере в Него, но на разных языках начали учить множество собравшегося народа из разных стран, убеждая его к принятию веры Христовой. Их проповедь была такой силы и убедительности, что народ пришел в умиление и в первый же день три тысячи обратились ко Христу (Деян. 2,41), а потом через несколько времени и еще около пяти тысяч присоединялось к вере Христовой (Деян. 4, 4). В короткое время своею проповедью апостолы обратили ко Христу весь тогдашний мир. Самые упорные не находили предлога к неверию, самые недоверчивые, когда начали рассуждать беспристрастно, не могли не признать истины в их учении, самые ученые не могли противостоять мудрости и Духу, по внушению Которого они говорили. Итак, вот почему Дух Святой наименован Духом истины. Он даровал апостолам дар премудрости и разума и чрез то соделал их способными понимать учение Христа Спасителя в истинном смысле и укрепиться в вере в Него, и убедить к принятию веры во Христа Спасителя и все народы.
Но тот же Дух Святой, Дух Истины, просветивший апостолов светом учения Христова и через них всю вселенную, по неложному обещанию Христа Спасителя, пребывает и будет пребывать в Церкви Христовой до скончания века (Иоан. 14,1617). Пребывая в Церкви Христовой, Он особенно близок преемникам апостолов пастырям Церкви. Он поручил им на сохранение Божественное Свое Слово и дал право научать вере в Бога и объяснять Свое учение другим (Матф. 28,1920). А потому Дух Святой — дух истины, дарует им особенную благодать, которая наставляет их и просвещает в истинах веры Христовой, так что они все вместе никогда не могут уклониться от истинного учения Христова и учить чему-либо несогласному со словом Божиим.
Посему-то истинное учение Христа Спасителя сохранялось и будет сохраняться в Церкви Христовой, до скончания века, и истинное учение Христа Спасителя всегда пребудет неповрежденным в Церкви Христовой.
Дух Святой — Дух истины нисходит на каждого из нас в таинствах Святой Церкви, и пребывая с тех пор, как мы принимаем крещение и помазуемся святым миром, таинственным образом просвещает и наставляет нас в истинной вере и богоугодной жизни. Не бывает ли иногда, особенно во время молитвы, что в нашей душе появляется сначала как будто какая-то искра, разгорается, распространяется и вдруг осветит душу каким-то светом, и видишь и вполне сознаешь все величие и беспредельность любви Отца Небесного к нам грешным и чувствуешь свое недостоинство и греховность, так что невольно польются слезы. Что же это как не озарение Духа Святого, как не утверждение в вере, надежде и любви к Отцу Небесному и не возбуждение в тебе чувства сокрушения и раскаяния в грехах. Случается также иногда, что душа наша поражается страхом суда Божия так, что мы всем существом трепещем. И это глас Духа истины, заставляющий нас осмотреться, опомниться и обратиться на путь покаяния. Иногда грех так пленяет наше сердце, что мы уже соглашаемся на совершение его, но вдруг какая-то сила останавливает, и как будто слышишь в душе своей чей-то голос: «Остановись, опомнись, тут твоя погибель». И видишь ту бездну, в которую только что было низринулся... Это глагол в сердце нам Духа Святого, останавливающий нас от греха. Бывает также, что каждый раз, когда мы сделаем какое-либо доброе дело, мы бываем веселы, покойны, на душе нашей появляется какая-то тихая радость, и наоборот, когда сделаем что-либо худое, бываем неспокойны, какая-то скука тяготит нашу душу. Это ни что иное, как внушение и напоминание нам Духа Святого о том, что за добродетель будет награда, а за грех — наказание, и что поэтому мы должны воздерживаться от худого, а делать доброе. Если же мы, не ощущаем в себе озарение Духа Святого, или ощущаем редко и мало, то это оттого, что заглушаем в себе Духа истины своею порочною жизнью. Как светильник в лампаде горит и светит тогда только, когда в ней есть елей, напротив же, — когда в ней нет елее, тогда светильник погасает, так и Святой Дух, Дух истины просвещает и наставляет нас на путь истины тогда, когда в душе нашей есть благое чувствование, добрые мысли и святые желания, когда мы, по грехопадении, обращаемся с раскаянием к Господу Богу. Но, напротив, когда нашу душу наполняют одни мысли нечистые, желания порочные, когда между нами царствует ложь, обман, клевета друг на друга, лицемерие, когда предаемся и другим грехам... тогда Дух Святой удаляется от нас. А посему-то не будем угашать в себе Духа Божия своими грехами, будем воздерживаться от всякого греха плотского и душевного, после согрешений своих будем всегда обращаться к Господу с сердечным раскаянием. И тогда Дух Святой, по слову Спасителя, наставит нас на всякую истину (Ср. Иоан. 16, 13).


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Во имя - именем, в честь, славу. Аминь - истина, правда, истинно так.

Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва мытаря


(Евангелие от Луки 18, 13)


Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.

Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14).

Молитва предначинательная


Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Помилуй нас - будь милостив к нам, прости нас. Иисус - Спаситель. Христос - Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради - ради молитв или по молитвам.

Иисус Христос есть Сын Божий - второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он - истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой. Земное имя Его – Иисус, то есть Спаситель, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, то есть принял тело и душу человеческую - родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен - стал Богочеловеком. И вместо того чтобы нам страдать и мучиться за грехи, Он по любви к нам, Его детям, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, победив смерть и грех и дав нам жизнь вечную. Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас, Своим заступничеством пред Своим Сыном.

Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава - хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.

Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.

Молитва Святому Духу


Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и через это даруй нам Царство Небесное.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Смысл молитвы Святому Духу

Краткая, точная и исчерпывающая формулировка учения Церкви о Святом Духе находится в известной с детства всем нам молитве «Царю Небесный». Эта молитва, в значительной своей части изложенная словами Самого Господа Иисуса Христа, заключает в себе все, что мы знаем о Духе Божием, и чего мы можем просить у Него.

Он именуется «Царем Небесным», как равное Отцу и Сыну Третье Лицо Святые Троицы. Именуется «Утешителем», по Его значению в нашей духовной жизни, тем именем, какое дано Ему Иисусом Христом; именуется «Духом истины», каковым Его тоже назвал Сын Божий, т. е. открывающим людям истину, научающим видеть и знать ее, ревновать о ее чистоте и сохранять ее; «везде сущим и все исполняющим», по Его Божественной природе; «Сокровищем благих» – т.е. полнотою, источником и хранителем всякого блага для людей и всего мира; «подателем жизни», как материальной, так и духовной для человека и всего существующего.

Называя такими именами Духа Божия, мы просим у Него не помощи и успеха во внешних делах и предприятиях наших, а внутреннего в нас пребывания, просим, чтобы Он «пришел и вселился в нас» и очистил нас от всякой духовной скверны, и этим «спас души наши».

Таким образом, в этой чудной молитве со всею ясностью и полнотою указывается значение Духа Божия для нашей внутренней жизни, для нашего спасения от разъедающего нас внутреннего зла, от греха. Такой же характер имеют и другие наши молитвы к Духу Божию. Так в тропаре третьего часа мы просим Бога ниспослать нам Духа Святого для нашего внутреннего обновления: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся!»

Устар. Экспрес. Выражение испуга, сожаления, изумления. Я? писал на тебя доносы? отвечал Савельич со слезами. Господи царю небесный! Так изволь ка прочитать, что пишет ко мне барин: увидишь, как я доносил на тебя (Пушкин. Капитанская дочка) … Фразеологический словарь русского литературного языка

В православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

ИМЯ БОЖИЕ - [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

В Русской Православной церкви выражение молитвенное правило употребляется в следующих значениях. Молитвенное правило обозначает молитвы, читаемые православным христианином по определенному случаю, в том числе перед причастием (читается правило ко … Википедия

Кнайфель, Александр Аронович Александр Аронович Кнайфель Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова … Википедия

Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова Александр Аронович Кнайфель (род. 28 ноября 1943) российский композитор. Александр Кнайфель в семье музыкантов. Отец, Арон Иосифович Кнайфель, скрипач, солист, ансамблист.… … Википедия

Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова Александр Аронович Кнайфель (род. 28 ноября 1943) российский композитор. Александр Кнайфель в семье музыкантов. Отец, Арон Иосифович Кнайфель, скрипач, солист, ансамблист.… … Википедия

Книги

  • Император Николай II: венец земной и небесный , . Император Николай II был последним представителем идеала законной богоданной власти. Личное благочестие и христианский нрав, непосредственное участие в делах Церкви ставят его в ряд…