Меры по преодолению долгового кризиса. Меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса, предпринимаемые в государствах – участниках СНГ Меры по преодолению кризиса

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

К числу первоочередных чрезвычайных мер, необходимых для сбережения лесов и стабилизации социально-экономического положения в лесном секторе России, относятся следующие.

1. Восстановление государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

2. Принятие чрезвычайных мер по подготовке к сезону лесных пожаров. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, формирование дополнительного резерва средств на борьбу с лесными пожарами, организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения), формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

3. Инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость полной переделки всего нового лесного законодательства.



4. Полный анализ новых договоров аренды лесных участков (приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом или заключенных после его введения) на предмет наличия в них положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства и лесопользования или способных привести к увеличению коррупционной нагрузки на лесной бизнес. В частности, должны быть исключены все неустойки, применение которых не способствует повышению качества лесоуправления или способствует росту коррупции, а также положения, возлагающие на арендаторов обязанности, закрепленные действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Полный анализ договоров аренды, действовавших на 1 января 2007 года, но не приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом и не прошедших государственную регистрацию, с выявлением причин и виновных того, что договора не были приведены в соответствие и не зарегистрированы. В случае выявления договоров, не приведенных в соответствие или не прошедших регистрацию по вине органов управления лесами субъектов Российской Федерации или из-за ошибок в новом лесном законодательстве, выработка незамедлительных мер по обеспечению выживания соответствующих лесных предприятий, переоформлению и регистрации договоров. Для договоров аренды, не приведенных в соответствие по вине арендаторов - выработка ясного и основанного на нормах законодательства порядка расторжения договоров.

6. Исключение монополистической деятельности в области лесного планирования и лесоустройства и необоснованных ограничений доступа заинтересованных лиц к материалам лесного планирования. В первую очередь это подразумевает размещение всех без исключения утвержденных лесных планов и лесохозяйственных регламентов в свободном доступе в сети Интернет, обеспечение доступа независимых разработчиков плановой документации (проектов освоения лесов) к лесоустроительным базам данных по минимальным государственным расценкам, организация жесткого контроля за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов в субъектах РФ (с массовой проверкой обоснованности заключений). Необходимо также исключение дискриминационных мер по отношению к малому бизнесу.

7. Незамедлительное решение проблемы задержки субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с этой проблемой задержек зарплат работникам органов управления лесами субъектов РФ и несвоевременного размещения заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов.

8. Выделение дополнительных средств на ведение лесного хозяйства (лесовосстановление, уход за лесами, противопожарное обустройство лесов) и создание соответствующих рабочих мест в лесных деревнях и поселках, в том числе в форме общественных работ, в лесах как переданных в аренду, так и не переданных. Минимальный объем дополнительного (сверх субвенций, предусмотренных законом о федеральном бюджете) финансирования на эти цели, необходимый для стабилизации социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках России при условии, что все выделенные средства будут израсходованы именно на создание рабочих мест в лесном хозяйстве, можно оценить в 50 млрд рублей на последные десять месяцев 2009 года. Без дополнительного финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета стабилизация социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках представляется невозможной.

Для выработки полного перечня мер по минимизации неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий кризиса российского лесного сектора и формированию программы действий по выходу из кризиса необходимо организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов, представляющих основных участников отношений (федеральные и региональные органы государственной власти, крупный и малый лесной бизнес, лесную науку, общественные организации). Группа должна быть представлена по принципу профессионализма, включать в себя наиболее известных в профессиональном сообществе специалистов-практиков, независимо от их положения в иерархии органов управления лесами и степени лояльности руководству 12 .

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан по всей России. 6. Алексей Кудрин заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Но все же массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики будут значительными. Впрочем, тем кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (далее - программа) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

1) проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

2) сокращения дифференциации населения по уровню доходов;

3) снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

4) повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

5) значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

6) развития производственной инфраструктуры;

7) обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

8) повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

9) уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Основные приоритетные направления политики Правительства России в посткризисный период.

Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.

Начнется модернизация пенсионной системы. Будет активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования. Необходимые меры поддержки будут оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство будет содействовать реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо - и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики. Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Меры по преодолению последствий кризиса и необходимые условия стабилизации экономики

финансовый мировой кризисный экономика

Я благодарен Высшей школе экономики за возможность выступить на этой конференции, она проходит уже не первый год и подтверждает свой высокий уровень и возможность проведения глубокого анализа тех процессов, которые происходят и в России, и в глобальной экономике. Я знаю, что на первом пленарном заседании уже было сделано несколько интересных докладов. Этот интерес объясняется тем, что мы живем, мы обсуждаем эти вопросы в условиях сильно изменившегося мира.

Еще год назад на такой же конференции в Высшей школе экономики мы обсуждали, как растет глобальная экономика, как растет экономика России, какие есть риски. Риски уже тогда были видны, хотя они казались достаточно ограниченными, как по масштабам, глубине, так и по времени. Я не думаю, что кто-то всерьез, за исключением единичных экономистов, обсуждал возможность глобальной рецессии в 2009 и в 2010 гг., возможность кризиса, который затронет не просто отдельные рынки и отдельные сектора экономики, но весь мир, все отрасли, фактически всех людей. Тем не менее, мы оказались сегодня именно в такой ситуации.

Начиная с осени прошлого года, мы переживаем период, в котором сочетаются тенденции, которые раньше казались несочетаемыми, которые, как казалось раньше, можно локализовать, как только они возникают в отдельном секторе экономики, в отдельном регионе мира, в отдельной стране. Да, кризис на рынке ипотечного кредитования Соединенных Штатов. Да, последствия для спроса со стороны американских домохозяйств. Но ведь американская экономика сильна, наверное, правительство справится.

Но в этот раз оказалось, что глобализация финансовых рынков, экономики в целом достигла таких масштабов, что остаться за рамками кризисных явлений, остаться за рамками кризисных тенденций не удалось никому - ни соседям Соединенных Штатов, ни Европе, ни Японии, которые традиционно жестко связаны с экономикой Соединенных Штатов, ни Китаю, экспорт которого, конечно же, сильно зависит от состояния спроса в США, ни России, которая, как в какой-то момент, казалось, может остаться тихой гаванью, островом стабиль-ности (много было разных эпитетов на эту тему, по-моему, и я ими злоупотреблял, в том числе на прошлой конференции в Высшей школе экономики). Но глобальный характер кризиса оттого и является глобальным, что не оставляет в стороне ни одну страну, ни одну компанию, ни один банк, фактически ни одного человека.

Мир изменился во многих отношениях. Мы стали свидетелями (мне это близко по роду работы) уже двух встреч лидеров стран так называемой «двадцатки». Конечно, это уже не двадцатка, а большее число стран. Президент США, другие лидеры говорили на только что прошедшем саммите в Лондоне - кто-то уже цитировал, в том числе президент России, - что трудно было себе представить, что 20-25 лет назад лидеры таких разных стран, как Россия, Китай, США, европейские страны, Япония, Бразилия, соберутся вместе и смогут принять совместное решение по вопросам, которые волнуют весь мир. Пусть не радикальное решение, пусть не решение, которое сразу исключает возникновение каких-то проблем в будущем, но решение, которое означает явный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами.

Трудно было себе представить, что президентом Соединенных Штатов Америки станет человек, который открыто говорит, что хочет изменить Америку и изменить отношение к Америке со стороны остального мира. Насколько я помню, предыдущие президенты США говорили о том, что нужно сохранить все, что есть в Америке, сохранить все те функции, роли, которые США играют в международной политике, в международной экономике, в международных отношениях. Это серьезное изменение, его заметили все, как по характеру поведения лидера США, так и по тем первым сигналам, а также решениям, которые принимаются. Я думаю, что многие решения еще готовятся. Конечно же, США будут стараться сохранить лидерство, в то же время показывая готовность вести диалог и вступая в этот диалог со своими партнерами. Это уже по сути происходит, это доказала последняя встреча лидеров США и России в Лондоне.

Разные страны по-разному реагируют на кризис. Конечно, есть много общего в тех программах, которые были опубликованы, в тех обещаниях, которые были даны своим налогоплательщикам, партнерам. Общее заключается в том, что выделяются громадные средства. Почему? Очевидно, почему. Потому что, во-первых, это самое простое решение - выделить деньги на борьбу с кризисом и, прежде всего, с его последствиями. Очевидно также, что такие решения следуют из логики самого кризиса.

Кризис характеризуется, прежде всего падением, спроса - частного спроса, и потребительского, и инвестиционного. Соответственно у правительств всех стран есть желание компенсировать, хотя бы частично, падение частного спроса, таким образом минимизировать последствия для глобального роста, минимизировать последствия для возможностей сохранять или получать новую работу. При этом средства выделяются как внутри каждой отдельной экономики, так и в рамках глобальной финансовой архитектуры. В Лондоне было принято решение о выделении более 1 трлн. долл. в качестве ресурсов Международного валютного фонда, Всемирного банка, региональных банков развития, экспортных агентств для поддержки стран, которые наиболее сильно пострадали от кризиса, для поддержки торгового финансирования.

Возникает вопрос: насколько такие меры будут эффективны не только для предотвращения самых отрицательных последствий этого кризиса, но и для выхода на устойчивую траекторию роста? Здесь, конечно, много вопросов. Пока что речь шла и идет о пополнении глобальной ликвидности, о том, чтобы сохранить работоспособными механизмы финансирования роста, сохранить хотя бы на минимально необходимом уровне потребительский спрос. Это характерно для любой страны.

Например, если говорить о Китае, где пока что правительство заявляет о возможности 8-процентного роста в этом году, а эксперты полагают, что интервал в 5-6% более реалистичен, действия правительства означают стабилизацию сегодняшней ситуации. Речь пока не идет всерьез о продолжении тех же темпов роста (если говорить о помесячной динамике), каковыми они были еще несколько месяцев назад. Переход от 10-процентного роста к 5-процентному, по сути, означает спад экономики, если говорить о помесячной динамике. 6% - это минимальный рост на уровне буквально 1-2% в течение ближайших нескольких месяцев. Для Китая это, конечно, ничего.

Наши компании, которые экспортируют в Китай сырье, уже сегодня ощущают, что никакого роста в Китае нет. По тому уровню спроса на наше сырье, который наблюдается сегодня в Китае, очевидно, что рост фактически прекратился, возможно, происходит спад экономики. Хотя, конечно, программы, которые были заявлены, в том числе инфраструктурные, позволяют надеяться на некоторое оживление и восстановление.

Но те меры, которые сегодня предпринимаются, в самом лучшем случае приведут к тому, что во II квартале мы не упадем слишком сильно (мы - я имею в виду весь мир). В лучшем случае. Пока еще риски значительного снижения спроса именно во II квартале этого года сохраняются, хотя есть более или менее широкий консенсус со стороны экспертов, что маловероятно дальнейшее падение мирового спроса в III-IV кварталах этого года, скорее, мы стабилизируемся на низком уровне.

В чем особенности борьбы с сегодняшним кризисом? Особенности состоят в том, что первоначальные условия, стартовые условия - разные. Если для тех экономик, которые обычно назывались развитыми, характерно наличие дефляционных тенденций, связанных с резким падением спроса, то для экономик, которые всегда было принято называть переходными, характерно все еще наличие довольно высокой инфляции. Это накладывает свой отпечаток на методы борьбы с кризисом. Если в ведущих экономиках мира, я имею в виду по объему ВВП на душу населения, центральные банки предпринимают меры для максимального сокращения процентных ставок, правительства наращивают бюджетный дефицит, не боясь - сегодня, по крайней мере - инфляции, то в других странах, где инфляция высока, напротив, процентные ставки повышаются. Это характерно в том числе и для России.

Также для этих стран характерно существенное снижение реальных обменных курсов. Это, конечно, связано и с состоянием платежного баланса, и, для нас в частности, с сохранившейся высокой зависимостью от экспорта сырья, и с возникшей в последние годы зависимостью от финансирования за счет привлечения внешних кредитов и за счет прямых иностранных инвестиций. В других странах это, может быть, в большей степени краткосрочные потоки капитала и также прямые инвестиции. В этих условиях сохранить устойчивость платежного баланса, сохранить минимально необходимые резервы можно только за счет снижения реального курса. Многие страны на это пошли. Снижение курса составило от 15 до 50% и чуть выше, мы находимся в верхнем интервале этого изменения. Конечно же, это позволило существенно повысить номинальную конкурентоспособность российских товаров по отношению к тому уровню, который наблюдался до этого, и позволило сегодня сохранять положительный торговый баланс, который компенсирует сохранение спроса на валюту, в частности для возврата внешних долгов.

Очевидно, что сохранение стабильности на валютном рынке сопровождается резким повышением процентных ставок, которые с точки зрения Центрального банка, с точки зрения правительства были необходимы и пока что необходимы для того, чтобы снизить привлекательность вложения в долларовые активы, сделать их слишком рискованными и повысить привлекательность вложения в рублевые активы. Но уровень процентных ставок сегодня настолько высок - вот я сегодня прочитал в журнале «Эксперт» интервью одного из руково-дителей иностранных банков, - что он создает риски того, что экономика может быть просто убита, убита потому, что по таким ставкам деньги брать нельзя. Такие ставки означают, что уровень прибыльности проектов, уровень рентабельности проектов должен быть запредельно высоким, но таких проектов просто слишком мало. Либо есть ожидания того, что удастся что-то продать, но чтобы что-то продать, надо иметь каких-нибудь покупателей, которые имеют деньги, чтобы это купить. Это слишком рискованное поведение. И сегодняшний рост кредитов, конечно же, будет сопровождаться и уже сопровождается ростом просрочек.

В связи с этим, у нас, по сути, одинаковые решения с другими странами. Не по форме - по форме они иногда различаются, - по сути одинаковые решения в отношении банковской системы. Все понимают, что реально пройти кризис, завершить кризисный период будет возможно только после расчистки балансов. Причем речь идет и о банковских балансах, т.е. о расчистке долгов, и о расчистке экономики как таковой от неэффективных элементов.

С одной стороны, хотелось бы ожидать - если говорить о России - быстрого падения процентных ставок в связи с тем, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась, например, в связи с тем, что мы верим, что падения цен на нефть и другие российские экспортные товары уже не будет.

С другой стороны, пока сохраняются высочайшие риски в отношении вложения средств в любые активы, как в России, так и в других странах мира, снижение процентных ставок не обязательно приведет к существенному росту кредитования. Все равно премия за риск будет закладываться на максимально высоком уровне. Риск просто никто не может пока оценить адекватно, никто не может сказать, насколько он высок, пока еще не ясно, прошли ли мы все волны кризиса, в том числе на глобальной сцене. О волнах говорят многие, говорят, что нас еще ожидает, как минимум, одна волна кризиса, которая в России будет касаться прежде всего банков.

С точки зрения мировой экономики очевидно, что пока не все в полной мере раскрыли свои убытки, например, пенсионные фонды, страховые компании, фонды прямых инвестиций, для которых горизонты вложения более длинные и многим из них было не обязательно фиксировать все убытки в конце прошлого года. У нас это тем более очевидно, поскольку в России пока еще кризис все эти институты затронул на бумаге, и пока мы еще не увидели этого в реальности. Что касается банков, то мы день за днем, неделя за неделей постепенно переходим от бумажных потерь к реальным потерям, к реальным списаниям, к реальным потерям капитала. Поэтому, действительно, для нас и для других стран решение одинаковое - нужна капитализация.

Мы приняли сознательное решение о том, что наибольший объем средств выделяется именно банкам, а не напрямую предприятиям, поскольку считаем, что должна продолжать работать финансовая система. Самым плохим решением было бы подменить финансовую систему бюджетной системой, пытаться перераспределять финансовые ресурсы в экономике не через финансовую систему, не через банки, а через налогово-бюджетные механизмы. Они у нас и так довольно широко используются, и эффективность их использования всеми до сих пор признается как чрезвычайно низкая, хотя движение в правильном направлении есть и есть примеры отдельных хороших проектов, мы этим последние годы серьезно занимались. Тем не менее, подменять финансовую систему нельзя.

Мы рассчитываем, что сможем сочетанием мер по капитализации банков и разделению рисков с банками по кредитованию предприятий, по кредитованию потребительского спроса создать необходимые условия для стабилизации экономики. Сейчас принимаются поправки в бюджет. Я скажу об этом буквально два слова. Поправки в бюджет связаны с тем, что ситуация поменялась, бюджет в прошлом году принимался при абсолютно других макроэкономических предположениях. Мы предполагали рост, предполагали, что цены на нефть будут выше 90 долл. за баррель. В начале этого года необходимость пересмотра бюджета стала очевидной. Прогноз цен на нефть, который заложен в бюджет - 41 долл. за баррель, и пока мы угадали. Это не значит, что мы такие хорошие провидцы - цена на нефть может оказаться любой в этом году, она может оказаться как ниже 40 долл., так и выше 60. Но данные за последние 3 месяца свидетельствуют о том, что пока мы очень близки к реальности: 43 долл. по факту, 41 долл. в прогнозе.

Мы близки по оценкам доходов бюджета, мы близки к реальности по оценке спада в экономике. Мы ожидали, что I квартал будет самым тяжелым, мы не ожидаем, что II квартал будет легким, он также останется тяжелым. Но мы ожидаем, что годовые цифры снижения экономической активности могут быть менее отрицательными за счет того, что начнется оживление.

Как и другие страны, мы заложили значительные бюджетные стимулы для частичной компенсации падения частного спроса. Фактически наш стимулирующий пакет в относительном выражении к ВВП является одним из самых больших в мире. Пока еще рано говорить о том, что он самый большой, никто окончательные итоги не подвел, но он один из самых больших.

Если говорить об изменении дефицита, то это 12 процентных пунктов на федеральном уровне: от +4% профицита до дефицита, как минимум, 8%. Причем расходы по сравнению с утвержденным бюджетом в прошлом году увеличены, увеличены, прежде всего, на три основные цели. Как я уже сказал, это капитализация банков. Второе, это все, что касается поддержки людей. Я имею в виду повышение всевозможных социальных выплат, а также фактически создание активных программ занятости, переподготовки людей, создание возможностей для людей получать новую работу, находить новые рабочие места. Третье направление - это прямая поддержка так называемого реального сектора экономики, хотя под это понятие можно подвести всю экономику. Мы считаем, что такое сочетание мер может быть эффективным. Будет это так или нет - зависит от нас, от того, насколько эффективно мы будем работать. Это может быть эффективным, если будут консолидированы усилия всех институтов власти, бизнеса, институтов гражданского общества.

Последнюю категорию я имею в виду в первую очередь с точки зрения обратной связи: получение информации, насколько эффективно работает та или иная мера, какие изменения нужны в оперативном порядке для того, чтобы изменить ситуацию. Но эти краткосрочные меры не снижают значимости того, что мы задумали в прошлом году, того, что мы заявили до кризиса.

Я буквально три минуты назад сказал о том, что расчистка балансов подразумевает освобождение от неэффективных элементов экономики, и пока мы не будем понимать, что имеет шансы выжить в посткризисный период, а что фактически подлежит ликвидации, мы не завершим полноценный выход из кризиса.

В феврале прошлого года была заявлена идея «Стратегии 2020» и были объявлены ее приоритеты - повышение роста производительности труда и повышение энергоэффективности. Многие откровенно смеялись над нами, когда мы говорили о том, что производительность труда должна быть повышена в 4 раза в среднем по экономике, говорили о том, что энергоэффективность должна, как минимум, удвоиться. Для многих это было просто идеологическим заявлением. Никто не понимал, что имеется в виду. Имелась в виду очень простая вещь: подавляющая часть российской экономики настолько неэффективна, что не имеет шансов выжить в ближайшем десятилетии. Нам нужно создавать абсолютно новые, эффективные производства, технологии и рабочие места. Кредитовать нужно не старые неэффективные производства - это можно делать лишь в краткосрочном режиме, чтобы получить пространство для маневра, получить необходимое время для приятия стратегически правильных решений. Давать деньги нужно исключительно под создание новых эффективных ниш в экономике. Иначе мы проиграем, иначе у нас нет никаких шансов сохранить лидирующие позиции в экономическом росте, которые мы имели в последние годы, и тем более выйти на лидирующие позиции в мировой экономике. А без этого нет шансов участвовать активным образом в формировании новых международных правил игры.

Россия участвует в этом процессе. Как минимум, в вопросах международной безопасности Россия является активным игроком, и без нас принятие каких-либо решений просто невозможно. И этот процесс будет продолжаться. Что касается мировой финансовой системы, мы - члены клуба. Прислушиваются ли к нам? Прислушиваются, но, конечно же, основные решения пока принимаются не нами и зачастую без нашего участия. Почему? Очевидно, потому, что наша мощь недостаточно велика для того, чтобы активно влиять на процессы, происходящие в мировой экономике.

У нас есть каналы влияния. Это, прежде всего, энергетический сектор, но это - не оружие, а это наши конкурентные преимущества. Но других таких конкурентных преимуществ немного, их можно перечислить по пальцам. Космос? - Да. Вооружения? - Да, пока отчасти. Интеллектуальные услуги? - Да. Есть ниши, где наши специалисты, действительно, занимают лидирующие позиции. Очень трудно найти еще хотя бы 3-4 таких сильных конкурентных преимущества. Если мы не сформируем условия для нового экономического роста таким образом, чтобы мощь российской экономики быстро увеличивалась, то не достигнем такого необходимого уровня экономического развития, который позволит нам влиять на мировые правила игры.

Тем не менее, вопросы мы будем ставить, потому что мы считаем их справедливыми и правильными для всей мировой экономики. Это вопросы о резервных валютах, о глобальных институтах управления, о роли Международного валютного фонда в системе координации и мониторинга развития мировой финансовой системы. Сегодня, когда говорится о помощи странам, пострадавшим от финансового кризиса, мы все, по сути, уповаем на Международный валютный фонд, который пока что, хотя новые инструменты уже создаются, продолжает ставить условия лидерам стран, пострадавших от кризиса, относительно того, какие в стране нужно иметь пенсии и зарплаты. А это является прямым путем к отставке любого лидера уже через небольшой период времени. Мы должны менять эти элементы глобальной системы.

Что касается резервных валют, то в этой аудитории хотел бы еще раз пояснить нашу позицию. Мы не хотим сейчас, чтобы слабели доллар, фунт, евро или иена, мы не хотим сейчас потрясений, не хотим, чтобы завтра эти валюты были заменены на новые. Мы видим естественный тренд, естественную тенденцию к тому, чтобы усиливались роли новых валют, региональных валют, чтобы формировались новые монетарные союзы, естественную тенденцию интеграции на региональном уровне. Это неизбежно будет вести нас к формированию новой модели мировой валютной системы.

Мы считаем, что этот процесс должен лучше анализироваться и в какой-то степени координироваться, иначе волатильность курсов никак не станет меньше, более того, она может стать еще более опасной, чем раньше. Именно в этой связи мы считаем, что нужно провести дискуссию на академическом, профессиональном, политическом уровне относительно возможной роли наднациональной валюты.

Думаем, что Международный валютный фонд мог бы подготовить на эту тему соответствующий доклад. Это, действительно, серьезный профессиональный вопрос - выгоды и минусы такого решения нужно проанализировать и принять взвешенное решение. Но в любом случае считаю, что потенциал у такого решения есть. И специальные права заимствования уже сегодня могли бы более широко использоваться как валюта выпуска финансовых инструментов, валюта финансирования развития. Можно было бы более серьезно подумать о роли золота в качестве обеспечения такой валюты.

В заключение хочу сказать, что у нас нет раз и навсегда принятых решений относительно борьбы с кризисом, ни в России, ни в мире в целом; и нам придется по ходу корректировать принимаемые решения, как на российском, так и на глобальном уровнях. Нам как никогда важен постоянный анализ, постоянная коммуникация с экспертным сообществом, постоянная жизнь в экспертной среде, чтобы ощущать все тенденции, которые сегодня протекают в мире, чтобы не проглядеть возникновение чрезмерных рисков и для нас, и для мировой экономики. Поэтому рассчитываем на сотрудничество, рассчитываем на то, что будем вместе осуществлять эту работу. Желаю успеха этой конференции, надеюсь, что мы продолжим эту традицию.

Я.И. Кузьминов: мы имеем возможность задать 2 вопроса докладчику.

Вопрос №1: вы говорили о неэффективных отраслях, куда не имеет смысла вкладывать деньги, и говорили об эффективных отраслях, куда стоит вкладывать деньги. Вот такой институт, как госкорпорация, является ли он эффективным, является ли он прозрачным? Будет ли развиваться эта деятельность, если правительство считает это эффективным инструментом для новой экономики?

А.В. Дворкович: спасибо за вопрос. Думаю, что все-таки юридическая форма не является определяющей в эффективности или неэффективности экономической деятельности. Может быть эффективная и неэффективная госкорпорация, в зависимости от того, какие функции она выполняет, каким родом деятельности занимается. Возможно, мы слишком увлеклись развитием этой формы применительно к самым разным областям деятельности, иногда можно было принять другие решения. Но сейчас на ходу что-то менять, не получив конкретные результаты-либо положительные, либо отрицательные, - было бы неправильно и контрпродуктивно. Поэтому сейчас надо сконцентрироваться на том, чтобы максимально эффективно вести текущую деятельность этих компаний. Думаю, что среди госкорпораций такой же процент неэффективных субъектов, как и в других юридических формах, в других сферах. Поэтому вести погоню за ведьмами было бы сейчас просто потерей времени. Что нужно учи-тывать, так это то, что им выделены значительные ресурсы и возложена вполне конкретная ответственность. Оценивать результаты их работы будет легче. Думаю, что мы должны будем через небольшой период времени посмотреть, какие результаты получены, и принимать тогда соответствующее решение. Мне кажется, главное, чтобы корпорации, по крайней мере большинство из них, прежде всего, достигали цели стимулирования возникновения частного спроса и частного предложения в соответствующих сферах. Они должны быть триггером, элементом софинансирования, элементом инициирования в отдельных сферах тех или иных процессов, или субъектами, которые поддерживают эти процессы, но они не должны монополизировать эти сферы. Хотя есть специфические примеры, когда монополизация была целью, я имею в виду Росатом. Но в подавляющем большинстве других случаев функции должны быть другими. Если они смогут для себя даже психологически выстроить именно такую идеологию работы, тогда есть шанс на получение результата. Увидим.

Вопрос №2: если хотят поддерживать финансовую систему, финансовые институты, то, наверное, будет поддержка адресная. Будет ли обязанность финансового института, банка в частности, например, из 100 выделенных рублей 90 рублей направлять на кредитование реального бизнеса?

А.В. Дворкович: да, поддержка будет адресная, и адреса мы знаем. Если говорить серьезно, то речь идет не о поддержке финансового сектора, а о том, чтобы финансовая система продолжила исполнять свою роль связующей силы, кровеносной системы экономики. Нет никакой цели - поддерживать тот или иной банк. Это вообще не задача. Задача в том, чтобы финансовый институт продолжил выполнение своих прямых функций. Если сегодня это звено исчезнет, то вред будет нанесен экономике в целом - о чем мы, собственно, и вол-нуемся, - а далеко не только этому конкретному финансовому институту.

Второе. Что касается целевого характера предоставления средств. Конечно, сегодня все правительства мира, в том числе и мы, выделяя средства налогоплательщиков, хотели бы, чтобы эти деньги направлялись на поддержку производства внутри страны. Такие сигналы своим банкам дают все правительства и центральные банки. Здесь есть две серьезные опасности. Первая опасность, опасность международного уровня, заключается в том, что мы свалимся уже не в торговый протекционизм, а в финансовый протекционизм.

Очень легко сказать банку: твоя задача - все деньги направить на поддержку предприятий внутри страны. Но это, по сути, даже не шаг назад, а прыжок назад в другую реальность, в реальность, в которой банки носили национальный характер. Это даже не 20 лет назад, это, по-моему, 150 лет назад, экономические историки лучше знают, когда это было, но явно не при нас. Эта тенденция очень опасна. Нужно сохранить за банками самостоятельность в принятии этих решений, но сопровождать такую самостоятельность должна лучшая координация надзорных органов, чтобы надзорные органы одной страны понимали, какие риски несут эти банки при кредитовании компаний, людей, институтов в других странах. И такие решения уже сегодня принимаются на международном уровне, это надзорные коллегии и другие механизмы координации - без этого не обойтись. Иначе всегда будет ощущение, что мы даем куда-то деньги наших налогоплательщиков и не знаем, насколько эффективно эти деньги используются, будет ли отдача для нашего финансового института в виде дивидендов, в виде процентов, и, соответственно, выиграют ли наши налогоплательщики.

Что касается решений внутри страны, самым рискованным было бы определение конкретных получателей средств. У нас был риск свалиться и в эту реальность, в реальность централизованного распределения ресурсов. В октябре прошлого года в оперативном режиме такие сигналы банкам давались, потому что нам нужно было тушить пожар. Все-таки мы считаем, что банки должны, не отказывая никому с порога, тем не менее, серьезно анализировать положение каждого конкретного заемщика и принимать адекватные решения.

А задача Центрального банка и правительства - создать такие условия, чтобы банкам было просто невыгодно направлять деньги на какие-то зарубежные резервные, корреспондентские счета, просто держать сбережения в валюте, не используя их для кредитования в течение длительного периода времени. Если этот период слишком длительный, то банк перестает существовать. Если он просто не использует ресурсы для реальных целей, он перестает получать доход, продолжая тратить деньги на выплаты процентов по вкладам и другим ресурсам. Но нельзя заставлять банки давать деньги пресловутому реальному сектору. Пресловутому потому, что иногда это понятие трактуется очень узко.

Мы говорим, что реальный сектор - это предприятия, производящие промышленную продукцию. А если кредитуется человек, который покупает эту продукцию? Это поддержка реального сектора? Содержательно, очевидно, да. Тем не менее иногда эти процессы оказываются за бортом. У нас ипотека практически остановилась, остановилась по объективным причинам. Мы сейчас будем выделять дополнительные ресурсы на то, чтобы этот процесс перезапустить, чтобы люди опять получили возможность брать ипотечные кредиты, потому что это - создание спроса в конечном счете для того же реального сектора экономики. Думаю, что поскольку подавляющий объем ресурсов идет в небольшое количество банков, то целевой характер использования средств, фактическое использование средств банками на поддержку экономической активности будет обеспечено. Обеспечено не потому, что мы этого хотим, а потому что для банка это правильно, потому что банк в конечном счете от такого кредитования получает свой доход и имеет возможность оставаться конкурентоспособным.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие финансовой глобализации, ее функции в макроэкономике. Феномен финансовой глобализации и стабильность национальных финансовых систем. Тенденции развития финансовой глобализации в мировой экономике. Оценка влияния финансовой глобализации на России.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Циклическое развитие экономики. Причины и показатели экономического кризиса. Роль государства в процессе всемирного экономического кризиса. Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации. Мероприятия по минимизации кризисных последствий.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2009

    Эволюция кризисов и их причины. Характеристика принимаемых мер по стабилизации финансово-экономической системы в России. Оценка влияния финансовой глобализации на уровень системного риска мировой экономики, подверженности стран финансовым кризисам.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2013

    Сущность экономического кризиса. Причины возникновения экономических кризисов. Цикличность экономического кризиса. Антикризисная политика. Меры по преодолению и предотвращению кризисных ситуаций. Особенности современного мирового экономического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Причинно-следственные связи возникновения кризисных явлений в экономике. Пути эволюции цивилизационного развития человеческого сообщества. Направления политического реформирования посредством создания оппозиционных партий. Социальное неравенство.

    статья , добавлен 01.05.2016

    Сущность малого бизнеса и его значение в экономике страны. Динамика развития малого предпринимательства России за последние годы и влияние на него кризисных явлений. Меры, направленные на снижение воздействия кризиса на малое предпринимательство.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    История и причины мирового финансового кризиса 2008 года. Общая цикличность развития экономики, "перегрев" рынка кредитов (ипотечный кризис), рост цен на сырье, ненадежные финансовые методики. Основные последствия мирового кризиса для экономики России.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Теория экономического роста и экономического развития. Рецессия как следствие кризисных явлений в развитии экономики России на современном этапе, ее суть и содержание. Причины создания сложившейся ситуации в российской экономике, пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Современные следствия действия финансово-экономического кризиса на состояние социальной сферы Украины. Государственное влияние на экономические и социальные процессы. Предложение адекватных мероприятий по минимизации последствий кризисных явлений.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2009

    Направления совершенствования механизма государственной поддержки малого предпринимательства в сфере услуг. Модель механизма его регулирования. Система мониторинга состояния малого бизнеса. Меры, направленные на снижение влияния кризисных явлений на него.

5.1. Мобилизация доходов

В рамках плана мобилизации доходов предусматриваются следующие основные меры.

Налоговое администрирование

1. Переход с 1 августа 1998 г. на начисление налога на добавленную стоимость по дате отгрузки продукции. Проблемы, которые могут возникнуть в ряде отраслей, особенно в газовой промышленности и электроэнергетике, будут решаться посредством предоставления Минфином России рассрочек по платежам. Однако переход на начисление налога на добавленную стоимость по отгрузке необходим, ибо существующий порядок позволяет надолго задерживать налоговые платежи.

2. Создание единого реестра налогоплательщиков и интегрированной информационной системы ведомств, отвечающих за доходы федерального бюджета.

3. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов.

4. Укрепление системы таможенного контроля, в том числе путем применения сквозных технологий таможенных, налоговых и правоохранительных органов, совершенствования процедуры бесспорного взыскания неуплаченных или не полностью уплаченных таможенных платежей на любом этапе обращения импортных товаров на внутреннем рынке, ограничения процедуры внутреннего таможенного транзита и мест таможенного оформления подакцизных и ряда других товаров, требования обязательной уплаты таможенных платежей по таким товарам.

5. Законодательное ограничение на использование таможенных режимов и операций, которые вследствие отсутствия нормативной базы или ее несовершенства могут использоваться недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей (свободный склад, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз и др.), включая распространение на такие операции системы мер таможенно - банковского контроля.

6. Изъятие части товаров (в особенности подакцизных) из режима свободной торговли с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также введение инструмента тарифных квот, устанавливаемых с учетом фактических объемов производства данных товаров в тех или иных государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

7. Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей (включая оптовые рынки).

8. Подготовка законопроекта, определяющего место регистрации крупных холдингов и подачи ими консолидированных деклараций.

Совершенствование налогового законодательства

1. Введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства, в том числе для розничной торговли горюче - смазочными материалами на автозаправочных станциях, для игорного бизнеса и т.п. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и вывести из тени остальных.

2. Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.

3. Предоставление регионам права вводить налог с продаж со ставкой до 5 процентов.

4. Правительство Российской Федерации намерено также обратиться в Государственную Думу с предложением ввести единую ставку налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов, отменив пониженную ставку на ряд товаров.

Очевидно, что эти предложения затронут проект Налогового кодекса Российской Федерации, обсуждаемый в Государственной Думе, и могут задержать его принятие. Правительство Российской Федерации считает, что Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации должны быть приняты в ближайшее время. Это абсолютно необходимо для преодоления финансового кризиса.

5. Отмена налоговых льгот в закрытых административно - территориальных образованиях, сейчас являющихся по сути внутренними оффшорными зонами.

6. Ликвидация льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

7. Совершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения, прекращение действия таких соглашений с международными оффшорными зонами.

8. Подготовка проекта закона об аффилированных лицах с целью определения понятия аффилированных лиц, установления требований по учету и предоставлению информации об аффилированных лицах и сделках с их участием.

Усиление государственного контроля за рынком

алкогольной продукции

На этом направлении в последние годы достигнуты положительные результаты. Начался рост производства на отечественных спиртовых и ликероводочных заводах, увеличились доходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтому предполагается:

создание государственной акционерной компании для управления спиртовыми и ликероводочными заводами;

решение проблемы перераспределения средств между бюджетами всех уровней;

усиление административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

регулирование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специализированных торговых предприятий;

лицензирование производства спирта этилового и алкогольной продукции на федеральном уровне, приостановление действия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогов и производства и оборота продукции без акцизных марок;

разработка автоматизированной системы учета выработки и поставки алкогольной продукции в целях предотвращения правонарушений;

введение государственной регистрации и контроля за приобретением и ввозом на таможенную территорию Российской Федерации основного технологического оборудования по производству этилового спирта, производству и розливу спиртосодержащей и алкогольной продукции;

регулирование оптовой и розничной торговли, аккредитация и создание специализированных торговых предприятий;

обеспечение таможенного оформления ввозимого на территорию Российской Федерации этилового спирта и алкогольной продукции в таможенных пунктах перехода границы, что позволит собирать таможенные платежи сразу при пересечении товаром границы;

ужесточение требований к перевозкам спирта транзитом через страну на автомобильном транспорте по строго установленным маршрутам с учетом международных стандартов, запрет на перевозку таможенных грузов транспортными средствами коммерческих структур, не являющихся официальными таможенными перевозчиками.

Изыскание дополнительных доходов бюджета

В целях изыскания дополнительных доходов федерального бюджета предполагается осуществить следующие меры:

повышение ставок земельного налога и введение повышенной платы за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей;

отмена льгот по взиманию доходов от сдачи в аренду федерального имущества;

повышение эффективности использования имущества аэропортов, находящихся в федеральной собственности;

упорядочение управления объектами федеральной собственности за рубежом;

аукционная продажа лицензий на право предпринимательской деятельности в сфере связи;

упорядочение квотирования вылова рыбы и морепродуктов, включая следующие меры: общий допустимый улов и порядок распределения квот на вылов водных биологических ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации; прекращается практика выделения научных квот взамен бюджетного финансирования;

установление контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации.

5.2. Сокращение государственных расходов

В соответствии с утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600 Программой экономии государственных расходов предполагается осуществить следующие меры:

провести инвентаризацию бюджетных организаций, сократить количество юридических лиц и оптимизировать численность работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств федерального бюджета;

сократить количество прямых получателей средств федерального бюджета в 1999 году со 132 до 99 единиц, а с учетом Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" - до 91.

Будет сокращена на 20 процентов предельная численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Оптимизация численности федеральных органов исполнительной власти позволит сэкономить 6,6 млрд. рублей в год.

Реорганизацию бюджетных учреждений намечено проводить путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе посредством оптимизации численности их работников.

Реорганизацией будет охвачено более тысячи бюджетных организаций в различных сферах деятельности с общим объемом расходов федерального бюджета в 257,4 млн. рублей.

Предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов Российской Федерации учреждений начального, среднего и высшего образования, ориентированных преимущественно на региональные рынки труда, а также организаций здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Всего в течение 1998 года предусматривается передать в ведение субъектов Российской Федерации до 740 таких организаций с расходами на их содержание в сумме 1,1 млрд. рублей в расчете на год.

Инвентаризация условий оплаты труда работников

бюджетных организаций

Численность работников бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, составила на 1 января 1998 г. 1896,7 тыс. человек.

Доля тарифных ставок и должностных окладов в оплате труда работников организаций на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы колеблется от 17 процентов (ИТАР - ТАСС) до 82 процентов (Госкомпечать России).

При этом надтарифная часть заработной платы состоит из почти 30 видов доплат, надбавок, иных выплат, носящих обязательный характер, и более 25 видов доплат и надбавок стимулирующего характера.

В общей сумме расходов на оплату труда работников средства, привлеченные из других источников сверх средств федерального бюджета, составляли в 1997 году в среднем 19 процентов. В учреждениях образования целого ряда федеральных органов исполнительной власти доля привлеченных средств составила 50 процентов и более. В числе этих органов бывшее МВЭС России (63 процента), МИД России (56 процентов), Минтопэнерго России (53 процента), ФСТР России (52 процента).

В целях упорядочения оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы предусматривается:

закрепление за вышестоящими организациями права определения лимита численности и размера фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

унификация отраслевых норм оплаты труда;

распространение на порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных организаций принципов, предусмотренных для госслужащих;

рассмотрение возможности определения критерия, на основе которого в зависимости от доли использованных внебюджетных средств организации будут переводиться из разряда бюджетных в разряд дотируемых из бюджета.

Инвентаризация внебюджетных фондов и средств

В настоящее время в ведении получателей средств федерального бюджета находится значительное количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, формируемых в основном за счет отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг), а также средств иных источников, включая доходы от оказания платных услуг, коммерческой деятельности или добровольных отчислений.

Значительный объем численности внебюджетных фондов составляют фонды НИОКР. По состоянию на 1 января 1998 г. действовало 84 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фонда НИОКР, формируемых за счет добровольных отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 году, оценивается в 1,1 млрд. деноминированных рублей. Учитывая это, предусматривается сократить расходы на фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу в 1998 и в последующие годы в среднем до 1,5 млрд. рублей в расчете на год.

Предусмотрено ликвидировать целый ряд внебюджетных фондов, среди которых Централизованный фонд социального развития ВЭК России, Централизованный фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС России.

В результате проведенной инвентаризации установлено, что на 1 января 1998 г. в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыто 28206 текущих счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом общая сумма остатков средств на них составила 15,7 млрд. деноминированных рублей.

Предусматривается закрытие целого ряда внебюджетных счетов, упорядочение условий образования внебюджетных фондов и открытия счетов, а также использование внебюджетных средств через органы федерального казначейства.

Общий объем средств, привлекаемых за счет проведенной инвентаризации внебюджетных фондов и средств, составит по расчетам 8,2 млрд. рублей.

Поэтапный отказ от дотаций и субсидий,

выделяемых из федерального бюджета

Предусматривается сокращение прямой финансовой поддержки сельского хозяйства, финансирование которого предполагается в большей степени осуществлять через фонд льготного кредитования и лизинговый фонд, а также федеральный и региональные продовольственные фонды, обеспечивающие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве. Снизится финансирование из федерального бюджета транспорта в связи с постепенным переходом отдельных его видов на самоокупаемость.

Экономия средств федерального бюджета по этим направлениям в 1998 году оценивается в 4,6 млрд. рублей.

С 1999 года предполагается полностью отказаться от дотаций химической и нефтехимической промышленности, сельскому хозяйству, народным художественным промыслам.

Обеспечение контроля за соблюдением бюджетными

организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии

В целях исключения возможности образования в 1998 году новой кредиторской задолженности по оплате электро- и теплоэнергии предусматривается:

усиление контроля за обеспечением получателями средств федерального бюджета соответствия потребления тепло- и энергоресурсов бюджетным назначениям по статье расходов "Оплата коммунальных услуг";

обязательное согласование смет расходов организаций, находящихся в ведении прямых получателей средств федерального бюджета;

обеспечение ФЭК России совместно с Минтопэнерго России единых для бюджетных организаций всех уровней цен и тарифов на тепло- и энергоресурсы, иные коммунальные услуги, устанавливаемых межрегиональными комиссиями.

Урегулирование кредиторской задолженности федерального

бюджета перед населением и организациями

Объем кредиторской задолженности на 1 января 1998 г. по расходам федеральных органов исполнительной власти и организаций, находящихся в их ведении, иных получателей средств федерального бюджета, возникшей в результате недофинансирования расходов за счет средств федерального бюджета, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", составил 47,3 млрд. рублей.

Кредиторская задолженность будет погашаться поэтапно за счет:

сокращения и минимизации дебиторской задолженности (2 млрд. рублей);

направления остатков внебюджетных средств, находящихся на счетах получателей средств федерального бюджета (4,4 млрд. рублей);

направления части средств федерального бюджета на 1998 год на погашение переходящей кредиторской задолженности по стройкам и объектам, предусмотренным в Федеральной адресной инвестиционной программе, и по денежным выплатам населению (12,6 млрд. рублей);

изыскания дополнительных источников поступлений средств (1,8 млрд. рублей) и др.;

реструктуризации и списания задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

Понятие, формы и виды противодействия расследованию преступлений.

Внутреннее и внешнее противодействие расследованию преступлений.

Современные способы противодействия расследованию преступлений, их признаки.

Меры по преодолению противодействия расследованию преступлений.

Профилактическая деятельность следователя

Понятие, формы и виды профилактической деятельности следователя.

Использование помощи населения и средств массовой информации впрофилактике преступлений.

Раздел 4. Криминалистическая тактика

Тема 18. Общие положения криминалистической тактики

Система криминалистической тактики.

Требования, предъявляемые к тактико-криминалистиче­ским приемам.

Тактическое решение и тактический риск. Тактические и оперативно-тактические операции и комбинации.

Конфликтные и бесконфликтные ситуации.

Тема 19. Тактика следственного осмотра

Понятие и сущность следственного осмотра. Цели осмотра. Его виды.

Общие положения тактики следственного осмотра.

Понятие, сущность, задачи осмотра места происшествия. Методы осмотра.

Этапы и стадии осмотра места происшествия. Работа сле­дователя на каждом из этапов.

Технические средства, применяемые при осмотре.

Использование специалистами поисковой и иной аппаратуры, непосредственное отыскание доказательственной информации.

Поиск запаховых следов человека и микрообъектов.

Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия.

Участие специалистов в фиксации хода и результатов осмотра места происшествия. Упаковка специалистом изымаемых следов и других объектов

Предварительное исследование следов и других объектов.

Тактические особенности других видов осмотра.

Освидетельствование как особый вид следственного осмотра.

Тема 20. Тактика задержания

Понятие и виды задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления.

Подготовка к задержанию.

Тактические приемы задержания.

Обнаружение и фиксация доказательств в ходе задержания.

Тема 21. Тактика допроса и очной ставки

Понятие и виды допроса.

Понятие очной ставки.

Общие положения тактики допроса.

Стадии допроса.

Понятие и значение установления психологического контакта следователя с допрашиваемым.

Подготовка к допросу. Планирование допроса.

Технические средства, используемые при допросе.

Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых (допрос в условиях конфликтной ситуации).

Приемы установления виновной осведомленности допрашиваемого, не желающего давать правдивые показания.

Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших (допрос в условиях бесконфликтной ситуации).

Особенности тактики допроса несовершеннолетних.

Фиксация хода и результатов допроса. Требования, предъявляемые к протоколу допроса.

Допрос с применением звукозаписи или видеозаписи.

Участие специалиста при допросе, его роль в фиксации хода и результатов допроса.

Тактика очной ставки.