Ку-клукс-клан: расцвет и падение «невидимой империи. Ку-клукс-клан: История «Белого движения

Ку-клукс-клан – тёмная лошадка в истории Соединённых Штатов Америки, тайная организация, возникшая ещё в XIX веке и отстаивавшая ультраправые позиции.
Исходя из принципов сообщества, его можно назвать расистским и террористическим. Первоначальной целью братства было возрождение превосходства белых, спасение государства от нашествия африканцев.

Рождение организации следует отнести к 24 декабря 1865 года. Основоположниками общества стали судья Т.Л.Джонс и несколько ветеранов Гражданской войны (1861 – 1865): Рид, Кеннеди, Лестер, Маккорд и Кроу.

Есть несколько версий объяснения названия тайного братства: 1-я – от греческого слова «куклос» — колесо или круг, «клан» — понятие родовой общины у жителей Ирландии и Шотландии; 2-я – от латинского «кукулло», что значит капюшон; 3-я объясняет, что данное понятие напоминает по своему звучанию характерный лязг винтовки.

Герб организации.

История насчитывает несколько подобных организаций, существовавших в разное время в США. Первая из них процветала не долго: с 1865 – до начала 1870-х гг., она насчитывала около 550 000 человек. Появление знаменитых белых костюмов, состоявших из устрашающего конусного головного убора, мантии и маски, относится именно к этому периоду. Сначала представители тайного движения практически не использовали экстремистских методов, а их действия носили отпугивающий характер. Очень часто они развлекались, бегая по городу в белых простынях, тем самым наводя страх на местное население.

Рыцари «Невидимой империи» на фоне своего символа — креста, охваченного огнём.

Позже члены общества начали убивать, но сперва они присылали странные метки (зёрна апельсинов и дыни, либо же веточки листьев дуба), предупреждающие о неизбежной смерти, в случае, если жертва не откажется от своих убеждений и не прекратит деятельность неугодную клану. Убийствам подвергались не только чёрнокожее население Америки, но и те, кто их поддерживал. С каждым годом организация укрепляла свои позиции, а её методы борьбы становились всё жестче и жестче: калечили, сжигали, топили, вешали, при этом действовали очень чётко и без лишних глаз.

Новый Ку-клукс-клан появился в 1915 году и просуществовал до 1944, количество членов которого, по разным данным, составляло от 3-х до 6-ти млн. Именно представители возрождённого общества придумали главный символ организации – горящий крест. Они боролись за предоставление особого статуса и прав гражданам Соединённых Штатов, предки которых победили в Войне за независимость (1775 — 1783 г.г.). Рыцари «Невидимой империи» выступали против движения за права меньшинств. В «Чёрном списке» братства уже были не только африканцы, но и коммунисты, евреи, новоприбывшие иммигранты, а также представители государственной власти.

Сейчас Ку-Клукс-Кланом можно напугать разве что маленького ребёнка, и то, только из-за устрашающего костюма участников движения. Но, несколько десятков лет назад деятельность общества нагоняла страх на всё чёрное население США.

Ку-Клукс-Клан – начало

В далёком 1865 году бывший военный Уильям Дж. Браунлоу был избран губернатором штата Теннесси. Как ярый реформатор, он с начала своей политической деятельности начал с радикальных перемен. В первую очередь, реформы касались афроамериканского населения.

Белым, которые воевали на стороне южан в Гражданской Войне США, было запрещено иметь огнестрельное оружие. Чёрным же наоборот, были предоставлены различные привилегии при вступлении в стрелковые отряды. Белое население фактически не принимало участие в политической и социальной жизни штата.

Опьянённые свободой и ненавистью к бывшим «хозяевам», чёрные начали совершать погромы. Убийства, насилие, грабежи стали привычным делом. Чиновники в администрации губернатора Браунлоу хоть и были обеспокоены положением дел, но так боялись получить клеймо расистов, что занимались лишь амнистированием афроамериканцев. Просидев несколько дней в тюрьме, преступники снова выходили на свободу и ситуация повторялась.

Те чёрные, которым не хватало смелости на криминальную деятельность, пытались всячески принижать белое население, оставляя в их адрес оскорбления и ругательства.

Естественной реакцией на происходящие события со стороны белых стало желание защитить себя, жизнь своих детей и близких. С этого момента и началась история Ку-Клукс-Клана.

Шестеро молодых парней, бывших участников военных действий, видя повсюду агрессию и ненависть решили, что пора изменить ситуацию. И одному из парней пришло в голову основать тайное общество. Первоначально движение зародилось ради развлечения, поэтому участники и переняли различные ритуалы у секретных сообществ прошлых веков.

Звали членов-основателей движения Маккорд, Рид, Кеннеди, Кроу, Лестер и Джоунс. Они придумали гротескные одеяния, сшитые из белых балахонов, длинную остроконечную шляпу белого оттенка и страшные маски. Одно одеяние уже могло нагнать ужас на многих людей

По некоторым источникам название Клукс происходит от греческого «клокс» (что означает круг). Слово Клан было предложено одним из участников, что было связано традицией древних шотландцев и ирландцев (предками одного из членов были выходцы из Ирландии). Вторая версия гласит о том, что название происходит от латинского «кукулло». В переводе это означает «капюшон».

Ультраправое движение стало нагонять на чёрное население реальный страх. Негры при виде «призраков» в страхе разбегались и закрывались в собственных домах. Играя на религиозности черных, члены Ку-Клукс-Клана придумали безотказный метод. Они стали представляться неупокоенными душами солдат.

Этот миф существовал на протяжении длительного периода времени, пока один из негров, при встрече с ККК, в страхе не начал стрелять. Тогда и стало ясно, что под белыми балахонами скрываются обычные люди. После первого убийства члена ККК, они стали надевать красные или черные одеяния. А в ход всё чаще и чаще стали идти ружья или револьверы.

Через некоторое время тайное общество начало разрастаться и его стало невозможно контролировать. По некоторым источникам, на начало 1866 года в клане состояло примерно 500 тысяч участников

Цель движения Ку-Клукс-Клана

Первоначальные цели членов тайного общества были вполне оправданы сложившейся ситуацией в обществе. Чёрные убивали и грабили, учиняли беспорядки. А власти штата, по сути, спускали это им с рук, боясь порицания. Можно сказать, что цель, которая и побудила шестерых парней основать секретное движение, заключалась в обеспечение безопасности белому населению.

Организация не собирались убивать или как-то физически наказывать негров. Только лишь хотели их напугать. И первое время им это удавалось. Но, в опредёленной момент ситуация вышла из-под контроля. После первых погибших среди участников ККК, цели куклуксклановцев стали более радикально настроенными. Они просто-напросто стали убивать чёрных и белых, которые не разделяли их ультраправых взглядов. Клановцы совершали убийства исходя из только собственной ненависти к афроамериканцам. Они не хотели допустить равноправия между чёрным и белым населением Соединённых Штатов.

Позже, гонениям подвергались и евреи, итальянцы, китайцы и многие другие, которые, по мнению ККК, были людьми второго сорта, находились в их «Чёрном списке». Теперь же целью деятельности Ку-Клукс-Клана стала борьба за присвоение гражданам США особого статуса и прав.

  • Изначально ККК был организован как тайное сообщество. Многие историки в ходе анализа организации сравнивают её цели с масонскими. Но дальнейшее развитие деятельности членов Ку-Клукс-Клана имело в основном только расистский подтекст.
  • Многие негативно относились к деятельности тайного общества. В связи с этим явки были совершенно секретными, а настоящих фамилий и имен своих собратьев многие даже не знали.
  • В различные периоды участники организации убивали евреев, иммигрирующих итальянцев и китайцев, представителей секс-меньшинств, сторонников коммунизма и членов правительства, которые поддерживали афроамериканское население.
  • Многим людям (в первую очередь чиновникам), ставшим жертвами, сначала высылали предупреждение в виде веточки дуба или косточек апельсина. Если человек не уезжал из города или не менял своих политических взглядов, то с ним жестоко расправлялись.
  • Иерархия секретного движения была достаточно организованной. Возглавлял его «Великий Мудрец». При нём, в качестве советников, находились ещё «10 гениев». Каждый штат носил название «Королевство», где находились свои «Домены». Во главе них были руководители «Великие Тираны».
  • Последний Ку-Клукс-Клан перестал вести свою деятельность в 1993 году.

С этим названием связаны наиболее известные движения белых ультранационалистических организаций в США. На самом деле в истории Соединенных Штатов существовало три организации с названием «Ку-клукс-клан». Появление каждой из них было обусловлено социальными и национальными потрясениями в стране.

Первый ку-клукс-клан

Первые ультранационалисты, отстаивавшие идею превосходства появились на юге Соединенных Штатов сразу же после окончания 1861-1865 гг. Напомним, победа Севера с его развитой промышленностью привела к отмене рабства в стране и уничтожению основы хозяйственной жизни Юга - плантационного рабства. Уже спустя полгода после окончания войны несколько несогласных с ее результатами ветеранов южной армии создали в первую подобную организацию. Первое время расисты не убивали своих жертв, а лишь пугали своим видом. Знаменитый костюм ку-клукс-клановцев, состоявший из белых одеяний, наводил ужас на суеверных вчерашних рабов. Многие искренне верили, что это души погибших солдат времен войны. Таким образом, террор в его изначальном понимании - нагнетание страха - являлся первичной целью организации. Та же цель преследовалась и дальнейшими убийствами, линчеванием чернокожего населения. К 1868 году численность организации превысила полмиллиона человек, которые действовали уже в одиннадцати южных штатах. В течение 1965-1970-х годов ку-клукс-клановцами было совершено множество терактов. Впрочем, до сих пор историки не сходятся во мнении о численности жертв. К началу 1870-х организация достигла колоссальной власти во многих южных штатах. Полиция не могла решить вопрос самостоятельно. Однако пик бесчинств расистов, который наступил в октябре 1871 года, заставил федеральное правительство страны объявить осадное положение в ряде регионов. Были арестованы и осуждены сотни активистов организации. В результате этой угрозы глава клана, бывший генерал южной армии Форрест, официально объявил о роспуске организации.

Второй ку-клукс-клан

Возрождение произошло во время Первой мировой войны по инициативе старых членов организации, помнящих еще первый этап ее деятельности. Ку-клукс-клан, фото которого вновь появились на первых полосах газет, объявил о своей борьбе не только с чернокожими, но и с представителями других национальных меньшинств, а также с коммунистами, крупными дельцами и прочими. Однако на этом этапе своего существования организация так и не достигла значительных успехов, практически распавшись на мелкие, незначительные группы. Возрождение этих групп произошло в период следующего всплеска социальной и национальной борьбы чернокожих.

Третий ку-клукс-клан

Середина XX столетия породила немало активности на национальной и расовой почве в Соединенных Штатах. В 1950-1960-е годы наблюдалось массовое движение чернокожих граждан, подарившее им гражданские права и устранение дискриминации. В 1960-х набирают обороты уже радикально настроенные организации чернокожих (вроде «Черных пантер»), действовавшие на протяжении нескольких лет. В этих условиях вновь возрождается ку-клукс-клан. Стараниями активиста Дэвида Дьюка организация во второй половине семидесятых возрастает в своей численности до нескольких тысяч человек. Однако националистический рассвет закончился достаточно быстро. Деятельность «Черных пантер» была пресечена в основном крупномасштабными полицейскими акциями в 1969 году. Идеологи ку-клукс-клана подверглись арестам десятилетием позже, после чего популярность движения пошла на спад.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Никогда не собираться в одном месте. За огласку секретов - смерть. Сложнейшая система явок и паролей. Обязательно каждый имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Напишите отзыв о статье "Ку-клукс-клан"

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М .: Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2120 дней) - история , копия )
  7. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  8. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  9. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  10. - текст закона. (англ.)

Литература

  • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
  • Axelrod Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  • Barr Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  • Chalmers David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press , 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  • Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  • Dray Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House , 2002.
  • Egerton John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  • Feldman Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1999.
  • Foner Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  • Franklin John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press , 1992.
  • Horn Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  • Ingalls Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  • Jackson Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  • Kennedy Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida , 1990.
  • McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  • Lender Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  • Levitt Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  • McWhorter Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  • Moore Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press , 1991.
  • Newton Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  • Parsons, Elaine Frantz (2005). «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan». The Journal of American History 92 (3): 811–836. DOI :10.2307/3659969 .
  • Prendergast Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  • Rhodes James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for .
  • Rogers William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1994.
  • Steinberg Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  • Taylor Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  • Thompson Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  • Trelease Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press , 1995.
  • Wade Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.

Дополнительная литература

  • Blee Kathleen M. Women of the Klan. - University of California Press , 1992. - ISBN 0-520-07876-4 .
  • .
  • Nelson Jack. Terror in the Night: The Klan"s Campaign Against the Jews. - New York: Simon & Schuster , 1993. - ISBN 0-671-69223-2 .
  • Chalmers David M. . - Rowman & Littlefield, 2003. - ISBN 0742523101 .

Ссылки

  • - слайдшоу журнала Life .
  • со Станли Хорном, автором книги «Невидимая империя: История ККК, 1866-1871»
  • Павел Борисов . «Meduza », 25.11.2014

Отрывок, характеризующий Ку-клукс-клан

– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

Действия русского и французского войск во время обратной кампании от Москвы и до Немана подобны игре в жмурки, когда двум играющим завязывают глаза и один изредка звонит колокольчиком, чтобы уведомить о себе ловящего. Сначала тот, кого ловят, звонит, не боясь неприятеля, но когда ему приходится плохо, он, стараясь неслышно идти, убегает от своего врага и часто, думая убежать, идет прямо к нему в руки.
Сначала наполеоновские войска еще давали о себе знать – это было в первый период движения по Калужской дороге, но потом, выбравшись на Смоленскую дорогу, они побежали, прижимая рукой язычок колокольчика, и часто, думая, что они уходят, набегали прямо на русских.
При быстроте бега французов и за ними русских и вследствие того изнурения лошадей, главное средство приблизительного узнавания положения, в котором находится неприятель, – разъезды кавалерии, – не существовало. Кроме того, вследствие частых и быстрых перемен положений обеих армий, сведения, какие и были, не могли поспевать вовремя. Если второго числа приходило известие о том, что армия неприятеля была там то первого числа, то третьего числа, когда можно было предпринять что нибудь, уже армия эта сделала два перехода и находилась совсем в другом положении.
Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.

Тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861-1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была дубовая ветка с листьями, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть.

Первый Ку-клукс-клан был основан в 1860-х годах на юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. В те времена они стремились свергнуть республиканское правительство Штатов на юге, особенно используя насилие против негров . Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения .

Второй Ку-клукс-клан был распространён по всей территории страны в начале и середине 1920-х. Члены Ку-клукс-клана использовали те же белые костюмы и пароли, но был введён новый символ - горящий крест.

Третий Ку-клукс-клан возник после Второй мировой войны как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий Ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки [какие? ] сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику. Вопреки распространенному мнению, эта организация никогда не являлась политической.

Происхождение названия

Внешний вид членов Ку-клукс-клана

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки при приведении её в боевое состояние. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

  • Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, деноминация неизвестна;
  • Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
  • Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
  • Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), религиозная принадлежность неизвестна;
  • Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), методист;
  • Ричард Р. Рид, ветеран армии Юга, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.

Именно Рид предложил название «Рыцари Киклос» («кюклос, или киклос (κύκλος) » с греч. - круг, окружность), но до этого существовало общество «Рыцари золотого кольца » (англ. Knights of the Golden Circle ), тогда шотландец Кеннеди предложил слово «клан», что означало род, семью, связь близких людей.

Начальный этап

Натаниэль Бэдфорд Форрест

Первое время они только пугали людей, убийства начались не сразу. Например, они скакали по улицам города, закутавшись в белые простыни, что приводило в изумление и ужас жителей города, а их - развлекало.

Из-за своих суеверий первое время негроидное население принимало клановцев за души погибших конфедератов (то есть южан). Страх прошёл только в 1866 году , когда появились раненые и убитые среди членов Ку-клукс-клана.

Очень популярно общество было среди воевавших на стороне Юга людей, также среди расистов и бывших членов тайных обществ. Они организовывали отделения под названием «берлоги». С 1865 по 1867 последних насчитывали больше сотни. А к 1868 году вокруг них объединились все террористические организации южан.

1867 год знаменателен тем, что в апреле представители нескольких штатов собрались на своеобразный нелегальный конгресс, где ККК был реорганизован. Во-первых, название поменяли: Ku Klux Klan вместо Kuklux Klan, во-вторых, лидером движения стал Натаниэль Бэдфорд Форрест , бывший генерал армии Юга. Ему дали титул «Великого Магистра». Тогда же разработали конституцию, названную «Предписанием», где говорилось о целях организации: спасти страну от нашествия негров, белую расу от унижений и дать неграм права, удобные только белым. Туда включалась клятва не допустить равенства белых и чёрных.

Структура ККК

Была разработана довольно сложная структура организации. Само общество получило название «Невидимая империя Юга» (англ. Invisible Empire of the South ), глава - «Великий Мудрец» (англ. Grand Wizard ), при котором был совет из 10 «Гениев». Каждый штат - это «Королевство», которым управляет «Великий дракон» и штаб из 8 «Гидр». В каждом «королевстве» есть «домены», во главе «доменов» - «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены» состоят из «провинций», главенство в которых у «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Были и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. У каждого были свои обязанности. Рядовые члены - «Вампиры». Ещё был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя», то есть регалии. Несмотря на эту сложную систему, клан всё равно был плохо организован, хотя между локальными «пещерами» и «доменами» имелась координация, всё равно глобальной политики общество не вело. Существенных разногласий между «пещерами» и «доменами» не наблюдалось.

Территория распространения

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии», или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность - необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Члены никогда открыто не собирались в одном месте. За огласку секретов полагалась смерть. Существовала сложнейшая система явок и паролей. Каждый член организации обязательно имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Члены организации на фоне знаменитого символа «горящего креста»

Принятие детей в состав Ку-клукс-клана, 1948 год

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности членов организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

См. также

  • «Пять зёрнышек апельсина » - рассказ Артура Конана Дойла , входящий в сборник «Приключения Шерлока Холмса ».
  • 14 мая 2018 состоялась мировая премьера картины «BlaKkKlansman» - «Черный клановец», сценаристом, режиссёром и продюсером которого выступил Спайкл Ли. Действие ленты происходит в 1970-х годах прошлого века, а сюжет основан на книге чернокожего детектива Рона Столлворта, который в 1972 году стал первым афроамериканцем в полицейском управлении Колорадо-Спрингс и вместе с напарником-евреем внедрился в Ку-Клукс-Клан. Роль Рона Столлворта исполнил Джон Дэвид Вашингтон, а в образ еврея перевоплотился Адам Драйвер, который за свое исполнение был отмечен номинациями на награды Американской и Британской киноакадемии и Премию Гильдии Киноактеров в категории «Лучший актёр второго плана». Фильм был номинирован на шесть премий «Оскар», включая такие категории, как «Лучший фильм года», но победил только в одной. На 91-ой церемонии вручения наград Американской киноакадемии Чарли Ватчел, Дэвид Рабиновиц, Кевин Уиллмотт и Спайк Ли были удостоены награды в категории «Лучший адаптированный сценарий».

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М. : Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. Словарь исторических терминов , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. ONLINE ETYMOLOGY DICTIONARY - © November 2001 Douglas Harper (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  7. Ку-клукс-клан // Корзинка - Кукунор. - М. : Советская энциклопедия, 1953. - С. 632. - (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 23).
  8. «Authentic history, Ku Klux Klan, 1865-1877».
  9. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  10. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  11. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  12. - текст закона. (англ.)
  13. Michael Donald
  14. Hate on Display™

Литература

  • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
  • Axelrod, Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  • Barr, Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  • Chalmers, David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C. :