Конструктивная самодеятельность молодежных групп. Молодежь и молодежная политика

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Молодежь - барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, - он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. - На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. автора Томчин Александр

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

8.12. Молодежь - какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег - на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Из книги автора

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами - дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Проблемы социализации молодежи.

Острая реакция на все недостатки общества

Рост преступности среди молодого поколения

Ухудшение уровня и качества жизни

Экономическая незащищенность молодых ученых

Социальная незащищенность молодежи в сфере труда

Молодежные субкультуры

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

К созданию субкультуры молодежь побуждают:

- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;

Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

Виды молодежных субкультур

По специфике поведения членов группы выделяют:

1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.



В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

По видам увлечений:

Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.

Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.

Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр

Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.

Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

Антифа - Хиппи - Яппи

Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

2. Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обыденное правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.



Профессиональное правосознание понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей :

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

12. Возрастные особенности личности подростка.

Тема 12. Молодежь как социальная группа

Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

– Переходность положения.

– Высокий уровень мобильности.

– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

– Активный поиск своего места в жизни.

– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Лекция по обществознанию в 10 классе

Тема: Молодёжь как социальная группа

Особенности молодёжной субкультуры

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе-ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло-гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо-мической независимости и социально ответственного поведе-ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз-ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка-рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина-мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас-судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль-но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант-ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо-лодежной субкультуры.

Субкультура - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства

Типичным для молодежи является объединение в нефор-мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет-ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти-пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут-верждение, придание социального статуса, обретение защи-щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан-ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь-ным уровнем интеллектуального и культур-ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора-жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци-альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот-ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз-растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Духовный кризис обязывает философов и социологов искать основы для грамотного развития и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, потому что без этого не будет развития страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей общества.

Общая характеристика

Молодёжь, как социальная группа, характеризуется зависимым социальным статусом, недостаточной личной самостоятельностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой проблемы выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; активным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, большим интеллектуальным потенциалом.

Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется активным развитием самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит расширение жизненного пространства человека. Наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Значение идеалов

Осознание потребности в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных ориентиров через идеалы и ценности является особенностью этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения независимости их мировоззрения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с социальной средой), поскольку экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы социальной активности. Именно у молодых восприятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний конфликт, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, способствует развитию личности, формированию уверенности в себе и способности преодолевать трудности. Выводы В. Франкла подтверждает исследование, проведенное под руководством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок , по результатам которого оказалось, что 64,2% молодых людей в России считают для себя важным иметь идеалы, и только 28,6% полагают, что идеалы мешают в жизни человека.

В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% — не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом .

В поисках стабильности

С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового опыта российской культуры, с другой – на новаторство и эволюционизм. Однако в современных условиях эти две ориентации часто не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в противоречие. В результате возникает дискретность ценностного поля личности, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые возможности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, однако постоянно присутствует риск лишиться этих благ. Такая ситуация усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует формированию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. нормальному функционированию личностных ценностей.

В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, социальное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Поэтому уверенность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и стремлением к стабильности, которой общество предоставить ему не может.

Поскольку молодёжь одновременно является объектом и субъектом социализации, распространяется неустойчивость способов достижения социального статуса молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. развивается отчуждение молодых людей от исторического опыта, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и методов социального участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». Затем возникает противоречие между объективно присущим молодёжи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса. Данное противоречие возможно разрешить путем изменения содержания социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели социального участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от постоянного, выявления объективно деструктивных и конструктивных общественных процессов.

Не обладая достаточными ресурсами и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию социальной структуры и институциональных норм развиваются латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в более старшие возрастные группы, в которых синергия ресурсов, символического капитала и социокультурного потенциала личности существенно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности дальнейшей социализации

Таким образом, особенности становления молодёжи как агента социальных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой личности, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются противоречия в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех или иных ценностях, внутриличностными конфликтами, противоречиями прошлых этапов социализации.

Во-вторых, актуализируется потребность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых социальных связях, вхождения в новые социальные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления социального каптала.

В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как следствие противоречивость ценностной структуры личности препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.

В-четвёртых, состояние личности молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и активной интериоризацией ценностей. Поэтому, молодёжь не обладает возможностью (часто и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с социальным окружением, и планированием адекватных способов их достижения. В результате личность современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению радикальных целей, в том числе связанных с разрушением социального порядка.

В-пятых, молодой человек, попадая во множество новых социальных ситуаций, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами или протест сложившимся нормам. Однако незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих стремлений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Поэтому молодой человек стремится преодолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения или расширения реального и символического пространства жизненного мира.

Трансгрессивность сознания молодёжи

Важной характеристикой сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных образцов в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных образцов и социального опыта » .

Таким образом трансгрессивные представления о должном и значимом в будущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу формирования терминальных ценностей и социальных идентичностей молодёжи.

Следовательно, формирование веса, значимости ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с возможностями её актуализации в настоящем, но и на прогнозировании возможностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики значимости условий своей жизни, социальных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, уже ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого » .

Исследование центра «Социологии молодёжи» института социально-политических исследований РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).

Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже веков // Социологические исследования. — Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. — М.:Academia, 2008.С. 62.

Там же. С. 65.

Александр Огородников