Китай и япония 19 век. Отличия Китая от Японии — сравнение двух культур

Разделы: История и обществознание

  • Рассмотреть общую тенденцию развития Японии и Китая в 19 веке.
  • Проанализировать особенности развития Японии и Китая в 19 веке;
  • Продолжать формировать умение работать с учебной статьёй, анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

  • Классная доска
  • Настенная карта;
  • Настольные атласы;
  • Магнитофон, запись индийской музыки;
  • Планшет.

Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) - визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)

Форма урока: Интегрированный с уроком географии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Нацеливание учащихся на тему урока

Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:

Где можно услышать такую музыку? (В Индии)

Да, в Индии - стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?

(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)

III. Сообщение темы и целей урока:

IV. Актуализация знаний учащихся:

Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?

Выступление учащихся с "визитной карточкой" об этих странах:

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:

"Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.

Основные сведения: Площадь - 9.596.961 км 2

Население: - свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)

Денежная единица - Юань.

Государственный язык - Мандаринское наречие китайского языка.

Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.

Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке - равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом - самая высокая вершина мира.

Самая длинная река: Янцзы (5530 км)

Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая

Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:

Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.

Основные сведения: Площадь - 377.708 км 2

Население - около 125 млн.

Денежная единица - Йена

Государственный язык - японский

Столица - Токио - один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.

Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь - побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора - Фудзи (Фудзияма, 3776 м).

Самая длинная река - Синано Гава (367 км)

Основные отрасли - автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.

Достопримечательности - в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.

V. Изучение нового материала.

Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы

Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 "Япония", параграф 28 "Китай")

Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.

Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.

4. Словарная работа:

Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины

VI. Оценивание:

VII. Итог урока:

В чём различие путей развития Японии и Китая?

Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.

Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом

Д/З: 1 вар - п.27 задание 3,

В середине 19 века вопрос о модернизации стал ключевым для многих восточных государств. Такие события как «опиумные» войны в Китае, «открытие» Японии, Крымская война, действия англичан в Герате показали, что даже для самых мощных восточных держав техническое отставание чрезвычайно опасно. И даже их огромные размеры и численное превосходство, а также географическое отдаление не дает гарантии независимости.
Политика самоусиления в Китае, реформы Таги-мурзы в Иране, реформы Мехмеда 2, а также «Хат-и-Шериф» в Османской империи, реформы Миндона в Бирме и революция Мейдзи-исин в Японии были попытками ответа на эту ситуацию в форме ускоренной модернизации.
Но для большинства стран модернизация стала лишь попыткой реформ, которые нередко заканчивались провалом или ограничивались лишь небольшими успехами.
К концу века из всех азиатских стран только Япония и Тайланд (Сиам) сумели сохранить фактическую независимость. Более того, Япония оказалась единнственной восточной страной, сумевшей добиться статуса великой державой.
Естественно встает вопрос о том, почему японцы сумели добиться успеха.
Данная статья являеться попыткой разобраться в причинах этого успеха. Не стоит забывать что задача модернизации является актуальной для многих стран мира и в наше время.
Для сравнения были взяты реформы самоуселения в Китае.
Говоря о реформах в Японии нельзя не отметить их всеобъемлющего характера.
В отличие от большинства стран того времени японцы не ограничились попыткой создания современной армии.
Они провели такие реформы как сословная (отмена сословий), земельная(передача земли фактическим владельцам в частную собственность, судебная (введение европейского законодательства и суда присяжных), образования (создание полного цикла образования от школ до университетов и введение в них европейской системы образования), военной (создания современной армии наряду с роспуском традиционных частей) и административная (ликвидация системы феодальных княжеств). При этом они не только построили за гос. счет неплохую промышленность но и передали ее в частные руки.
В Китае реформы (их называли политика самоуселения) свелись к тому что наряду с традиционными войсками были созданы части обученные по европейским образцам. Они были вооружены европейским оружием. Так же была создана гос. промышленность, которая во многом ограничивалась производством вооружения, лишь частично работая на рынок. Эти новые предприятия превратились в кормушки для чиновничества.
Сравнение ситуации в Китае и Японии.
Речь идет о сравнении этих стран по их менталитету (особенностям культуры), уровню влияния внешних факторов (иностранцев) причем как прямого (завоевание, полит. давление) так и косвенного (влияние международного рынка, отношение к иностранцам и их культуре, а также к их превосходству), социальному строю (наличие и соотношение сословий, различные соц. группы) экономике.
Ментальность – Китай был и остаеться страной с развитой самобытной культурой.
Во многом вся культура стран Дальнего Востока развивалось под огроным влиянием китайской культуры. Так Япония заимствовала из Китая такие вещи как религию(буддизм), письменность, детали одежды (кимоно) и т.д.
Для китайских интеллектуалов, воспитанных на догматах конфуцианства и идеях о том, что Китай самая великая страна мира, принятие западной культуры означало практически отказ от одной из основ собственной культуры, т.е. мысли о культурном превосходстве Китая.
Для японцев, чья культура получила колоссальный толчок из Китая, сама мысль об использовании чужих наработок вызывала намного меньшее отторжение. Японцы уже имели опыт усвоения и творческого развития значительной доли чужой (китайской культуры).
Внешнее давление -хотя о нем не стоит забывать, все таки роль западных держав не стоит преувеличивать. При тогдашнем уровне развития транспорта возможности перебросить действительно крупные соединения были невелики. Угроза превращения в колонию была вполне реальна, но время для реформ было нимало.
Например англичане разгромили Китай в опиумных войнах середины 19 века, но к прямым захватам (под видом железнодорожных концессий и т.д) они перешли только в начале следующего века.
Практически и в Японии и в Китае иностранцы, добившись открытия внутренних рынков этих стран для своих торговцев и создания своих представительств, которые бы защищали их интересы, почти на полвека остановились в своей экспансии.
Их давление на эти страны было в целом вполне одинаково.
Экономически их вторжение означало появление новых товаров и резкое изменение цен на многие старые товары. Первоначально это было менее заметно для экономики Китая, за исключением отдельных регионов, из за его огромных размеров. В Японии это было более заметно. Движение против иностранных новшеств возникло в Японии почти сразу, в отличие от китайского движения ихэтуаней.
Но само наличие рядом чужеземцев, осознание их превосходства, пусть только в военной и технической сфере, было крайне болезненно.
Но китайцы уже не раз терпели поражения и завоевывались иностранцами. Даже в указанный период на троне находились чужеземная (маньчжурская) династия.
И каждый раз завоеватели, пришедшие в Китай, принимали его культуру и воссоздавали типичную китайскую империю. Правящая верхушка, даже оставаясь иностранной по крови, обычно становлась практически стопроцентно китайской по духу и образу мыслей. Единственное, что при этом менялось, это личности и и отдельные семьи, находящиеся на троне и у трона.
Для японских самураев, которые понимали себя прежде всего как защитники своей страны, военное поражение было намного более болезненно.
До этого периода Япония ни разу не была завоевана чужеземцами. Даже приоритет
Китая признавался добровольно и обусловливался не только могуществом страны, но и ее культурным превосходством.
В обоих странах европейцы стремлись усилить свое положение, играя на противоречиях внутри страны. Но же если европейцы стремились сыграть на внутренних противоречиях азиатов, то и последние вполне могли попытаться использовать конфликты между европейскими странами.
Роль, которую сыграла Германия в модернизации Японии трудно переоценить.
Социальный строй. Империя Цинн представляла традиционную для китайских империй структуры, где теоретически все население делилось на «шэнши» (образованных людей, большинство из которых участвовало в управлении страной),
землевладельцев (к которым относили одновременно и помещиков и крестьян), ремесленников и торговцев. При этом занятие торговлей считалось наименее уважаемым занятием, следовательно торговцы были меньше всего прикрыты от произвола властей.
В административном плане Цинский Китай представлял из себя империю, управляемую чиновниками. Управление было построино по принципу пирамиды, основанной на жесткой системе подчинения. Единственным вариантом защиты от произвола чиновников была возможность жаловаться более высокому начальству.
Следует отметить что именно традиционное образование, в основе своей гуманитарное и основанное на уважении к традициям, давало возможность стать чиновником. Такое образование не предусматривало разделение на специальности.
Считалось что человек получивший его хорошо может управлять людьми в любой сфере, будь то суд, строительство, военное дело и т.д. Технические детали отдавались на усмотрение специалистов, чей статус был безусловно ниже.
Естественно европейский подход с его ставкой на технику и специалистов вызывал просто непонимание китайской элиты.
В традиционной Японии общество также делилось на четыре сословия.
Это самураи, представлявшие из себя практически полный аналог европейского дворянства, т.е. служилое сословие получавшее земельные пожалования или право на получение жалования (райка) в обмен на службу (военную или административную).
Но если шэнши можно было стать только получив образование, то самураем нужно было родиться. Остальные сословия соответсвовали китайским, но в роли землевладельцев выступали обычно самураи. В административном плане Япония представляло из себя федерацию феодальных княжеств. теоретически во нлаве гос. стоял император, а практически сегун, (наиболее влиятельный феодал). С 17 в. эту должность закрепила за собой семейство Токугава. Большая часть страны управлялась местными феодальными князьями (дайме) которые выступали в качестве вассалов сегуна. Т.е. существовала типичная феодальная лестница сегун-дайме-самураи которую можно сравнить с европейской король-графы-рыцари.
В отличие от китайской такая система давала возможность играть на противоречиях между различными местными силами (представителями сегуна и местными дайме, различными самураями и т.д.).
При этом самураи более внимательно относились к техническим идеям, хотя бы в форме военной техники. Более того поскольку земля была закреплена за определенными владельцами они более внимательно относились к частной собственности. Следует учесть что возможность маневрировать между различными группировками также давала простор собственникам.
В результате в Японии мы видим мощные торговые кланы (Мицуи, Сумитомо), которые сохранить свое имущество и положение на протяжении столетий, не подвергаясь реквизициям со стороны властей. Более того богатые торговцы нередко оказывали огромное влияние на феолальные дома, которые имели огромные долги.
В Китае же скорее чиновники доили торговцев, которые не имели такой защиты.
Экономика. Уровень технического развития в обеих странах был приблизительно одинаков.

Таким образом именно главным различием, видимо обеспечившим успех в модернизации Японии по сравнению с Китаем можно считать тот факт что культурно она была более готова усваивать чужой опыт и тот факт что по своему социальному строю она была намного ближе к Европе. В составе ее элиты существовали достаточно влиятельные группировки заинтересованные в проведение модернизации, которая была осуществеленна во многом без окончательного разрыва
с традиционными ценностями.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Многие из нас пребывают в уверенности, что китайцы и японцы на одно лицо, а шансы отличить одного от другого подобны выигрышу в лотерею. Несомненно, они схожи внешне, их объединяет восточная культура с ее скромностью, трудолюбием и уважением к старшим, а иероглифы и вовсе почти идентичны.

Кажется, что сравнивать Китай и Японию – это все равно что сравнивать если не небо с землей, то одну планету с другой. Предлагаем вам поиграть в игру: найдите отличия Китая от Японии. Мы нашли как минимум десяток. А вы?

На развитие любой страны накладывает отпечаток ее география, история. Из этого складываются отличительные черты людей, которые веками живут на этих землях, передают свои традиции поколениям. Китайское и японское государство не стали исключением.

Китай распластался на просторах материковой Азии, в то время как Япония ютится на островах Желтого моря (и все равно, что этих островов насчитывается больше шести тысяч). Японцы привыкли тесниться в маленьких квартирах, то и дело испытывая на себе шуточки природы в виде катаклизмов: землетрясений, цунами, извержений вулканов.

При этом ни у кого не возникает вопроса, где больше людей проживает: Китай давно впереди планеты всей по численности населения, которого скоро станет полтора миллиарда. Япония же по этому показателю занимает всего десятое место.

Поднебесная имеет богатую историю длиной в три с половиной тысячелетия. За это время она сменила несколько могущественных императорских династий и подарила миру величайшие изобретения: порох, бумагу, чай.

Весь мир считался с интересами Китая, а в 18-19 веке ей подчинялись Монголия и Тибет, ей платили дань азиатские страны, среди которых были Мьянма, Сиам, Вьетнам, Непал.

Упоминания о Японии датируются годами гораздо более поздними – 3-5 веками нашей эпохи. Несмотря на это, свои границы для чужестранцев она открыла только 150 лет назад, до сих пор оставаясь немного обособленной и закрытой.

Культура

Изучение азиатской культуры в лице китайцев и японцев выявляет между ними некоторые сходства. Оба народа не страдают раздутым самомнением, общественное благо они ставят выше собственных интересов, в общении стремятся к нахождению компромисса. Истина представляетя им горным пиком, к которому можно прийти любыми, даже окольными путями, поэтому дорога к ней у каждого может быть своя.


Гости Японии, однако, выявили исконные черты, присущие именно местным жителям:

  • самоконтроль;
  • строгое следование предписанным правилам поведения;
  • пунктуальность;
  • трудолюбие, доходящее до крайности;
  • консервативность;
  • невероятная вежливость;
  • любовь к природе и красоте, стремление к чистоте, культ созерцания прекрасного.

Китайцев же называют более открытыми, а иногда даже беспардонными. Они более улыбчивы, общительны. Но об их привычках, которые многие люди, особенно западные, назовут «бескультурщиной», слагаются легенды: мол, везде у них грязно, они чихают, чавкают, сморкаются и плюются где ни попадя.

Наверное, по сравнению с японцами, китайцы действительно ведут себя более свободно. Японцы же тщательно следят за чистотой улиц, и даже за своими питомцами убирают исправно, используя специальные моющие средства на дорогах.


Обычаи

В стране восходящего солнца обуви уделяется огромное значение. Люди переобуваются перед входом в любое помещение: в квартиру, кафе, клинику, офис. Даже в туалете стоит специальная обувь, которую можно надевать только там.

Также японцы любят сидеть на полу или низких подушках, причем неважно – чайная церемония это, медитация или просто посиделки с друзьями в баре. Еще один обычай – здороваться и прощаться поклоном, что показывает уважительное отношение к собеседнику.

Китайцы чтят свои древние традиции менее рьяно, поэтому у них в гостях можно не беспокоиться о незнании каких-либо правил.

Религиозные взгляды

Главными религиями в КНР считаются буддизм, даосизм и учение Конфуция, в японском государстве – . Что любопытно, в обеих странах считается абсолютно нормальным быть приверженцем сразу нескольких вероисповеданий, они терпимы к любым конфессиям.


Буддизм удивительным образом объединяет духовную мысль двух народов, хотя и здесь не обошлось без отличий.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт китайской власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.

Охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.


Дом и семья

Семья в восточном образе мыслей в целом – главная ценность человека.

Институт семьи в Поднебесной жестко контролируется демографической политикой из-за перенаселенности государства. Чтобы заключить брак, мужчине и женщине, которым уже исполнилось 24 и 22 года соответственно, нужно пройти медицинское обследование и обратиться в домовой комитет, чтобы получить разрешение на свадьбу. Такое же разрешение можно получить на одного ребенка.

Для создания японской ячейки общества не нужно проходить никаких специальных процедур. Обычно пара заводит двух-трех детей.

Работа

Как китайским, так японским работодателям можно только позавидовать – у них, пожалуй, самые усердные работники в мире. Трудятся они не покладая рук, зачастую до 16 часов в день. Поступив на службу в юности, чаще всего сотрудники работают в компании до самой пенсии.

Иногда ревностное трудолюбие играет злую шутку – клерки просто засыпают на рабочем месте. Впрочем, это только поощряется начальством: значит, человек так много работал, что уснул.

Но есть последствия посерьезнее. В Японии для этого явления даже придумали слово – «кароши», а значит оно смерть на рабочем месте от переутомления. К сожалению, в последнее время случаи кароши учащаются.


Чтобы снять усталость, и те, и другие не спешат домой после утомительного трудового дня, а отправляются в рестораны, бары или к друзьям, где снимают стресс зачастую с помощью алкоголя, курения и азартных игр.

В погоне за кровно заработанными деньгами люди готовы недосыпать и губить свое здоровье. При этом среднестатистический китайский работник зарабатывает 700 долларов в месяц, а японский – свыше 3 тысяч.

Технологии

Япония – страна передовых разработок и как будто другой, высокотехнологичный мир будущего, населенный роботами и новомодными гаджетами. Причем качество товара: электроники, техники, автомобилей – считается одним из лучших в мире.

Китай также стремится к выходу на новый уровень технического развития, хотя пока ему сложно вырваться из образа страны подделок, имитаций, копий, где главное преимущество – дешевая рабочая сила.


Гастрономические предпочтения

Китайская и японская кухни не поддаются сравнению формата «лучше/хуже» – блюда абсолютно разные.

Гастрономия Китая – что-то экзотическое, феерическое, остро-кислое, иногда несочетаемое, сдобренное большим количеством соусов и пряностей. Мясо змеи – пожалуйста, черепаховый суп – будьте добры, столетнее яйцо – да на здоровье.

Еда японцев, как и они сами, более традиционная, сдержанная: суши, сашими, роллы и еще сотня микроскопических блюд из сырой рыбы в сочетании с рисом.

Отношение к иностранцам

Влияние внешнего мира на КНР было гораздо сильнее, чем на Японию. Поэтому при виде иностранцев китайцы готовы улыбаться, целоваться, обниматься, дружить и чуть ли не свататься.

Японцы же, хотя и будут крайне вежливыми и доброжелательными, но чрезвычайного доверия и любви к новоявленным знакомым питать не станут.

Счастье

Что может быть лучшим показателем жизни, чем состояние внутреннего счастья? По данным независимых опросов, 60% резидентов КНР признались, что они счастливы, тогда как в стране восходящего Солнца этот показатель достигает 85%.


Заключение

Если вы читаете эти строки, то, без сомнения, уже больше не будете путать две эти прекрасные, но такие разные страны. А чтобы закрепить усвоение материала, отправляйтесь в путешествие сами и пополните наш список различий между ними.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Доброе Мировое Зло (Миф)

"Неважно является ли страна абсолютно сильной или абсолютно слабой; она может максимально извлечь выгоду посредством концентрации на том виде деятельности, в котором она является относительно сильной."

Гарри Джонсон1


Введение
Под давлением передовых Западных стран в XIX в. Китаю и Японии пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации - она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Китаю этого сделать не удалось: "великая Поднебесная империя" рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, обе страны катапультировали в противоположные траектории - от периферии в "центр" мирового развития (Япония) и от "центра" на "обочину" (Китай).

Предметом данной статьи является попытка предложить подход к "загадке" - почему Япония успешно справилась с вызовом развитых стран и сумела модернизироваться, а ее великий сосед - Китай, - имевший больше преимуществ и находившийся в более выгодном стартовом положении, - потерпел катастрофу.

Существует много объяснений поставленной проблемы. Большинство относится либо к структуралистской, либо к культурологической интерпретации. На мой взгляд, эти две парадигмы "удобны" когда вы знаете результат и ничего не дают для понимания происходящих или будущих событий. Они как бы "притягивают" под себя рассматриваемые события. Этим подходам противостоит третье направление - бихевиоризм. Если структурализм подчеркивает "объективные" факторы (география, размеры или институты), то бихевиоризм делает упор на субъективные моменты - лидерство, выбор стратегии развития, отношение населения, случайности. В данной статье рассматриваемый вопрос исследуется с бихевиористской перспективы. Я доказываю, что "ключ" к объяснению Японского рывка и Китайской катастрофы следует искать в факторах лидерства и избранной стратегии развития. Именно они являются корневым элементом для авторитарных обществ неевропейского типа на пути перехода от аграрного общества к индустриальному. Мне представляется, что неважно является ли страна большой или маленькой, "старой" или "молодой", изолированной или открытой, есть ли там "пассионарии" или нет; всего важнее - наличие творческого лидерства, которое смогло выбрать удачную стратегию развития, ориентированную на интегрирование в мировое развитие. В развитии любого азиатского общества нет ничего главнее и решающим, чем твердое лидерство и стратегия развития. Мне представляется, что примеры Японии эпохи Мэйдзи и Китая после Опиумных войн являются классическими в понимании той "догоняющей" системы, которая "сделала" международную политическую экономику Восточной Азии сегодня.

Для того, чтобы доказать мой тезис, я делю свое эссе на три части. Первая рассматривает исторический контекст: вопрос ставится на фон основных событий и процессов. Во второй части дается историография проблемы, то есть демонстрируются некоторые наиболее типичные точки зрения, существующие в западной академической литературе. В последней части представляется авторской видение проблемы.

Противодействие давлению Запада: коллапс и курс на догоняющее развитие
Хотя встреча Запада с Китаем и Японией началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной и в Стране восходящего Солнца. Опиумные войны в Китае и прибытие эскадры коммодора Перри к берегам Японии усилили деятельность иностранных держав в обеих странах, что окончательно сломало их изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

Проблему модернизации Китая и Японии следует также рассматривать и в контексте всемирного движения к индустриальному обществу, становлении индустриальной цивилизации. В этой связи середина 19 в. стала своего рода водоразделом в глобальном развитии и вовлечением многих стран в орбиту машинного века. Наиболее яркими примерами подобного рода является Германия эпохи канцлера Бисмарка, отмена крепостного права в России, реформы Танзимат в Турции, объединение Италии, вторая гражданская война в США, движение за реформы в Индии, модернизация в Аргентине и в Австралии. Такие традиционные общества как Китай и Япония - также в силу хода вещей втягивались так или иначе в этот всемирный процесс, став его "участниками".

Проблемой в восприятии Китая и Японии было то, как защитить свои общества от "варваров". В этом общем для них стремлении они пошли противоположными путями. Хотя и та, и другая пытались изгнать "варваров", однако, Китай это попытался сделать путем усиления своей изоляции, в то время как Япония сделала ставку на всемерное усвоение мирового опыта. Если Китай судорожно цеплялся за свои прошлые традиции, то Япония смело ринулась за достижениями Запада. К концу 19 века маньчжурская империя превратилась в колосса на глиняных ногах, который рухнет в начале 20 в.; Япония же трансформировалась в течение одного-двух поколений из пигмея-затворника в регионального гиганта-гегемона, став первым модернизированным обществом в Азии.

Исторически, логически и теоретически китайская империя находилась в лучшем стартовом положении, чем Япония. Она была мощной, богатой и сравнительно более открытой по сравнению со своим соседом-затворником, который в течение двух с половиной веков не имел почти контактов ни с Европой, ни с другими континентами. На практике, однако, произошло одно из удивительных событий в мировой истории - японский карлик превратился в мирового гиганта, отныне ставшим одним из ведущих игроков в международной системе.

Что же лежало в основе коллапса некогда могущественной империи и стремительного рывка загадочного затворника?

"Великая дискуссия"
Существует множество точек зрения, пытающихся найти объяснение на поставленный вопрос. Наиболее популярным является "структуралистская" парадигма, включающая в себя сумму тех мнений, согласно которым Япония рассматривается как страна "более маленькая" и "более компактная нация", чем гигантская Поднебесная2. Другой подход в рамках структурализма пытается рассмотреть проблему с "перспективы мировой экономики". Авторы этой позиции полагают, что большинство не западных развивающихся стран, такие как Китай, были инкорпорированы развитыми государствами Запада в мировую экономику в качестве сырьевых придатков, что сделало их зависимыми и слаборазвитыми. Франк Моулдер, например, полагает, что Япония осталась сравнительно свободной от этого "включения", сохранив автономию собственного выбора, в то время как Китай подвергся интенсивной эксплуатации, будучи "привязанным" к "мировой системе, которая диспропорционально дает блага другим."3

Социально-культурная парадигма ставит во главу угла культурные и социальные факторы. Например, Жан-Пьер

Леман пишет:
"Решающим фактором в оказании сопротивления внешнему давлению...являлось timing. Если внешняя угроза соответствующим образом не воспринята, и если особенно отсутствует консенсус относительно тех средств, которые следует предпринять для ее противодействия, тогда здоровые силы будут рассеяны и возможно будут контр продуктивными. Это то как раз и произошло в Китае под воздействием Запада. Китай обладал культурной идеологией, но у него не было национальной идеологии. Замечательно быстрый ответ Японии на вызов Запада был в значительной мере обусловлен тем фактом, что в Японии была развита национальная идеология, она уже была там, и только всего лишь нужно было эффективно ее проецировать."4

Микисо Хане отмечает, что Японией управлял военный класс, который "по своей природе был более практичным, чем конфуцианские чиновники Китая"; что Япония было "исторически восприимчива" к внешним влияниям; что японцы 19 столетия "обладали намного более динамичными воззрениями, чем их современники в Китае"; что важным фактором было "сравнительно высокий уровень грамотности Японии эпохи Токугава"; что Япония была "наделена большим числом исключительно способных лидеров в период решающих лет эпохи Мэйдзи".5

Обе "школы" имеют свои некоторые плюсы. Например, структуралисты пытаются поставить проблему в контекст мировой системы взаимозависимости; социо-культуралисты переносят центр на "человеческие" аспекты. Оба подхода, однако, недооценивают или упускают из виду бихевиористское измерение проблемы или же по крайней мере делают лишь в общих чертах, не вдаваясь в детали, либо противореча собственной позиции6. Они также подразумевают, что Западная цивилизация оказала "более деструктивное, чем конструктивное" воздействие на Китай и Японию.7 Я хочу предложить иную перспективу рассмотрения проблемы. Мой подход основан на идее о том, что истоки дезорганизации в Китае и Японии как до их насильственного "открытия" во внешний мир так и после - лежали не во внешнем давлении или "безжалостной эксплуатации" со стороны индустриальных стран, но скорее в растущей внутренней нестабильности и их отсталости от внешнего мира, который фундаментально менялся в 19 столетии в направлении уничтожения замкнутости и создания всемирного рынка. Действия Запада лишь ускорили коллапс дряхлеющих средневековых систем в Юго-Восточной Азии; проникновение (это точнее, чем только "вторжение") европейских стран давало шанс на мирную эволюцию и интеграцию в новую международную систему. Другое дело, что Япония этим воспользовалась умело и к своей выгоде, а Китай упустил этот шанс. В следующем разделе я попытаюсь аргументировать свой тезис.

"Когда факты меняются, я меняю свое мнение"
Эти слова были сказаны китайским лидером Дэн Сяопином когда он начал свои великие реформы в конце 1970-х гг., сделавшие страну мотором мирового экономического развития. Позднее, объясняя обстоятельства перехода к рыночным преобразованиям, он также сказал:

"Мы чувствовали, что Китай являлся слабым, мы хотели чтобы страна стала сильной. Поэтому мы пошли к Западу чтобы учиться."8

Здесь, на мой взгляд, находится решение загадки различных траекторий движения Китая и Японии на вызов Запада в прошлом столетии. Это, на первый взгляд, выглядит странно - как можно объяснять прошлое через настоящее (вроде бы надо наоборот) ? Более того, Китай 1978 и Китай середины 19 в. - это различные миры.9

Да, положение и масштабы совершенно различны, однако модели успешного перехода как для Японии после 1868 г., так и для Китая после 1978 г. являются сравнительно одинаковыми. Я бы взял на себя смелость сказать, что дэновские преобразования, в известном смысле, являются воспроизводством революции Мэйдзи с "китайской спецификой". Эта Мэйдзи-дэновская модель имеет некоторые общие фундаментальные черты, которые могут помочь нам понять, почему Китай потерпел провал в конкуренции с Японией в конце прошлого века и добился успеха в конце нынешнего. В обобщенном виде они выглядят так:
открытие страны во внешний мир;
экономические и политические реформы, наиболее важными из которых являются земельная, образовательная, промышленная, финансовая, научная и институциональная;
принятие скорее авторитарного ("прусского", германского), чем демократического ("американского") варианта осуществления реформ; политэкономия Фридриха Листа (государственная интервенция10), нежели Адама Смита ("невидимая рука" свободного рыночного развития11);
прагматическое и предпринимательски настроенное правительство;
решительный и творчески мыслящий лидер;
инвестиционная политика: создание благоприятного климата для деловой активности;
постепенный подход к переменам (в противовес радикальному "шок-терапии"), экспортно-ориентированная политика.

К этому перечню Фил Динс добавляет: "Возможно ключевую роль в период Мэйдзи (как впрочем это также применимо и для Китая) играл национализм: в очень важном смысле период Мэйдзи был националистическим ответом на Великую Перемену, в Китае же современный национализм истинно представлен лишь после 1949 г.

Дайцинская маньчжурская империя в 19 в. сделала все противоположное указанной "модели". Она не стремилась решать проблемы ни через введение новейших достижений, ни пытаясь использовать чужие идеи и институты, как это сделала Япония.

Япония, похоже, была единственной страной из всех тогдашних "развивающихся" стран, которая смогла выработать альтернативную "догоняющую" стратегию, выведшую ее на уровень мирового развития. Китай же, как и другие аграрные общества, вступившие на путь модернизации (Россия, Индия, Османская Турция, Мексика), так или иначе стремились блокировать западное влияние, оказывая сопротивление "инородным" институтам. Япония сопротивлялась Западу по своему, по-японски - она абсорбировала мировой опыт достижений модернизации, особенно Германии, приспособилась к новым правилам игры, в результате чего создала "новую страну", которая, в свою очередь, сама стала формировать свою систему. Японские лидеры поняли, что, если страна должна выжить в условиях технологического превосходства западных "варваров", она должна фундаментально трансформироваться как можно скорее и эффективнее.

Здесь мы подходим к сердцевине нашего тезиса: без мудрого и сильного лидерства и без прозападной развивательной стратегии развивающие страны неспособны ответить на внешний вызов технологически превосходящих стран. Недостаточность институциональных элементов, характерных для стран, не знавших никогда демократии (представительные учреждения, независимые правовые органы, горизонтальное структурирование общества и государства), - все это делает бихевиоральные факторы (лидерский стиль) решающими в таких обществах. В случае с Китаем, сравнение между лидерами и их стратегиями как в середине прошлого века, так в последних двух десятилетий нынешнего века показывает со всей очевидностью фундаментальную разницу в том, почему в первом случае Китай потерпел провал, а во втором стал одним из мировых лидеров. Тот же подход применим к Японии эпохи Мэйдзи и к Японии после второй мировой войны. В обоих случаях мы наблюдаем решимость японских лидеров сделать ставку на открытие во внешний мир, широкое заимствование, курс на экономический рост и огромное желание "учиться, учиться, и еще раз учиться" у своих противников.
В следующей части анализируется конкретно политика лидеров обеих стран с середины по конец 19 в.

Китайское каутау и японский кокутай
В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: "Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано?". Ли ответил: "Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать."12

Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.13

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно - китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по от ношению ко всему не китайскому14. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав - лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке.15 Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы). Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн. Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.

Япония, напротив, выбрала иной путь сопротивления вторжению Запада: ее новые лидеры решили позаимствовать у своих противников все то, что по их мнению могло поддержать порядок в стране и ее суверенитет. В то время как Китай цеплялся за свои прошлые традиции и нес значительные потери, Япония в период Мэйдзи устремилась буквально и переносно на Запад - в Европу и в США. Японские реформаторы повели страну по пути агрессивного "догнать и обогнать" западные страны. Для этого страна в ускоренном порядка начала приобретать передовую технологию, систему образования, военные, научные и политические системы. Широкое заимствование способствовало ускорению экономическому роста и широкой модернизации, затронувшей многие сферы общества и государства. Лидеры Мэйдзи обосновали идеологию выживания нации ("кокутай"), что привело к поднятию национального духа и аккумулировало энергию к усердному труду с целью победить. Удалось, таким образом, мобилизовать общество против потенциального "иностранного вторжения"; в глазах общества такой курс придал легитимность проводимым преобразованиям. Нация была сплочена на "образе врага" через активную учебу у последнего.

Наиболее примечательным фактом было скорее не поразительный экономический и политический рывок, но те стартовые условия, с которых начинала страна ускоряться по сравнению с Китаем: более отсталая Япония, находившаяся несколько веков в самоизоляции, нашла необходимые ресурсы для стремительного движения вперед. Казалось, что может предложить страна-отшельник эпохи Токугава для состязания с такими великими гигантами, как Англия и США? Ради выживания японские лидеры провели серию жестких и жестоких мер по изменению политических, экономических и социальных институтов. По сути дела, одна эпоха была заменена другой. В этом решающую роль сыграла воля учиться у всего мира.

Чтобы это продемонстрировать ниже будет показано то, как японцы и китайцы относились к учебе в контексте ответа на внешнее давление. Это одна из фундаментальных причин того, почему одна страна достигла успеха, а другая потерпела провал. Мой тезис заключается в том, что японцы оказались удачливее китайцев потому что они ринулись на учебу за рубеж, в то время как китайцы, в целом, проявили высокомерие и отвергли, по существу, возможность извлечь полезное у "варваров".

"Ищи знание по всему миру"16 против "учиться лучшей варварской технике с помощью которой изгнать варваров"17
Первый лозунг является одним из обязательств инаугурационной интронизации японского императора Муцухито, открывшего эпоху Мэйдзи-исин.18 Второй - лозунг знаменитого китайского ученого Вэй Юаня, ставшего символом эпохи "самоусиления" 1860-х - 1890-х гг. Между значениями обоих лозунгов простирается глубокая пропасть. Они отразили различное понимание положения каждой страны. В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда "Взлет современного Китая", пишет:

"Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь."19

Однако после второго поражения Китая в "опиумной" войне и англо-французской оккупации ее столицы - Пекина - в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за "самоусиление", т.е. политику реформ "сверху". Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был "искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации - политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия."20

В случае с Японией картина выглядит совершенно противоположно. Джеймс Фаллоус, автор бестселлера на Западе о Японии "Глядя на Солнце", пишет:

"Япония в эру Мэйдзи была вероятно уникальной в своей систематической попытке научиться всему тому, что достиг остальной мир к этому времени, и применить это как можно быстрее и возможнее в Японии...Чтобы избежать иностранного доминирования, японское руководство начало натиск систематического изучения достижений остального мира."21

Японцы внимательно и систематически изучали опыт модернизации западной цивилизации. Фукудзава Юкичи, один из наиболее влиятельных интеллектуалов поколения Мэйдзи, настаивал на том, что международный опыт и его изучение представляют единственный путь для спасения нации. Политика Мэйдзи на открытие страны, - кайкоку, - стимулировала абсорбирование мировых знаний, посылку за границу студентов, государственных чиновников, ученых; приглашались "лучшие мозги" из многих стран. Японцы с энтузиазмом изучали многие аспекты Северной Америки, Западной Европы, включая их экономику, промышленность, науку, технологию, образование и культуру.22 Японцы также изучали положение в Поднебесной, ее ошибки и достижения.23

Интересно отметить, что изучив и сравнив многие ведущие страны, японцы остановили свой выбор главным образом на германской модели экономического и политического развития, предпочтя "Бисмарка Гладстону".24 Они построили свой экономический успех на теоретических основах немецкого экономиста Фридриха Листа и практике Германии второй половины 19 в.25 Благодаря своему творческому подходу Япония Мэйдзи внесла большой вклад в практику альтернативной модели, известной как "развивательное государство" (developmental state), основанной на систематическом использовании западного опыта в течение длительного периода (вплоть до сегодняшнего дня).

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и японцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.

Заключение
В своем эссе я попытался представить свое видение причин, почему цинский Китай потерпел провал, а Япония Мэйдзи достигла успеха в ответ на вызов, брошенный передовыми индустриальными державами Запада. Мой аргумент заключается в том, что причины столь противоположных результатов следует искать в характере проводимой политики лидеров обеих стран. Фундаментальное отличие состояло в том, что цинские правители Поднебесной попытались изолировать страну от внешнего воздействия; японские же самураи взяли курс на интегрирование страны в мировое развитие через систематическое и агрессивное усвоение передового опыта. Имея общую цель "изгнания варваров", обе страны использовали диаметрально противоположные стратегии - изоляцию (Китай) и вовлечение (Япония). Япония с жадностью начала изучать у Запада экономику, политику, науку, образование и философию. Китай цеплялся за свое былое величие и традиции, убаюкивая себя мыслью о том, что Поднебесная в состоянии пережить очередной наплыв диковинных пришельцев (как это не раз было в прошлом). Японские лидеры продемонстрировали волю, творческий подход и решительность искоренить систему Токугава, установить новую, современную, отвечающую духу времени. Китайский порядок и ментальность остались таковыми как и две тысячи лет назад.

Весьма важно взглянуть на проблему ответа на внешний вызов, как это было продемонстрировано Японией эпохи Токугава и цинским Китаем в 19 в., в более широкой глобальной перспективе вплоть до сегодняшнего дня. Уроки указанных стран крайне поучительны для других развивающихся и переходных наций, вступивших или еще вступающих на путь конкуренции с более развитыми или превосходящими странами. Эта проблема адекватного ответа на "вызов Истории" является одной из главных сил, сформировавших 20 век.

Недавний опыт восточно-азиатских НИС (Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея), стран Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, ОАЭ), а также Брунея - все это примеры успешной стратегии "настройки" на вовлечение в мировую систему и использование шанса удачного применения своих возможностей. С конца 1970-х гг. Китай после Мао проводит аналогичный курс "открытых дверей" в мировое развитие, выведший его на уровень современной экономической державы. Поднебесная проиграла 19 век, но взяла реванш в конце этого столетия. Историческая ирония, может быть, в том, что сейчас мы наблюдаем за тем, как Китай переживает свое возрождение по пути китайского Мэйдзи, в то время как Япония превращается, в некотором смысле (особенно в контексте недавнего финансового коллапса), в маньчжурского динозавра.

Базовые термины
Мэйдзи - "Просвещенное правление", реставрация власти императора, период правления императора Муцухито (1868-1912).

Бакуфу - "Правительственный лагерь". Военная администрация сегуна (1192-1867).

Кокутай - концепция, согласно которой император воплощает в себе государство и управляет как глава семьи над своими подданными. Использовалась для оправдания абсолютистской имперской власти в период возвышения японского милитаризма.

Сакоку - "Политика закрытой страны". Правление сегуна в период самоизоляции Японии с 1630-х гг. по 1983-54 гг.

Сегун - "Главнокомандующий, подчиняющий варваров". Глава военного правительства Японии (1192-1867).

Дзайбацу - Японские деловые кампании или картели, ведущие свое происхождение от модернизации Мэйдзи. Обычно контролируются небольшими группами семей. Имеют важное влияние на национальную экономику.

Дайме - "Великие имена". Крупные феодалы при сегунах.

Генро - почтенные и влиятельные государственные мужи. Лидеры реставрации Мэйдзи.

Чжунго - "Срединное государство". Китай воспринимал себя как центр земли с находящимися за его пределами варварами, которые платили ему дань. Выражение культурного превосходства ханьцев.

Каутоу - "битье головой". Церемония, признающая превосходство "сына Неба" (китайского императора) или какого-либо чина у власти. Конфуцианская концепция.
Литература
Johnson, H. (1973) Technological Change and Comparative Advantage: An Advanced Country"s View Point, Journal of World Trade Law, 9,1 .
Mikiso Hane, in: Borthwick, M. (1992) Pacific Century.The Emergence of Modern Asia. Boulder, CO: Westview Press, P. 156
Moulder, F. (1977) Japan, China, and the Modern World Economy. Toward a Reinterpretation of East Asia Development ca. 1600 to ca. 1918. Cambridge: Cambridge University Press, P. IX
Lehman, J.-P. (1982) The Roots of Modern Japan. Macmillan, P. 130. Фил Динс отмечает на полях, что "Леман также подчеркивает важность аргумента "breathing space": западные державы были более заинтересованы в Китае, и это снизило давление на Японию."
Mikiso Hane in: Borthwick, 1992: 158
В этой связи будет небезынтересно отметить книгу Карлоса Уайзмана об аргентинском рывке конца 19-начала 20 вв.:
"Во второй половине 19 в. Аргентина была полностью включена в международное разделение труда в качестве экспортера сельскохозяйственных товаров. Этот период с 1870-х гг. вплоть до "Великой депрессии" был одним из самых быстрых по темпам экономических и социальных перемен. В 1869 г. население страны составляло всего 1.7 млн., но после 1870 и до 1930 гг. оно увеличилось на 6 миллионов за счет притока европейских эмигрантов, из которых более половины постепенно осело в стране. К концу 19 в. Аргентина достигла относительно высокий уровень экономического развития." (Carlos H. Waisman, Reversal of Development in Argentina (Princeton: Princeton University Press, 1987, P. 5); Согласно Майклу Мулхаллу, доход на душу населения в Аргентине в 1895 г. был такой же как и в Германии, Голландии, Бельгии; выше чем в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, Швеции и Норвегии (там же); Энтони Льюис отмечает, что аргентинский экспорт рос в среднем на уровне 6 процентов в год, ставя Аргентину на один уровень по конкуренции за титул самой быстро растущей экономики в мире между 1870 и 1913 гг." (там же).
В этой связи весьма односторонне выглядит позиция академика С. Тихвинского, который рассматривает действия иностранных держав в Китае как попытки поставить в "зависимость", как враждебные против суверенной страны (См.: Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история. Март-Апрель. - 1999. - N 2. - С. 3-15 .
Time, March 3, 1997, P. 31
Британский ориенталист Фил Динс (Кентский Университет в г. Кентербери) отмечает: "Это интересный аргумент, но я не уверен, что это методологически выдержано для сравнительного исследования, так как трудно сделать такое же равное сравнение с Японией." (Из рецензии на мое эссе, Август 1998).
"developmental state"
"laissez-fair"
Цит. по: Borthwick, M. 1992: 142
Более подробно о личности Ли и o его деятельности см. в: Borthwick, M. 1992: 142-145
Идея Микисо Хане (См. в: Borthwick, M. 1992: 157).
Лекция по модулю International Political Economy of East Asia, Кентский Университет в г. Кентербери, летний семестр, 1998, 5 июня.
"Sekai no chishiki no Tankyu" ("seek knowledge throughout the world"). Перевод с японского на английский сделан Шихо Мияги, которой я очень признателен.
Hsu, M. (1990) The Rise of Modern China. Oxford: Oxford University Press, P. 10
См.: Ochiro Ozawa (1996) The Third Opening. The Economist, March 9th, P. 21
Hsu, I. 1990: 10
ibid.
Fallows, J. (1995) Looking at the Sun. The Rise of the New East Asian Economic and Political System. New York: Vintage Books, P. 91. Как элегантно выразился Жан-Пьер Леман, с прибытием четырех паровых кораблей коммодора Перри "японцы не только были грубо разбужены от мирной спячки, но с тех пор они больше уже не спят". (Lehmann, J.-P. 1982: 137).
Более подробно об этом см.: Fallows, J. 1995: 91-94; Borthwick, M. 1992: 133. В своей речи на государственном банкете в Букингемском дворце во время своего визита в Великобританию японский император Акихито дал высокую оценку роли викторианской Англии в модернизации Японии периода Мэйдзи. Например, он отметил, что японское правительство приглашало многих преподавателей и инженеров из-за границы для того, чтобы жить и работать там, из них "около половины, как полагают, были британцами. В дополнении, многие японцы приезжали в эту страну учиться." (The Daily Telegraph, May 27 1998).
Фактически основная часть западной технологии и изобретений, известных японским реформаторам, проникла в Японию через Китай (Borthwick, M. 1992: 143).
Ochiro Ozawa, 1996: 21; говорят, что германский канцлер Отто Бисмарк советовал японцам не слушать американцев или англичан, но слушать только немцев (из лекции Фила Динса от 5 июня 1998 г. в Кентском Университете).
Fallows, J. 1995: 146