Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? Танкоград дал челябинцам новый праздник.

Тема: Военная история Танкограда - Челябинска

Цели:

    Оставить в душе каждого ребёнка неизгладимый след о героях Великой Отечественной войны.

    Показать, что каждый человек даже ребёнок, переживший войну с немецко-фашистскими захватчиками, может называться победителем.

    Обогатить души детей эмоциями сопереживания каждому, пережившему войну с немецко-фашистскими захватчиками.

Задачи:

    Вызвать интерес детей к исследовательской работе, поиску, открытию новых имён, фактов, событий, изобретений, внёсших вклад в копилку Победы.

    Вызвать ассоциативное и образное мышление.

Вступительное слово:

Одним из самых знаменательных, судьбоносных событий ХХ века стала Победа над фашизмом. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев.
22 июня 1941 года мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей, более четырёх лет. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв – «Родина-мать зовёт».

Урал!
Опорный край державы,
Его добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
Когда на запад эшелоны,
На край пылающей земли
Тот груз, до срока зачехлённый,
Стволов и гусениц везли, –
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова: «Батюшка Урал…»

А.Твардовский

Таким вошёл наш край в историю Великой Отечественной войны. А Челябинцы ещё внесли в историю Отечественной войны гордое имя «Танкоград», который создавал самые мощные и прославленные танки второй мировой войны и стал символом единства фронта и тыла, единства народа, вставшего против ненавистного врага.

(Слайд 2)

Челябинский тракторный завод был построен в годы первой пятилетки. 29 мая 1929 года вышло Постановление СНК СССР о строительстве тракторного завода на Урале с производительной мощностью не менее 40 тысяч тракторов в год.

(Слайд 3)

Новый завод занял ведущее место среди машиностроительных предприятий страны. Челябинский тракторный имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий, специализированные станки, приспособления. Новые технологии и планировка цехов были рассчитаны на производство тракторов, десятков тысяч машин. Все это создавало прекрасную базу для организации массового производства танков.

(Слайд 4)

19 июня 1940 года Центральный Комитет партии и правительство страны решают организовать на ЧТЗ производство «танков типа КВ» конструкции ленинградского Кировского завода.

(Слайд 5)

В годы Великой Отечественной войны Урал стал основным арсеналом Красной Армии, заняв ведущее положение в снабжении армии вооружением и снаряжением. Он давал (Слайд 5-а) 40% всей военной промышленности страны: его заводы поставляли (Слайд 5-б) 60% средних и (Слайд 5-в) 100% тяжелых танков; каждый второй снаряд, выпущенный советской артиллерией по врагу, был изготовлен из уральской стали.

30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны. В его первом постановлении говорилось: "Немедленно приступить на Уральских и Сибирских заводах к прокату специальных марок сталей для танкового производства ЧТЗ; перевозку всех грузов для ЧТЗ... производить наравне со срочными воинскими грузами".

Начиная с июля месяца, в цехах тракторного завода резко изменился ритм работы, началась перестройка производства. Продолжительность рабочей смены увеличилась до 11 часов. Вырос удельный вес военной продукции в третьем квартале 1941 года.

Перелом на заводе произошел осенью 1941 года, когда на ЧТЗ стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий.

12 сентября, ГКО принял постановление об эвакуации Харьковского дизель-моторного завода на Урал. Первые эшелоны с оборудованием и людьми ушли из Харькова на восток 17 сентября, вслед за ними еще более 60 составов.

6 октября 1941 года, по решению ГКО, началась эвакуация танкового производства Ленинградского Кировского завода. В тот же день приказом наркома танковой промышленности СССР, ЧТЗ имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Директором его назначен И.М. Зальцман.

(Слайд 6)

На Урал, в Челябинск, на ЧТЗ двигались еще несколько заводов: харьковский станкостроительный завод им. Молотова, московский станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков, цехи завода «Динамо»… Позже, в 1942 году, прибыли Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского и Воронежский завод резинопаранитовых изделий.

В октябре 1941 года на Челябинском Кировском заводе был создан танковый отдел, в состав которого были включены механические цехи МХ-2, МХ-4, МХ-5, СБ-2, СД-2, заготовительный и цех нормалей.

Скоростными методами на заводе были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м. В минимально короткие сроки, был проведен монтаж оборудования этих цехов. С ходу, «с колес», нередко на морозе, среди сугробов на пустырях разгружали оборудование и тут же в недостроенных порой помещениях ставили на фундаменты станки, пускали их в дело, а потом уже возводили стены цехов и сооружали кровлю.

Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза, а по сравнению с первой половиной 1941 года – в 17 раз.

(Слайд 7)

Все основные цехи перешли на казарменное положение. В холодных, кое-как отапливаемых паром от трех паровозных котлов цехах завода и под открытым небом в коробках новостроек, люди работали по шестнадцать – восемнадцать часов, а бывало по двадцать. Систематически недосыпая и недоедая, они работали с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. (Слайд 7-а) «Все для фронта! Все для Победы!». Эти слова составили суть и смысл жизни завода военных лет.

С ноября 1941 года на ЧТЗ полностью прекратилось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Завод освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Отныне все его цехи, тысячи людей, оборудование, должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков.

Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией.

Директор завода в годы войны И.М. Зальцман отмечал, что решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений.

15 июля 1942 года, назначенный наркомом танковой промышленности И.М. Зальцман, прибыл на ЧКЗ и сообщил о решении развернуть в Челябинске производство танков Т- 34.

Сборочный конвейер танка Т-34 на Челябинском Кировском заводе решили развернуть на месте главного тракторного конвейера – в механосборочном цехе. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года.

К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин.

(Слайд 8)

Под руководством талантливого конструктора Н.Л. Духова было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 г. ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.

(Слайд 9)

В 1944-1945 гг. советский ум полностью переиграл западную броню. Таких машин, как ИС-2 и ИС-3, в 1944-1945 гг. не имела ни одна армия мира. Ни одному иностранному КБ, ни заводу не удалось добиться столь же великолепного сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве. В конце 1944 и первые месяцы 1945 гг. именно челябинские тяжелые танки ИСы и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152,) проломили своей броней и чудовищными 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену немецких городов. В этом огромная заслуга конструкторов, инженеров, технологов и рабочих Челябинского Кировского завода.

В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того было мобилизовано 10 тысяч человек из различных регионов страны. В 1942 г. на ЧКЗ прибыли 2050 человек, эвакуированных с Волги. В 1943-44 гг численность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек.

Трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым, широко распространенным явлением. В первые же месяцы войны на заводе развернулось патриотическое движение. Размах его был огромен, формы проявления разнообразны. Так, стахановское движение двухсотников наполнилось новым содержанием, им были охвачены все цехи предприятия. Теперь тракторостроители трудились за себя и за ушедшего на фронт товарища.

В годы войны родилось соревнование комсомольско-молодежных бригад, боровшихся за звание «фронтовых». Обязательным условием для таких бригад было ритмичное выполнение плана. Члены фронтовых бригад, как правило, не покидали своих рабочих мест до выполнения задания.

В Танкограде движение фронтовых бригад началось по инициативе комсомолки цеха нормалей А. Пашниной с 6 октября 1942 года. Ее «фронтовая» бригада имени Н. Гастелло, состоявшая из 20 человек, работала за 50 квалифицированных рабочих. Каждая девушка обслуживала 2-3 станка, а сама Аня при норме 320 деталей, фрезеровала 1300 и более. Девушки выполняли норму на 120 - 130%, повысив её позже до 210%. Почин А. Пашниной был подхвачен, и уже в декабре 1942 года на заводе было 67 фронтовых бригад, а в январе 1944 года в 1175 фронтовых бригадах насчитывалось 8 356 человек.

(Слайд 10)

Танкоград дал фронту: (Слайд 11)

18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн. заготовок боеприпасов.

Коллектив завода в ходе Всесоюзного соревнования предприятий Наркомтанкопрома 33 раза завоевывал переходящее Красное знамя ГКО (Государственного Комитета Обороны). Два знамени оставлены заводу на вечное хранение.

(Слайд 12)

Родина высоко оценила трудовые подвиги танкоградцев, наградив завод орденом Красной Звезды (1944 год), орденом Кутузова I степени (1945 год), конструкторское бюро по двигателям - орденом Ленина (1945 год), опытный завод - орденом Ленина (1944 год).

Так, благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, высокой технической эрудиции технологов, героическому труду рабочих завод успешно справился с одной из главных задач оборонной промышленности, сумев организовать крупносерийный выпуск танков, самоходных артиллерийских установок, танковых двигателей, внося тем самым свой вклад в обеспечение превосходства вооруженных сил СССР над фашистской Германией.

До встречи с ним, с Челябинском, у меня была прямая ассоциация с Великой Отечественной войной и народным статусом города – танкоград. 10 часов утреннего, обеденного и вечернего города определили его, как город контрастов, город суровых жизненных истин, иногда прописных в буквальном смысле слова.

Отправляйтесь со мной, друзья, по улицам города. В дорогу берём квас, к слову, башкирский, с Челябинска – пыльные улицы, зелёные кроны, яркие вывески, разные тематические и без тематики скульптуры.

Вообще-то, Челяба – это вполне себе приличное слово, происходящее от башкирского – челябъ – ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно напоминает ведро-образную котловину. Опускаться на дно не будем, поэтому сразу пойдём по центральным улицам.

Некогда Челябинск был одним из самых главных промышленных центров на Урале, тому свидетельством выступают уникальные экспозиционные материалы Областного краеведческого музея.

Челябинский областной краеведческий музей. Фото: Gelio

Но главное – это даже не артефакты под стеклом, а дома известных промышленников, которые открывают потрясающую панораму центральной улицы города. Здесь всё словно осталось с момента жизни купечества и промышленников Урала, даже придорожная пыль, кажется, из того времени.

Образ города дополняется цветными трамваями, неоновыми вывесками, современными авто и машинами с кранами. Танков не хватает! Дорисовать картинку стоит зелёными парками, граничащими с клубами выхлопных газов труб предприятий города.

Но даже увидев такую картину, нельзя до конца прочувствовать город, если не побывать на его главной пешеходной улице – «челябинский Арбат» — Кировка.

На «челябинском Арбате» размещены памятники, различные бронзовые фигуры: нищего, гитариста, городового, пожарной кареты, Александра Розенбаума. Улица Кирова положила начало всему Челябинску. Она была одной из первых в городе. С 2000 года улица стала пешеходной зоной.

Кировка. Фото: Gelio

Кировка – это абсолютное лицо города: контрастное и самобытное. Здесь соседствуют тонкие, изящные расписные тарелочки, разноцветные галстуки-бабочки, броши с бисером с монументальным и объёмным памятником танкистам. Здесь салон «VIP-соблазн» «поддерживается» пожарным (памятник пожарному, который одобрительно поднимает вверх палец), а sex-shop делит одно здание с банком. И в этом есть своя культура города: в ней нет пошлости, это так гармонично, что одно без другого, казалось бы, уже и быть не может.

Многие жители России и самого города могут сказать, что это истинная Челяба, используя слово с негативным окрасом. Но спешу развеять миф. Челяба – слово достойное, слово историческое, слово мелодичное. И эта самая Челяба имеет своё лицо: лицо города уральской промышленности, лицо танкограда, лицо чуть в пыли, как и полагается.


Центр Челябинска. Фото: Gelio

Удивительным остаётся другое: как только выехать за пределы города, то каждый из нас попадёт в абсолютно уникальную природу с огромными деревьями, озёрами кристальной чистоты, горами и свежим воздухом. Ещё одна сторона контраста? Возможно! Возможно поэтому небесное тело, теперь известное как , выбрало именно Челябинск местом своего падения.

К слову, во время посещения музея, где размещается пришелец из Космоса, у меня был только один вопрос: как точно метеорит рассчитал траекторию своего падения, пролетев над городом, и упав в озеро Чебаркуль?

И Челябу/Танкоград нужно посетить уже хотя бы затем, чтобы посмотреть на тот самый метеорит, ведь только представить: он из Вселенной — прямиком в Челябинск!


Центральный парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина. Фото: Gelio

А чтобы закрепить ощущения по городу, нужно побывать в парке имени Юрия Гагарина и прокатиться на катамаране. Там есть наскальная надпись, абсолютно точно отражающая всю житейскую суровость Челябы, нашей Челябы! Мне же совесть не позволяет так написать, но в Душе – согласна с автором надписи!

Интересные факты о Челябинске

«Геологические Порталы»

Многие челябинцы несколько раз в день «путешествуют» из Урала в Сибирь и обратно, не покидая пределы Челябинска. Этот трюк можно объяснить не прибегая к научной фантастике, телепортации, открытию и закрытию порталов и паранормальным явлениям… Дело в том, что одна половина Челябинска находится на Урале, а вторая в Сибири. В огромном городе-миллионере живут и сибиряки, и уральцы.


Ленинградский мост - соединяет Урал и Сибирь. Фото: Gelio

«Город-миллионер»

Челябинск занимает 9 место в списке городов России по численности населения - 1,130 млн. человек.

«Сибирская язва»

Именно в Челябинске, в 1788 году, была изобретена первая в мире сыворотка против «сибирской язвы», спасшая город от массового вымирания.

«Ворота Сибири и Зауральский Чикаго»

Настоящий взрыв социального и экономического развития Челябинска приходится на конец ХIХ века. Связан он исключительно со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Любопытно, что изначально планируемая железная дорога могла пройти мимо Челябинска, но в момент строительства император Александр III личным указом поменял маршрут строительства дороги с «Казань - Екатеринбург - Тюмень» на «Самара - Златоуст - Челябинск». С тех пор Челябинск неофициально зовется «Воротами Сибирью», а по темпам своего развития «Зауральским Чикаго».

«Масло дороже золота»

В начале XX века в Челябинске, благодаря инициативному городскому депутату-предпринимателю Ивану Васильевичу Заплатину налаживается продажа уральского масла на европейские рынки, которое постепенно вытесняет датское и австралийское. Уже к 1912 году в Берлине, Лондоне, Париже нарасхват покупали масло, сделанное крестьянами и казаками Челябинского и Троицкого уездов. Производилось уральское масло 12 сортов, без искусственных добавок.

В результате Россия сделала этот продукт валютной статьей дохода, а премьер Петр Столыпин сказал, что уральское масло дало золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность.

«Неуемные чиновники»

На протяжении всей своей почти 300-летней истории Челябинск никогда не менял своего названия. Хотя в советский период местные партийные деятели дважды выступали с инициативой переименовать Челябинск. В первый раз (в 1936 году) было предложено новое название города — «город Коба» (подпольная кличка Сталина). В московском архиве имеется резолюция Иосифа Виссарионовича, в которой он в непечатных выражениях инициативным челябинцам отказал.

Но на этом челябинский партийный актив не успокоился и в 1937 году предложил переименовать Челябинск в Каганович-град. Письмо, адресованное Лазарю Кагановичу, попало в руки Сталину, на что тот ответил (свидетельство этому опять же имеется в архивах) «Опять этим дуракам в Челябинске неймется». И отказал…

«Танкоград»

Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя - Танкоград. Массовое производство танков Т-34 в Великую Отечественную было освоено всего за 33 дня. Таких сроков освоения в мировой практике танкостроения еще не было.

Всего за годы войны на заводах Челябинска было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолёте была челябинская сталь!

«Сфера любви»

Самая романтичная и необычная скульптура во всем Челябинске – «Сфера любви». В любое время «в сфере» играет музыка, позволяя отдохнуть и расслабиться от звуков города. Скульптура стала символом счастливого брака, именно сюда со всего города стекаются молодожены. Здесь делаются первые семейные фотографии, здесь — под куполом сферы совершается ритуальный первый танец в качестве супругов!


«Сфера любви». Фото: Gelio

«Кирпич — предсказатель»

Чувство юмора в России было развито всегда, а в суровом городе Челябинске и подавно. Только здесь мог появиться настоящий «кирпич — предсказатель», «кирпич-синоптик». Он лучше любого метеоролога расскажет, какая сегодня погода. Арт-объект находится на пересечении улиц Сони Кривой и Энтузиастов. Запущен в работу в 2012 году.


кирпич-предсказатель

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»?

Всего участников: 6 487

Военная история Танкограда Челябинский тракторный завод был построен в годы первой пятилетки. 29 мая 1929 года вышло Постановление СНК СССР о строительстве тракторного завода на Урале с производительной мощностью не менее 40 тысяч тракторов в год.В 1933 году – год пуска – ЧТЗ дал стране первые 1650 тракторов. Уже в 1936 году было выпущено 29 тысяч машин. В 1937 году тракторный завод начал выпускать трактор с дизельным двигателем. Челябинские тракторостроители стали пионерами советского легкого бескомпрессорного транспортного дизелестроения.Новый завод занял ведущее место среди машиностроительных предприятий страны. Челябинский тракторный имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий, специализированные станки, приспособления. Новые технологии и планировка цехов были рассчитаны на производство тракторов, десятков тысяч машин. Все это создавало прекрасную базу для организации массового производства танков.19 июня 1940 года Центральный Комитет партии и правительство страны решают организовать на ЧТЗ производство «танков типа КВ» конструкции ленинградского Кировского завода.Уже в 1940 году на ЧТЗ были созданы танковый отдел для подготовки производства танков КВ и специальное конструкторское бюро, в которое, кроме челябинских специалистов, вошла группа командированных ленинградцев во главе с Ижевским и Миркиным. В августе сорокового года с Кировского завода прибыл опытный образец танка КВ и полный комплект чертежей. На ЧТЗ были изготовлены все узлы танка КВ и 31 декабря 1940 года произведена опытная сборка первого танка уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки танков.В годы Великой Отечественной войны Урал стал основным арсеналом Красной Армии, заняв ведущее положение в снабжении армии вооружением и снаряжением. Он давал 40% всей военной промышленности страны: его заводы поставляли 60% средних и 100% тяжелых танков; каждый второй снаряд, выпущенный советской артиллерией по врагу, был изготовлен из уральской стали.30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны. В его первом постановлении говорилось: "Немедленно приступить на Уральских и Сибирских заводах к прокату специальных марок сталей для танкового производства ЧТЗ; перевозку всех грузов для ЧТЗ... производить наравне со срочными воинскими грузами".Начиная с июля месяца, в цехах тракторного завода резко изменился ритм работы, началась перестройка производства. Продолжительность рабочей смены увеличилась до 11 часов. Вырос удельный вес военной продукции в третьем квартале 1941 года.Перелом на заводе произошел осенью 1941 года, когда на ЧТЗ стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий.12 сентября, ГКО принял постановление об эвакуации Харьковского дизель-моторного завода на Урал. Первые эшелоны с оборудованием и людьми ушли из Харькова на восток 17 сентября, вслед за ними еще более 60 составов. 6 октября 1941 года, по решению ГКО, началась эвакуация танкового производства Ленинградского Кировского завода. В тот же день приказом наркома танковой промышленности СССР, ЧТЗ имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Директором его назначен И.М. Зальцман.На Урал, в Челябинск, на ЧТЗ двигались еще несколько заводов: харьковский станкостроительный завод им. Молотова, московский станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков, цехи завода «Динамо»… Позже, в 1942 году, прибыли Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского и Воронежский завод резинопаранитовых изделий.В октябре 1941 года на Челябинском Кировском заводе был создан танковый отдел, в состав которого были включены механические цехи МХ-2, МХ-4, МХ-5, СБ-2, СД-2, заготовительный и цех нормалей.Скоростными методами на заводе были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м. В минимально короткие сроки, был проведен монтаж оборудования этих цехов. С ходу, «с колес», нередко на морозе, среди сугробов на пустырях разгружали оборудование и тут же в недостроенных порой помещениях ставили на фундаменты станки, пускали их в дело, а потом уже возводили стены цехов и сооружали кровлю.Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 г. боевые машины имели 23.453 части, то к 1 сентября 1941 г. число частей сократилось до 11.647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза, а по сравнению с первой половиной 1941 года – в 17 раз.Все основные цехи перешли на казарменное положение. В холодных, кое-как отапливаемых паром от трех паровозных котлов цехах завода и под открытым небом в коробках новостроек, люди работали по шестнадцать – восемнадцать часов, а бывало по двадцать. Систематически недосыпая и недоедая, они работали с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. «Все для фронта! Все для Победы!». Эти слова составили суть и смысл жизни завода военных лет.С ноября 1941 года на ЧТЗ полностью прекращалось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Завод освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Отныне все его цехи, тысячи людей, оборудование, должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков.Каждый завод, каждое предприятие – как человек. У каждого свое лицо, свой почерк, свой характер. При слиянии заводов сталкивались интересы и судьбы целых коллективов, сталкивались разные взгляды на ход производства и методы работы.Харьковские моторостроители, формально перестав быть самостоятельным заводом, полностью сохранили структуру и технологическую взаимосвязь своих цехов, свои руководящие, производственные и инженерно-технические кадры, свою технологию изготовления моторов, техническую документацию, нумерацию деталей, шифр цехов и даже свои нормы и расценки. Благодаря своей «автономии» и специфике дизельного производства у моторостроителей не осложнились взаимоотношения с другими коллективами завода.Труднее было при слиянии челябинских тракторостроителей с коллективом Ленинградского Кировского завода. С технической и организационной стороны у челябинцев и ленинградцев был разный подход к делу. Это определялось спецификой производства каждого из коллективов.Ленинградцы славились тем, что любое задание было им по плечу. Правительство поручало этому заводу выполнение многих сложных заданий. Меняющаяся номенклатура изделий, их сравнительно небольшой выпуск большей частью не требовали от кировцев серьезной технологической подготовки производства. Там, где можно было отковать вручную, затратив на это во много раз больше времени, чем понадобилось бы при штамповке, - там ковали, потому что делать штамп для небольшой партии деталей было невыгодно, долго и дорого.В Челябинске все было наоборот. Здесь много лет подряд выпускали одни и те же изделия. Выпуск их измерялся тысячами штук в год. На тракторном за специальными станками стояли операторы - рабочие, умеющие вести обработку деталей только на одной закрепленной за ними операции. Здесь привыкли к серьезной подготовке производства, к проектированию и изготовлению специальных приспособлений, инструмента, моделей и штампов.Спор двух заводов решила сама жизнь в пользу челябинцев. Выпуск танков малыми сериями, как это было в Ленинграде, не мог продолжаться. Помимо всего, завод пополнялся тысячами новых необученных людей, которым можно было поручить только наиболее простые, расчлененные операции. Новички не могли читать чертежи, как высококвалифицированные ленинградцы, не умели наладить станок, им необходима была оснастка и подготовка рабочего места.Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией.

В начале ноября 1941 года был учрежден Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него, помимо ЧКЗ, вошли Уральский завод тяжелого машиностроения Уральский турбомоторный завод (№76) (г. Свердловск), а позднее и броневой завод №200 (сегодня – Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе). При этом директором и главным конструктором всего комбината были назначены И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин.В силу сложившихся обстоятельств, Челябинский Кировский завод оказался местом расположения нескольких крупных конструкторских бюро.Объединенный конструкторский коллектив, состоял из ленинградского СКБ-2, в которое в начале войны влили специалистов СКБ-1, занимавшихся разработкой газотурбинных двигателей, и часть конструкторов-артиллеристов. Уже в Челябинске его пополнили работники тракторного и местного танкового конструкторских бюро. КБ Челябинского Кировского завода по ленинградскому образцу стало называться СКБ-2.Директор завода в годы войны И.М. Зальцман отмечал, что решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений.Весной 1942 г. приказом наркома танковой промышленности СССР В.А. Малышева был создан опытный танкомоторный завод Народного Комиссариата Танковой Промышленности №100 на базе Опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова. В составе образовавшегося завода были конструкторские и исследовательские подразделения. Этим же приказом на новую структуру возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам».Вскоре было получено еще одно очень сильное подкрепление: в Челябинск перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации во главе с известным военным инженером А. И. Благонравовым. Здесь ученые в погонах занимались разработкой планетарных механизмов поворота для тяжелых танков.В конце 1943 года Опытный завод №100 был выделен из состава ЧКЗ. Фактическим руководителем этого завода с момента создания и до конца войны был Ж.Я. Котин. После ухода с ЧКЗ Ж.Я. Котина главным конструктором головного завода стал Н.Л. Духов.Третьим конструкторским бюро стало эвакуированное из Харькова вместе с заводом № 75 дизельное Специализированное конструкторское бюро (СКБ-75) во главе с И.Я. Трашутиным и его заместителями Я. Е. Вихманом и М. А. Мексиным. В Челябинске оно пополнилось специалистами по двигателям тракторного завода.У Челябинского Кировского завода были и другие мощные резервы – научные и проектные учреждения. Одно из них – НИИ-48. О его творческом потенциале говорят следующие цифры. В конце 1943 года здесь работали два академика, один член-корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.НИИ-48 базировался в Свердловске, а специализированный танкостроительный проектно-технологический институт (8ГСПИ) в июле 1941 г. был эвакуирован непосредственно в Челябинск. Он был создан задолго до войны в Ленинграде и назывался до 1937 года институтом «Спецпроект».В годы войны этот институт значительную часть своих усилий направил на помощь Челябинскому Кировскому заводу. По его проектам перестраивались старые и возводились новые цехи, создавались конвейеры и поточные линии. Неоценимой помощью стали разработанные институтом нормали в области чертежного хозяйства, деталей и узлов танков, унификации инструмента, приспособлений, штампов, технологической документации.В ноябре 1941 г. в Челябинск прибыла лаборатория электротермии (ЛЭТИ) во главе с профессором В. П. Вологдиным, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты (ТВЧ). Под его руководством на ЧКЗ был построен высокочастотный цех, где были смонтированы установки ТВЧ. Цех был пущен в августе 1942 года. Внедрение технологии закалки ряда ответственных деталей танков, таких как шестерни бортового редуктора, поршневые пальцы, гильзы цилиндра, которые ранее подвергали цементации, затрачивая массу топлива, позволило сократить время термообработки деталей с 70 часов до 37 секунд.Очевидно, что в Наркомате танковой промышленности в целом и при основных его заводах были сконцентрированы и объединены общей целью лучшие умы страны. Именно этим объясняется то, что в невиданно быстрые сроки на пустом месте появились новые цехи, производства, конвейеры и поточные линии.Еще 25 июня 1941 года в Челябинск прибыл Сергей Нестерович Махонин, главный инженер ЧКЗ, для организации поточно-конвейерного производства танков КВ. Он сумел, опираясь на предвоенные наработки челябинцев и опыт своего родного Харьковского завода №183, создать конвейер и в Челябинске. В сентябре 1941 года в строй действующих был введен сборочный цех №2, а в начале октября с конвейера сошел первый танк. Однако из-за срыва поставок заводов-смежников наладить должный ритм его работы не удалось. Через два месяца после пуска конвейер остановили по приказу Ж.Я. Котина, а танки КВ стали собирать так же, как ранее в Ленинграде - на стендах.Производство дизелей В-2 на Челябинском Кировском изначально строилось по харьковскому образцу – поточно-конвейерному принципу. Оно было развернуто в цехах тракторных двигателей и в большом корпусе, возведенном в свое время для выпуска газогенераторов. Серийное производство началось через 35 дней после прибытия в Челябинск первого из 26 эшелонов Харьковского завода № 75. В декабре 1941 года двигатели собирали уже из деталей уральского изготовления, а полностью моторное производство было развернуто к концу первого квартала 1942 года.В мае 1943 года моторный завод достиг стабильного выпуска 50 дизелей в сутки или 1500 в месяц. Этот темп выдерживался вплоть до конца войны. Самым высокотехнологичным производством моторного завода, как и в 30-е годы был цех топливной аппаратуры. Благодаря сочетанию опыта массового производства челябинцев и передовых технологий Харьковского завода № 75 выпуск топливной аппаратуры был доведен до 100-110 комплектов в сутки. Это покрывало потребности не только Челябинского Кировского завода.15 июля 1942 года, назначенный наркомом танковой промышленности И.М. Зальцман, прибыл на ЧКЗ и сообщил о решении развернуть в Челябинске производство танков Т- 34, чтобы восполнить потери от остановки Сталинградского тракторного завода.Сборочный конвейер танка Т-34 на Челябинском Кировском заводе решили развернуть на месте главного тракторного конвейера – в механосборочном цехе. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года.К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин.Конструкторское сопровождение серийного производства средних танков в Челябинске было возложено на Н. Л. Духова. Кировцы так же внесли свой вклад в совершенствование конструкции Т-34.Так, в начале 1943 года Конструкторское бюро ЧКЗ разработало новый фильтр очистки воздуха, поступающего в двигатель – «Мультициклон». Благодаря его применению улучшалось качество очистки воздуха и значительно снижались энергозатраты. Позже чертежи «Мультициклона» были разосланы по всем заводам для организации их самостоятельного производства.В том же 1943 году челябинские конструкторы завершили опыты с новыми катками Т-34, бандажи которых изготовлялись из профилированного проката с минимальной обработкой. Это давало огромную экономию трудозатрат и металла, так что челябинскую конструкцию и технологию приказом по Наркомату от 24 июля предлагалось немедленно внедрить на всех заводах, выпускающих тридцатьчетверки.В отчете конструкторского бюро танкового производства ЧКЗ за 9 месяцев 1943 г. значатся также отработка командирской башенки Т-34 и установка на нем смотрового прибора, создание улучшенных масляных радиаторов, установка импортной радиостанции и многое другое… «За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34» Н.Л. Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А в марте 1943 года ему вручили Государственную премию только уже за усовершенствование конструкции тяжелых танков. Под руководством этого талантливого конструктора было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 г. ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.Для челябинского Кировского завода 1944 год был особенным. Необходимо было совместить производство танков «ИС» с выпуском «Т-34». Причем, при постепенном сокращении выпуска танков «Т-34» должен был возрасти выпуск танков «ИС». После нескольких месяцев стендовой сборки танков «ИС» в августе 1944 года был пущен в действие первый в мире конвейер тяжелых танков. В результате заводская стоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей (от 343 тыс. руб. в начале производства до 234,4 тыс. руб. в первом квартале 1945 г.), и лишь немногим превышала стоимость среднего танка Т-34-85.В августе 1944 года челябинский конструктор М.Ф. Балжи предложил конструкцию новой машины – танка ИС-3.30 декабря 1944 года И.В.Сталин санкционировал производство этого танка Челябинским Кировским заводом. Помимо совершенной противоснарядной формы корпуса и башни, танк имел множество других новшеств. Впервые на серийном отечественном танке появилась командирская система управления наводкой. Оптические приборы позволяли уверенно вести огонь на предельных для танкового боя дистанциях: 2000-2500 м. Двигатель В-2 имел ту же мощность, что и его предшественник в танке ИС-2, но благодаря новой системе охлаждения расходовал на самообслуживание меньше мощности. Причем экономия составляла десятки л.с. Запуск двигателя в зимнее время облегчался наличием котла подогрева охлаждающей жидкости.Ж.Я. Котин называл заочное соревнование советских и иностранных танковых Конструкторских бюро «войной умов». На Западе это же называлось «войной брони».В 1944-1945 гг. советский ум полностью переиграл западную броню. Таких машин, как ИС-2 и ИС-3, в 1944-1945 гг. не имела ни одна армия мира. Ни одному иностранному КБ, ни заводу не удалось добиться столь же великолепного сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве. В конце 1944 и первые месяцы 1945 гг. именно челябинские тяжелые танки ИСы и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152,) проломили своей броней и чудовищными 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену немецких городов. В этом огромная заслуга конструкторов, инженеров, технологов и рабочих Челябинского Кировского завода.В 1945 г. на заводе действовало уже 150 поточных линий, на которых изготовлялись до 80% всех необходимых деталей и узлов танков, САУ и дизелей. Впервые в мировой практике на челябинском Кировском заводе при отливке крупных стальных деталей песочные формы были заменены металлическими (отливка деталей в кокиль). Впервые на заводе была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручная сварка брони корпусов танков была заменена автоматической. В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того было мобилизовано 10 тысяч человек из различных регионов страны. В 1942 г. на ЧКЗ прибыли 2050 человек, эвакуированных с Волги. В 1943-44 ггчисленность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек. Но на рубеже 1941-42 годов на заводе ощущалась серьезная нехватка рабочей силы, поскольку создание танкового комбината требовало очень резкого увеличения численности рабочих. Ни мобилизация трудоспособного городского населения на предприятие, ни массовое патриотическое движение женщин и молодежи за переход на производство, ни возвращение пенсионеров на работу не могли решить главной экономической задачи – обеспечения выполнения производственных заданий. Для этого необходимо было освоить оборудование, технику массово-поточного производства, ввести систематическое техническое обучение, - ведь 67% рабочих вновь поступивших на завод не имели квалификации. В этот процент входили рабочие из Средней Азии и Казахстана, которые пополнили коллектив танкостроителейДля успешного выполнения задачи технического обучения кадров в условиях военного времени были использованы такие формы массовой учебы, как: бригадное и индивидуальное ученичество, стахановские школы передового опыта, курсы технического обучения станочных рабочих с отрывом от производства, школы совмещенных профессий, курсы наладчиков, контролеров, крановщиков, и пр. Для успешного решения кадровой проблемы руководство завода использовало различные меры. Уже во второй половине 1942 года началось социалистическое соревнование за образцовую постановку массового технического обучения. Коллективу-победителю вручались переходящие Красные знамена и денежные премии. В лучших цехах организовывались соревнования между руководителями техучебы с ежедневным подведением итогов. В октябре 1942 года по инициативе мастера цеха нормалей Г. Фальковского были организованы школы дополнительных специальностей. Уже в ноябре месяце на заводе таких школ было 18. В четвертом квартале 1942 года план техучебы по заводу был выполнен на 136,8%. Так, к концу 1942 года организационный период в деле технической учебы рабочих Танкограда был завершен.1943 год закончился коренным переломом в работе промышленности. Если в первый период войны рост производства осуществлялся за счет дополнительного насыщения предприятия оборудованием, увеличением продолжительности рабочего дня, вводом в строй новых цехов, то в последующие годы – за счет повышения производительности труда, технической культуры предприятия, дальнейшего развития творческой инициативы и активности масс. Именно в 1943 году происходит процесс стабилизации кадров, резко уменьшается их текучесть и основной упор делается на повышение квалификации рабочих. В 1943 году повышению технической учебы и распространению передового опыта на заводе способствовали конференции, совещания по техническому обучению, создание передвижных технических библиотек, беседы и лекции по важнейшим вопросам техники. В 1943 году повысили квалификацию и прошли подготовку в системе производственно-техническoго обучения более 21 тысячи, в 1944 году - 18 тысяч танкостроителей. Техническая учеба привела к подъему производительности труда, снижению себестоимости продукции, развертыванию инициативы рационализаторов и изобретателей, увеличению стахановцев и ударников на заводе. К началу 1945 года они составили 97,9% общей численности рабочих-сдельщиков.Трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым, широко распространенным явлением. В первые же месяцы войны на нашем заводе развернулось патриотическое движение. Размах его был огромен, формы проявления разнообразны. Так, стахановское движение двухсотников наполнилось новым содержанием, им были охвачены все цехи предприятия. Теперь тракторостроители трудились за себя и за ушедшего на фронт товарища. Рабочие и служащие, инженеры и техники на митингах, проходивших в первые дни войны, давали обещания удвоить свои усилия.В резолюции митинга рабочих и служащих 24 июня 1941 года отмечалось, что по инициативе стахановцев Ворзова и Кудрина, взявших обязательство давать свыше двух норм, последовали этому примеру все рабочие механического цеха.С новой силой развернулись на заводе движения трехсотников, пятисотников, тысячников. Особенно после того, как стало известно о замечательном трудовом почине фрезеровщика Нижнетагильского завода Д.Ф Босого, который в феврале 1942 года, встав на стахановскую вахту в честь годовщины Красной Армии, выработал дневную норму на 1480%. Но здесь нужно отметить, что на Челябинском танковом заводе первые тысячники появились еще в сентябре 1941 года. Правда рекорды стахановцев В.Новгородова и М. Стогния были единичны и только в апреле 1942 года в период Всесоюзного соревнования предприятий Танковой промышленности, оно выливается в движение и получает широкий размах.26 апреля 1942 года токарь цеха нормалей, комсомолец Григорий Ехлаков перевыполнил сменную норму на 1018%, Зина Данилова – на 1340%... Заводская газета «Наш трактор» в Первомайском номере сообщала: «На шабровке подвесок, требующих точности обработки, слесарь Г.Сало выполнил дневное задание на 1391%. Токарь И. Гудим дал 1008% нормы». Комсомолец В.Панин, взяв обязательство перекрыть свой рекорд, превышавший 1700%, выполнил задание на 2482%. К движению тысячников тесно примыкали другие формы соревнования: освоение смежных профессий и многостаночное обслуживание.В ходе выполнения майской программы 1942 года на заводе родилось соревнование за звание «Знатный мастер завода». Это было вызвано необходимостью поднять авторитет мастера, как непосредственного организатора производства. Были разработаны условия соревнования, по которым звание присуждалось мастеру лишь в том случае, если все работники его участка выполняли ежедневно задание не ниже 110%.Активно началось это движение в механических цехах. На участках начали создавать кадры многостаночников, в чем действенную помощь оказала техническая учеба, было введено почасовое соревнование. Все эти меры повысили производительность труда: коллектив мастера С.Павлова в первый день соревнования выполнил суточное задание на 119,8%, смена мастера П. Горлова – на 130%. Через месяц из 1085 комсомольцев-производственников соревнованием было охвачено 900 комсомольцев, из которых 786 человек ежедневно выполняли задание на 110%. В годы войны родилось соревнование комсомольско-молодежных бригад, боровшихся за звание «фронтовых». Обязательным условием для таких бригад было ритмичное выполнение плана. Члены фронтовых бригад, как правило, не покидали своих рабочих мест до выполнения задания.В Танкограде движение фронтовых бригад началось по инициативе комсомолки цеха нормалей А. Пашниной с 6 октября 1942 года. Ее «фронтовая» бригада имени Н. Гастелло, состоявшая из 20 человек, работала за 50 квалифицированных рабочих. Каждая девушка обслуживала 2-3 станка, а сама Аня при норме 320 деталей, фрезеровала 1300 и более. Девушки выполняли норму на 120 - 130%, повысив её позже до 210%. Почин А. Пашниной был подхвачен, и уже в декабре 1942 года на заводе было 67 фронтовых бригад, а в январе 1944 года в 1175 фронтовых бригадах насчитывалось 8 356 человек.В октябре 1942 года члены «фронтовой» молодежной бригады Александра Саломатова решили не выходить с завода, пока полностью не будет выполнен месячный план. Ежедневно свое сменное задание выполняли на 300-360%. Работали по 18-20 часов в сутки, спали у станков. Начинание бригады А. Саломатова превратилось в массовое движение рабочих в помощь сражающемуся Сталинграду.Высокой самоотдачей прославила себя «фронтовая» бригада Василия Гусева. Ребята, за счет внедрения рационализаторских предложений, повысили выработку до 435%, выполняя в день по 4-5 норм. Бригада Гусева победила во Всесоюзном соревновании фронтовых бригад. Ей дважды вручали переходящее красное знамя ЦК ВЛКСМ и наркомата танковой промышленности.В октябре 1943 года на заводе соревновались уже 712 комсомольско-молодежных бригад, объединивших 60% молодых производственников. Из них 656 бригадам было присвоено звание фронтовых. Бригады В. Цаплинского, А. Садиковой, Я. Вольфа, В. Березина, А. Кутьиной, А. Пашниной систематически выполняли задания на 200-300%. Имена 68 лучших бригадиров фронтовых бригад были внесены в Книгу Почета завода.В 1943 году в соревновании комсомольско-молодежных бригад, как и в соревновании в целом, произошли значительные изменения. Все больший упор стал делаться на качественные показатели в работе. Решающую роль в этом сыграло постановление ГКО от 29 марта 1943 года «Об улучшении качества танков и моторов». Вскоре после его выхода на Челябинском Кировском заводе развернулось соревнование за звание «Отличник производства». Инициаторами его стали стахановцы цеха «180» А. Левошко и В. Юдаков, выполнявшие задание на 200% без брака.Патриотическое движение молодежи за качественные показатели в работе постоянно обогащалось. На основе овладения техникой и внедрения рационализаторских предложений создавалась возможность сокращения количества рабочих при более высокой производительности труда.Инициаторами движения по высвобождению рабочей силы в Танкограде стали комсомольско-молодежные бригады В. Топорищевой, М. Рашевской и Л. Шумковой. В бригаде М. Рашевской было решено оставить вместо 14 человек – 9. Резерв был найден благодаря заблаговременной подготовке инструмента, заготовок, уплотнения рабочего дня. Бригада В. Топорищевой, высвободив 4 человека, вшестером выполняла задание на 200-220%.В социалистическом соревновании за увеличение выпуска продукции особое значение приобрели рационализаторская работа и изобретательство, направленные на изыскание и использование всех внутренних резервов, экономию металла, топлива, электроэнергии, на лучшую организацию труда. Всего за годы войны на заводе было внедрено более 17,5 тысяч предложений, давших экономию в 77 млн. рублей.Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн. заготовок боеприпасов.Коллектив завода в ходе Всесоюзного соревнования предприятий Наркомтанкопрома 33 раза завоевывал переходящее Красное знамя ГКО (Государственного Комитета Обороны). Два знамени оставлены заводу на вечное хранение.Родина высоко оценила трудовые подвиги танкоградцев, наградив завод орденом Красной Звезды (1944 год), орденом Кутузова I степени (1945 год), конструкторское бюро по двигателям - орденом Ленина (1945 год), опытный завод - орденом Ленина (1944 год).Так, благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, высокой технической эрудиции технологов, героическому труду рабочих завод успешно справился с одной из главных задач оборонной промышленности, сумев организовать крупносерийный выпуск танков, самоходных артиллерийских установок, танковых двигателей, внося тем самым свой вклад в обеспечение превосходства вооруженных сил СССР над фашистской Германией.

В Челябинской области появится новая памятная дата - 6 октября регион будет праздновать День героев Танкограда. Рассмотренная почти в рекордные сроки инициатива общественников и ветеранов получила 11 августа одобрение комитета Законодательного собрания по социальной политике. Как появилась такая идея, какие надежды на новую памятную дату возлагают ветераны, депутаты и историки - в материале Chelyabinsk.ru.

«6 октября - день рождения Танкограда, в этот день Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Кировский завод из Ленинграда в Челябинск. Наше решение - это дань уважения к тем, кто еще, слава Богу, жив - труженики тыла, которых чествуем всегда. Кроме того, у нас же всегда область ассоциируется с городами, какими-то делами. Когда говорят «Южный Урал», всегда вспоминают что - Магнитку, ММК, ЧТЗ, хоккейную команду «Трактор», теперь «Металлург». Есть тренды, которыми может гордиться любой житель нашей области, - подчеркнул председатель комитета Александр Журавлев , - и если оказывается за пределами региона, и его спросят жители, например, Калининграда, «О, у вас там Танкоград!» и начинают расспрашивать, а он делает такое лицо, и неловкая ситуация, когда житель Калининграда ассоциирует его с Танкоградом тоже, и мы должны дать южноуральцу знания, чтобы он знал о Танкограде всё и мог гордиться».

По словам Александра Журавлева, празднование уже проходило в рамках города и Тракторозаводского района, теперь будет распространено на всю Челябинскую область.

В проекте закона говорится, что памятная дата устанавливается «в целях сохранения исторического наследия и увековечения памяти о деятельности тружеников тыла во время Великой Отечественной войны и в период восстановления разрушенного народного хозяйства, а также формирования в общественном сознании нравственных и духовных ценностей, уважительного отношения к доблести и мужеству старших поколений».

Ранее с подобной идеей обращались в Центр историко-культурного наследия (ЦИКН) Челябинска, сообщила корреспонденту Chelyabinsk.ru директор ЦИКН, кандидат исторических наук Юлия Краснова : «Такая мысль неоднократно обсуждалась на разных заседаниях с представителями ветеранских организаций, властных структур, краеведов, представителей музейного сообщества. Решение о памятной дате аргументировано, обоснованно, оно должно сыграть на формирование положительного имиджа Челябинской области. Кроме того, эта дата актуализирует тему проблем ветеранов и тружеников тыла и показывает историю Великой Отечественной войны не только как боевых действий, а прежде всего - что касается Челябинска - на тыловую жизнь и труд. Это хорошая инициатива, уместная в юбилейный для Челябинска год».

Юлия Краснова подчеркнула, что тема труда в тылу на Южном Урале хорошо изучена историками и не была до этого момента в тени: «Проблема Южного Урала как тылового региона всегда обсуждалась, изучалась - если говорить о научном сообществе. Исследовались не только воинские формирования, созданные в области, но и заводы, это всегда было в центре внимания. Памятная дата - логическое на законодательном уровне признание значимости тылового труда. Кроме того, это логическое завершение прошлого юбилейного года - мы не просто провели 70-летие Победы и забыли. Конечно, Центр историко-культурного наследия примет участие в праздничных мероприятиях».

Но в Заксобрание инициатива пришла не от историков, а из городской думы. Законопроект на комитете по социальной политике представлял депутат Челябинской гордумы Александр Галкин : «В этом году исполняется 75 лет с начала войны. Ветераны области и города вышли с предложением установить памятную дату. Обсуждались разные варианты, ветераны предложили 6 октября как день начала эвакуации Кировского завода в Челябинск. Этот день имеет большое значение для ветеранов, и в этом проявление преемственности».

На вопрос депутата Сергея Жесткова о плане мероприятий Александр Галкин ответил уклончиво: «Нужно учитывать и погодные условия, нужно проводить встречи с ветеранами, но это не должно обременять бюджет. Каждый муниципалитет может отмечать по-своему. Этот день знаменовал бы чествование тружеников тыла».

Рассматривались две даты - 19 июля (начало эвакуации заводов) и 6 октября. В итоге первую дату отвергли из-за летних каникул.

Председатель гордумы Станислав Мошаров подчеркнул, что реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых и материальных затрат областного бюджета и не приведет к негативному воздействию на окружающую среду.

Напомним, ранее этот вопрос рассматривался на заседании городской думы Челябинска.

«Восхищаюсь оперативностью и мудростью Станислава Ивановича Мошарова - 17 марта был у него, и вот в течение месяца вопрос решился положительно. От имени всех ветеранов благодарен депутатам, эта дата - замечательный подарок к 75-летию начала войны, - заявил председатель областного совета ветеранов Анатолий Сурков . - Эта дата не будет альтернативой Дню города, она нужна для консолидации общества и как отличный инструментарий для развития туристического кластера и патриотического воспитания южноуральцев».

Анатолий Сурков также отметил, что День героев Танкограда - это признание подвига тружеников тыла, которые не получали льгот и квартир в отличие от фронтовиков. Городские депутаты подчеркивали, что такая практика есть и в других регионах, памятная дата соответствует закону о днях воинской славы.

Председатель городского совета ветеранов Владимир Груздев сообщил, что в Челябинске порядка 30 тысяч тружеников тыла, работавших на ЧТЗ и Станкомаше: «Тружеников тыла намного больше, около 150 тысяч, но танкоградских около 30 тысяч. Мы планируем отметить их впервые - по четыре человека от района пригласить на приём у главы города к 9 Мая. Когда закон будет принят, могут быть тоже медали, встречи».

Как сообщал Chelyabinsk.ru, инициатива о введении в Челябинской области даты «День героев Танкограда» принадлежит активистам клуба «Танкоград»: «В этом году исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Практически с первых дней войны в Челябинск началась эвакуация заводов из западной части страны. 6 октября 1941 г. решением ГКО началась эвакуация танкового производства Кировского завода в Челябинск, было принято постановление о переименовании завода “Челябинский тракторный завод им. Сталина” в “Кировский завод наркомата танковой промышленности в Челябинске”. Героями Танкограда стали все южноуральцы, кто трудился на заводах и фабриках, в конструкторских бюро круглые сутки разрабатывал и модернизировал военную технику. Памятная дата станет частью практического осуществления в Челябинской области постановления правительства “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”», - поясняли свою идею активисты.

Почетный ветеран Челябинска и ЧТЗ, председатель клуба «Танкоград» Эдуард Соболев 2 февраля обратился к Анатолию Суркову с просьбой поддержать общественную инициативу по принятию закона Челябинской области о памятной дате «День героев Танкограда» и оказать организационное содействие. После этого председатель совета ветеранов встретился с губернатором Борисом Дубровским и заручился его согласием. 21 июля глава региона направил в адрес председателя Заксобрания Владимира Мякуша официальный ответ: «В соответствии со статьей 46 Устава Челябинской области принятие закона области «О памятной дате Челябинской области - "День героев Танкограда"» поддерживаю».

Как отмечается в пояснительной записке, подготовленной аппаратом гордумы, проект закона разработан «в целях утверждения в общественном сознании любви к своей малой родине, повышения уровня информированности населения об истории области. Памятная дата необходима Челябинской области для продолжения работы по сохранению исторической памяти и преемственности поколений». Итоговое рассмотрение законопроекта в первом и третьем чтениях, а также финальное голосование членов областного парламента состоится 18 августа.

В глубоком тылу на Урале

Броню и железо, свинец и литье

Везут по дорогам, рожденным войною.

Страна моя, мать моя, сердце мое,

Я слышу дыханье твое за спиною.

Заботу, привет согревающий твой

В письме и посылке моей фронтовой,

В челябинском танке, в уральском снаряде.

Железная дружба, святая война

Народы страны воедино сплотила,

И Родина наша, как крепость, сильна

Великим содружеством фронта и тыла.

М. Матусовский

Великая Отечественная война все дальше уходит в глубь истории. В жизнь вошли новые поколения людей. О событиях 65-летней давности они узнают по рассказам старших, из книг и кинофильмов. О том героическом и трагическом времени, о вкладе южноуральцев в Великую победу есть что рассказать.

«Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец». Эти слова из поэмы Александра Твардовского «За далью – даль», определившие место нашего края в делах страны, стали крылатыми. В Великую Отечественную войну Урал был арсеналом действующей армии, кузницей её кадров. Челябинск яркое тому подтверждение.

Танкоград – признанное название города за его вклад в Победу, ведь здесь действовало мощное производство танков.В годы войны Урал выпускал две трети всех танков. Каждый второй танковый двигатель и каждый пятый танк были из Челябинска. Каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали.

Вспоминает Василий Васильевич Гусев, во время войны рабочий Кировского завода: «Трудились мы, всё позабыв, кроме работы. Поспишь, как убитый, пять-шесть часов, поешь в столовой - и в цех, к станку. А после работы, уже в темноте, идешь в цех сборки: сколько сегодня? И радостно, если за ворота завода шли сверхплановые танки. И не можешь, несмотря на смертельную усталость, уснуть, если недодали нынче боевых машин».

Из письма сталевара Андрея Каминского брату-артиллеристу, август 1942 года: «Дорогой Ваня! Фронт требует металла. Много металла. И мы, магнитогорцы, даем его во все возрастающих размерах. В этом месяце я, например, за двадцать фронтовых вахт сварил 372 тонны стали, выйдет 18 тысяч снарядов для твоих пушек. Расходуй, Ваня, не жалей. Мы еще сварим».

1943 год рабочие Танкограда

В октябре 1943 года на вооружение Красной Армии поступил тяжелый танк ИС, созданный конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.Танк ИС был настоящая стальная крепость. Вскоре после Корсунь-шевченковской битвы, где ИС проходил испытание на поле боя, фашистское командование издало секретный приказ, в котором предписывало войскам: «избегать встречных боев с танком ИС и стрелять по нему только из засад и укрытий...»

Министру гитлеровской пропаганды Геббельсу пришлось признать в январе 1943 г.: «...Кажется каким-то чудом, что из обширных степей появлялись все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве».

Идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса взволнованно обсуждалась во всех городах и селах. Было решено: Урал сформирует корпус добровольцев и снарядит его всем необходимым - от одежды до вооружения, причем сделает это сверх государственного плана.

Вспоминает Н.С. Патоличев: «Челябинской области требовалось отобрать 2900 человек, а заявлений добровольцев поступило 50 тысяч. Из 50 тысяч отобрать самых достойных, кажется, нетрудно. Но так ли это? На каждое место претендовало около двух десятков человек - таким неукротимым было желание идти на фронт, навстречу жестоким испытаниям» .

Из заявления рабочего Уральского автомобильного завода Ивана Ткаченко: «Прошу зачислить меня в Уральский танковый корпус. Я комсомолец. С малых лет находился в детском доме, так как отца и матери у меня нет. Родина моя - это весь Советский Союз. Отцом и матерью является партия. Я должен встать на защиту своего Отечества и крепко мстить гитлеровским варварам».

Из письма танкистов о подвиге челябинца Александра Марченко: «...Во время уличного боя в городе Львове Александр Марченко вышел из люка танка с красным флагом в руках. Кругом рвались снаряды, свистели пули, но Марченко непоколебимо нес победный красный флаг танкистов-челябинцев. Он нес его на самое высокое здание города - на ратушу, и не просто нес, а каждый шаг брал с боем, истребив на своем пути до 10 гитлеровцев. Отважный танкист Александр Марченко погиб на лестнице ратуши, но не выпустил из своих рук красного флага».

Историческая справка: в 27 приказах Верховного Главнокомандующего выражена благодарность уральцам за отличные боевые действия и участие в решающих сражениях. 22 тысячами орденов и медалей отметило правительство воинские подвиги южноуральцев.

Спустя двадцать лет после Победы в 1965 году танк ИС-3, как символ трудовой доблести танкоградцев, был поднят в Челябинске на пьедестал. «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом» – эти слова отлиты на чугунной плите памятника.