Ирина печерникова кто из актрис ее ненавидел. Ирина Печерникова: биография, личная жизнь, дети, фильмы, фото актрисы

2 июня 2015

Ирина Печерникова известна зрителям по многим ролям со времен Советского Союза. Сейчас заслуженную артистку РСФСР часто можно увидеть в популярных телепередачах на многих известных каналах. В молодости, в 70-80 годах, она считалась одной из самых красивых актрис отечественного кинематографа и сама себя называла «Лучистая».

Ирина Печерникова: первые шаги актрисы

Родилась Ирина после войны в 1945 году, 2 сентября, в славном городе Грозном. Долго семья будущей актрисы там не задержалась и переехала в Москву. Как и все девчонки, маленькая Ириша мечтала сниматься в кино и быть знаменитой. В столице ей посчастливилось поселиться по соседству с театральной артисткой Руфиной Нифонтовой. Спросив у нее однажды о том, что нужно делать для того, чтобы стать такой же, как и она, малышка услышала ответ: «Все». С этого слова начался путь Печерниковой к славе.

Ирина занималась всем, чем только могла. В ее списке чего только не было: гимнастика, фигурное катание, стрельба, фехтование, верховая езда и, конечно же, любительский театр.

После школы девушка с легкостью поступила в МХАТ и на втором курсе получила прекрасную роль в спектакле «Зима тревоги нашей». Вместе с первым успехом появились и завистники, и сплетники, но Ирина вскоре поняла, что чем больше о ней говорят, тем больше растет ее популярность в мире искусства. В театре красивая молодая актриса сразу же забрала себе все значимые роли, за что ее недолюбливали коллеги-женщины. Вскоре атмосфера так накалилась, что театр пришлось оставить.

Печерникова Ирина Викторовна и ее партнеры в кино

На экране героиня нашего рассказа появилась первый раз в фильме «Каменный гость», у нее была главная роль Донны Анны. Карьера киноактрисы стремительно набирала обороты. Посмотрите на фото Ирины Печерниковой, эта милая девушка способна была вскружить голову таким знаменитостям, как Высоцкий, Тихонов, Смоктуновский.

Эти известные люди были партнерами начинающей актрисы в фильмах, и вездесущие журналисты после каждой новой съемки рассказывали о бурных романах Ирины с ее коллегами.

С Вячеславом Тихоновым совсем еще юная актриса снималась в фильме «Доживем до понедельника». Рядом с опытным и знаменитым Вячеславом Ирина казалась совсем девчонкой, но сыграла очень талантливо и заслужила признание зрителей, ее стали узнавать на улицах. Рядом с Высоцким, Смоктуновским и другими всемирно известными звездами кино Печерникова смотрелась наравне, ничуть не уступая им в профессионализме.

Личная жизнь

Ирина Печерникова имела множество поклонников, это и не удивительно с такой внешностью и талантом. Замуж она выходила три раза. Первый раз актриса связала свою судьбу с музыкантом из Польши, которого звали Збигнев Бизон. Брак долго не продлился, молодые вспыльчивые супруги не смогли ужиться вместе. Второй раз сердце красавицы дрогнуло от напористости знаменитого актера Бориса Галкина. Опять была свадьба и надежда на долгую совместную жизнь, но пара очень скоро рассталась.

Затем грянули тяжелые для отечественного искусства перестроечные девяностые годы. Печерникова, как и многие другие актеры, осталась без работы. Пытаясь выйти из депрессии, Ирина стала употреблять алкоголь в больших количествах. Неизвестно, чем бы закончилась такая «терапия», если бы не новая любовь. В 1997 году Александр Соловьев сделал актрисе предложение, и они расписались. Проблемы с алкоголем остались позади. К сожалению, счастье длилось недолго, в 2000 году Соловьев погиб. Ни от одного мужа детей Печерникова не родила и опять осталась одна.

Второе рождение

В личной жизни пустота, в карьере - полное забвение… Казалось бы, славное прошлое уже не возродится, но случилось чудо, и Печерниковой судьба подарила второй шанс. Отчаявшаяся немолодая актриса приняла участие в проекте «Формула красоты», после чего как будто родилась заново. Пластические хирурги вернули актрисе былую красоту, она помолодела лет на двадцать и опять поверила в себя.

Кинематограф по достоинству оценил перемены, происшедшие с актрисой, и она снова начала получать предложения сниматься. Сериалы Ирина Печерникова не воспринимает в серьез. Она упорно отказывается принимать участие в подобных съемках. Она считает, что лучше сыграет одну роль вместо десяти, но роль эта будет достойна ее таланта.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Ирина Печерникова — одна из легенд отечественного кино, поэтому неудивительно, что её имя стоит в одном ряду с такими знаменитыми именами, как Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Эфрос и многими другими. Блистательная карьера и привлекательная внешность, за которую актрису справедливо называли первой красавицей, не могли не стать причиной разговоров, слухов и сплетен, которыми буквально обрастала личная жизнь Ирины Печерниковой .

Биография Ирины Печерниковой началась в 1945 году. В сентябре этого года известная актриса отметила своё 70-летие. Мечтая об актёрской профессии ещё с детства, она невероятно серьёзно относилась к учёбе. Поэтому, последовав совету Руфины Нифонтовой, который гласил, что актриса должна уметь всё, девушка научилась и машину водить, и мотоцикл, и лошадью управлять, и стрелять. Будучи студенткой школы-студии МХАТ, Ирина Печерникова из опаски быть отчисленной даже отказалась от роли в нашумевшей "Кавказской пленнице" Гайдая. Жёлтая пресса, конечно, приписала это решение своенравности актрисы, усмотрев в отношениях режиссёра и восходящей звезды романтические нотки, которых и в помине не было. Карьера в биографии Ирины Печерниковой складывалась на редкость удачно: в театре — полная загруженность и главные роли, в кино — тоже известные роли, самые удачные в фильмах "Два капитана", "Доживём до понедельника" и "Первая любовь". Однако с некоторых пор её редко можно было увидеть на экране. Сама актриса объясняет это тем, что, поставив высокую планку своими первыми работами, не хотела (да и сейчас не хочет) размениваться по мелочам, играя в сериалах или второсортных фильмах, да и в театре работать одно время было намного интереснее.

На фото — Ирина Печерникова в молодости

Замужем Ирина Печерникова была трижды. С первым мужем — талантливым польским музыкантом и композитором — она объездила много западных стран, не известных и чужих многим её коллегам. Она жила и в Польше, и в Англии, и в Швеции. В последней, кстати, так и не прижилась из-за языкового барьера. По этой причине и вернулась домой. Вторым мужем стал Борис Галкин. Правда, роман с самого начала был чисто служебным. Когда же он сообщил Ирине Печерниковой, что ушёл из семьи, пара расписалась. Правда, до сих пор актриса считает, что этот брак с самого начала был ошибкой, поскольку был основан не на любви.

На фото — Александр Соловьёв — единственная настоящая любовь Ирины Печерниковой

Настоящее чувство Ирина Печерникова познала лишь единожды, когда познакомилась с актёром Александром Соловьёвым. Встреча их произошла в довольно нестандартном для этого месте — в Феодосии в клинике доктора Довженко, где оба пытались избавиться от алкогольной зависимости. Несмотря на вспыхнувшие чувства, быть вместе влюблённые не могли, поскольку избранник оказался женат и в семье подрастал сын. Лишь через семь лет пара соединилась в законном браке. Но счастье не было долгим — через три года муж Ирины Печерниковой трагически погиб. Его нашли в снегу с черепно-мозговой травмой. На следующий день ушёл из жизни отец актрисы. Потрясение стало настолько сильным, что несколько месяцев ей пришлось провести в клинике.

Сейчас, несмотря на то, что в прессе привыкли жалеть её, актриса бодра и на жизнь не жалуется. Она по полгода живёт в собственном доме в глухой деревушке, занимаясь обустройством дома и выращиванием цветов. Ирине Печерниковой до сих пор делают предложения о съёмках, но соглашаться она не спешит, поскольку заинтересовалась другой работой — заниматься в театральном кружке с детьми-сиротами.

Она вдруг сменила все разом. Адреса, пароли, явки. Софиты - на звездное небо, аплодисменты - на шум берез. Ее сцена теперь - огород с редькой да огурцами, поклоны - сорнякам-лопухам, в зрительном зале - сибирячка Нина Ивановна да бабушка Тася, почтальонша.

До Москвы - двести километров, до ближайшего магазина - два.

До прежней жизни - целая пропасть.

С апреля Ирина Печерникова вне доступа. Просьба позвонить позднее. Где-нибудь в октябре…

“Папа, ты собираешься умирать?”

В один далеко не самый прекрасный день, 12 лет назад, звезда фильма “Доживем до понедельника” свои “понедельники” взяла да отменила. Уволилась из театра, продала шикарную квартиру на Тверской. И уехала в деревню, в глушь. Подальше от всех. От себя - в первую очередь.

Почему, думаете, я ушла из Малого? - Ирина Викторовна грустно улыбается. - Меня что, выживал кто, прогонял? Нет, мне туда просто не хотелось. Я ходила в театры, ходила в кино - то, что видела тогда, мягко говоря, оставляло равнодушной. Знаете, как в любви бывает. Я поняла, что почему-то не бегу на спектакли, не готовлюсь к ним по целому дню. Значит, любовь прошла. И я ушла. Никто не понял, почему…

В середине 90-х сломались многие. Печерникову ветер перемен согнул почти до земли самой. Остров невезения какой-то. Без работы, без денег. Она и раньше особо не шиковала, а тут - даже собаку кормить нечем. Еще с отцом - беда. У старика закружилась голова, он упал, очень сильно ударился, от болевого шока ослеп. “Скорая помощь” зафиксировала перелом шейки бедра. В 86 лет - страшный диагноз.

Он стал просто уходить. Он лежал, он не хотел есть, не хотел говорить. - рассказывает Печерникова. - Никак я не могла понять: как его вытащить, как заставить жить. Как доказать, что он еще очень нужен? И я придумала. Пришла к нему, сказала: пап, куда ты собрался? Ты же умираешь, ты решил уйти? А я дом покупаю, мне его переделывать надо. И кто мною будет руководить? Ты меня бросаешь, а это грех - ребенка своего бросать. Он говорит: а что я, слепой, могу? Пап, сказала я ему: я - твои глаза, а ты - мое все, с тобой мне ничего не страшно. И в этом доме деревенском он прожил еще шесть лет…

“Думала: только бы не утонуть”

Свой дом она искала почти год. Моталась по Подмосковью: одна деревня, другая, третья - все не то. Вот бы найти хуторочек маленький, где-нибудь на отшибе, в стороне - от любопытных взглядов, лишних расспросов.

Она так устала от людей…

Однажды Печерникова увидела то, что искала. Дом стоит средь вековых деревьев, на высоком холме, неподалеку - ручей. То был всего лишь сон. Ее разбудил звонок подруги: “Ира, что у тебя голос такой?” “Да вот, - пожаловалась она, - год жизни потратила на поиски, и все мимо”. - “Ой, а у меня друзья, у них дом точно как ты говоришь. Они уезжают навсегда в Германию, хотят продавать”. Печерникова мигом стряхнула с себя остатки сна: “Поедем!”

Дом средь вековых деревьев, высокий холм, ручей… Сразу сказала: покупаю, не торговалась даже. Потом выяснилось: переплатила втрое. Хозяева заколотили все дыры, все прорехи. После первого же дождя я поняла, что избушка моя - наполовину сгнившая. Как сейчас картина перед глазами: на стуле сидит папа, которому под 90, слепой. Держит в руках зонт. А я ношусь по дому, собирая все тазики, все кастрюли. Чтобы не утонуть… Но это ерунда все. Я боялась, что отец полежит там и скажет: увози меня обратно, мне здесь плохо...

Первое лето они кое-как пережили. Уже через месяц отец встал. Тот случай, когда врачебная ошибка оказалась во благо - на самом деле никакого перелома не было, только сильный ушиб. С помощью дочери он стал спускаться с крыльца, садился под солнышко и наговаривал в диктофон свою новую теорию микромиров.

Бывший геофизик на закате жизни решил поспорить со стариком Эйнштейном. Ирина не мешала - впервые за долгое время она увидела: он хочет жить - это ли не самое главное?

Нет, скучно не было, - сходу отметает вопрос Ирина Викторовна. - Занималась буквально всем: вырубала сорняки, сажала какую-то зелень, устраивала уют в доме. Предыдущие дачники приезжали сюда по грибы да по малину, хозяйка - художница, ну иногда она еще пейзажи писала. То есть дом был абсолютно неухоженный, брошенный - фактически мусоросборник. К вечеру все это я уже ненавидела лютой ненавистью. А утром просыпалась, смотрела на то, что сделала вчера, и мне становилось хорошо. А потом, я была счастлива от того, что папа стал ходить, он начал шутить. И все время отвлекал меня от работы тем, чтобы я почитала ему Пуанкаре, Эйнштейна…

“А по ночам мы общались со звездами”

Деревня - не деревня, хуторок - не хуторок. Всего три дома и одна избушка, сарай почти. Который, как ни странно, облюбовал себе актер Алексей Локтев - еще одна поблекшая звезда советского кино. Тот, который “шагал” когда-то “по Москве”, а остановился, оглянулся - в 200 километрах от столицы. Однажды он приехал в гости к Печерниковой. Увидев дом на холме, ручей, воскликнул: “Ирка, какая же ты счастливая!” Да так и остался. Первый парень на деревне.

Потом мужчин стало двое. Приехал Он. Ее мужчина.

С актером Сашей Соловьевым, Красавчиком из фильма “Зеленый фургон”, Печерникова познакомилась в Феодосии. Где оба проходили курс лечения у знаменитого доктора Довженко. У нее тогда был черный период. В 86-м умерла мама, затем Михаил Царев, худрук Малого театра. С новым руководством отношения не сложились. И актриса сломалась. Любовь к Саше стала той ниточкой, которая вытянула ее с того света...

Но ниточка вдруг оборвалась. Позвонила Сашина жена. Долго говорила, что у нее маленький сын, что им очень тяжело одним... Ирина уже мысленно отпустила его, решив, что на чужом счастье своего не построишь. И вдруг он вернулся. Сказал, что стал свободным, что сын вырос и теперь в той семье его ничего не держит.

Саша нанял бригаду, и они за лето наш дом отремонтировали. Это была такая романтика. Когда валишься на крыльцо, без сил. И самое большое удовольствие - покурить. Звезды, небо ночное, и мы сидим, смотрим: звезда: то вниз, то вверх, то влево, то вправо. Смотрю: он тоже наблюдает. “Саша, это НЛО?” - “Не знаю”. Так всю ночь и сидели. Помню, я побежала в дом, нашла карту звездного неба, и по ней вычислила, что это главная звезда созвездия Водолей под названием Арктур. А я очень любила рассказ Казакова “Арктур, гончий пес” про слепого пса. “Сашка, - говорю, - это не НЛО, это у нас Арктур”. И мы ночами выходили на крыльцо, общались с Арктуром.

“После смерти Саши два года ходила по нашим тропкам”

Саша не дожил до XXI века всего несколько дней…

Печерникова не удивлялась, если он пропадал на время - Соловьев и сам был не у дел: нет, не сидел без работы, он искал ее. И не находил. Но когда Саша не пришел на Новый год, ей стало страшно.

Почти месяц Печерникова искала своего мужа: по больницам, по моргам. Обзвонила тысячу людей. И наконец нашла. Ей сказали, что милиционеры обнаружили Сашу лежащим на снегу, отправили его в Склиф. Вскрытие показало: смерть наступила от травмы шейных позвонков. “Это очень похоже на удар дубинкой”, - подумала она. Знала же: Саша и милиция - это особая история: он их не просто не любил, он их ненавидел…

После смерти Саши года два в деревне я ничего не делала, просто ходила по лесу. - Ирина Викторовна говорит медленно-медленно, чувствуется, что слова даются ей с трудом. - По тем тропкам, где Саша шел на рыбалку, где мы гуляли, где грибы собирали. На третий год лишь поняла, что не могу только гулять и вспоминать.

И начала выкорчевывать трехметровые сорняки… Теперь у меня возле дома газон. Сирень, которую еще с Сашей посадили. Потом появились какие-то кустарники, начала увлекаться садоводством. У меня красный японский кленик, гинга - это дерево, которому миллионы лет; у меня клен фламинго…

“Деревня меня спасла”, - говорит она. Без ее рук здесь все придет в упадок. Без ее сильных рук. И ей приходится быть сильной, не раскисать. До ближайшего магазина - почти час ходьбы ее мелким неспешным шагом. Печерниковой все равно. Работы много, недавно еще увлеклась разведением цветов, литературы разной прикупила. Теперь создает в саду свой цветочный театр. Порой лишь к шести вечера вспоминает, что маковой росинки во рту не держала.

Ну а как иначе? Надо, например, растение подлечить или подкормить - что-то оно болеет. Чувствую: нет сил, а все равно иду и делаю. А утром, представляете, он из сухой веточки мне вот такой листочек протягивает, лапку. Говорит как будто: ты меня не скашивай с газона, я есть. Там благодарность от всего, что делаешь, они все говорят спасибо: от самого масенького цветочка до огромного дерева… Или огород. Ну не люблю я огород.

Не люблю! Зато когда там появляются огурчики, я могу их есть весь день: вместо завтрака, обеда и ужина.

“Ирка, где ты раскопала такую красоту?”

Теперь у них на хуторе - настоящее бабье царство. Мужчин не осталось: отец и муж Печерниковой ушли с разницей в месяц. Осенью прошлого года погиб Алексей Локтев. Поехал на кинофестиваль и не вернулся - под Благовещенском попал в автокатастрофу. Сын соседки Нины Ивановны заезжает нечасто…

С апреля по октябрь Печерникова вне зоны доступа. С апреля по октябрь она забывает обо всем. Что где-то кипит жизнь, что где-то снимается кино, что, может быть, ей на домашний названивают режиссеры. Ведь Печерникова хоть и ушла, но думает вернуться. Пока она только присматривается к миру людей, прислушивается. В два дня и в девять вечера актриса подходит к своей клумбе - единственному месту, где берет мобильный, - вот, пожалуй, и вся связь с внешним миром. Но чтобы еще раз круто изменить свою жизнь, надо быть к этому готовой. Наверное, пока не время...

Вы знаете, я в деревне своей никогда не болею. - У Печерниковой загораются глаза. - В Москве - все гриппы, простуды - все мое. А здесь чтоб какие-то даже мысли нехорошие появились... В доме о чем-то задумалась - выходишь на крыльцо. И все растворяется. Такая красота и чистота вокруг… По правде говоря, я не часто сюда приглашаю людей. Только самых-самых близких. И каждый, кто приезжает, задает мне один и тот же вопрос: “Ирка, где ты раскопала такую красоту?” Или говорят: “Я здесь жить хочу, я не хочу уезжать”.

Можно, спрашивают, что-то такое купить? Я отвечаю: такого - больше нет! Нигде! Даже папа говорил: здесь какие-то особенные вихревые потоки…

Ирина Печерникова - актриса, которую вся страна помнит по фильму «Доживем до понедельника». В семидесятые годы одна из главных красавец советского кинематографа вдруг исчезла с экрана. Где сейчас Ирина Печерникова? Что послужило причиной ее ухода из кинематографа?

Печерникова Ирина Викторовна родилась в 1945 году в Грозном. Родители будущей актрисы были геофизиками. Позже семья перебралась в Москву. В семнадцать лет Ирина Печерникова подала документы в приемную комиссию школы-студии МХАТ и поступила с первого же раза.

Карьера молодой актрисы, на зависть коллегам, складывалась блестяще. В личном деле она была названа обладательницей несоветской внешности, но, несмотря на это, уже в год окончания вуза дебютировала в кино.

«Тридцать три несчастья»

Ирина Печерникова, биография которой гласит, что жизнь девушки на первый взгляд складывалась весьма удачно, с детства имела серьезные проблемы со здоровьем. В раннем возрасте она мечтала о балете, но из-за туберкулеза не смогла реализовать эту мечту. Впоследствии неудачи стали постоянными ее спутниками.

Работа почти над каждым фильмом сопровождалась переломом либо какой-нибудь другой травмой. «Тридцать три несчастья» - так прозвали Печерникову после того, как она в очередной раз оказалась в больнице. Тогда она еще не знала, что настоящие беды в ее жизни впереди.

А могла бы стать кавказской пленницей…

Ирина Печерникова, биография которой началась в последний год войны, на экране не создавала образов советских героинь. Она была, скорее, «тургеневской девушкой». Она - натура утонченная, почитающая искусство и классическую литературу. Такой Ирина Печерникова (фото ниже - кадр из дебютной картины) была в юности. Такой и осталась, несмотря на все жизненные невзгоды. Даже в самый непростой период она отказывалась от съемок в фильмах, которые ей были неинтересны.

Когда молодой актрисе предложил роль в своем фильме Гайдай, она отказалась. Позже Печерникова призналась, что смутил ее жанр киноленты. Изначально роль в комедии «Кавказская пленница» предназначена была Печерниковой. Актриса посчитала невозможным играть в фильме с незатейливым сюжетом тогда, когда шла работа над экранизацией «Каменного гостя».

«Первая любовь»

Премьера фильма по повести Тургенева состоялась в 1968 году. В картине «Первая любовь» Ирина Печерникова исполнила роль кокетливой девушки, влюбленной в человека, который годится ей в отцы. Партнером по съемочной площадке стал Иннокентий Смоктуновский.

Съемки проходили непросто. Отношения с партнером наладились далеко не сразу. В первые дни работы над картиной Смоктуновский подтрунивал над молодой партнершей. Но в какой-то момент обстановка на съемочной площадке разрядилась. Актеры нашли общий язык. Со Смоктуновским многие годы поддерживала теплые дружеские отношения Ирина Печерникова. Биография, личная жизнь актрисы вызывали неуемный интерес поклонников. Как это нередко бывает со знаменитостями, ей приписывали романы с коллегами по съемочной площадке, в том числе и со Смоктуновским. В действительности же в ее жизни была всего одна любовь.

«Доживем до понедельника»

После первого просмотра этой картины зрители аплодировали стоя ее создателям. Образ учительницы английского языка, который создала на экране Ирина Печерникова, является, пожалуй, одним из самых трогательных в советском кинематографе.

Картина Ростоцкого оказалась довольно смелой для своего времени. Главный герой картины - учитель истории - пользуется авторитетом своих учеников. Кроме того, он человек чрезвычайно образованный. Но учитель, которого сыграл Вячеслав Тихонов, весьма далек от образа идеального советского педагога. Ведь Илья Семенович недоволен косностью, невежеством, царящими в школе. Тем не менее картина Ростоцкого была положительно отмечена критиками.

Если исполнителя главной роли до выхода на экраны фильма знала вся страна, то Ирина Печерникова была мало известна советским зрителям. После премьеры киноленты она, что называется, проснулась знаменитой. С того дня прошло более полувека. Но и сегодня при имени Печерниковой многим вспоминается прежде всего ее роль в фильме «Доживем до понедельника».

На премьере исполнительница главной роли не присутствовала. Актриса сломала обе ноги, после чего несколько месяцев провела в больнице. О том, какую роль сыграла эта работа в ее судьбе, она узнала много лет спустя. После выхода из больницы Печерникова посмотрела фильм, и один из эпизодов ей чрезвычайно не понравился. Печерниковой показалось, что ее героиня неискренняя, ненастоящая. Оценить по достоинству свою звездную роль актриса смогла лишь спустя двадцать лет, когда купила маленький черно-белый телевизор и случайно увидела фильма.

Другие фильмы

В шестидесятые годы Ирина Печерникова снималась в кино довольно активно. Параллельно работала в театре. В 1968 году на экраны вышел фильм «Щит и меч», затем экранизация классического произведения «Любовь к трем апельсинам». В фильмографии Печерниковой также присутствуют такие картины, как «Города и годы», «Открытие», «Необыкновенное лето», «Голубой карбункул».

В 1976 году состоялась премьера фильма по произведению Каверина «Два капитана». И в этой картине героиня Печерниковой появляется всего несколько раз на экране. Но роль матери Кати - Марии Васильевны Татариновой - запомнилась зрителям не меньше, нежели образы главных героев.

Актриса Ирина Печерникова нередко соглашалась на эпизодическую роль, если находила ее интересной. Так, в фильме по произведению Пушкина она сыграла возлюбленную арапа, прадеда русского поэта. В кадре она появилась всего на несколько минут. Но об этой работе спустя годы Ирина Викторовна вспоминала с большой теплотой.

Театр

В 1966 году Печерникова играла на сцене "Ленкома". Она приняла участие в нескольких постановках в театре имени Маяковского и МХАТе. В конце семидесятых стала все реже появляться на экране Ирина Печерникова. Личная жизнь, семья, кинокарьера - все это было отдано в жертву театральному искусству.

В Малом театре актриса проработала более десяти лет. Когда пришла, услышала предупреждение главного режиссера Царева о том, что отношение коллектива к ней будет далеко не дружеским. Это неудивительно, ведь Печерникова забрала почти все главные роли. В течение десяти лет она играла на сцене обласканного властью театра в таких спектаклях, как «Король Лир», «Накануне», «Человек, который смеется». Она отдавала всю себя и старалась не замечать склок и сплетен, окружавших ее.

В 1987 году ушла из театра актриса Печерникова Ирина. Личная жизнь ее стала предметом досужих разговоров. Куда пропала звезда фильма «Доживем до понедельника»? В желтой прессе писали, что она болеет, страдает депрессией, спилась. Отчасти журналисты были правы.

Но причина ухода Печерниковой из театра заключалась прежде всего в том, что актриса не хотела играть возрастные роли. Зрителям она запомнилась в образе тургеневской барышни, шекспировской героини, молодой страстной красавицы. Печерникова ушла со сцены и навсегда осталась в памяти поклонников молодой.

Первый муж

Актриса была замужем трижды, но позже призналась, что настоящая любовь к ней пришла после встречи с Александром Соловьевым.

В начале своего творческого пути Печерникова познакомилась с польским музыкантом по имени Збигнев Бизонь. Он стал ее первым мужем. Этот брак актриса позже назвала ошибкой. Но тогда, в конце шестидесятых, она отказалась от карьеры и уехала вслед за мужем за границу.

В первые годы в Варшаве была счастлива Ирина Печерникова. Фильмы с ее участием пользовались известностью и за пределами Советского Союза. Она ездила с мужем на гастроли, побывала в Англии, Бельгии, Норвегии. Но вскоре затосковала по родине. Однажды она отпросилась у супруга в Москву проведать родственников, но уже когда поднималась по трапу самолета, поняла, что обратно не вернется.

Снова в Москве

Об актрисе Ирине Печерниковой в советские времена ходило немало легенд. Ей приписывали романы с Олегом Далем, Владимиром Высоцким и даже Иннокентием Смоктуновским. В 2005 году актриса приняла участие в одном из ток-шоу. Она хотела развеять мифы, рассказав правду о талантливых людях, с которыми ее связала судьба. Но высказаться Ирина Викторовна не смогла в силу ограниченного эфирного времени. А потому позже написала книгу воспоминаний, которую назвала «Дожила до понедельника».

По возвращении в Москву Печерникова встретилась с Высоцким. Еще в шестидесятые годы она слышала «Парус» в его исполнении. В силу долгого отсутствия на родине она была не в курсе последних новостей. А потому при встрече задала кумиру миллионов советских людей наивный вопрос «Вы написала еще что-нибудь, кроме той замечательной песни?». После чего Высоцкий пригласил ее домой и в течение двух часов пел только для нее. С ним Печерникову связывали исключительно дружеские отношения. О своем детстве, юности, работе в театре, а также отношениях с Высоцким, Далем, Смоктуновским и другими талантливыми людьми актриса и написала свою книгу.

Второй муж

Следующий брак Печерниковой был скоротечен. Вторым мужем актрисы стал в то время еще неизвестный актер Борис Галкин. С ним Печерникова прожила менее года. В то время она была плотно занята в театре, снималась в кино. Кроме того, позже актриса призналась, что любви между ними не было.

Одиночество

В актерском мире царят интриги, зависть. Непросто живется тому, у кого карьера складывается удачно. Печерникова относилась к востребованным актрисам уже в начале своего творческого пути. Однажды, будучи еще начинающей артисткой, она услышала язвительный разговор коллег, в котором её обвиняли в любовной связи одновременно с двумя режиссерами театра. По натуре Печерникова была весьма чувствительна и эмоциональна. А потому сплетни вызвали у нее настоящую истерику. В тот день она впервые попробовала снять стресс алкоголем.

Когда же Печерникова пришла в Малый театр и поняла, что такое настоящие интриги и зависть, две-три рюмки коньяка для нее стали традиционным окончанием тяжелого рабочего дня. Многие актеры заглушают алкоголем свои переживания, вызванные жизненными неурядицами, нереализованными творческими амбициями. Печерникова следовала этому примеру. Но избавиться от переживаний ей не удавалось: на их место приходили тоска и одиночество.

В один прекрасный день актриса осознала свою зависимость от алкоголя и приняла решение, которое повергло коллег в шок. Она взяла необходимую справку у руководства театра и отправилась лечиться в знаменитую в советские времена клинику, расположенную в Крыму. Там она избавилась от зависимости и встретила единственную в ее жизни любовь.

Александр Соловьев

Годы, прожитые с ним, стали для Печерниковой главными, но самыми страшными страницами в биографии. Соловьев долгие годы был влюблен в актрису. Они были знакомы еще до поездки в крымский санаторий. Но когда начался их роман, Соловьев был уже женат.

Восемь лет Ирина Печерникова прожила соломенной вдовой. Она не могла создать семью, завести роман. Полагая, что на чужом счастье своего не построишь, актриса была против ухода Соловьева из семьи. В это время в ее жизни начались финансовые проблемы. Ролей в кино в девяностые годы почти не предлагали. Несмотря на творческий кризис, Печерникова отказывалась играть в сериалах. Кроме того, тяжело болел отец. Последние годы он был прикован к инвалидному креслу и почти полностью ослеп.

На некоторое время Печерникова рассталась с Соловьевым. Но в 1997 году, после того как сын поступил в институт, он развелся с женой. Печерникова вышла за него замуж и прожила три счастливых года.

В последних числах декабря 1990 года Соловьев вышел из дома и не вернулся. В новогоднюю ночь Печерникова поняла, что с ним что-то случилось. Почти весь январь она провела в поисках: ездила по больницам и моргам. Причина смерти Соловьева до сих пора не выяснена. Его нашли мертвым в начале январе, похоронен он был спустя три недели. В этот же период ушел из жизни отец актрисы.

Сегодня актриса Ирина Печерникова ведет отшельнический образ жизни. Большую часть времени она проводит в доме, в Ярославской области. О звезде советского кинематографа создано несколько документальных фильмов. Один из них называется «Лекарство от одиночества».

Жизнь прожить - не поле перейти

Актриса Ирина ПЕЧЕРНИКОВА: «Только в 51 год я поняла, что такое настоящая любовь»

Юбилей актриса отпразднует на небольшом хуторе в Ярославской области в 200 километрах от Москвы. Туда даже по мобильному дозвониться будет невозможно — телефоны в той глуши не работают. Зато там очень красиво — вокруг лес, луга, река. Печерникова проводит на хуторе большую половину года, только на зиму возвращаясь в Москву. Когда она купила избушку-развалюху, чтобы на земле спастись от безденежья начала 90-х и залечить душевные раны, Ирина Викторовна не подозревала, что временное пристанище превратится в ее настоящий дом.О чем она будет вспоминать в день своего рождения? О том, как после премьеры фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» на нее вдруг обрушилась слава, а отечественные и зарубежные критики окрестили юную звезду с глазами олененка «советской Одри Хепберн»? Или о том, как тяжело ей пришлось в «имперском» Малом театре, где ее, по словам Михаила Царева, «вполне съедобную» актрису, благополучно «съели» буквально за несколько лет, в результате чего она осталась без работы и без средств к существованию? О том, как от отчаяния даже начала пить, да так, что пришлось обращаться за помощью к знаменитому доктору Довженко?

И уж, конечно, она не забудет о своей единственной настоящей любви к актеру Александру Соловьеву - знаменитому Красавчику из фильма «Зеленый фургон». Удивительная история их отношений закончилась страшной трагедией. Александр просто ушел однажды из дома и не вернулся. Через неделю Печерникова разыскала его в морге Института имени Склифосовского. Его нашли на улице с проломленной головой, травма оказалась смертельной. Она до сих пор не знает, как выдержала все это. Но у этой хрупкой маленькой женщины, которую жизнь подвергла невероятным испытаниям, есть одно удивительное качество: за каждую малость она истово благодарит судьбу и людей, а в любом негативе винит только себя.

«СВОЕМУ ВТОРОМУ МУЖУ - АКТЕРУ И РЕЖИССЕРУ БОРИСУ ГАЛКИНУ - Я ПРОСТО ИСПОРТИЛА ЖИЗНЬ»

- Ирина Викторовна, вы о чем-то в своей жизни жалеете?

- Только о каких-то профессиональных ляпах, которые, как и все мы, время от времени допускала. Вспоминая свои работы, сейчас я понимаю: что-то можно было сыграть лучше, что-то вообще сделать по-другому. Во всем остальном, в том числе и в личной жизни, я, несмотря ни на что, считаю себя очень счастливым человеком.

- Женское счастье - это прежде всего любовь?

Очень долго главным в моей жизни была работа. Может, поэтому свою единственную любовь я встретила очень поздно. Хотя до этого жила и думала, что любила. И своего первого мужа, польского музыканта Збышека, за которым уехала на два года в Польшу, бросив все. И своего второго мужа, известного актера и режиссера Бориса Галкина, с которым познакомилась в Малом театре, где он ставил дипломный спектакль. Мы с ним прожили шесть лет, но семья у нас так и не сложилась...

- Но почему?

Я до сих пор виню в этом только себя. Слишком много времени уделяла театру и слишком мало - человеку, который был рядом со мной, в результате просто-напросто испортила ему жизнь.

Только выйдя замуж в 51 год, я поняла, что такое настоящая любовь. Оказывается, это совсем другое чувство, которое ни с чем, пережитым мною ранее, нельзя сравнить. Это ежедневная, ежечасная, ежеминутная потребность в человеке - когда ты в буквальном смысле слова не можешь без него жить. Это когда тебя распирает от радости только потому, что вы вместе, из-за этого счастье кажется огромным, а все беды и горести - маленькими и незначительными. Поэтому, когда такое чувство, наконец, приходит, ты сразу это понимаешь: вот оно!

Вы согласны, что история вашей любви с актером Александром Соловьевым - яркое доказательство того, что от судьбы не уйдешь?

Наверное. Впервые Сашу я увидела еще в далеком 69-м - после спектакля красивый мальчик с ярко-синими глазами, студент ГИТИСа, подарил мне цветы. Позже он признавался, что уже тогда влюбился в меня без памяти, но был слишком робок, чтобы подойти и признаться. Снова мы встретились уже в 86-м году, но он был женат на своей однокурснице, у него рос маленький сын - не могла же я строить свое счастье на чужом горе.

Целых восемь лет мы то встречались, то расставались, и снова нас тянуло друг к другу. Я всячески старалась вытравить это чувство из своего сердца, пока однажды Саша не пришел и не сказал, что его сын поступил в институт и нам больше ничего не мешает быть вместе. Мы даже обвенчались, вот только наше счастье длилось недолго - накануне нового, 2000 года, Саша погиб... А буквально на следующий день умер мой папа.

- Что помогало вам в самые трудные периоды вашей жизни?

Когда с тобой случается что-то по-настоящему страшное, окружающий мир просто перестает для тебя существовать, кажется, что нет больше ничего, кроме тебя и твоей боли. Но со временем вспоминаешь, что есть люди, которым намного хуже, чем тебе. А такие есть всегда, нужно только почаще об этом думать и поменьше себя жалеть. Мне такая «терапия» очень помогает.

- Недавно вы написали книгу «Дожила до понедельника». О ком или о чем она?

О тех, с кем я снималась и работала в театре. Когда со временем я потеряла интерес к своей рукописи, мне одна журналистка сказала: «Нельзя бросать такой труд на полдороге» - и помогла книгу дописать. Только тогда там появилось что-то и обо мне, а изначально я вспоминала о людях, с которыми свела меня судьба: об Олеге Дале, ради счастья играть с которым я согласилась на небольшую роль в картине «Вариант «Омега», о Володе Высоцком, с которым дружила и который был немного в меня влюблен, об Иннокентии Смоктуновском, Юре Богатыреве и Вячеславе Тихонове, в присутствии которого всегда немного робела и поэтому хотела казаться умнее, чем была на самом деле...

«В ЖИЗНИ Я СОВСЕМ НЕ КРАСИВАЯ, ПОЭТОМУ МЕНЯ РЕДКО УЗНАЮТ НА УЛИЦЕ»

- Один из самых стойких зрительских стереотипов - считать, что жизнь красивых актрис - сказка...

- Так я в жизни совсем не красивая.

Это так называемый эффект пленки - я просто фотогеничная. Поэтому меня редко узнают на улице, в метро. Иногда прихожу домой, включаю телевизор, не зная, что будут показывать один из моих фильмов, вижу на экране лицо и думаю: «Надо же, какая красивая женщина!». И только потом понимаю, что это, оказывается, я. На кинопленке и фотографиях я всегда выгляжу гораздо лучше, чем в реальной жизни.

Что же до сказки, которой якобы окружена жизнь актрис, то Бог ведь дает нам испытания не по внешности, а по силе духа и возможности эти испытания выдержать.

Хотя я бы эту самую сказку не разрушала. Должен быть какой-то ореол тайны, а то сейчас как-то уж слишком все напоказ, слишком много всякой ненужной откровенности вкупе с беспардонной ложью выплескивается на страницы газет и журналов. Мне это не нравится, и поневоле становится жаль людей, которые все это читают.

- Почему вы сейчас не снимаетесь - нет предложений или вас не устраивает качество современного кино?

Вы действительно не понимаете? После того репертуара, который был у меня в кино и особенно в театре, сейчас мне просто нечего играть. Как актриса я очень счастливая. Да двух моих ролей хватило бы, чтобы считать себя состоявшейся в профессии, а у меня их было много.

Возможно, я не владею полной информацией о нынешнем кино, но то, что вижу по телевизору, повергает меня в ужас. Все почему-то думают, раз я не снимаюсь, меня надо пожалеть. Да за меня радоваться надо! Благодарить Бога за то, что не участвую во всем этом!

Я никого не осуждаю: актеры не виноваты - они поставлены в такие условия, они вынуждены как-то выживать. Но у меня, как и у каждого из нас, был выбор, и я его сделала, сказав себе: нельзя снижать планку. Пусть у меня останутся те фильмы и спектакли, в которых я уже успела сыграть, перетерплю. Хотя очень трудно прожить на ту пенсию, которую я получаю.

- Актеры не любят отвечать на вопрос о любимых ролях, и тем не менее... У вас есть такая?

Пожалуй, одна из самых любимых моих работ - Мария Васильевна Татаринова в фильме «Два капитана». С ней связана забавная история. Дело в том, что мы с Леной Прудниковой, которая сыграла Катю (согласно сценарию и роману Каверина - мою дочь), вместе учились в Школе-студии МХАТ, только я уже заканчивала, а она только поступила. У нас разница в возрасте всего три или четыре года. И когда меня пригласили на собеседование с режиссером Евгением Кареловым, мы с ней вошли вместе.

По комплекции Лена крупнее, да и ростом выше меня, поэтому в тот момент я совершенно не почувствовала себя ее мамой, пусть даже только по сценарию. Вот я и взбрыкнула. «Поставьте нас рядом, - сказала Евгению Ефимовичу, - и посмотрите: ну какая из меня мама?!». И вдруг он мне сказал удивительную фразу: «Ирина, а я ведь никого, кроме вас, на эту роль больше не вызывал. Мне не важен ни возраст, ни статус вашей героини, мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь. И на мой взгляд, только вы можете его создать».

От такого комплимента у меня, конечно, коленочки подкосились, и я, не сказав ни слова, ушла. А дня через три позвонила и сказала, что ужасно переживаю, потому как не уверена, что у меня получится, но очень хочу попробовать. И очень рада, что мне довелось сыграть такую (!) женщину.

«ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ В ГОДУ Я ПРОВОЖУ НА МАЛЕНЬКОМ ХУТОРОЧКЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»

- Чем вы заняты в отсутствие работы в кино и театре?

Тем, чего была лишена все предыдущие годы, когда много работала. Все свободное время я провожу на природе, много читаю и путешествую. Причем это не обязательно заграничные вояжи, которых в прошлом у меня было немало: я видела и Варшаву, и Стокгольм, и Лондон. Но даже поездки по российской провинции могут быть очень интересными, если ты наблюдательна и умеешь наслаждаться пейзажами.

Шесть месяцев в году провожу на маленьком хуторочке в Ярославской области, где когда-то построила дом для умирающего папы и тем самым продлила его век на несколько лет. Нельзя сказать, что я избегаю активной жизни, но стараюсь ее ограничивать - живу неспешно, без суеты. По телевизору сейчас смотрю только программы о животных, о путешествиях и... прогноз погоды.

- И как вам нынешняя погода?

Это лето выдалось для меня очень тяжелым. Я ведь жару совершенно не переношу, для меня лучше любой дождь, мороз, только не солнцепек. Когда столбик термометра начинает подбираться к 30 градусам, становлюсь совершенно недееспособной и тупой. Но я очень переживаю за жизнь своих растений, которые надо беречь - поливать и спасать. Приходится выходить на солнце, а для меня это мука.

- И много у вас растений?

Огородик у меня маленький, но без него никак не обойтись. Ближайший от нас магазин находится очень далеко, не набегаешься, поэтому я сажаю самое необходимое - огурцы, кабачки, морковку и много-много зелени.

Земля там, конечно, не очень хорошая, каменистая, но я стараюсь ее удобрять - компостом, навозом, опилками. Еще я очень люблю хвойные деревья, поэтому сажаю не только ели и сосны, у меня есть даже гинкго билоба. На родине это дерево достигает 40 метров в высоту, а у меня оно по колено - говорят, у нас ему не подходит климат. Но не умирает, каждый год хоть на несколько сантиметров да вырастает. Есть у меня и ива - удивительно красивая, с перекрученным стволом. Очень много декоративных кустарников - красные, фиолетовые, синие, совсем уж большие выросли. Много цветов. Весной у меня все в ирисах, земля как будто накрыта ковром, их тут тысячи (из нескольких цветочков они у меня так размножились).

Ко мне даже местные бабушки ходят на экскурсию. Им не лень пройти пару километров от деревни до нашего хутора, чтобы посмотреть, что у меня растет.

- Любят вас цветы!

Я же их тоже люблю, так что чувства у нас взаимные. Плюс у меня вторая ступень Рэйки (это универсальная жизненная энергия), поэтому я могу им помогать и лечить их от цветочных болезней.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter