Интерактивные технологии в педагогике. Технология интерактивного обучения

В настоящее время на первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - "взаимный", "act" - действовать .

Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности .

Исследователи считают, что главной особенностью интерактивных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы .

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие "учащийся - учащийся" (работа в парах), "учащийся - группа учащихся" (работа в группах), "учащийся - аудитория" или "группа учащихся - аудитория" (презентация работы в группах), "учащийся - компьютер", "учащийся - художественное произведение" и т.д.

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три стороны:

– информативная (обмен информацией);

– интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

– перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга) .

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как: устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других) . В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя .

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами (приложение А) . Исходя из этого интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

– развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

– решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

– развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

– обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению .

Под интерактивными технологиями сегодня понимают такие методы обучения, при которых обучаемый погружается в учебную ситуацию, осваивает знания в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса .

Интерактивные технологии, основанные на деятельностном подходе, помогают достичь предъявляемых стандартом требований, а также, что немаловажно, дают возможность самореализации каждого участника учебного процесса, освобождают педагога от стандартной роли дидакта, формируют обстановку социального партнерства, формируют столь необходимые в современной реальности навыки коммуникабельности, самостоятельного поиска и оценки информации, воспитывают личную ответственность учащихся за результаты своего обучения .

Рисунок 3 - Схема интерактивной технологии обучения

Интерактивные технологии по В. В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный.

В экстраактивном режиме учащийся выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от педагога-субъекта к объекту обучения (учащемуся). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности учащихся.

В интраактивном режиме информационные потоки идут на учащихся или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Учащиеся выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития .

В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность учащегося и порождают обратный информационный поток, от учащегося к педагогу. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой .

Ключевой задачей педагога при использовании интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; соединение теории и практики; обращение к личному опыту учащихся, поддержка их активности, поощрение творчества; взаимное обогащение опыта участников диалога; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания. Если в традиционном обучении педагог играет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном - роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. При этом учащиеся становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску .

Педагог выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта педагог обращается к профессиональному опыту учащихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность .

“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей.

Модели обучения

Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную . Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно .

Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.

Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

Классификационные параметры

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
  • Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

    – выявление многообразия точек зрения;
    – обращение к личному опыту участников;
    – поддержка активности участников;
    – соединение теории и практики;
    – взаимообогащение опыта участников;
    – облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
    – поощрение творчества участников.

    Концептуальные позиции

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
  • Особенности организации

    Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

    В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра ”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

    По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы . В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

    Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

    К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

    Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

    Интерактивные технологии и методы

    Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

    Работа в малых группах - в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

    Метод карусели;

    Лекции с проблемным изложением;

    Эвристическая беседа;

    Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

    Конференции;

    Деловые игры;

    Использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

    Технология полноценного сотрудничества;

    Технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

    Основная цель интерактивного обучения

    В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения , а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика . Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии . В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

    Идеальная модель обучения

    И еще один немало важный момент, о котором хотелось упомянуть.

    Среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности. Будет пригодной для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.

    А коль так, то перед нами учителями открывается широкое поле деятельности - творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

    Свою статью хотелось бы закончить словами известного дидакта И.П.Подласового: “Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение - всегда высокое искусство”. И пусть, каждый рассудит смысл этих слов, как считает нужным для себя.

    Список литературы:

    1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
    2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
    3. Материалы с сайта eurokid.com.ua

    Ольга Проняева
    Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

    В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования . Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения .

    В педагогике различают несколько моделей обучения :

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику .

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника .

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок » .

    Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми , которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

    Интерактивное обучение дошкольников - это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу , достигает высокой производительности.

    Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

    Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обуче-ния является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения :

    Гуманная педагогическая позиция ;

    Ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

    Создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

    Владение методикой и основами образовательных технологий ;

    Целенаправленное развитие индивидуальности детей.

    Структура интерактивной НОД

    1. Мотивационно-ориентировочный этап

    Педагог знакомит с темой , выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа .

    2. Поисковый этап

    По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы , составляется план.

    3. Основной этап

    Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей. Это может быть : «Мозговой штурм» , КВН, проект и др.

    4. Рефлексивно-оценочный этап

    Оценка эффективности проделанной работы , соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.) .

    Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях :

    технологии , построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

    Посмотрите, пожалуйста, на слайде основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционного

    Отличительные особенности интерактивных занятий :

    Необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.

    Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов .

    Свободное размещение наглядного материала.

    Смена динамических поз.

    Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

    Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса :

    Микрофон

    Предвидение

    Синтез мыслей

    Карусель

    Дискуссия

    Мозговой штурм

    Аквариум

    Метод многоканальной деятельности

    Дерево знаний

    Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

    «Кластер»

    Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

    На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

    «Работа в парах »

    Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре , дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу . Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре :

    Дети по очереди описывают картину.

    -«Назови первый звук в слове»

    -работа по мнематаблицам

    «Микрофон»

    Микрофон - метод работы , в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

    «Предвидение» - метод работы с детьми , в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

    Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.

    Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях : «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу.».

    Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах ) .

    «Хоровод»

    На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

    прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

    Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

    «Съедобное – не съедобное»

    «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

    «Противоположности»

    «Синтез мыслей »

    Синтез мыслей - метод работы , в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

    «Карусель»

    Такая технология внедряется для организации работы в парах . Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми .

    Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

    Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

    «Дискуссия»

    Дискуссия - это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

    В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение : «Я думаю.» , «Я считаю.» , «По моему мнению.» , «Я согласен, но.» , «Я не согласен, потому что.» .

    «Мозговой штурм»

    «Мозговая атака (мозговой штурм) » - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

    Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

    Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

    «Аквариум»

    «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» . Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

    Что дает этот прием дошкольникам ?

    Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть , как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

    «Метод многоканальной деятельности»

    Метод многоканальной деятельности - метод работы с детьми , в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы : зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

    Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность : выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

    После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания :

    «прослушать» звуки картины через «наушники» ; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;

    Почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного» ;

    Мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

    Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы : Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.

    «Дерево знаний» - метод работы , который включает несколько этапов : Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?» . Рассматривание схемы, в которой прямоугольник - это «ствол» (который обозначает эту проблему, прямые линии - «ветки» (пути ее решения, а кружочки - «листочки» (решение проблемы) . Решение проблемы : дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

    «Кейс-технология »

    Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.

    Виды кейс – технологии :

    Фото – кейс;

    Кейс – иллюстрации;

    Анализ конкретных ситуаций;

    Проигрывание ролей (ролевое проектирование) .

    Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации» . Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

    Данная технология содержит :

    Иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

    Воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;

    Воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

    Дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.

    Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.

    Заключение :

    Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное , творческое, перспективное направление педагогики . Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

    Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

    Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ .

    Еще одной современной технологией является проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников .

    Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника .

    В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

    Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы) .

    При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

    Принципы :

    Принцип опоры на обучаемость ребенка;

    Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

    Принцип соблюдения интересов ребенка ;

    Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;

    Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

    Принцип отказа от усредненного нормирования;

    Принцип опоры на детскую субкультуру.

    Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом , родителями, другими детьми ) в разных формах взаимодействия.

    Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.

    Таким образом, деятельность педагога направляется , в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.

    Цель (ИОМ) :

    Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника , его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального , эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

    Задачи :

    Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;

    Организовать единую систему работы администрации , педагогических сотрудников , медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;

    Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

    Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

    Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии , учебно-методические материалы.

    Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги , специалисты (педагог-психолог , учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

    Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.

    Методы, используемые в работе :

    Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;

    Взаимодействие с родителями.

    При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса . Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

    Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

    ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник , способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

    Пример индивидуального маршрута в нашем детском саду (на слайде)

    Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

    Интерактивные технологии.

    Энциклопедия образовательных технологий:

    В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.

    В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы о бучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной деятельности школьников.

    В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение , основанное на активном взаимодействии с учителем. По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.

    Интерактивные технологии по - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три обмена информационного обмена.

    Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды.

    Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.


    Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.

    Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приёмах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию.

    Целевые ориентации:

    § активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

    § возбуждение внутреннего диалога ученика;

    § обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;

    § индивидуализация педагогического взаимодействия;

    § вывод ученика на позицию субъекта обучения;

    § достижение двухсторонней связи учителя и ученика.

    Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

    § выявление многообразия точек зрения;

    § обращение к личному опыту участников;

    § поддержка активности участников;

    § соединение теории и практики;

    § взаимное обогащение опыта участников;

    § облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

    § поощрение творчества участников.

    Особенности организации.

    Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена учебной информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

    Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет о не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. В традиционной обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взамонаправленные потоки информации.

    По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

    Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т. д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д.


    В некоторых интерактивных технологиях ведущему не обязательно быть специалистом по данному предмету. К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затрату учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты ведущего.

    Источниками помех при интерактивном режиме могут быть:

    § язык (в вербальном или невербальном оформлении);

    § различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации;

    § различия в организационном статусе между ведущим и учеником.

    Примеры интерактивных технологий:

    1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

    2. Технология проведения дискуссий

    3. Технология «Дебаты»

    4. Тренинговые технологии

    ") if(js>11)d. write(" "; Md. write(My);//-->

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    ПУБЛИКАЦИИ

    ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

    ДЕМО - ВЕРСИИ

    РАЗРАБОТКИ УМУ ТГТУ

    ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    170026 Тверь,
    пр-т Ленина, 25, комн. 327

    e-mail:
    *****@***ru
    *****@***ru

    Создание так называемых Виртуальных тренажеров - новый путь при решении проблемы организации учебных лабораторий по изучению сложной измерительной аппаратуры и приборов. Эта проблема особенно актуальна при изучении медицинской техники из-за высокой стоимости оборудования. Основное достоинство применения Виртуальных тренажеров в том, что можно создавать системы, не существующие в реальности. То есть системы, состоящие из элементов, недоступных в данный момент для соединения, находящихся в разных частях страны или только за рубежом.
    Виртуальные тренажеры могут использоваться как в учебном процессе (при проведении лабораторных работ или для осуществления теоретического допуска к ним), так и для самостоятельного обучения студентов.

    Виды виртуальных тренажеров.

    Согласно выполняемым функциям Виртуальные тренажеры можно разделить на группы:

    1. Обучающие знаниям тренажеры - Электронные учебники (ЭУ). За счет широкого использования средств мультимедиа (графики, анимации, звука) существенно повышается эффективность обучения. Современные технологии позволяют легко дополнять присутствующие в ЭУ математические формулы "всплывающими" подсказками, а графические иллюстрации - контекстными пояснениями.

    2. Контролирующие тренажеры - программы тестирования, предназначенные для проверки знаний студента по темам лабораторных работ. Они могут применяться для самоподготовки или для получения теоретического допуска к работе. В состав тестов можно включать вопросы, позволяющие установить степень готовности студента к осмысленной работе с тренажером. Для усиления контролирующего эффекта результаты прохождения тестов оцениваются в баллах, студенту сообщается количество пройденных тестов и сумма штрафных баллов. Для минимизации угадывания ответов в программе блокируется вывод на экран информации с результатом каждого отдельного теста.

    3. Обучающие умениям тренажеры - мультимедийные анимационные имитаторы, предназначенные для имитации изменения состояний физического оборудования (приборов, устройств) при различных условиях, создавая иллюзию действий с физической аппаратурой. Основной их особенностью является максимально полное воспроизведение внешнего вида физических устройств (передних панелей, шкал, стрелок и других элементов показывающих и регистрирующих приборов) и элементов управления ими (кнопок, тумблеров, переключателей), а также движения отдельных элементов в соответствии с воздействиями пользователя на основе создания анимационных объектов и сложных сцен. Студент получает возможность подробно рассмотреть техническое устройство, ознакомиться с его деталями, а также выполнить ограниченный набор действий, связанных с разборкой или настройкой прибора.

    Следует отметить, что полноценная Виртуальная лаборатория должна обязательно включать тренажеры всех перечисленных видов.

    Основные принципы разработки виртуальных тренажеров.

    Для эффективного виртуального тренажера необходимо создать удобную для пользователя среду, в которой пользователь сможет легко ориентироваться, сосредоточив свое внимание на учебном материале, вопросах тестов и порядке работы, а не на управлении программой тренажера.

    На основании имеющегося опыта можно выделить несколько основных правил при разработке ЭУ:

    1. Обязательное использование фреймов. Деление области экрана на несколько самостоятельных окон позволяет решить задачи навигации, упростить пользователю поиск нужной информации, более эффективно организовать диалог (контекстные подсказки, замечания, помощь). Желательно, чтобы структура фреймов не менялась значительно в ходе работы, так как мелькание фреймов на экране утомит пользователя и запутает его.

    2. Необходимо, по возможности, уменьшить прокрутку. Лучше разбить материал на главы, для просмотра каждой главы пользователь не должен тратить много времени. Иллюстрации, фотографии, анимационные клипы должны быть такого размера, чтобы целиком умещаться на экране.

    3. Чтение большого количества текста с экрана утомляет глаза, поэтому текст можно продублировать звуком. Особенно удобно это по отношению к эл. схемам: вместо того, чтобы перебегать глазами с рисунка на описание, пользователь может изучать схему, слушая пояснения к ней.

    В Тверском государственном техническом университете разработана Виртуальная лаборатория, включающая электронный учебник, программу тестирования и мультимедийный виртуальный тренажер-имитатор. Программа может быть использована для проведения лабораторных работ и проверки знаний студентов, но в большей степени ориентирована на самостоятельную работу студентов.
    Виртуальный тренажер имеет два режима работы: знакомство со стендом и выполнение работы . При разработке тренажера использовались фотографии реального стенда. С помощью редактора трехмерных сцен 3D STUDIO MAX фотографиям придан объем и создано большое количество анимационных клипов движений элементов стенда. Следует отметить, что стенд имеет ограниченное количество движущихся элементов. Это различные стрелки, отметки шкал, рукоятки, кнопки, тумблеры, переключатели. Остальное оборудование неподвижно и в программе тренажера выполняет роль фона. Движущиеся элементы внедрялись на этом фоне в трехмерные сцены и для них создавались сценарии анимации.
    При выполнении работы на виртуальном тренажере пользователю предоставлена такая же свобода действий, как и при работе с реальным стендом. Пользователь не ограничен жесткой последовательностью действий. В тренажере не реализована функциональная зависимость между движениями элементов, для фиксации состояний используются цифровые коды. Они скрыты от пользователя и меняются по ходу его действий. Изменения кодов заставляет движущиеся элементы стенда принимать заранее известные положения. Существует набор состояний движущихся элементов стенда, цифровые коды для этих состояний жестко определены и постоянно контролируются, промежуточные состояния стенда не проверяются. Таким образом, пользователь может достигать желаемых результатов различными путями. Например, порядок включения и выключения двух независимых устройств не имеет значения и пользователю разрешается производить эти операции в произвольном порядке. При этом если пользователь существенно нарушает порядок работы, так, что на реальном стенде работа не могла бы выполняться, то виртуальный стенд также не работает. Некоторые действия пользователя могут вызвать так называемую "нештатную ситуацию" (моделируется авария, поломка оборудования), они влекут за собой наказание пользователя. Возможность моделирования подобных нештатных ситуаций - одно из достоинств виртуальных тренажеров, так как на реальном дорогостоящем оборудовании подобные действия студента не допускаются.

    document. write(" = 0)) { document. write(" codebase="http:///java/netscape3" "); } else { if (((parseInt(navigator. appVersion))>3) || (navigator. userAgent. indexOf("MSIE 4.")) >= 0) { document. write(" codebase="http:///java/400" "); } else { document. write(" codebase="http:///java/netscape3" "); } } document. write(" CODE="jspylog. informer. Informer. class" "); document. write(" width=149"); document. write(" height=20>"); document. write(""); document. write(" ") Copyright © "ЦКТО-Тверь"

    Конец формы

    Яндекс. Видео

    ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», г. Осинники, пос. Малиновка

    Современная эпоха – это эпоха информационная. Сегодня решающую роль в социальной успешности человека играет обладание им информацией, знаниями. Пожалуй, важнейшая проблема в связи с постоянно растущим объемом знаний, полученных человечеством, состоит в том, как сохранять, отбирать и передавать эти знания из поколения в поколение .

    Процесс обучения в школе напрямую связан с умением учащихся пользоваться информационными технологиями , работать на компьютере, в Интернете и отбирать необходимую информацию. Положительно зарекомендовали себя в образовательном процессе компьютерные обучающие программы, обучающие системы на базе мультимедийных технологий, интеллектуальные и обучающие экспертные системы, средства коммуникации .

    При традиционном обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый (обучающийся). При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого (обучающегося), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства или наставничества). Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи .

    Интерактивные средства обучения – средство, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

    Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

    Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

    В настоящее время аппаратное и про­граммное обеспечение компьютера дос­тигло такого уровня, что стало возмож­ным реализовать на его основе элект­ронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Эти преимущества обусловлены исполь­зованием в электронном учебнике ново­го поколения мультимедиа, гипертекста, интерактивности.

    Мультимедиа. Мультимедиа - это ком­плекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различ­ных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактив­ном режиме.

    В обычном учебнике вся информа­ция представлена лишь в виде текста и графики. В электронном учебнике мож­но эффективно использовать все много­образие мультимедийных технологий.

    Во-первых, текст электронного учеб­ника можно сделать ярким, красочным, с выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный, полужирный, курсив, с под­черкиванием). Имеются богатые возмож­ности сформировать в едином стиле текст и математические формулы, с ис­пользованием множества различных ал­фавитов (кириллица, латиница, грече­ский и др.), специальных символов, пик­тограмм.

    Во-вторых, легко создать различные графические изображения (рисунков, фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм , трехмерных изобра­жений). Все это возможно анимировать, т. е. привести в движение, изменить фор­му.

    В-третьих, можно использовать фо­новое звуковое сопровождение или звук-сигнал при обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др. Можно вставлять зву­ковые клипы в автономном или инте­рактивном режиме, озвучивать динами­ческие процессы.

    В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе видеоматериал, подготовленный для нужд образования в прошлые годы и сохраненный на магнитных носителях и фотопленках.

    В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, «ожи­вить» картинки, тексты и другие объек­ты учебника. Эта технология дает воз­можность демонстрировать эксперимен­тальные работы по предметам в вирту­альном виде, «проявить» невидимые или провести опасные для живой демонстра­ции опыты .

    Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

    Гипертекст. В отличие от обычного текста, который всегда линеен (смысл текста раскрывается последовательно), гипертекст - это множество отдельных блоков текста (узлов), связанных между собой через гиперссылки. На схеме пред­ставлена структура обычного текста и ги­пертекста.

    В гипертексте реализуется нелиней­ный способ организации и отображения текста. Читатель в этом случае имеет возможность самостоятельно выбирать пути для получения нужной ему инфор­мации. Предполагается, что такой способ получения информации более эффекти­вен, чем линейный (используемый в клас­сическом учебнике).

    Открытая структура построения ги­пертекста обладает следующими харак­теристиками:

    ü узлы (блоки) информации имеют разный размер;

    ü сетевой принцип поддерживается за счет структуры ссылок;

    ü возможность представления в яв­ном виде структуры информации через структуру гипертекста;

    ü динамический контроль информа­ции со стороны пользователя, ког­да пользователь решает, куда пой­ти по гипертексту;

    ü многопользовательский доступ к информации - все элементы ги­пертекста доступны многим пользо­вателям одновременно.

    Интерактивность . рассматривает три формы интерактивно­сти:

    1. Реактивная интерактивность: уче­ники отвечают на то, что им представля­ет программа. Последовательность зада­ний определяется очень строго, и инди­видуальное влияние на программу очень невелико (линейная модель обучения). Ученику можно свободно передвигаться вперед или назад по приложению, выби­рая интересующие его темы, но нельзя изменять содержание. Приложения такого типа могут быть полезны в качестве де­монстрации или первоначального знаком­ства с изучаемым материалом;

    2. Действенная интерактивность: уче­ники управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлага­емом программой порядке или действо­вать самостоятельно в пределах прило­жения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют струк­туру электронных справочников, энцик­лопедий, баз данных и др. Нелинейная модель обучения помогает пользовате­лям осуществлять самообучение по ин­дивидуальным образовательным траекто­риям, варьировать различные образова­тельные стратегии. Преподаватель при этом не дает обучаемым необходимые знания, он только обеспечивает поддер­жку образовательных стратегий и по­мощь в поиске информации и осозна­нии учащимися собственных действий. Нелинейная модель эффективна при ди­станционном обучении;

    3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливать­ся друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Мо­дель позволяет обучаемому проводить ис­следования, преодолевая различные пре­пятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность за­дач. Часто содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревнова­тельными, исследовательскими элемен­тами. Примеры приложений этого вида - игры-приключения в истории, биологии, географии и т. д., тренажеры, практику­мы, обучающие программы и др.

    В пределах этих трех моделей уровень контроля со стороны ученика и со сторо­ны программы различен. На реактивном уровне поведение обучаемого определя­ется программой. На действенном и осо­бенно взаимном уровнях управление и ма­нипуляция находятся в руках пользовате­ля. Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

    ü линейная навигация на экране с по­мощью вертикальной прокрутки;

    ü иерархическая навигация с исполь­зованием гиперссылок;

    ü диалоговая функция справки. Наи­более эффективна, если приспособ­лена к мгновенному информаци­онному представлению;

    ü обратная связь. Реакция програм­мы, дающая оценку качеству дей­ствий пользователя. Эта реакция выводится на экран, если дальней­ший ход развития программы за­висит от этой оценки;

    ü конструктивное взаимодействие. Программа обеспечивает возмож­ность для построения объектов (целей) на экране;

    ü рефлексивные взаимодействия. Программа хранит индивидуальные действия ученика для дальнейших исследований .

    Интерактивная доска.

    Интерактивные доски Smart Board предоставляют учителю и ученикам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной , публичной («ответ у доски») работы учащихся.

    Основной формой представления материалов для демонстрации классу является презентация, состоящая из набора слайдов. Основным инструментом для создания таких презентаций обычно является программа Microsoft PowerPoint. Однако среда SMART Notebook предоставляет еще больше возможностей, специально ориентированных на работу с интерактивной доской.

    Рисунки можно не только создавать самому, вставлять из внешних файлов с диска, но и брать из встроенных довольно богатых коллекций.

    Программу SMART Notebook можно установить и использовать на любом компьютере – даже без подключения к нему самой доски. Это позволяет учителю подготавливать все необходимые материалы к очередному уроку дома.

    Можно вызвать ученика к доске и, дав ему в руки вместо традиционного мела электронный маркер, поручить решить задачу, выполняя необходимые чертежи и вводя при помощи виртуальной клавиатуры или средства распознавания рукописного текста требуемые буквы, цифры и прочие символы. При этом ученику гораздо легче рисовать правильные геометрические фигуры, удобнее снабжать их требуемыми подписями, все вычисления можно при желании тут же проверить при помощи стандартного приложения Калькулятора из комплекта Windows, а ставшие привычными грязь от мела и мокрая тряпка навсегда уйдут в прошлое.