Импичмент причины. Импичмент: понятие, история и особенности процедуры

Обратимся к определению понятия «импи́чмент». Согласно статье в Википедии слово импичмент в переводе с английского означает «недоверие», происходит же сам термин от латинского слова impedivi, что означает «воспрепятствовал, пресёк».

А на сегодняшний день импичмент - специальная процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, должностных лиц разного уровня вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Институт импичмента возник в Англии еще в далеком XIV веке. Благодаря введению этой процедуры Палата общин наделила себя правом отдавать королевских министров под суд Палаты лордов на основании уголовного обвинения (до этого такое право принадлежало только королю). Позже из британських актов понятие импичмента было заимствовано законодательством США, в частности путем закрепления этой процедуры в Конституции Соединенных Штатов. При этом обвинение с требованием импичмента может бать выдвинуто не только по отношению к Президенту, а к любому федеральному должностному лицу вплоть до судей и президента. Аналогичные процедуры предусмотрены и в каждом штате для губернатора и других должностных лиц штата. В США известно три случая, когда президент страны был представлен Палатой представителей к импичменту: Эндрю Джонсон в 1868 (в связи с незаконной отставкой военного министра), Ричард Никсон в 1974 году (Уотергейт) и Билл Клинтон в 1998—1999 (в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию). Джонсон и Клинтон были оправданы Сенатом, а Никсон подал в отставку до рассмотрения Сенатом его дела.

Импичмент в украинском законодательстве

Обратимся же теперь к институту импичмента в Украине. В нашем законодательстве процедура импичмента относится только к должности Президента Украины и описана в статье 111 Конституции Украины.

Согласно нормам этой статьи Президент Украины может бать отстранен с этого поста Верховной Радой Украины в случае совершения им государственной измены или другого преступления.

Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Парламента, то есть не менее чем 226 народными депутатами Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (а это - 300 народных депутатов Украины) принимает решение об обвинении Президента Украины.

Конституционный Суд Украины в своем Решении №19-рп/2003 от 10 декабря 2003 года по делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины об официальном толкований положений части первой статьи 105, части первой статьи 111 Конституции Украины (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины) указал следующее: «установлення Конституцией Украины процедура импичмента является единственным способом привлечения Президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогична обвинению лица в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины… Импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по содержанию которого парламент в случае совершения преступления Президентом Украины может досрочно прекратить его полномочия, сняв с этого поста. Поэтому положення части первой статьи 111 Конституции Украины следует понимать так, что конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела ».

Решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава (338 народных депутатов Украины) после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его выводов относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения вывода Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

Пока украинская история не знает практики применения процедуры импичмента по отношению к Президенту Украины. Конституция Украины содержит лишь общие нормы, регулирующие эту процедуру. Не установлены ни порядок формирования специальной следственной комиссии, ни сроки проведения расследования, ни порядок и сроки проведения проверки Конституционным и Верховным судами дела об импичменте Президента Украины. Соответственно, необходим специальный закон, регулирующий эти и другие вопросы, связанные с такой непростой процедурой. Возможно, когда все законодательные формальности будут урегулированы, мы станем свидетелями первого процесса импичмента Президента Украины в новейшей истории нашого государства, если на то будет воля Верховной Рады Украины.

Закон об импичменте

25 сентября 2019 года вступил в силу Закон Украины «Про особую процедуру устранения Президента Украины с поста (импичмент)». Закон определяет правовые и организационные основы привлечения Президента Украины к конституционной ответственности путем смещения с поста в порядке импичмента.

Основанием для инициирования импичмента Президенту Украины является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подписи которых не отзываются.

Внесенное на рассмотрение Верховной Рады Украины письменное представление об инициировании импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или их копии, заверенные надлежащим образом.

О принятии такого решения Председатель Верховной Рады Украины срочно уведомляет Президента Украины и Председателя Конституционного Суда Украины.

В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады Украины вопроса об инициировании импичмента Верховная Рада Украины для проведения расследования наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления создает специальную временную следственную комиссию.

В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты Украины с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), а также включаются специальный прокурор и специальные следователи. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата Украины учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии.

Кандидатуру специального прокурора в состав специальной временной следственной комиссии вносят инициаторы рассмотрения вопроса об импичменте.

Кандидатуры специальных следователей в состав специальной временной следственной комиссии вносят депутатские фракции (депутатские группы).

На должности специального прокурора, специальных следователей может быть выбрано только лицо, отвечающее следующим требованиям:

  1. является гражданином Украины, который проживает на ее территории не менее десяти лет;
  2. свободно владеющий государственным языком;
  3. имеет высшее юридическое образование;
  4. имеет не менее чем десятилетний стаж работы в должности прокурора и / или следователя;
  5. не имеет судимости.

Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины создается в течение тридцати дней со дня инициирования импичмента. О создании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада Украины большинством от ее конституционного состава принимает постановление.

Специальная временная следственная комиссия:

  1. проводит расследование наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  2. проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
  3. готовит предложения относительно проекта постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины.

Президент Украины может иметь защитника (защитников в количестве не более пяти), который (которые) обеспечивает (обеспечивают) защиту его прав, свобод и законных интересов в процедуре импичмента.

Специальная временная следственная комиссия готовит выводы и предложения по исследованным обстоятельствам совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решения по ним.

Выводы и предложения должны содержать:

  1. факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования;
  2. сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, а также доказательства, которыми они подтверждаются;
  3. сведения и обстоятельства, которые не подтвердились;
  4. факты и обстоятельства, которые не были проверены, причины этого;
  5. факты и обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или иного преступления.

Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному акту, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Вывод подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии.

Пленарное заседание Верховной Рады Украины, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. Закрытое пленарное заседание проводится по решению Верховной Рады Украины в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну.

Председатель Верховной Рады Украины правительственной фельдъегерской связью приглашает на пленарное заседание Верховной Рады Украины Президента Украины, Председателя Конституционного Суда Украины и судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Генерального прокурора, специального прокурора и специальных следователей. Такое приглашение направляется не позднее чем за два дня до даты пленарного заседания Верховной Рады Украины.

В случае внесения народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины спрашивает у Президента Украины, согласен ли он с пунктами обвинения, содержащимися в проекте постановления Верховной Рады Украины.

Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты Украины, которые вносили представление об инициировании импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайному голосованию по пунктам обвинения и осуществлению дальнейших процедур.

Если Президент Украины соглашается только с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится по тем пунктам обвинения, с которыми Президент Украины не согласился, а также тем, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады Украины.

В случае если Президент Украины не явился без уважительных причин на пленарное заседание Верховной Рады Украины или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада Украины проводит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии об обвинении Президента Украины, без его участия.

Проект постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, должен основываться только на сведениях, которые содержатся в выводах и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинения Президента Украины излагаются в проекте постановления Верховной Рады Украины по пунктам, отдельно по каждому деянию, содержащему признаки преступления. Решение Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины.

Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, включенному в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины считается принятым в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с частью пятой статьи 111 Конституции Украины проголосовало не менее двух третей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

В случае принятия постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины Верховная Рада Украины большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава также принимает постановление об обращении в:

  1. Конституционный Суд Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте;
  2. Верховный Суд для получения его заключения о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

В случае непринятия решения Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины объявляет о прекращении процедуры импичмента.

После получения соответствующих заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда эти заключения безотлагательно оглашаются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады Украины и предоставляются народным депутатам Украины.

Если в соответствии с заключением Верховного Суда деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления, а согласно заключению Конституционного Суда Украины соблюдены конституционные процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты Украины - члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады Украины проект постановления Верховной Рады об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о его принятии.

С момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины исполняет Председатель Верховной Рады Украины согласно с положениями статьи 112 Конституции Украины.

Об устранении Президента Украины Верховной Радой Украины с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады Украины через средства массовой информации.

В случае непринятия Верховной Радой Украины постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины:

  1. объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете "Голос Украины";
  2. объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии;
  3. от имени Верховной Рады Украины в письменной форме извиняется перед Президентом Украины.

Отставка по собственному желанию Президента Украины, в отношении которого инициирован импичмент, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии, а также для закрытия соответствующих производств в Конституционном Суде Украины и Верховном Суде.

После провозглашения Президентом Украины заявления об отставке материалы об инициировании импичмента, выводы и предложения специальной временной следственной комиссии, документы, материалы, результаты экспертиз и другие сведения, касающиеся расследования, председателем или заместителем председателя специальной временной следственной комиссии направляются в органы предварительного расследования для осуществления досудебного расследование.

1) Импичмент - (от англ. impeachment) - конституционным законодательством стран () привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера угрозу применения И. по отношению к у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в с так называемым «Уотергейтским делом». РФ 1993 г. предусматривает, что Президент отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

2) Импичмент - (англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая привлечения к суду парламента высших должностных лиц го рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

3) Импичмент - - досрочного освобождения главы го рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

4) Импичмент - - , применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

5) Импичмент - (англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). РФ привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Импичмент

(от англ. impeachment) - предусмотренный конституционным законодательством ряда стран особый порядок (процедура) привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера достаточно напомнить угрозу применения И. по отношению к Президент у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в связи с так называемым «Уотергейтским делом». Конституция РФ 1993 г. также предусматривает, что Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной Думы и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц го суда рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государственной элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

Процедура досрочного освобождения главы го суда рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

Процедура, применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

(англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Процедура И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). Президент РФ может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

) особый порядок привлечения к ответственности и отрешения от должности высших должностных лиц. Импичментом называют также привлечение высших должностных лиц к суду. При импичменте привлечение к ответственности и предание суду, как правило, осуществляет нижняя палата парламента, а рассмотрение дела - верхняя палата. В Российской Федерации аналогичная процедура называется Отрешение президента от должности .

ИМПИЧМЕНТ

ИМПИ́ЧМЕНТ (англ. impeachment), процесс отрешения от должности и привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц. В государствах (см . ГОСУДАРСТВО ) с республиканской формой правления импичмент предусматривается для главы государства (президента) в случае его государственной измены или покушения на конституцию. В США процедура импичмента формально может быть применена ко всем гражданским служащим. Схема импичмента была разработана Конституцией США 1787 года: нижняя палата парламента должна сформулировать и выдвинуть обвинение, а верхняя палата рассмотреть обвинение и принять решение в качестве судейской инстанции. В ряде стран право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов: Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии; Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии; Высокая палата правосудия - во Франции. При импичменте наказание ограничивается отрешением от должности, но должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, в дальнейшем может быть подвергнуто уголовному наказанию в обычном судебном порядке. В Российской Федерации используется близкая к импичменту категория отрешения от должности.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

См. также в других словарях:

    Импичмент - (impeachment) Официальное обвинение в правонарушениях. Чтобы подвергнуть импичменту официальное лицо, требуется обвинить его в преступлениях или судебно наказуемых проступках при исполнении служебных обязанностей. Процедура импичмента обычно… … Политология. Словарь.

    Импичмент - (англ. impeachment обвинение, от лат. impedivi «воспрепятствовал, пресёк») процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению … Википедия

    ИМПИЧМЕНТ - [англ. impeachment порицание, обвинение] юр., полит. 1) особый порядок привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел о преступлениях высших должностных лиц; 2) лишение полномочий лиц, избранных в орган законодательной,… … Словарь иностранных слов русского языка

    ИМПИЧМЕНТ Современная энциклопедия

    Импичмент - (английское impeachment), в некоторых государствах (например, в Великобритании, США, Японии) особый порядок привлечения к ответственности, а также судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц государства (президента страны,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ИМПИЧМЕНТ - (англ. impeachment) особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления И. прежде всего предусматривается для главы государства президента на случай … Юридический словарь

    ИМПИЧМЕНТ - (англ. impeachment) в некоторых государствах (напр., в США, Великобритании, Японии) особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. При импичменте привлечение к ответственности и… … Большой Энциклопедический словарь

    ИМПИЧМЕНТ - ИМПИЧМЕНТ, а, муж. (спец.). Процедура лишения полномочий высших должностных лиц, допустивших грубое нарушение закона. Парламентское право импичмента. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    импичмент - сущ., кол во синонимов: 1 отречение (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ИМПИЧМЕНТ - (от англ. impeachment подвержение сомнению) англ. impeachment; нем. Impeachment. Процедура привлечения к ответственности и суду высших должностных лиц за правонарушение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Импичмент - (impeachment), процедура предъявления обвинения высшим должностным лицам в гос ве англ, палатой общин и привлечение их к суду палатой лордов. Учреждена в 14 в. и активно использовалась в 17 в. против сторонников короля Карла I и его ближайших… … Всемирная история

    ИМПИЧМЕНТ - Impeachment процедура привлечения к ответственности и суду высших должностных лиц за правонарушение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Импичмент - (англ. impeachment) в ряде стран особая установленная законом процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц государства. Первоначально процедура И. введена в конце XIV в. в английском парламенте. Ее суть состояла в возбуждении … Энциклопедия права

    ИМПИЧМЕНТ - (англ. impeachment) особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран. При рассмотрении дел в порядке И. нижняя палата парламента играет роль камеры предания суду формулирует обвинение и… … Юридическая энциклопедия

    импичмент - Вопрос Как правильно: «импичмент кому» или «кого»? Импи/чмент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства в ряде стран (от англ. impeachment), отрешение от должности. Управление зависит от контекста:… … Словарь трудностей русского языка

Книги

  • , Р. М. Дзидзоев , В монографии исследуется институт импичмента в России в его основных теоретических и законодательных предпосылках. Импичмент является важным элементом конституционной характеристики… Категория: История российского государства и права Издатель: Юрлитинформ , Купить за 737 руб
  • Здравия желаем, товарищ Эрот! , Ант Скаландис , «Капитан Никодим Казанов проснулся от странного слова «импичмент», донесшегося из телевизора. Будильник давно сломался и он использовал теперь для побудки именно телевизор, в котором пока еще… Категория:

нижней палаты парламента при необходимом пороге в 340 голосов. Не поддержали импичмент лишь 137 законотворцев. Согласно процедуре, теперь окончательное решение об отстранении Русеф от должностных полномочий должны принять депутаты Сената — верхней палаты парламента.

АиФ.ru рассказывает, что такое импичмент.

История вопроса

Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. Впервые такую практику начали применять в XIV веке в Англии. Процедура состояла в подтверждении обвинений в отношении главы Палаты общин или министров с проведением предварительного следствия или без него. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов. Последний раз импичмент в Великобритании проводился против лорда Мелвилла в 1806 году.

В конституции процедура под названием «импичмент» впервые в мире была установлена в США. Отстранение от должности гражданского должностного лица там грозит за «серьезные преступления и правонарушения». Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту.

В истории США было всего три попытки импичмента президентов. В 1868 году одного голоса не хватило для отставки Эндрю Джонсона . В 1974 году президент Ричард Никсон избежал импичмента, заранее подав в отставку. Также провалился импичмент Биллу Клинтону в 1998 году после скандала с Моникой Левински.

Импичмент в Российской Федерации

В России процедура импичмента предусматривается ст. 93 Конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Кому из российских президентов грозил импичмент?

Вопрос отстранения от должности неоднократно возникал в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина.

В марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России вопрос о полномочиях президента был вынесен на всенародный референдум, по результатам которого Ельцин сохранил свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого не была признана исполнительной властью. Конфликт в результате был разрешён вооружённым путём.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина, согласно начатой в 1998 году процедуре импичмента. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов. В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки большинства депутатов и процедура импичмента была прекращена.

В каких странах президенты лишились своих полномочий после импичмента?

Импичмент прописан в конституции многих стран мира, но на практике отстранение от должности в результате этой процедуры случается очень редко. В результате импичмента должности лишились:

  • в 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор из-за обвинений в коррупции
  • в 1997 году президент Эквадора Абдала Букарам по обвинению в «умственной неполноценности»
  • в 2000 году президент Филиппин Джозеф Эстрада по обвинению в получении многомиллионных взяток от нелегального игорного бизнеса
  • в 2000 году президент Перу Альберто Фухимори за многочисленные преступления против народа
  • в 2001 году президент Индонезии Абдуррахман Вахид по обвинению в коррупции
  • в 2004 году президент Литвы Роландас Паксас по обвинению в необъективности при принятии решений и зависимости от третьих лиц.

Россия познакомилась с понятием импичмента в девяностые годы уже минувшего столетия. Об этом мы расскажем чуть позже, а пока речь пойдёт о том, откуда импичмент вообще взялся. Как ни странно, его придумали в Британии .

Несмотря на то, что Великобритания - монархия с многовековой историей, её политический опыт оказался весьма полезен для других государств. А ещё именно здесь чуть ли не впервые в европейской истории стали предпринимать попытки урезонить разошедшихся монархов и их фаворитов.

Дело было в далёком 14 веке. Именно тогда Палата Общин британского парламента решила, что пора приструнить фаворитов короля, которые уж больно много стали себе позволять. Но в силу того, что эти господа были исключительно высокого происхождения, Палата Общин повлиять на них самостоятельно не могла и начала действовать более чем решительно.

Прежде отдавать министров под суд имел право только король. В принципе, всё логично - глава государства должен сам разобраться с тем, хорошо министр работает или начал присваивать казённое имущество и совершать противоправные действия. Увы, монарх далеко не всегда мог или хотел разбираться, а простому народу приходилось туго.

Когда терпение Палаты Общин дошло до критической точки, господа, входящие в её состав взяли ситуацию в свои руки: фактически присвоили себе право отдавать королевских министров под суд. Разбирательства по таким делам передавались в ведение Палаты лордов и золотые деньки фаворитов кончились.

Вся эта дивная процедура выдвижения уголовного обвинения перед лордами и получила название "импичмент". В истории британского прецедентного права последний раз импичмент применяли в самом начале 19 века - в 1806 году. Но на этом история импичмента не закончилась.

Прецеденты в США

До начала знаменитой Войны за Независимость значительная часть Америки была занята британскими колониями. И когда 13 штатов отвоевали право на самостоятельность, возник вопрос законотворчества.

Те, кто стоял у руля молодой и независимой Америки, решили обратиться к опыту Британии. Среди принятого на вооружение оказался и импичмент. Правда содержание этого понятия откорректировали в соответствии с текущими нуждами. Теперь так стали называть выдвижение обвинений против федерального должностного лица вплоть до судей и президента Нижней палатой перед Сенатом. Причём аналогичная процедура предусмотрена в каждом из штатов для губернатора и других должностных лиц.

Верхняя палата Сената, так же, как и в Англии, выступает в качестве судебной инстанции, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году. Обвинения были выдвинуты против сенатора Уильяма Блаунта из Теннесси: его подозревали в сговоре с британцами.

Дважды процедура импичмента была инициирована против президентов, но в обоих случаях в Сенате нужного количества голосов набрано не было и обвинения сняли. Этими президентами были Эндрю Джонсон в 1868 и Билл Клинтон в 1998-99 годах.

Уотергейтский скандал стал причиной инициации процедуры импичмента в отношении Ричарда Никсона в 1974 году. До конца дело так и не было доведено: Никсон добровольно подал в отставку. Помимо президентов под процедуру импичмента в Соединённых Штатах попали несколько местных чиновников и судей.

Импичмент в России


Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, процедуру отрешения от должности в отношении президента инициировать можно. Для этого Государственная Дума должна подать представление в Совет Федерации и если наберётся две трети голосов - начнётся процедура отрешения.

В новейшей истории России процедура импичмента была инициирована трижды в отношении Бориса Ельцина, причём все формальности, предусмотренные Конституцией, были соблюдены только однажды. Первые две попытки отрешить главу государства от должности предпринимались в марте и сентябре 1993 года. Третья - в 1998-99 годах. Процесс не продвинулся дальше голосования в Государственной Думе.

Прецеденты в других странах

Если говорить об импичменте в других странах, то в большинстве государств подобная процедура в отношении высших должностных лиц предусмотрена и закреплена в законодательстве. Несмотря на это, импичмент инициируется в редких случаях.

В конце 20 - начале 21 века импичмент был инициирован и доведён до конца в отношении следующих президентов:

  • Бразилия - Фернанду Колор,
  • Индонезия - Абдуррахман Вахид,
  • Литва - Роландас Паксас. Импичмент в отношении Паксаса стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе.
  • Конституционное право Российской Федерации
  • Конституция Российской Федерации
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Отрешение от должности Президента Российской Федерации"