Группы социальной самодеятельности. В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная(фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный харак­тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.


Похожая информация.


Группа - объединение людей с общими интересами, которые влияют друг на друга. В группах они удовлетворяют потребности в общении; овладевают навыками общежития с другими людьми; усваивают определенные стат теворольови нормы поведения; привлекаются к отдельным субкультур. Под субкультурой понимают совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления отдельных групп лю дей и позволяют им осознать и утвердить себя как непохожих на других представителей социума. Субкультуры относятся к стилизованных механизмов социализации личностисті.

В результате неприятия подростками и молодежью молодежных и экономических реформ, социальных и духовных ценностей государства, обострения собственных проблем, они начали объединяться в различные группы

По юридическому статусу группы (объединения) разделяются на формальные (официально признанные) и неформальные (существуют стихийно) основном неформальные объединения появляются как протест против существующих порядков в и поиск более справедливых форм общенияя.

Проанализировав причины, по которым подростки и молодежь попадает в неформальные группы, ученые определили основные:

Потребность в друзьях;

Желание познать необычное, в том числе современные течения в искусстве;

Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

Отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;

Потребность в эмоциональных впечатлениях;

Отсутствие индивидуального подхода в школе;

Безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;

Оригинальность впечатлений, полученных в группе, свобода;

Возможность проявить протест против чего-то;

Недоступность образования;

Не трудоустроенность и другие;

По социальной направленности группы подразделяются на:

1 просоциального. У членов о социальных субкультур нормы поведения не противоречат общепринятым

2. Антисоциальные, в которых групповая культура противопоставлена??общественным нормам, а ее носителей отличает деструктивное поведение, направленное на разрушение устоявшихся норм и ценностей общественной жизни

3. Асоциальные группы, в которых наблюдается трансформация общечеловеческих норм. Для носителей характерна девиантное поведение, которое не совпадает с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе и. Отдельное подгруппу составляют криминогенные группы, которые объединяются по признаку деятельности, которая носит асоциальный характер. Выделяют три уровня развития криминогенных игругруп.

1. Асоциальные (передзлочинни) группы подростков с направленностью на антиобщественную деятельность. Такие группы возникают по месту проживайня, для них характерно неопределенное времяпрепровождения, асоциальное поведение: игра, пьянство, мелкие правонарушения. В полном составе члены группы правонарушений не делают. Для этого у них нет лидера и группа не сплоченнойвана.

2. Криминогенные группы характеризуются преступной направленностью ценностных ориентаций. Пьянство, разврат, корысть становятся нормой. Группа переходит к более значимым для общества преступлений. Однако групп па заранее не готовится к преступной деятельности. Преступная деятельность не организованована.

3. Преступные группы. В группах наблюдается руководящий центр - лидер, существуют неписаные законы и ценности, санкции. Состав группы постоянный, план преступлений разрабатывается. Члены группы имеют холодное оружие и осу снюють кражи, грабежи, насилие, разбойные нападениепади.

Своеобразные признаки субкультуры в неформальных объединениях:

Специфические ценностные ориентации и нормы поведения;

Своеобразные увлечения, вкусы;

Особые способы времяпрепровождения;

Жаргоны;

Особенности одежды и внешности

Среди детей нынче не модно быть обычным, нужно выделяться из толпы. Внешкольное образование на данном этапе не нашла широкого распространения, так школьники после уроков (пока не видят родители) принимают в руки ки оружие, рыщут опасными местностями, имитирующие недетские игры. Существует многообразная количество групп, среди которых можно определить таккі.

. Группы эпатажной самодеятельности . Целью объединения в такие группы является принадлежность к элитарной субкультуры. Характерными представителями являются панки, мажоры, постирай, байкеры, готы, эмо

Панки отмечаются петушиными прическами (ирокезами), разрисованным волосами в разный цвет, кожаным пиджаком на голом теле, грубым жаргоном, вызывая поведенческие

Байкеры ездят на мотоциклах без глушителей, на большой скорости, большей частью ночью, не имеют прав на вождение

Мажоры носят одежду одной из зарубежных стран, ездят на дорогих автомашинах, любят быструю езду, проводят активный образ жизни

Постирай подчеркивают неуважительное отношение к окружающим, блокируют активную деятельность

Группировка. Эмо объединяет детей, которые не боятся смерти и пренебрегают правилами их можно узнать по черно-розовой гамме одежды и обязательным челкой на лбу. Эмо - от слова"эмоция"Это те, кто не кроется я в своих чувствах, они смеются и плачут громко. Главная опасность черно-розовых подростков - культ самоубийства. Дети этого даже не скрывают. Взрослые. Эмо доказывают самоубийство до концагубство до кінця.

. Группы культурной самодеятельности направленные на создании новых художественных ценностей. Наибольшее распространение получили хиппи, музыканты, которые создают музыку на компьютере, рокеры (битломаны, мракоби-ли, хардрокеры, металлисты, брейкеры), е еталисты - сторонники металлического рока делятся на: тяжелый металлический рок (хэви метал рок), черный металлический рок (блэк метал рок), скоростной металлический рок (спид металл рок), исповедующих культ сат ани, призывают к насилию, жестокости, кибер-панки - люди, которые увлечены компьютерами.

Члены группы хиппи имеют интерес к джинсовой одежды. Они носят длинные волосы на прямой пробор, тонкую повязку во главе. В основе их философии лежит внутренняя свобода, независимость от общества пропах овидують пацифизм, выступают против службы в армии, верят в медитацию их одежда и поведение объясняется желанием не отрываться от природроди.

. Группы социальной самодеятельности . Деятельность таких групп направлена??на решение социальных проблем - экологи, екокультуристы, етнокультуристы, группы взаимной поддержки, интернационалисты и др.

. Группы политической самодеятельности - политические клубе, фонды социальных инициатив. Деятельность направлена??на изменение политической ситуации и политических условий в стране

Группы агрессивной самодеятельности

Спортивные фанаты - группа людей, которые объединяются почитали-ными признаками к игрокам футболу

Правоекстремисты - неофашисты, копируют образ. Гитлера, имеют реакционные взгляды

Ливоекстремисты - сторонники советских политических деятелей

. Граффити . Представители этой группы изображают определенные символы, высказывания на стенах домов, заборах, в лифтах где-либо. Таким образом они выражают протест против определенных социальных норм, отдельных людей, а также же самоутверджуються путем символической идентификации с любимыми спортивными командами, музыкальными группами или течениями.

Социальному педагогу при работе с такими подростками и молодежью нужно знать особенности каждой группы, каждого члена. Необходимо собрать данные о существующих группы в микросреде, установить входящего ь в их состав, выяснить интересы, их уровень, идеалы, убеждения, желания, узнать структуру группы, правила приема в нее, характер лидерства, отношения между членами.

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Проблемы социализации молодежи.

Острая реакция на все недостатки общества

Рост преступности среди молодого поколения

Ухудшение уровня и качества жизни

Экономическая незащищенность молодых ученых

Социальная незащищенность молодежи в сфере труда

Молодежные субкультуры

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

К созданию субкультуры молодежь побуждают:

- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;

Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

Виды молодежных субкультур

По специфике поведения членов группы выделяют:

1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.



В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

По видам увлечений:

Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.

Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.

Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр

Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.

Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

Антифа - Хиппи - Яппи

Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

2. Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обыденное правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.



Профессиональное правосознание понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей :

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

12. Возрастные особенности личности подростка.

Лекция по обществознанию в 10 классе

Тема: Молодёжь как социальная группа

Особенности молодёжной субкультуры

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе-ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло-гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо-мической независимости и социально ответственного поведе-ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз-ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка-рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина-мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас-судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль-но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант-ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо-лодежной субкультуры.

Субкультура - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства

Типичным для молодежи является объединение в нефор-мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет-ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти-пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут-верждение, придание социального статуса, обретение защи-щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан-ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь-ным уровнем интеллектуального и культур-ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора-жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци-альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот-ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз-растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Духовный кризис обязывает философов и социологов искать основы для грамотного развития и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, потому что без этого не будет развития страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей общества.

Общая характеристика

Молодёжь, как социальная группа, характеризуется зависимым социальным статусом, недостаточной личной самостоятельностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой проблемы выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; активным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, большим интеллектуальным потенциалом.

Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется активным развитием самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит расширение жизненного пространства человека. Наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Значение идеалов

Осознание потребности в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных ориентиров через идеалы и ценности является особенностью этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения независимости их мировоззрения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с социальной средой), поскольку экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы социальной активности. Именно у молодых восприятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний конфликт, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, способствует развитию личности, формированию уверенности в себе и способности преодолевать трудности. Выводы В. Франкла подтверждает исследование, проведенное под руководством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок , по результатам которого оказалось, что 64,2% молодых людей в России считают для себя важным иметь идеалы, и только 28,6% полагают, что идеалы мешают в жизни человека.

В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% — не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом .

В поисках стабильности

С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового опыта российской культуры, с другой – на новаторство и эволюционизм. Однако в современных условиях эти две ориентации часто не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в противоречие. В результате возникает дискретность ценностного поля личности, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые возможности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, однако постоянно присутствует риск лишиться этих благ. Такая ситуация усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует формированию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. нормальному функционированию личностных ценностей.

В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, социальное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Поэтому уверенность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и стремлением к стабильности, которой общество предоставить ему не может.

Поскольку молодёжь одновременно является объектом и субъектом социализации, распространяется неустойчивость способов достижения социального статуса молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. развивается отчуждение молодых людей от исторического опыта, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и методов социального участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». Затем возникает противоречие между объективно присущим молодёжи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса. Данное противоречие возможно разрешить путем изменения содержания социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели социального участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от постоянного, выявления объективно деструктивных и конструктивных общественных процессов.

Не обладая достаточными ресурсами и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию социальной структуры и институциональных норм развиваются латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в более старшие возрастные группы, в которых синергия ресурсов, символического капитала и социокультурного потенциала личности существенно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности дальнейшей социализации

Таким образом, особенности становления молодёжи как агента социальных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой личности, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются противоречия в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех или иных ценностях, внутриличностными конфликтами, противоречиями прошлых этапов социализации.

Во-вторых, актуализируется потребность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых социальных связях, вхождения в новые социальные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления социального каптала.

В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как следствие противоречивость ценностной структуры личности препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.

В-четвёртых, состояние личности молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и активной интериоризацией ценностей. Поэтому, молодёжь не обладает возможностью (часто и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с социальным окружением, и планированием адекватных способов их достижения. В результате личность современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению радикальных целей, в том числе связанных с разрушением социального порядка.

В-пятых, молодой человек, попадая во множество новых социальных ситуаций, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами или протест сложившимся нормам. Однако незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих стремлений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Поэтому молодой человек стремится преодолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения или расширения реального и символического пространства жизненного мира.

Трансгрессивность сознания молодёжи

Важной характеристикой сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных образцов в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных образцов и социального опыта » .

Таким образом трансгрессивные представления о должном и значимом в будущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу формирования терминальных ценностей и социальных идентичностей молодёжи.

Следовательно, формирование веса, значимости ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с возможностями её актуализации в настоящем, но и на прогнозировании возможностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики значимости условий своей жизни, социальных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, уже ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого » .

Исследование центра «Социологии молодёжи» института социально-политических исследований РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).

Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже веков // Социологические исследования. — Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. — М.:Academia, 2008.С. 62.

Там же. С. 65.

Александр Огородников