Фильм про трех афроамериканок. Скрытые фигуры

Версия для печати

В истории кинематографа существует огромное количество произведений, основанных на реальных событиях и многие из них реверансные – о женщинах, изменивших историю.

Новая картина режиссера Теда Мелфи “Скрытые фигуры”, вышедшая на большие экраны буквально на днях, оставит след в сердцах впечатлительной и неравнодушной публики. Кино получилось не грандиозным исключением, не шедевральным творением, но воодушевляющим и качественным.

Пред нами предстает Америка 1961 года, когда еще было в норме вещей делить человека по цвету кожи, когда женщина была на втором месте, а то и вовсе в тени, когда Юрий Гагарин полетел в космос. В основе сюжета лежит необходимость опередить русских и запустить первыми космический корабль.

Прообраз главной героини – гений математики Кэтрин Джонсон , которую на экране сыграла Тараджи П.Хенсон (фильмы «Малыш», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Девушке досталась роль вычислительного вундеркинда-ботаника и подавляющую в себе чувства феминизма героиня. Этот персонаж – центральный, ее переводят в отдел, в котором занимаются расчетами траекторий и иными вычислениями для полета в космос. Здесь она показывает себя с лучшей стороны, попав под руководство чуткого Эла Харрисона. Две ее подруги более бойкие Дороти Вон (Октавия Спенсер известна по фильму «Прислуга», за который она получила «Оскар», другие картины: «Станция «Фрутвейл», «Джеймс Браун: Путь наверх») и Мэри Джексон (Жанель Монэ , кстати, блистает в оскароносном фильме «Лунный свет», наиболее известна, как певица) изобразили на экране независимых женщин с революционными взглядами и борющихся за права женщин.

Несмотря на все качества героинь, Дороти отказывают повышать в должности, однако она практически уже руководит своим отделом, состоящим из чернокожих коллег. А Мэри, страстно желающую стать инженером, ждут испытания впереди. Она станет вести борьбу на юридических полях и отстоит свое право. Одаренные девушки – прекрасные математики, но их труд и знания замечают лишь в конце фильма. На всем протяжении ленты они с достоинством выдерживают давление и пренебрежение со стороны «белых» (в контексте вынуждены закавычить – прим. – ред.). А их дар в вычислительной математике позволяет американцам достичь поставленной цели. Приятно удивила Кирстен Данст в образе Вивьен Митчелл. Второстепенная роль ничуть не убавила таланта актрисы, и ей удалось убедительно показать неприязнь к афроамериканцам и не хуже изобразить злобную, внутренне несчастную женщину, сотрудника НАСА, стоящего на ступень выше по карьерной лестнице.
Режиссер демонстрирует зрителю тернистый путь к карьере и фееричное вознаграждение в финале за все унижения и притеснения. Тема дискриминации по полу и цвету проходит в фильме вскользь, к счастью, не забирая основную часть времени ленты. Режиссер четко расставляет приоритеты, будто говоря о том, что его картина, главным образом, об отважных девушках, преданных науке. Предсказуемый конец в виде позднего признания гениальности и смелости чернокожей женщины не портит общего впечатления о картине. Ведь сам по себе фильм не претендует на эффект изумления. Сюжет протекает спокойно, гладко, по законам драмы и биографии. Своего пика лента достигает в момент выплеска эмоций Кэтрин. «Здесь для меня нет туалета. Туалета для цветных ни в этом здании, ни в каком другом в западном кампусе! Наш туалет далеко. Вы знали это?» – обращается она к мистеру Харрисону. А он узнал, да и снес несколькими ударами у всех на глазах табличку “Туалет для цветных”, а в конце и вовсе подарил нить жемчуга Кэтрин (носить украшения на шее не позволялось, кроме жемчуга), что олицетворяет его человеческие качества.

Впрочем, как и многие биографические произведения об открытиях, величайших героях данный фильм не выходит за рамки и не предлагает ничего нового. Картина полезна тем, кто не знаком с этой частью истории, кто почерпнет для себя что-то новое. Однако преподнесена лента на старый манер, а стиль повествования не нов. Главным здесь является линейное развитие сюжета и жизнь обычного человека. Много времени уделяется развитию сюжета с Кэтрин, а, например, борьба Мэри за право обучаться в колледже с белыми раскрывается мало. Эта линия ограничивается ярким эпизодом в зале суда и пафосной речью о человеке-первооткрывателе. Линия повествования с Дороти также довольно бесхитростна. Большую часть на экране она выглядит ворчуньей, благо характер персонажа немного приоткрыли в финале, когда она справилась с вычислительной машиной и не оставила чернокожих коллег. На фоне гениальных умов главных героинь «белые» олицетворяют собой скудоумие и неспособность делать верные подсчеты. Взрослые мужчины в строгих костюмах словно декорации в НАСА сидят в офисе для массовости. Из всей команды специалистов мистер Харрисон едва ли не единственный способный размышлять человек. Он же запоминается главным образом проявлением некой доли бунтарства.
Режиссер разбавляет повествование гонки за освоение космоса, вставляя в рассказ повседневную жизнь героинь, показывает их маленькие радости, знакомит с семьями. И как же без романтической истории о любви между главным персонажем Кэтрин и офицером, которого сыграл Махершала Али (кстати, получивший главную награду “Оскар” за лучшую роль второго плана в фильме “Лунный свет”). В “Скрытых фигурах” он не отличился игрой, ему достался влюбленный, приятный молодой человек.

“Скрытые фигуры”- о конкретных людях, идущих вслед за мечтой, не оглядываясь назад. В русском переводе название фильма приобретает единственное значение – незаметного человека, обладающего мужеством, храбростью и талантом. Тед Мэлфи снял оптимистическую и светлую картину, не ударяясь в тему дискриминации, а расставляя акценты на людях любого цвета и пола. На их месте могли оказаться и мужчины, и смысл ленты бы не изменился, но историю не переделать. Главным в драме остается сильный человек, не сломленный обстоятельствами первооткрыватель, ведущий в цивилизацию, современный мир без шаблонов. Прорыв в космическое пространство параллелен и тесно касается пути развития расы, отрицания псевдоправильных законов.

Регина Ахмадуллина

25 декабря выходит в прокат фильм "Скрытые фигуры" - драма о команде женщин-математиков, которые готовят к запуску первую космическую миссию США. Лайф поговорил с Жанель Моне - исполнительницей роли математика Мэри Джексон.

- Я слышала , что вы очень просили дать вам роль Мэри Джексон и что вы глубоко взволнованы этой работой?

Это моя первая работа с большой студией, но я ничего не просила. Видимо, моя работа в кино сама за себя говорит. Когда я прочитала сценарий "Скрытых фигур", то сразу же увидела себя в этой роли. Мэри Джексон с большим вдохновением борется за свои права и за справедливость. Она добивается уважения и права на реализацию своей мечты, права, которое имеют все люди. Когда я прочитала сценарий, то сразу посочувствовала ей и как женщине, и как представителю меньшинства… Она - это я.

- Расскажите о Мэри Джексон - какая она?

Мэри - неравнодушный человек. Она реалист, но она не готова мириться с несправедливостью. Она знает себе цену и не соглашается на меньшее, и она полна решимости добиваться справедливости для себя, для женщин, для своей семьи и для меньшинств.

- Кто был для вас предметом для подражания , когда вы были маленькой? И кому вы стремитесь подражать сейчас?

Сейчас я стремлюсь подражать этим трём замечательным женщинам - Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон. Раньше я ничего о них не знала. Я не понимаю, как это могло случиться. Когда я изучала историю в школе, историю чернокожих в Америке, их имена ни разу не упоминались. Эти женщины в буквальном смысле изменили мир. Если бы не их ум, если бы не их труд, история Америки была бы другой. Когда я прочитала сценарий, то пришла в восторг от того, что после выхода этого фильма о них узнает гораздо больше людей.

- Мэри, должно быть, была невероятно целеустремленной , раз она смогла получить степень магистра. Я думаю , мы увидим это в фильме . Какой же стойкостью и упорством она обладал а?!

Она бесстрашная. Она стала первой женщиной-инженером в НАСА, и это не считая того, что она была чёрной. В то время в штате Вирджиния чёрным было очень трудно получить образование. Чтобы чернокожая училась в школе вместе с белыми - это было неслыханно. И тем не менее она шла вперед. Однажды мистер Зелинский по результатам теста сказал ей, что у неё данные инженера, что ей нужно не искать работу, а учиться на инженера. Он сказал ей, что у неё слишком хорошие способности, чтобы ими пренебречь.

Ей пришлось преодолеть множество преград. Её муж был против того, чтобы она получала образование. В то время женщины не зарабатывали больше своих мужей. Они сидели дома, готовили, растили детей. Ей пришлось преодолеть сопротивление мужа, который говорил ей, что она никогда не станет инженером, что это невозможно. Он убеждал её перестать быть иррациональной, он это делал из любви к ней, из хороших побуждений. Но она решила прислушаться к зову сердца. Я лично думаю, что она могла унаследовать это бесстрашие у своих предков.

Кроме того, она была частью протестного движения, в котором, в частности, участвовали и "Чёрные Пантеры". Они боролись за свои гражданские права, которые должны были быть адекватными с правами белых. И Мэри горела желанием изменить привычное положение вещей. И она добилась этого. Она пошла в суд и в конце концов добилась того, что ей разрешили учиться, правда, при условии, что она будет посещать только вечерние занятия. И так она стала инженером. Она работала в НАСА на протяжении 30 лет, где она, кроме всего прочего, сумела создать более равные условия для женщин и представителей меньшинств. Она задавала начальству детские вопросы: "Я вижу, что этой женщине платят меньше, чем другим. Мне хотелось бы знать почему?" Она действительно делала всё от себя зависящее, чтобы помогать женщинам и представителям меньшинств.

- Женщина , которую вы играете , гений . Как вы готовились к тому , чтобы играть эту роль?

Вы думаете, я не гений? (смеется) . Такие женщины, как Мэри, есть и сейчас. Но наши героини были такими, несмотря на очень трудные условия, в которых они жили. Женщин, представителей меньшинств пытались очернить, выдумывали конспирологические теории об афроамериканцах. Я думаю, что и сегодня у нас есть невероятно умные математики, инженеры и др., но просто мы о них не говорим, точно так же, как мы не рассказывали об этих трёх женщинах. Кроме того, были другие женщины помимо Кэтрин, Мэри и Дороти, которых в то время называли компьютерами. "Компьютеры" были белыми и чёрными, причём белые женщины и афроамериканки не работали вместе. Я говорю это к тому, что все эти женщины были умными, но к чёрным относились как к роботам.

- Как вы готовились к съёмкам?

Я не считаю себя глупым человеком, поэтому всегда, когда я готовлюсь к съёмкам, я стремлюсь найти нечто общее между мною и персонажем. За что она боролась? Как это относится к моей жизни? За что борюсь я? Это далось мне легко. Говорю вам, в 1961 я была бы Мэри, я бы никому не позволила сказать мне, что я недостаточно умна, чтобы стать инженером, что мне нельзя посещать школу для белых. Я бы добивалась своего любыми способами, я бы боролась. Именно так я и поступаю, когда речь идёт о музыке, о моем искусстве. Так я готовилась к роли.

- Несомненно , вы очень талантливая и волевая, но всегда ли вы были уверены в том , что стоите на правильном пути?

Да, конечно. Чем больше препятствий встречалось на моем пути, тем решительнее я становилась. Моя бабушка жила в Миссисипи. Когда я думаю о том, с чем приходилось иметь дело ей в 30-х, 40-х, а потом сравниваю со своими проблемами, то я понимаю, что у меня нет выбора, кроме как преодолеть всё, что на моей пути. Бабушкино поколение проложило мне дорогу, они открыли для меня двери, и я стою на их плечах, и я чувствую в себе их дух и иду вперед. Даже сейчас в киноиндустрии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Хотим мы обсуждать это или нет, что мы всё ещё считаемся меньшинством и большинство смотрит на нас косо, и мне не предоставляются те возможности, которые открыты для представителей большинства, поэтому моё происхождение обязывает меня продолжать борьбу и держать дверь открытой, как это делали мои предшественники.

- На Мэри возлагается большая ответственность , потому что она является представ ителем ново го поколени я , призванного объединить людей разных национальностей и цвета кожи . Как вы к этому относитесь?

Это совершенно верно. Мэри уважает Дороти, уважает Кэтрин, но она не примет того, на что согласились в своё время эти женщины, к чему они уже успели привыкнуть. Она участница революции, и её муж - борец за свободу, который принимает участие в уличных демонстрациях. На ней действительно большая ответственность, потому что она принадлежит к тому поколению, которое пришло на смену Кэтрин и Дороти. Именно это поколение изменило положение вещей, как мы уже знаем это.

- Что для вас значит этот фильм и работа с другими замечательными афроамериканскими актрисами ?

Это потрясающе. Я люблю Тараджи, я люблю Октавию, между нами сестринские отношения. Именно за это я и люблю фильм - в нём присутствуют добрые родственные отношения. Эти три потрясающие женщины переживают друг за друга, советуются друг с другом и защищают друг друга. Они настоящие живые люди, а не просто "компьютеры", работающие на НАСА. Чем ты живёшь, когда возвращаешься домой? Кэтрин - вдова, и подруги подбадривали её, когда она не решалась идти на свидание. У Дороти шестеро детей, и подруги поддерживали её, когда у них с мужем возникали проблемы с детьми. У моей героини с мужем периодически возникало противоборство, и её тоже выручала дружба. Словом, это настоящие сестринские отношения. В реальной жизни мы тоже любим друг друга. Они - потрясающие актрисы, и в свободное время мы чудесно проводим время. Нам очень уютно вместе, мы - реальная троица.

- Мэри - это настоящий фейерверк . Наверное , вам доставляет большое удовольствие играть её?

Да. Это так. Она - это я. Когда я разговаривала с Тедом и он сказал, что я - суть этого персонажа, я подумала, что я сама чувствовала это, когда читала сценарий, но как здорово, когда это отмечает режиссёр. Я очень его люблю, он нам доверяет. Он прислушивается к нам и одобряет наши решения, как сыграть ту или иную сцену. И это неудивительно - мы сами чёрные женщины, поэтому то, что мы играем - для нас не какая-то абстракция: нам понятно, как думают и что переживают такие, как мы.

- В фильме , наверное , много юмора?

Да, конечно, ведь главные героини фильма очень забавные и весёлые. Каждая по-своему. Они по-разному решают проблемы, но у них прекрасное чувство юмора. Так что неудивительно, что в фильме много прикольных моментов.

- Я слышала , вы любите музыку 60-х ?

Да, я обожаю эту музыку. Социальный и политических климат были угнетающими, но музыка была потрясающая. Мне нравится Майлс Девис и другие джазовые музыканты. Для Мэри музыка была как лекарство.

- Расскажите о том , как ваша героиня одевалась?

Мэри любит экспериментировать со своей внешностью, поэтому у меня была возможность поиграть с модой, правда, в пределах бюджета, потому что и сама Мэри была ограничена в средствах. К счастью, я работала с прекрасной командой дизайнеров. Когда они предлагали мне примерить новый наряд, то оказывалось, что он сидит на мне так хорошо, что не надо было ничего менять. Это высокий уровень профессионализма!

- Какое влияние может оказать этот фильм на тех , кто ищет для себя образец для подражания ?

Эти женщины изменили мир, и я думаю, что они окажутся источником вдохновения для многих, особенно для тех, кто мечтает стать инженерами, учёными и осваивать космическое пространство. Я думаю, очень важно, чтобы больше женщин работали в этих областях, особенно представители меньшинств. Это история , в которой каждый найдёт для себя поддержку.

«Да, они позволяют женщинам заниматься кое-чем в NASA...»

«Кевин является ключевой фигурой в NASA, в основу его персонажа легли черты нескольких человек, в том числе тогдашнего администратора NASA, Джеймса Уэбба, - объясняет директор Мелфи. - Эти парни были чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы запустить американцев в космос, и потому они лучше других осознавали необходимость привлечения новых кадров и развития технологий. Они были рады всем, кто мог бы помочь им в работе над безопасным запуском на орбиту».

Мелфи продолжает: «Мы были очень рады, когда к нам присоединился Кевин; его отзывчивость, талант и энергия многое дали нашей картине. Он обладает особым складом личности, и вокруг него мгновенно создается команда, подхватывающая его настрой. Он приходит на работу с целью быть полезным - своим товарищам-актерам, создаваемому им образу, рассказываемой истории. На мой взгляд, он просто не может сделать что-то неправильно».

Костнер сразу же заинтересовался сценарием. На него, как и на прочих, огромное впечатление произвела сама история. «Мы знаем, что Соединенные Штаты создавались усилиями незаурядных людей, однако удивительно, что люди, столько сделавшие для страны, не всегда получают по заслугам, оставаясь в безвестности, - замечает он. - Пусть имена этих женщин не стали достоянием всего мира, но они были очень важны для космической программы, для жизни реальных людей и для всех нас».

Его также привлекала мысль попасть в мир, куда редко допускают посторонних - закулисье NASA, где велись работы над поражающими воображение космическими запусками и полетами. «Ученые и инженеры - люди другой породы, - замечает Костнер. - Таким образом, ключевой задачей для этой роли было осознать, с чем столкнулся Эл Харрисон: он хотел привлечь в NASA самые блестящие и острые умы, чтобы они вместе работали над замыслом, сама осуществимость которого была под вопросом. Да, имелась цель: попасть в космос. Однако Харрисону нужно было выяснить, как объединить всех этих разных людей, чтобы они вместе трудились над достижением одной цели».

Костнер понял, что это было нелегко. «Реальность такова, что когда вы собираете нескольких талантливых ученых в одном месте, оказывается, что они большие индивидуалисты и могут не поладить друг с другом. Многие ученые настолько погружены в свои занятия, что становятся «близорукими», не замечают других людей. И таким, как Харрисон, нужно не только придумывать решение для математических задач, но и разбираться с проявлениями человеческой зависти, равнодушия и предвзятости», - поясняет он.

Героя мотивирует также желание превзойти СССР - в разгар балансирования на грани ядерной войны оно было весьма значительным. «Тут многое объяснялось старой доброй конкуренцией», - отмечает Костнер.

Скрытая сторона NASA: Декорации

« » переносят зрителей в мир, который они никогда прежде не видели - удаленное, сегрегированное подразделение NASA, известное как West Computing, существование которого в Южной Вирджинии в начале 1960-х годов сочеталось с применением законов Джима Кроу. Чтобы воспроизвести эту скрытую сторону истории NASA и всей страны, режиссер Тед Мелфи нанял первоклассную команду специалистов во главе с оператором Мэнди Уокер, художником-постановщиком Винном Томасом, монтажером Питером Тешнером и художником по костюмам Рени Калфус.

«В визуальном плане фильму удалось передать нечто особенное в красоте этих женщин, их семей, их жизней, - отмечает Дженно Топпинг. - Ко всему этому нужно было подходить с огромной осторожностью, так что Винн, Рени и Мэнди проявили себя
как настоящие мастера своего дела».

Мелфи был особенно заинтересован в том, чтобы фильм снимался оператором-женщиной - которых в Голливуде пока еще не так много. «Я не понимаю, почему среди операторов-постановщиков так мало женщин, - комментирует режиссер. - У Мэнди блестящее эстетическое чутье и наметанный глаз, она видит прекрасное. Ей не нужны никакие ухищрения - она просто находит естественный, сырой кадр с самым эффектным и органичным освещением».

С самого начала Уокер и Мелфи говорили о культовых фотографах того периода, в частности, о Соле Лейтере, пионере так называемой нью-йоркской школы фотографии, отдававшей предпочтение ярким, колоритным уличным сценам, пронизанным гуманизмом повседневности. Они также обсуждали исходный замысел Мелфи.

«Для меня ключевым словом, характеризующим смысл этого фильма, было слово «сквозь». Все происходит «сквозь». Женщинам приходится пробиваться сквозь препятствия расовой и гендерной дискриминации. США, стремиться сквозь пространство в космос, - поясняет Мелфи. - Таким образом, мы планировали использовать камеру для съемки сквозь дверные проемы, окна, через все что угодно.

Мы стремились разглядеть красоту и чувство сквозь вещи. Мы не перегибали палку, но всякий раз по возможности показывали вещи именно таким образом». Мелфи и Уокер также приняли решение снимать на кинопленку, не используя цифровую камеру: это больше гармонировало с духом эпохи, когда расчеты для космической программы выполнялись вручную на бумаге. Он также попросил Уокер
работать с теплыми оттенками. «Я очень обрадовалась, когда Тед сказал мне, что хочет снимать на пленку, - говорит Уокер. - Мы понимали, что у нас получится замечательная игра оттенков цвета и света».

Чтобы подчеркнуть визуальную привлекательность эпохи, Уокер также использует винтажные линзы.

«Мы использовали линзы старой серии Panavision Anamorphic, да и снимали на Kodak из старых запасов», - объясняет она.

Уокер работала в тесном контакте с художником-постановщиком Томасом. Томас говорит: «У нас было множество идей по поводу визуального аспекта фильма. Мы потратили немало времени, рассматривая снимки той эпохи и обсуждая композицию. Когда снимаешь на пленку, нужно гораздо больше света, так что нам пришлось действовать в очень тесном контакте, чтобы обеспечить правильный свет для замечательной операторской работы Мэнди».

Томас, занимавшийся декорациями для фильма «Игры разума», сюжет которого также связан с математикой, начал свою работу с интенсивных исследований. «Я пересмотрел бесчисленное множество фотографий зданий и комплексов NASA той эпохи, а также различных материалов из домашних архивов, - говорит он. - Мы хотели не только передать дух времени, но и помочь лучше узнать героев, показав их окружение».

Он признает, что при изображении East и West Computing в NASA они иногда позволяли себе немножко приукрасить действительность, чтобы сделать видеоряд фильма более привлекательным. «Мы не пытались воссоздать NASA в точности. Мы
стремились воссоздать дух NASA того времени - а это другое дело», - объясняет Томас.

Томас и Уокер особенно сосредоточились на создании особой, пьянящей атмосферы Специальной космической группы, когда Кэтрин Джонсон наконец пригласили в элитную команду ведущих инженеров аэрокосмической отрасли.

«Переход в Специальную космическую группу полностью изменил жизнь Кэтрин, поэтому мы хотели создать такое пространство, в котором ощущается другая, более масштабная, более значительная жизнь, так что Кэтрин чувствует себя несколько подавленной и ошеломленной вступлением в этот мир высоких технологий, ранее казавшийся недосягаемым для нее».

Во время съёмок в Атланте Томас с удовольствием использовал здания Морхаус-колледжа в качестве натуры для объектов NASA. Исследовательский центр NASA напоминал по своей планировке университетский кампус, поэтому создатели фильма понравилась идея использовать один из старейших черных университетов страны для натурных съемок. Его корпуса были показаны в фильме, включая круглый Фредерик-Дуглас-холл. «Это круглое здание доминирует в архитектурном ансамбле университетского городка, поэтому мы решили использовать его в качестве корпуса, где размещается Специальная космическая группа. В реальности Специальная космическая группа работала не в круглом помещении, однако наше решение позволило сделать пространство более интересным в визуальном плане», - отмечает Томас.

Мелфи был доволен работой Томаса. «Все, к чему прикасается Винн, меняется как по волшебству, - говорит он. - Хорошо заметно, насколько внимательно он относится к используемым деталям. Винн умело сыграл на контрасте между группами East и West Computing. East Computing предстает аккуратным, уютным и светлым, в то время как West Computing находится в грязном и мрачном подвале, где повсюду громоздятся разные агрегаты. Винн сделал все это, действуя скорее интуитивно - но именно так все и должно было выглядеть».

В то же время художник по костюмам Рени Калфус погрузилась в моду американского Юга начала 60-х, пытаясь адаптировать ее к образу героинь. «Так здорово работать над фильмом, где у вас есть три невероятных женских персонажа и возможность создать особенный стиль для каждого из них, - говорит Калфус. - Мы использовали оригинальные комплекты, что-то шили в студии, подбирали винтажные вещи. Я пересмотрела не одну тонну каталогов одежды того времени. В нашем распоряжении было несколько изданий Sears и Wards, а также другие журналы, и это послужило хорошим подспорьем».

Что касается Кэтрин, для Калфус было важно, чтобы ее одежда выглядела сшитой своими руками, как оно и было в действительности. «Это - часть истории Кэтрин, часть ее натуры, так что для нас было очень важно представить одежду хэнедмейд как часть ее характера», - отмечает Калфус.

Калфус попросила всех трех главных актрис носить корсеты, чтобы воплотить дух эпохи, с ее грациозными и подтянутыми позами и отразить стремление женщин West Computing быть безупречными. «Корсет меняет вашу осанку, - говорит Калфус. - Он привносит определенную строгость в манеру держаться и даже несколько замедляет движения. Мы чувствовали, что это и впрямь поможет Тараджи, Октавии и Джанель погрузиться в ту эпоху».

Мелфи предоставил Калфус полную свободу действий. «Я полностью доверил Рени весь процесс, - комментирует Мелфи. - У нее для каждого костюма есть обоснование и значение. Она всегда начинает с вопроса: «Почему персонаж носит эту одежду? Что она говорит об этом человеке?» И ответы вы видите в ее работе».

Все эти детали стали богатым субстратом для актеров. Кевин Костнер говорит: «Когда приходишь на съемочную площадку и проникаешься всей этой реалистичной атмосферой, это многое дает актеру. Это помогает работать, помогает погрузиться в историю».

Создатели фильма надеются, что такое же чувство смогут испытать и зрители. «Для создания любого фильма требуется огромная самоотдача и страсть, - отмечает Дженно Топпинг, - и это как нельзя более верно для «Скрытых фигур». Мы все чувствовали на себе ответственность воздать должное реальным людям, о которых снят фильм. И это привнесло дополнительную цель в нашу работу: мы надеемся на то, что зрители узнают об этих замечательных женщинах и полюбят их».

Динамичный саундтрек

Тед Мелфи был очень рад тому, что десятикратный обладатель премии «Грэмми» Фаррелл Уильямс не только выступил в качестве продюсера, но и принял непосредственное творческое участие в фильме, сотрудничая с девятикратным номинантом на «Оскар», легендарным Хансом Циммером и написав несколько оригинальных песен для саундтрека.

«Мы начали говорить о музыке, и я был просто восхищен Фарреллом и его страстью к этому предмету, - говорит Мелфи. - Фаррелл является большой поклонником науки и сторонником расширения прав женщин, так что он идеально подходил для нашей истории. И его музыка великолепна».

В музыке Уильямса всегда влекло к ритмам 60-х. «При нашей первой встрече он сразу же сказал: «У меня есть идея, - вспоминает Мелфи. - Он постоянно присылал нам пробные записи, и каждый раз я думал: черт возьми, это просто поразительно. Я действительно чувствую, что его музыка к фильму звучит в унисон с его сердцем»

Уильямс рассказывает о том, как он был воодушевлен проектом: «Эта история очень сильно заинтересовала меня, и я четко осознавал, что музыкальный план должен быть соответствующим ей. Надеюсь, что мои песни отражают источник их вдохновения».

Оригинальная песня «Runnin’» в исполнении Уильямса звучит, когда Кэтрин Г. Джонсон бежит в поисках уборной «для цветных», уже после ее перехода в элитное подразделение NASA. «Будучи мужчиной, я все же очень старался поставить себя на место Кэтрин в этой песне, - говорит Уильямс. - И должен сказать, что это сложно. Я должен был попытаться представить себе, какие мучительные чувства царили в ее душе, и выразить это - за 3 минуты и 30 секунд. Я очень рад, что у меня была возможность проиллюстрировать ее переживания своей музыкой и интонацией».

Еще одна оригинальная песня «I See A Victory» была написана Фарреллом Уильямсом и Кирком Франклином и исполнена выдающейся госпел-певицей Ким Баррелл, известность которой принесли ее необычайно сильный голос и характерный стиль, сочетающий соул-джаз и R&B с традиционным вдохновляющим звучанием госпела. В саундтреке также звучат голоса Мэри Дж. Блайдж, Алишы Киз, Лалы Хэтэуэй и сыгравшей в фильме Жанель Монэ.

Эта замечательная возможность поведать историю Кэтрин Г. Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон в музыке стала настоящим праздником для Уильямса - так же, как она послужила вдохновением и для всех участвующих в производстве фильма.

Подводя итоги, Мелфи говорит: «Нас объединила история о том, как множество людей в NASA - черных и белых, мужчин и женщин - собрались вместе ради достижения великой цели, сумев абстрагироваться от всех разногласий. Было ли это трудно? Да, конечно. Было ли это неудобно? Да, разумеется. Много ли это заняло времени? Да, много. Но когда люди объединяются и работают на равных началах, свершаются великие дела».

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

КЭТРИН ДЖОНСОН (в исполнении Тараджи П. Хенсон)

Математик, физик и ученый в области астронавтики, Кэтрин Джонсон родилась в Западной Вирджинии в 1918 году. Она стала одним из самых ярких умов своего поколения. Еще в раннем детстве ее блестящие математические способности проявились в виртуозном обращении с цифрами. Воодушевленная своими родителями и учителями, Джонсон поступила в колледж штата Западная Вирджиния и закончила его с отличием.

Она стала первой афроамериканкой, поступившей в магистратуру Университета Западной Вирджинии, когда в 1930 г. штат отменил расовую сегрегацию для обучения в магистратуре. Первоначально работавшая учителем, Джонсон была принята в качестве «живого компьютера» в Научно-исследовательский центр Лэнгли в NASA в 1953 году. Впоследствии она получила назначение в Отдел летных исследований, где стала незаменимым специалистом по расчетам для орбитальных траекторий первых полетов «Меркурия». Джонсон выполнила анализ траектории для Алана Шепарда, первого американца, полетевшего в космос. Ее расчеты способствовали успеху
исторической миссии «Френдшип 7», когда астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите Земли. Для вычисления полетной орбиты Гленна использовался один из первых компьютеров IBM, но его данные оказались не точны, поэтому перед стартом Гленн настоял, чтобы «девушка» (имея в виду Джонсон) вручную сверила цифры. Успешный полет ознаменовал собой поворотный момент в космической гонке между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Впоследствии «звездный» математик работала над вычислениями для полета «Аполлон-11» на Луну в 1969, а также для многоразового транспортного космического корабля «Спейс шаттл» и искусственного спутника для изучения природных ресурсов.

У Джонсон было три дочери от первого брака с Джеймсом Гоблом, умершим в 1956 году. В 1959 году она вышла замуж за полковника Джеймса Джонсона. В 2015 году Кэтрин Джонсон была награждена Президентской медалью Свободы, которую ей вручил президент Обама.

ДОРОТИ ВОН (в исполнении Октавии Спенсер)

Дороти Вон родилась в Канзас-Сити, штат Миссури, в 1910 году. Она была одаренным ребенком, добившимся превосходных успехов в учебе и в музыке. Ее семья переехала в Западную Вирджинию, когда ей было восемь. В возрасте 15 лет Вон выиграла полную стипендию в Университете Уилберфорс в Огайо. Вышла замуж за Говарда Вона. Мать шестерых детей. Работала школьным учителем до своего прихода в исследовательский центр Лэнгли в качестве «живого компьютера» в 40-х годах. Она была повышена до руководящей должности и стала первым чернокожим руководителем в NASA.

Неизменно стоявшая на защите интересов своих сотрудников, Вон посвятила себя борьбе за продвижение по службе и повышение заработной платы как для черных, так и для белых женщин-«компьютеров». С появлением в NASA первых электронных вычислительных машин Вон смогла понять, что профессия живого компьютера скоро исчезнет. Сумев приспособиться к новым реалиям, она занялась программированием, став специалистом по Фортрану (компьютерный язык программирования). Вон также поощряла женщин из своего отдела учиться на программистов, для того чтобы сохранить свои рабочие места. Она присоединилась к
вновь сформированному Расчётно-вычислительному отделу (РВО) - интегрированной в расовом и гендерном плане группе, стоявшей на передовых рубежах электронной вычислительной техники. Дороти Вон умерла в 2008 году.

МЭРИ ДЖЕКСОН (в исполнении Жанель Монэ)

Мэри Джексон родилась в Хэмптоне, штат Вирджиния, в 1921 году. Получила степень по математике и физике в Хэмптонском институте. Вышла замуж за Леви Джексона-старшего. Мать двоих детей. Первоначально работала учителем. Будучи талантливым математиком, Джексон начала свою карьеру в NASA в качестве «живого компьютера». Блестящие инженерные способности Джексон не остались незамеченными, и инженер NASA Казимеж Чарнецки предложил ей пройти учебную программу, которая позволила бы ей получить квалификацию инженера.

Проявив стойкость и мужество, она обратилась за судебным разрешением, чтобы иметь возможность посещать сегрегированную школу для белых и пройти в колледже курсы, необходимые для получения должности инженера в NASA. Выиграв бой и завершив обучение, Джексон пошла дальше и стала первой в NASA чернокожей женщиной-инженером в аэрокосмической отрасли, а также первой чернокожей женщиной-инженером в Соединенных Штатах. Она участвовала в движении за права женщин и впоследствии даже пошла на понижение в должности, став менеджером по персоналу. Среди полученных ею наград Премия за участие в проекте «Аполлон». В течение трех десятилетий Джексон была увлеченным руководителем девичьей организации скаутов. Она умерла в 2005 году.


Смотреть трейлер фильма «Скрытые фигуры» на русском онлайн

В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

“Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

Кэтрин Джонсон

(родилась в 1918 г.)

С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

Мэри Джексон

(1921-2005)

Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

Дороти Вогэн

(1910-2008)

В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

Картина повествует о том, как накануне триумфа советских конкурентов работники американской космической отрасли лихорадочно старались нагнать и перегнать рвущиеся вперед и вверх Советы. Да только вот, как пел в свое время один чрезвычайно популярный ныне российский поп-певец, что-то все не то, а и непонятно что.

Это, впрочем, совсем не удивительно: принимая во внимание общий интеллектуальный уровень сотрудников агентства, находящихся под руководством справедливого, но тоже недалекого Эла Харрисона (Кевин Костнер), им запуск не то что ракет в космос - трамвая по маршруту из двух остановок нельзя доверить. Особенно ярко это иллюстрирует персонаж Джима Парсонса - научный сотрудник, который в основном сидит с таким видом, будто ждет привычного закадрового смеха, а в остальное время просто тупит или сосредоточенно хмурится.

Но, как говорится, все меняется, когда приходят они - три бойкие негритянки (Тараджи П. Хенсон, Жанель Монэ, Октавия Спенсер), занимающие скромные технические должности. Только эта веселая, энергичная и очень-очень умная троица способна спасти несчастную шарашку от полного фиаско. Они и нужную цифру со скоростью калькулятора высчитают, и со сложным новейшим суперкомпьютером поладят (стащив нужный учебник из библиотеки - просто так негритянкам книги не выдают, даже очень-очень умным и работающим в NASA), и вообще весь зашедший в тупик звездный проект на своих хрупких спинах вытащат.

Они, скорее всего, и СССР бы обскакать смогли - да расизм, на шовинизм помноженный, помешал. Сами посудите - ну какое первенство в космосе, когда единственному сотруднику в отделе, способному думать, приходится бегать под бодрую музычку в туалет на другой конец города? То-то и оно.

Под стать карикатурному отображению в фильме весьма мрачной темы сегрегации в США - и его кульминация. Ей становится торжественное уничтожение "расистской" таблички на двери туалета, ставшее результатом внезапного осознания Харрисона, что КПД одной чернокожей сотрудницы выше производительности всех его белых подчиненных вместе взятых. И орудующий ломом начальник в этот момент выглядит - и явно ощущает себя - Авраамом Линкольном, ни больше ни меньше. Все это делается с такой убийственно серьезной миной, что комический эффект моментально утраивается.

Фильм, как заявлено, основан на реальных событиях, и дисклеймеры перед финальными титрами служат тому подтверждением. Понятно, что дыма без огня не бывает, и вклад талантливых, но угнетаемых несправедливым обществом дам в развитие американской астронавтики наверняка достоин всеобщего восхищения. А позорная для США страница истории (которую до конца перевернуть так и не удалось), вне всяких сомнений, требует всестороннего изучения.

Только "прогрессивная общественность", очертя голову