Эссе на тему “Терроризм как международная проблема современности”. Сочинение: Терроризм, его причины и влияние на общество Идеология и международный терроризм эссе

Взрыв на остановке. Взрыв в метро. Захват самолета. Захват заложников. Многочисленные жертвы после взорвавшейся бомбы, которую подложил неизвестный. Паника, крики, плач. Жертвы, раненые. Это не сюжет фильма, а реальность. Такие и подобные сообщение мы почти ежедневно слышим в новостях и все это — терроризм. Именно о терроризме мы и напишем сегодня сочинение.

Терроризм сочинение на тему

Сочинение на тему Терроризм хотелось бы начать с самого определения данного понятия. Терроризм — это устрашение народа посредством насилия и насильственных действий. Сегодня терроризм во всех странах является проблемой номер один, поэтому данная тема актуальна и сочинение про терроризм будет также актуальным для школьников, ведь, задавая различные сочинения на социальные темы, невозможно пройти мимо сочинения про терроризм, или сочинения про борьбу с терроризмом. Вот и мы решили помочь и написать сочинение рассуждение на тему Терроризм.

Итак, терроризм — это зло против человечества и в сочинении хотелось бы сказать о том, насколько тяжело и больно видеть страдания людей, которых коснулась данная беда, что самое страшное, никто не знает и не может быть уверенным в том, что завтра беда не коснется именно его или его членов семьи. А ведь в метро мы спускаемся ежедневно, ежедневно мы стоим на остановках в ожидании транспорта, каждый день мы гуляем в парках, мы собираемся на площадях. Все эти места под прицелом террористов, ведь там, где большие скопления людей, можно нанести массовый вред людям. А именно это и нужно террористам.

Терроризм по своей масштабности, разрушающей силе, жестокости превратился в проблему всего человечества. Это чума современной жизни, это зло, что поработило весь мир, держит его в ужасе и страхе и с этим нужно что-то делать.

Борьба с терроризмом

Необходимо вести борьбу с терроризмом и террористическими актами, государству нужно направлять все свои силы на то, чтобы защищать мирное население, которое ни в чем неповинно, вот только искоренить терроризм очень сложно, особенно, в одиночестве. Необходимо странам объединяться в борьбе против терроризма и только так, всесторонне изучив проблему, выстроив эффективный механизм противодействиям террористическим угрозам, выяснив природу проявления терроризма, можно если не искоренить совсем террор, что сделать очень трудно и, наверное, невозможно, то хотя бы сократить его проявление.

Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В

последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах

массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват

заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.

Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом

направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что

единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные

антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких

средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества

заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а

спецслужб.

Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в

его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской

политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в

политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на

стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия

направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем

непосредственные жертвы».

Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей

мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а

также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного

до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в

силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости

спонтанно хватается за оружие.

Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что

значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к

историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического

конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого

радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в

постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось

главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и

символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост

традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции,

обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в

развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.

Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические

формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества,

особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.

Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и

связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он

не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый

дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и

творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и

показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один

из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или

«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как

и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –

эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же

после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом

(а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли

уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и

юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится

коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные

акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ

вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен

сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:

· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в

зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)

· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей

· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией

переговоры

· Взятие интервью у детей – жертв террористов

· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения

полиции, пытающейся разрешить инцидент

· Ненужное травмирование родных и близких жертв

· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса

Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления

телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей,

читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали

демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на

население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги,

которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм

носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:

достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой

войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить

«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там

десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью

убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая

Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание

«образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения

объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С

его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на

«террористические» и «нетеррористические».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение

общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и

финансирования.

На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная

сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить.

Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах

общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

· Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая

психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и

средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее

чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное

достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

· Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание

(«соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного

возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных

политических целей, программ.

· Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные

установки и практические шаги должны быть морально санкционированы

господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции

этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми

беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно

оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня,

пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии.

И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности

преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским

терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть

колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что

государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к

этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире

распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности

ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с

«неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой

религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,

«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя

мусульманами, и оправдываются учением ислама.

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к

усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было

обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также

ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом

после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в

качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода

катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного

развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,

проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший

невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.

Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время

сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность

заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей

развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока

характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие

большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;

слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;

невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;

сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо

подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в

Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей

социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,

Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в

мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний

предстает прежде всего в его самой воинствующей форме - в форме радикального

ваххабизма, требующим с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,

эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к

либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,

стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии

в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают

господствующую идеологию, политическую практику существующего светского

режима и государственное устройство как не соответствующее нормам

мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление

в обществе основ исламского теократического государства, введение в

общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в

качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не

остановится в фиксированных границах географического проживания определенной

общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении

всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного

образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс

«растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие

«мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств

В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать

рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и

низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных

групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной

Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях

экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический

экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в

обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных

слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых

черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления

экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических

Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический

терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто

(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,

освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в

последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с

неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных

рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство

(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,

навязанными ему (или им) экстремистами.

По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не

исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который

убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо

ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой

убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их

превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность

распространять эту культуру по всему миру».

материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)

2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные

отношения. – 2002. – №3.

3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные

науки и современность. – 2002. - №4.

4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и

международные отношения. – 2002. – №3.

5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в

обществе//Власть. – 1999. - №10.

6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//

Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.

Выдержка из текста

Актуальность темы в том, что в обострившихся международных условиях Россия продолжает энергичное и инициативное, лидерское участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, прежде всего на площадках ООН, ряда других авторитетных многосторонних организаций, а также в двустороннем формате. Целью данной работы является раскрытие терроризма как глобальной проблемы современности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: — Проанализировать участи России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе.

Международный терроризм несет угрозу для безопасности отдельных государств, а так же для всего мирового сообщества в целом. Терроризм направлен на подрывание обычной жизни, имеет одностороннюю целенаправленность, в этом его основной признак.

В своей работе, посвящённой рассмотрению современного терроризма как социального феномена, мы ставим следующие цели: Изучить возможности теории девиантного поведения для анализа терроризма как социального явления. Рассмотреть историю изучения терроризма как социального явления;

Рост темпов распространения террористической идеологии в разных странах является одной из важных проблем современного мира. В этой ситуации такие факторы развития современного мира, как глобализация лишь усиливают актуальность этой проблемы и придают остроты проблематике, связанной с национальной безопасностью и необходимостью обеспечения спокойствия и мира для граждан стран Европы и Америки. Его главная отличительная черта — это размывание границ между международным и внутренним терроризмом.

Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением природы, но и с изменением человечества, как структуры человеческой общности. Цель данной работы — изучение экологической безопасности как глобальной проблемы современности, а также формирование экологического мировоззрения у молодого поколения.

Голод как глобальная проблема современности

Терроризм как социально политический феномен

Но как справедливо отмечают ученые, определяющей выступает уголовно-правовая позиция, которая априори определяет понятие терроризма и ответственность за него. Отсюда берут начало криминологические исследования терроризма, уголовно-процессуальные, криминалистические и тому подобное.

Теоретические аспекты глобальных проблем современности. Экономическое содержание глобальных проблем современности. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

Кроме того, к вопросам безопасности относятся и другие проблемы -эпидемии, ВИЧ-инфекция, криминогенные ситуации и преступность, распространение наркотиков, проституция, вандализм и иные формынасилия, пиратство, военные осложнения и перевороты, терроризм, а такжерассмотрение всех возможных рисков, связанных с туристами, местнымижителями, турфирмами и индустрией туризма в целом.

По ходу развития перед человечеством стали возникать сложные проблемы, которые постепенно приобрели общепланетарный характер и уже затрагивали интересы не только отдельных государств, но и всех стран и народов. К 60-м годам XX века эти проблемы приобрели широкую известность, человечество осознало

Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Терроризм как глобальная проблема нуждается в постоянном внимании и исследовании и поэтому представляет широкое поле для исследований с дальнейшим их практическим применением.- рассмотреть понятие и сущность терроризма как типа политического поведения;

Список источников информации

1. Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд/Е.В. Галкина //Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 1. — С. 341−344.

2. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2014. — 560 с.

список литературы

Терроризм - это то слово, которое вызывает ужас, страх и одновременно сочувствие. Вспоминая кадры террористических актов, передаваемых по телевидению смесь чувств переполняет. К совершившему это преступления, а, точнее, ужасный поступок возникает два противоречивых отношения. Это: жалость и ненависть. Первое чувство возникает вследствие осознания того, что этот человек всего лишь пешка и за террористическими актами стоит множество людей. Второе - потому, что он все-таки это совершил и не с намеченной для него траектории. Но как говорят, со стороны хорошо судить, а вот если бы вся горесть коснулась, то мнение было совершенно другое.

Проблемы терроризма - как фактора, оказывающего давление на общество

Терроризм - это прежде всего проблема не одной страны, а всего мирового сообщества. Так как террористические акты гремят по всему миру. Вследствие них гибнет множество людей, страдают многие семьи, а также инфраструктура городов. Но искоренение терроризма это очень сложная задача и пока что в мире есть преступность - она становится практически не решаемой. Так как основное доход террористов - это на подпольном рынке оружия и наркотических средств.

Еще одной значимой проблемой терроризма является привлечения к этой деятельности детей. Их с самого рождения готовят к их миссии. Ни для кого не секрет, что под меньшее подозрение попадает ребенок, поэтому ему легче проникнуть, ведь досмотр на вокзалах в основном ведется за взрослыми.

Борьба с глобальной проблемой - терроризмом

В современном мире ведется ожесточенная борьба с террористическими организациями, чтобы добиться успехов в которой, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. Одной из таких известных организаций является Интерпол (Интернациональная ). С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы - это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.

Терроризм - это страшнейшее проявление экстремизма, которое не оставляет большинство равнодушными.

В настоящее время уже не вызывает сомнения тезис, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации общегосударственная система противодействия терроризму ориентирована, в первую очередь, на приоритет мер предупреждения террористических проявлений, что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. На взгляд автора, проблема противодействия идеологии терроризма в последнее десятилетие приобретает первостепенное значение.

Несомненно, что для успешного решения этой задачи необходимо ответить на два вопроса: «Почему идеология терроризма находит благодатную почву?» и «Что можно ей противопоставить?».

Понимая, что ни одна страна мира не способна защитить себя исключительно военными средствами, лидеры международного терроризма все большее значение придают идеологической подоплеке своих действий, выражающейся, прежде всего, в религиозной риторике. Фактически они пытаются скрыть под красивой оберткой неприглядную сущность терроризма. Кроме романтизации образа террориста, конечно, преследуются и вполне практичные цели: пополнение своих рядов за счет рекрутинга новых членов, привлечение на свою сторону колеблющихся и сочувствующих, увеличение объемов финансирования террористической деятельности.

Успехи стран антитеррористической коалиции в последнее время нанесли ощутимый урон международному терроризму. Восполняя кадровые и финансовые потери, международные террористические организации стараются привлечь новых сторонников. Их лидеры понимают, что сделать это можно только при наличии действенной идеологии, учитывающей особенности потенциальной аудитории, постоянно адаптируемой к требованиям современности, т. е. работающей в условиях активного противодействия специальных служб и правоохранительных органов государств антитеррористической коалиции.

Меняющийся мир обусловливает трансформацию террористической идеологии, которая прошла длинный эволюционный путь:

Объявление:

Малый джихад, заключающийся в оборонительной борьбе с захватчиками («неверными»);
. идеология Салафи — создание исламского государства согласно предписаниям спутников пророка;
. Дава (призыв в ислам): мирный прозелитизм в 1920-е годы;
. салафийский джихад, т. е. насильственное свержение вероотступнического «мусульманского» правителя («ближнего врага») в 1960-е-1970-е годы;
. мировой салафийский джихад, преследующий цель нанесения удара по Западу («дальнему врагу»), поддерживающему «ближнего врага» в середине 1990-х годов.

Сегодня, стремясь расширить свою «аудиторию», охватить как можно большее число потенциальных сторонников, террористами используется идеология «глобального джихада». Она объясняет ход мировых событий якобы существованием заговора против исламской цивилизации и преподносит терроризм как средство защиты мусульманских ценностей. К пропаганде этих идей привлекаются различные неправительственные организации и благотворительные фонды, авторитетные теологические центры, локальные религиозные кружки.

В последнее десятилетие претерпели значительные изменения тактика террористов и методы ведения пропагандистской работы. В эпоху информационной глобализации все больше внимания уделяется использованию сети Интернет для популяризации террористической идеологии. Сейчас террористы проводят громкие акции не только для того, чтобы достичь максимального количества жертв, а скорее — для демонстрации неэффективности контртеррористической деятельности мирового сообщества.

Лидеры «Аль-Каиды» регулярно выступают с аудио и видеообращениями, используя для этого средства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Анализ аудиообращений У. Бен-Ладена от 19 и 20 марта и А. Аль-Завахири от 24 марта 2008 года показывает, что они пытались извлечь выгоду из эскалации напряженности в Ираке, израильско-палестинского конфликта, а также из противоречий вокруг публикаций в Дании карикатур на пророка Мухаммеда и планов показа в Нидерландах антиисламского фильма голландского политика Г. Вильдерса.

Например, публикация в феврале 2006 года в небольшой датской газете «Jyllands-Posten» (Юландс Постен), тираж которой всего 150 тыс. экземпляров, карикатур на пророка Мухаммеда спровоцировала глобальные экстремистские последствия во всем мире: массовые выступления в десятках государств, погромы дипломатических миссий ряда европейских стран и США, бойкот западных товаров, напряжение в международных отношениях.

В феврале 2008 года датская полиция арестовала двух тунисцев и одного гражданина Дании, выходца из Марокко, по подозрению в заговоре в целях убийства одного из авторов карикатур. 17 датских газет в знак солидарности с художником вновь поместили эти карикатуры на своих страницах, что вызвало очередную волну протестов со стороны мусульманских общин в различных странах мира.

20 марта 2008 года У. Бен Ладен в своем радиообращении к правительствам западных государств заявил, что, «если у вас нет ограничений на свободу слова, то вы должны быть готовы к свободе наших действий». Кроме того, он подчеркнул, что, если власти Дании не извинятся за «оскорбление пророка», они должны быть готовы к «возмездию».

Позже на нескольких исламских web-сайтах появилось высказывание, приписываемое М. Абу аль-Язиду, одному из руководителей организации «Аль-Каиды» в Афганистане, в котором он объявил о своей ответственности за организацию теракта у посольства Дании в Исламабаде 2 июня 2008 года, когда в результате взрыва погибли 6 человек4. По его словам, данное террористическое нападение является ответом на публикацию датскими газетами карикатур на пророка Мухаммеда и предупреждением другим странам.

Усиливается тенденция использования террористами средств массовой информации в информационно-пропагандистской работе. Так, в последнее время экспертами отмечается некоторое «соперничество» между афганскими и иракскими экстремистами. Если в прошлом лидеры талибов отличались неприязнью к СМИ, то сегодня они стремятся максимально «осветить» в них действия подконтрольных им отрядов, конкурируя в этой сфере с иракскими боевиками. Используя события типа «случаи истязания заключенных в Ираке» террористические организации спекулируют на религиозных чувствах мусульман, настраивая их против Запада и получая поддержку среди местного населения.

С конца 2006 года представители международного терроризма активизировали использование электронных средств массовой информации, в особенности Интернет-сайтов, ориентированных на аудиторию стран мусульманского мира, США и Западной Европы. В сети Интернет, не затрачивая больших финансовых средств, террористические группировки имеют возможность не только для обмена оперативной информацией, теоретической подготовки своих сторонников, рекрутинга новых членов, но и для пропаганды своих идей.
Таким образом, используя электронные средства массовой информации лидеры международного терроризма, по сути, развязали информационную войну, навязывая свои идеи и оценки ситуации, активно втягивая в террористическую деятельность молодежь, увеличивая количество своих сторонников.

Отмечается значительное усиление экстремистской пропаганды среди заключенных, а также в среде эмигрантов из мусульманских стран. Это объясняется тем, что лица с криминальным прошлым, с одной стороны, чувствуют себя «обиженными» на государство, а с другой — сравнительно легко готовы пойти на нарушение закона. Социальное и правовое неравенство и худшее материальное положение мусульманских иммигрантов, по сравнению с коренными гражданами европейских стран является благодатной почвой для экстремистских идей.

Другим направлением деятельности по распространению идей исламского фундаментализма и «глобального джихада» является организация сети нелегальных медресе, лицеев-интернатов по типу религиозных сект, которые используются для распространения исламизма в мире посредством системы образования. К финансированию сети нередко привлекаются зарубежные источники, преподавание ведется с привлечением международных специалистов, учащиеся подвергаются психологической обработке. В результате обучение и подготовка молодежи формирует ресурсную базу организаций экстремистской и террористической направленности, а в конечном счете направлена на изменение светского государственного строя.

Известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 года опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы5. В трактате ас-Сури призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада и настаивает на упразднении организационного аспекта, провозглашая принцип «система, но не организация» (Низам! Ля танзим!). Он вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Ас-Сури также говорит, что применение ядерного, химического или биологического оружия остается сложной, но выполнимой задачей. По его мнению, «муджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».

Усилия идеологов международного терроризма не остаются напрасными, напротив, они находят живой отклик среди определенной части мусульман. По мнению исследователей и политиков причин этому много — от всеобщей глобализации в мире до социального и правового неравенства мусульманских иммигрантов в Европе. Озлобление и протест мусульманского населения усиливается из-за участия ряда европейских государств в совместных с США военных операциях в Ираке, Афганистане и отдельных странах Африки. Так, лидер иракской группировки, тесно связанной с «Аль-Каидой», Абу Омар аль-Багдади в апреле 2007 года заявил, что если Афганистан был «школой террора», то Ирак стал «университетом, где проходит обучение наибольшее число воинов джихада за всю историю».

По мнению автора, для эффективного противодействия идеологии международных террористических организаций следует усилить контрпропагандистскую работу, вплоть до организации информационной войны с террористами и создания специализированных подразделений в антитеррористических структурах государств. Необходимо активизировать международное антитеррористическое сотрудничество, направленное на введение законодательных запретов на распространение информации экстремистского и террористического характера.

В ходе информационной войны следует использовать термин «терроризм» без привязки к религиозным, национальным либо культурным аспектам. Нельзя давать экстремистам возможность использовать религиозные идеи для оправдания своих насильственных действий. Следует шире привлекать к проводимым мероприятиям специалистов, хорошо разбирающихся в идеологии религиозного экстремизма, авторитетных представителей умеренного ислама с целью нейтрализации аргументов апологетов радикальной идеологии.

Необходимо уделять больше внимания противодействию идеологии терроризма, привлекая для этого потенциал творческих и научных кругов, национальных диаспор, официально действующих религиозных объединений всех конфессий, в полной мере использовать ресурс средств массовой информации в антитеррористической пропаганде. В то же время, нужно выработать четкие правила поведения представителей СМИ в случае совершения террористических актов, так как телерепортажи с откровенными сценами последствий терактов могут быть на руку террористам. В связи с этим особое значение приобретает согласование единой политики в отношении электронных средств массовой информации, в частности в сфере лицензирования и контроля за их деятельностью.