Образовательное событие "Почему снег в городе тает быстрее, чем за городом?". Наблюдения за насекомыми. Наблюдения за солнцем

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК

Наблюдения за неживой природой

Наблюдения за снегом.

Интересно наблюдать, как тает снег. Обратите внимание детей на то, что в разных местах снег тает по-разному. Где тает снег прежде всего? У стволов деревьев. Почему? Потому, что стволы деревьев темные. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей, чем светлые; предметы темного цвета нагреваются сильнее, чем светлые. Темные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем белые сугробы, поэтому и снег вокруг деревьев тает быстрее. Грязный снег также тает быстрее, чем чистый.

Можно рассказать детям, что снег в лесу и в городе также тает iio-разному. Если в выходные дни детям предстоит прогулка в лес, попросите их обратить внимание на снег в лесу. Порассуждайте вместе с детьми о том, почему снег в городе тает быстрее, чем в лесу. Почему в лесу даже поздней весной можно встретить островки нерастаявшего снега? Потому, что в городе температура воздуха, как правило, всегда выше, чем в лесу (из-за множества машин, из-за большого количества людей, различных теплостанций, фабрик и заводов, выделяющих тепло). Кроме того, в лесу много деревьев, которые дают густую тень; через переплетение ветвей солнечным лучам труднее проникнуть к земле, и поэтому снег под деревьями в лесу тает дольше.

Снег весной становится ноздреватым, он совсем не похож на зимний. Можно объяснить детям, почему это происходит: от солнечного тепла снежинки на поверхности снега тают одна за другой и превращаются в воду, вода протекает вниз, поэтому в снегу образуются углубления.

Наблюдения за солнцем.

Почему солнце весной светит ярче, чем зимой? Таким вопросом часто задаются дети. Можно объяснить детям, что весной наша планета Земля повернута к солнцу, так что на нее попадает больше солнечных лучей, чем зимой, они дают больше тепла и света. Поэтому весной не только теплее, но и длиннее становится день, а ночи все короче.

Предложите детям потрогать рукава пальто темного и светлого цвета и сказать, какой из них теплее: дети смогут сами убедиться в том, что теплый свет поглощает больше солнечных лучей, чем светлый. Поэтому дворники разбрасывают снег и лед по темным дорожкам - так он быстрее тает. По этой же причине быстрее всего тает снег вокруг темных стволов деревьев.

Наблюдения за облаками.

Весной в небе образуется множество кучевых облаков. Можно объяснить детям механизм их образования: от тающего снега под воздействием солнечных лучей поднимается пар. Наверху, где воздух гораздо прохладнее, чем у земли, пар превращается в мельчайшие кристаллики льда, а из них-то и образуются облака. Чем больше тает снег, тем больше таких кучевых облаков. Они часто меняют форму. Дети любят фантазировать, глядя на облака, представляя себе, на кого они похожи.

Наблюдения за талыми водами.

Весной образуется множество ручьев. Откуда они берутся - еще раз спросите об этом детей. Они должны уже знать, что снег - это замерзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду.

Вода всегда течет с возвышенных мест вниз. Дети смогут сами в этом убедиться, когда

будут делать канавки для своих корабликов. Вода стекает куда-то через решетку, положенную на асфальт. Куда? Можно объяснить детям, что вода стекает в особые приемники, а оттуда попадает в городские реки. Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Наблюдения за почками на деревьях.

Зимой и в начале весны почки маленькие, словно сжавшиеся от холода. По мере того сак становится теплее, почки как будто набухают, становятся больше, затем раскрываются. Сначала появляется крохотный кончик зеленого листочка. Если в это время почку разрезать и развернуть, то внутри нее можно увидеть крошечный, как будто много раз сложенный листочек. Маленькие молодые листья - светло-зеленые, липкие, клейкие, пахучие. Можно объяснить детям, что весной, когда становится теплее, земля становится влажной, "являются все необходимые условия для роста растений. Заодно можно повторить с детьми, какие же это условия:

Солнечный свет,

Наблюдения за травой.

Молодая трава появляется гораздо раньше, чем первые листочки. Она проклевывается из земли на проталинах еще тогда, когда не весь снег растаял. Первые цветы появляются также еще до распускания листьев. Это желтые цветы мать-и-мачехи. Среди лесных цветов первым распускается подснежник. Красивы цветки медуницы, они меняют свой цвет: вначале они красные, затем фиолетовые, а потом делаются синими. На всех этих растениях цветы распускаются раньше листьев.

Наблюдения за птицами.

Весна - время возвращения перелетных птиц. Обратите внимание детей на то, что у кормушек не видно больше снегирей, щеглов и свиристелей, которых мы часто встречали зимой. Объясните, что эти птицы улетели к северу, так как любят более холодный климат.

Зимующие птицы тоже ведут себя по-другому. Вороны и галки летают парами, ища места для гнезд и громко крича. Овсянки сменили оперение: зимой они были очень похожи на воробьев серенькими перышками, а сейчас их перья желтые. Воробьи стали весело чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах.

Первыми возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда у скворечников разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока хозяева-скворцы отсутствовали.

Наблюдения за насекомыми.

Первые весенние бабочки - это желтые лимонницы, пестрые крапивницы, темные траурницы. Они появляются, как только устанавливается теплая погода. Эти бабочки зимуют во взрослом состоянии в укромных местах, поэтому они появляются самыми первыми. Те бабочки, которые зимуют в виде куколок, появятся гораздо позднее.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, как через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из которых потом вылупляются гусеницы. Гусеницы являются серьезными вредителями растений - они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, которую выделяют из брюшка и. превращаются в куколок.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Наблюдения за погодой.

Продолжать учить детей делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.

Учить детей находить связь между активностью солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, у насекомых, у птиц.

Понаблюдать вместе с ребятами, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают. Проанализировать, с какой стороны тает быстрее снег, где образуются первые проталины.

Понаблюдать за тем, насколько длиннее стал день. Это объясняется тем, что на Землю теперь попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой.

Более теплая погода в весеннее время связана с той же причиной. Земля так повернута к Солнцу, на нее падает больше солнечных лучей, значит и тепла она весной получает гораздо больше, чем зимой.

Ранней весной по утрам на поверхности снега образуется ледяная корка - наст. Вместе с детьми постараемся ответить на вопрос - почему на снегу появляется наст? Потому что днем пригревает солнышко, и верхний слой снега подтаивает, а ночью еще морозно, и подтаявший снежок вновь схватывается, замерзает - вот и ледяная корочка наста.

Детям очень интересны народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются, можно ли по ним предсказывать погоду, насколько они точны.

Народные приметы

Длинные сосульки - к долгой весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.

Увидел грача - весну встречай.

Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Если весной летит много паутины - лето будет жаркое.

До первой грозы лягушки не квакают.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Активизация словаря

Весенний словарь: оттепель, проталина, ноздреватый снег, сосулька, капель, ручейки, талый снег, лужицы, перелетные птицы, набухшие почки, весеннее равноденствие, первые цветы и листья, пробуждение природы.

Вместе с детьми можно обсудить, почему в народном календаре весенние месяцы име-ют такие названия:

Март-утро года, капельник, протальник, зимоборье.

Апрель - снегогон, водолей, березень.

Май - травень, цветень.

Труд на участке

1 Разбрасывание снега, помещение его на темные места, чтобы быстрее растаял. Обкалывание льда на веранде. Обламывание сосулек - объяснить детям, почему это необходимо (чтобы упавшая сосулька не попала кому-нибудь на голову).

; Убираем прошлогоднюю пожелтевшую и сухую траву для того, чтобы молодым зеленым росточкам было легче пробиваться к солнцу. Объяснить детям, почему нельзя выжигать прошлогоднюю траву, не собрав ее предварительно в кучу. Если поджечь старую траву прямо там, где она росла, то при этом от огня погибают и молодые ростки.

1 Наведение порядка на участке: собираем бумажки, сор, принесенный ветром, подметаем веранду.

Собираем песок в песочнице, заполняем ее новым песком, подметаем бортики песочницы.

: Строим запруды и каналы для самодельных корабликов.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

«Юные капитаны» - игра с самодельными и игрушечными лодочками, кораблями.

«Строим канал» - строительная игра для отвода воды с участка в специальные запруды.

«Мы - кораблестроители» - дети учатся делать кораблики из щепок и бумаги.

«Весеннее путешествие в лес»-дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану или устному описанию.

Дидактические игры

«С какого дерева листок?», «Перелетные птицы» - учить узнавать птиц по описанию, «Веселые классы» - упражнение в прямом и обратном счете», «12 месяцев», «Скажи наоборот» и «Скажи по-другому» - подбор синонимов и антонимов, «Бабушка Водяной» - узнавание на ощупь. :

Возможно это вас заинтересует:

  1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2012 года. Программа рассчитана на 34 часа...
  2. Открытие Недели детской книги - Именины! Именины! - У Володи? Шуры? Нины? У девчонок? У мальчишек? (показывает в зал) - Нет! У детских наших книжек!...


ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК

Наблюдения за неживой природой

Наблюдения за снегом.

Интересно наблюдать, как тает снег. Обратите внимание детей на то, что в разных местах снег тает по-разному. Где тает снег прежде всего? У стволов деревьев. Почему? Потому, что стволы деревьев темные. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей, чем светлые; предметы темного цвета нагреваются сильнее, чем светлые. Темные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем белые сугробы, поэтому и снег вокруг деревьев тает быстрее. Грязный снег также тает быстрее, чем чистый.

Можно рассказать детям, что снег в лесу и в городе также тает iio-разному. Если в выходные дни детям предстоит прогулка в лес, попросите их обратить внимание на снег в лесу. Порассуждайте вместе с детьми о том, почему снег в городе тает быстрее, чем в лесу. Почему в лесу даже поздней весной можно встретить островки нерастаявшего снега? Потому, что в городе температура воздуха, как правило, всегда выше, чем в лесу (из-за множества машин, из-за большого количества людей, различных теплостанций, фабрик и заводов, выделяющих тепло). Кроме того, в лесу много деревьев, которые дают густую тень; через переплетение ветвей солнечным лучам труднее проникнуть к земле, и поэтому снег под деревьями в лесу тает дольше.

Снег весной становится ноздреватым, он совсем не похож на зимний. Можно объяснить детям, почему это происходит: от солнечного тепла снежинки на поверхности снега тают одна за другой и превращаются в воду, вода протекает вниз, поэтому в снегу образуются углубления.

Наблюдения за солнцем.

Почему солнце весной светит ярче, чем зимой? Таким вопросом часто задаются дети. Можно объяснить детям, что весной наша планета Земля повернута к солнцу, так что на нее попадает больше солнечных лучей, чем зимой, они дают больше тепла и света. Поэтому весной не только теплее, но и длиннее становится день, а ночи все короче.

Предложите детям потрогать рукава пальто темного и светлого цвета и сказать, какой из них теплее: дети смогут сами убедиться в том, что теплый свет поглощает больше солнечных лучей, чем светлый. Поэтому дворники разбрасывают снег и лед по темным дорожкам — так он быстрее тает. По этой же причине быстрее всего тает снег вокруг темных стволов деревьев.

Наблюдения за облаками.

Весной в небе образуется множество кучевых облаков. Можно объяснить детям механизм их образования: от тающего снега под воздействием солнечных лучей поднимается пар. Наверху, где воздух гораздо прохладнее, чем у земли, пар превращается в мельчайшие кристаллики льда, а из них-то и образуются облака. Чем больше тает снег, тем больше таких кучевых облаков. Они часто меняют форму. Дети любят фантазировать, глядя на облака, представляя себе, на кого они похожи.

Наблюдения за талыми водами.

Весной образуется множество ручьев. Откуда они берутся — еще раз спросите об этом детей. Они должны уже знать, что снег — это замерзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду.

Вода всегда течет с возвышенных мест вниз. Дети смогут сами в этом убедиться, когда

будут делать канавки для своих корабликов. Вода стекает куда-то через решетку, положенную на асфальт. Куда? Можно объяснить детям, что вода стекает в особые приемники, а оттуда попадает в городские реки. Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Наблюдения за почками на деревьях.

Зимой и в начале весны почки маленькие, словно сжавшиеся от холода. По мере того сак становится теплее, почки как будто набухают, становятся больше, затем раскрываются. Сначала появляется крохотный кончик зеленого листочка. Если в это время почку разрезать и развернуть, то внутри нее можно увидеть крошечный, как будто много раз сложенный листочек. Маленькие молодые листья — светло-зеленые, липкие, клейкие, пахучие. Можно объяснить детям, что весной, когда становится теплее, земля становится влажной, «являются все необходимые условия для роста растений. Заодно можно повторить с детьми, какие же это условия:

Солнечный свет,

Наблюдения за травой.

Молодая трава появляется гораздо раньше, чем первые листочки. Она проклевывается из земли на проталинах еще тогда, когда не весь снег растаял. Первые цветы появляются также еще до распускания листьев. Это желтые цветы мать-и-мачехи. Среди лесных цветов первым распускается подснежник. Красивы цветки медуницы, они меняют свой цвет: вначале они красные, затем фиолетовые, а потом делаются синими. На всех этих растениях цветы распускаются раньше листьев.

Наблюдения за птицами.

Весна — время возвращения перелетных птиц. Обратите внимание детей на то, что у кормушек не видно больше снегирей, щеглов и свиристелей, которых мы часто встречали зимой. Объясните, что эти птицы улетели к северу, так как любят более холодный климат.

Зимующие птицы тоже ведут себя по-другому. Вороны и галки летают парами, ища места для гнезд и громко крича. Овсянки сменили оперение: зимой они были очень похожи на воробьев серенькими перышками, а сейчас их перья желтые. Воробьи стали весело чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах.

Первыми возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда у скворечников разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока хозяева-скворцы отсутствовали.

Наблюдения за насекомыми.

Первые весенние бабочки — это желтые лимонницы, пестрые крапивницы, темные траурницы. Они появляются, как только устанавливается теплая погода. Эти бабочки зимуют во взрослом состоянии в укромных местах, поэтому они появляются самыми первыми. Те бабочки, которые зимуют в виде куколок, появятся гораздо позднее.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, как через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках -один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из которых потом вылупляются гусеницы. Гусеницы являются серьезными вредителями растений — они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, которую выделяют из брюшка и.превращаются в куколок.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Наблюдения за погодой.

Продолжать учить детей делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.

Учить детей находить связь между активностью солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, у насекомых, у птиц.

Понаблюдать вместе с ребятами, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают. Проанализировать, с какой стороны тает быстрее снег, где образуются первые проталины.

Понаблюдать за тем, насколько длиннее стал день. Это объясняется тем, что на Землю теперь попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой.

Более теплая погода в весеннее время связана с той же причиной. Земля так повернута к Солнцу, на нее падает больше солнечных лучей, значит и тепла она весной получает гораздо больше, чем зимой.

Ранней весной по утрам на поверхности снега образуется ледяная корка — наст. Вместе с детьми постараемся ответить на вопрос — почему на снегу появляется наст? Потому что днем пригревает солнышко, и верхний слой снега подтаивает, а ночью еще морозно, и подтаявший снежок вновь схватывается, замерзает — вот и ледяная корочка наста.

Детям очень интересны народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются, можно ли по ним предсказывать погоду, насколько они точны.

Народные приметы

Длинные сосульки — к долгой весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Увидел грача — весну встречай.

Ласточки прилетели — скоро гром загремит.

Если весной летит много паутины — лето будет жаркое.

До первой грозы лягушки не квакают.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Активизация словаря

Весенний словарь: оттепель, проталина, ноздреватый снег, сосулька, капель, ручейки, талый снег, лужицы, перелетные птицы, набухшие почки, весеннее равноденствие, первые цветы и листья, пробуждение природы.

Вместе с детьми можно обсудить, почему в народном календаре весенние месяцы име-ют такие названия:

Март-утро года, капельник, протальник, зимоборье.

Апрель — снегогон, водолей, березень.

Май — травень, цветень.

Труд на участке

1 Разбрасывание снега, помещение его на темные места, чтобы быстрее растаял. Обкалывание льда на веранде. Обламывание сосулек — объяснить детям, почему это необходимо (чтобы упавшая сосулька не попала кому-нибудь на голову).

; Убираем прошлогоднюю пожелтевшую и сухую траву для того, чтобы молодым зеленым росточкам было легче пробиваться к солнцу. Объяснить детям, почему нельзя выжигать прошлогоднюю траву, не собрав ее предварительно в кучу. Если поджечь старую траву прямо там, где она росла, то при этом от огня погибают и молодые ростки.

1 Наведение порядка на участке: собираем бумажки, сор, принесенный ветром, подметаем веранду.

Собираем песок в песочнице, заполняем ее новым песком, подметаем бортики песочницы.

: Строим запруды и каналы для самодельных корабликов.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

«Юные капитаны» - игра с самодельными и игрушечными лодочками, кораблями.

«Строим канал» - строительная игра для отвода воды с участка в специальные запруды.

«Мы - кораблестроители» - дети учатся делать кораблики из щепок и бумаги.

«Весеннее путешествие в лес » -дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану или устному описанию.

Дидактические игры

«С какого дерева листок?», «Перелетные птицы» - учить узнавать птиц по описанию, «Веселые классы» - упражнение в прямом и обратном счете», «12 месяцев», «Ска жи наоборот» и «Скажи по-другому» - подбор синонимов и антонимов, «Бабушка Во дяной» - узнавание на ощупь. :

Снег тает, то есть превращается в воду и просто испаряется, подчиняясь законам физики. Но у многих возникает другой вопрос: почему грязный снег тает значительно быстрее, чем чистый? В связи с этим люди постоянно видят грязь и воду на дорогах , где ездят машины. По этой же причине в городах обычно снег зимой исчезает быстро, а в лесу он лежит еще долгое время. Конечно же, в городе постоянно происходит уборка снега, но причина не только в этом.

Здесь опять приходят на помощь законы физики, которые могут объяснить это загадочное для многих явление. Как известно, предметы темных цветов больше привлекают к себе тепло и поглощают его, в отличие от светлых. А теперь переключимся на снег. Белый снег, так великолепно сверкающий на солнце, на самом деле практически не подвергается его влиянию и не реагирует на тепло. Белый цвет отражает солнечные лучи, и снег остается лежать на земле , радуя глаз детей и взрослых . Естественно, это происходит только в том случае, если температура воздуха находится ниже нуля. В таком случае солнце только украшает снег, но не уничтожает его.

А теперь представим грязный снег. Чистка снега в городах происходит не так часто, поэтому процесс таяния жителям приходится ощущать на себе. А происходит это по одной простой причине. Снег, на который попадает грязь от машин или пешеходов, приобретает темный цвет и начинает поглощать тепло, которое отдает ему солнце. Под его воздействием такой снег активно тает, превращаясь в грязь, которую многие так не любят. Как видно, все дело только в законах природы и физических свойствах, которыми наделен снег. Именно поэтому на дорогах горы снега быстро превращаются в слякоть, а протоптанные прохожими тропинки оголяются, после чего снег исчезает.

Видео по теме

В лесу может заблудиться каждый, даже самый опытный грибник. Всегда берите с собой мобильный телефон, имейте с собой спички, нож, воду. Одевайте яркую одежду. Вряд ли вы заблудитесь, если будете иметь с собой современный приемник GPS. Однако существует ряд приемов, которые помогут вам избежать неприятной ситуации в лесу , когда вы не представляете, куда вам идти и что делать.

Инструкция

В первую очередь запомните приметы, которые помогут вам определять стороны света без помощи компаса, которого у вас может не быть под рукой. Является фактом, что в летнее время солнце находится в 7 часов утра на востоке, в 13 часов на юге и в 19 часов на западе. Поэтому в солнечный день, если у вас есть с собой часы, можно определить направление, куда следует идти. В любом случае примерно с 10 до 17 часов солнце будет находиться от вас южнее, а не севернее.

Если вы отправляетесь в лес в облачный, пасмурный день, вам помогут сориентироваться другие приметы. Солнце больше нагревает южную сторону деревьев, холмов и других предметов. Например, мох на камне растет только с северной стороны. Посмотрите на кору березы: с южной стороны ее кора всегда белее и чище, чем с северной. Ветви отдельно стоящего дерева гуще и длиннее с южной стороны. Лишайники и мхи растут с северной стороны ствола.

Самостоятельная работа №1. ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Начальный уровень

1. В один стакан налита холодная вода, в другой - столько же горячей воды. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих стаканах?

2. На столе в кухне стоят стакан и графин с водой. Оди­наковы ли внутренние энергии воды в этих сосудах?

3. Как будет изменяться внутренняя энергия воды в ка­стрюле по мере ее подогревания?

4. Что можно сказать о внутренней энергии тела, тем­пература которого понизилась?

5. Два медных бруска имеют одинаковую температуру, но масса одного 1 кг, а другого - 0,5 кг. Какой из двух данных брусков обладает большей внутренней энергией?

6. Продукты положили в холодильник. Как изменилась их внутренняя энергия?

Средний уровень

1. Укажите, в каких из перечисленных ниже случаях внутренняя энергия воды не меняется:

а) воду несут в ведре; б) переливают ее из ведра в чайник; в) нагре­вают до кипения.

2. Как можно отогреть озябшие руки, не используя на­гретых предметов или теплых перчаток?

3. Каким способом - совершением работы или тепло­передачей - изменялась внутренняя энергия детали при ее нагревании в печи перед закалкой? При свер­лении в ней отверстия?

4. Почему при быстром скольжении вниз по шесту или канату можно обжечь руки?

5. Почему и как изменяется внутренняя энергия пилы при распиливании бревна? На основании чего вы об этом судите?

6. Спичку можно зажечь, если поместить ее в пламя свечи или при ее трении о коробок. Одинаковы ли способы изменения внутренней энергии спички при ее возгорании?

Достаточный уровень

1. а) Можно ли ртутным медицинским термометром измерить температуру капли? б) Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а по­том растерли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара больше? Почему?

2. а) Дотронувшись рукой до поверхности двух тел, вам показалось, что одно из них более холодное. Можно ли из этого сделать вывод, что поверхность каждого из тел имеет разную температуру?

б) Изменится ли внутренняя энергия воды в море с наступлением ночи?

3. а) Может ли повысится температура газа вследствие его взаимодействия с твердым телом, которое имеет меньшую температуру, чем газ? б) Как изменится внутренняя энергия газа при его внезапном сжатии? Что будет свидетельствовать об изменении его внутренней энергии?

4. а) Одна молекула кислорода в воздухе движется в данный момент со скоростью 900 м/с, а другая - со скоростью 1200 м/с. Правильно ли будет сказать, что температура второй молекулы выше? б) Растяните слегка резиновую нить. Как надо по­ступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?

5. а) Два ртутных термометра с различной массой ртути в них опустили в горячую воду. Одинаковую ли тем­пературу покажут термометры? б) В одном сосуде находится вода, в другом - лед. Массы воды и льда одинаковы. Вода или лед имеет больший запас внутренней энергии? Почему?

6. а) Известно, что чем больше скорость движения мо­лекул тела, тем выше его температура. Почему же не нагревается пуля, выстреленная в тире из пневмати­ческого ружья, хотя все ее молекулы движутся к мишени с большей скоростью? б) Чем объяснить, что при вколачивании гвоздя его шляпка почти не нагревается, но, когда гвоздь вбит, достаточно нескольких ударов, чтобы шляпка сильно нагрелась?

Высокий уровень

1. а) Сжатую пружину поместили в сосуд с кислотой и растворили ее. Куда «исчезла» потенциальная энер­гия сжатой пружины? б) Два одинаковых медных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в глину, а второй, уда­рившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Который из шариков изменил больше свою внутреннюю энергию?

2. а) Возможно ли отсутствие у какого-нибудь тела внут­ренней энергии? Что для этого должно произойти? б) Когда автомобиль больше расходует горючее: при езде без остановок или с остановками?

3. а) Представьте себе случай, когда какое-либо тело не имеет механической энергии. Реальна ли такая си­туация? Поясните это на примере.

б) Если жидкость, находящуюся в закупоренной бу­тылке, энергично встряхнуть, то ее температура по­вышается. Почему нагревается жидкость?

4. а) Из чайника выкипела почти вся вода. В некоторый момент массы воды и пара оказались равными. Их температура 100°С. Можно ли утверждать, что внут­ренние энергии пара и воды одинаковы? б) За счет какой энергии совершается механическая работа при повышении столбика ртути в термометре?

5. а) В каком случае шина автомобиля при его движе­нии больше нагреется: когда она слабо надута или надута хорошо? б) Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда переходит от тел с большей внутренней энер­гией к телам с меньшей внутренней энергией?

6. а) Изменится ли потенциальная энергия медного ша­ра, лежащего на горизонтально расположенной по­верхности стола, если повысить его температуру? б) По озеру на большой скорости плывет катер. Изме­няется ли при этом внутренняя энергия воды в озере? Как? Почему? Объясните.


Самостоятельная работа №2. ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ

Начальный уровень

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в темном? Объясните почему.

3. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просто­рной или тесной?

4. Почему старое зимнее пальто со сбившейся в плот­ные комки ватой плохо «греет»?

5. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хо­рошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

6. Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью: картон, железо, резина, сталь, бумага?

Средний уровень

1. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан ки­селя? Почему?

2. Летом лед сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

3. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из каст­рюль быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды?

4. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

5. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

6. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему?

Достаточный уровень

1. а) Будет ли гореть свеча на борту космического орби­тального комплекса? б) Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

2. а) Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать - поставить бак на лед или поло­жить лед на крышку бака?

б) На каком из участков поля - покрытом снегом или льдом - лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

3. а) Когда тяга в трубах лучше - зимой или летом? Почему? б) Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце - подзолистые или черно­земные? Почему?

4. а) Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения? б) Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

5. а) Где необходимо держать термометр для определе­ния температуры воздуха - в тени или на солнце? б) Почему отопительные батареи в помещении распо­лагают вблизи пола, а не у потолка?

6. а) Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли со­хранить в нем холодный морс? б) Почему в низинах растения чаще гибнут от замо­розков, чем на возвышенности?

Высокий уровень

1. а) Какие тела - твердые, жидкие или газообразные - обладают лучшей теплопроводностью? б) Почему в комнате при температуре 20°С мы чувст­вуем себя теплее, чем в воде при температуре 25°С?

в) Когда парусным судам удобнее входить в гавань - днем или ночью?

2. а) В каких телах - жидкостях, твердых телах, га­зах - наблюдается конвекция? Почему? б) Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня? в) Земля непрерывно излучает энергию в космиче­ское пространство. Почему же Земля не замерзает?

3. а) В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере. б) Почему листья осины колеблются в безветренную погоду? в) Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохра­няет растение от ночного холода?

4. а) Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наименьшей теплопроводностью? Почему? б) Почему оконные стекла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху? в) В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сра­зу или спустя некоторое время?

5. а) Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящем на плите? б) Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимо­надом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или в измельченный лед, если температура их одинакова? в) В каком случае кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

6. а) При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

б) В жаркий день сухой термометр показывает 35°С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: а) термометр находится в тени; б) термометр освещен солнцем. в) Как устраивают теплицу? С какой целью? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем сна­ружи?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. АСИНО

Юдина Татьяна Валентиновна

Почему снег в городе тает быстрее , чем в лесу?

Методическая разработка

(План урока по предмету «Окружающий мир» 2 кл.)

Томск 2007

_______________________________________________

© Юдина Т.В., 2007

© СОШ № 1 г. Асино, Томская обл. 2007

© Томский государственный университет, 2007

Тема: Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?

Цель:


  • организация работы детей по отработке простейшего экспериментирования на разных материалах;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание любви к родному краю.

Средства:

- настольная лампа; проигрыватель, запись «Времена года» П.И. Чайковского;

плакат «Зима»; иллюстрации о зиме.

Ход урока.


  1. Оргмомент.
Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть. Повернулись друг к другу и подарили добрую улыбку, тем самым передавая тепло сердец своих.

II. Этап введения в тему: -Сегодня, когда я шла на работу, долго любовалась тем, что меня окружало. А чем я любовалась, попробуйте отгадать.

А) Загадка: Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

Б) – Что вы знаете о снеге? ( Дети обмениваются своими знаниями)

в) Работа с текстами (прием «ИНСЕРТ»)
- Я предлагаю вам поработать с текстом , но работа будет необычная. В каждом тексте тоже говорится о снеге. Ваша задача: читая текст, отмечать карандашом то, что вы уже знаете (v) и знаком (+) то, что вы узнали что-то новое… А потом поделитесь впечатлениями. Я прошу всех читать внимательно, т.к. у каждой группы свой текст, а …

(текст №1 – 1 группа, текст №2 -2 группа, текст №3 – 3 группа, текст №4 – 4 группа, текст -№5 – 5 группа. См. дополнительный материал.)

III. Отдыхательная пауза: - Прослушайте мелодию так, чтобы вы могли представить картину. Закройте глаза. …(Звучит мелодия) …………………………

Какую картину вы представили? Каким бывает снег? (Ответы детей записываю на доске) .

IV.Этап постановки проблемы: - Вот видите как много вы узнали о снеге. Ответьте на такой вопрос: «Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?»

V. Этап решения проблемы: - Чтобы решить данную проблему, что мы должны сделать?

(Провести наблюдение или какой-то эксперимент.)

А). – Хорошо. Недавно мы ходили на экскурсию и проводили наблюдения за снегом, что новое вы открыли для себя? ….

Можете ли вы доказать эту проблему?

Чем отличается снег в городе от снега в лесу? Почему он грязный?

Как влияет солнышко на снег?

Б). 1 версия. (Проведение опыта: нагревание черной и белой бумаги.)

2 версия. - Я заметила, что у нас во дворе, везде лежит снег , а в одном месте полосой проходит голая земля. Почему?

(Дома обогреваются, под землей проходят трубы теплоцентрали.)

3 версия.

Не так давно мне довелось побывать в гостях, в деревне, и не поверите, там дороги белоснежные, а у нас видно асфальт, в валенках не пройти, тут же ноги становятся сырыми. Почему?

(Дороги посыпают солью и …) (Ответы детей записываю на доске.)

в). Вывод. – В городе весной снег тает быстрее, потому что:

1. Дороги грязно – черные, а черное нагревается быстрее, чем белое.

2. В городе теплее, потому что дома обогреваются , под землей проходят трубы теплоцентрали.

3. Дороги посыпаются солью, шлаком…

VI. Составление «синквейна». (по схеме) Дети работают в группах.

Одна из работ: Снег

Легкий, белый.

Сверкае, падает, летит.

Снег укрыл землю пушистым покрывалом.

Капелька.

VII. Домашнее задание: - Написать рассказ о снеге.

VIII. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке?

Кому понравился урок?

Какое задание вам показалось самым трудным?

Дополнительный материал к уроку:

Текст №1.

Говорят: снег, как одеялом, одел землю. Почему снежный покров сравнивают с одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть землю? Нет, снег не может греть, ты прав. А вот что под снегом теплее, чем над снежным покровом, это действительно так и есть. Если в воздухе тридцать градусов мороза, то под снегом может быть намного меньше. То есть теплее. Почему? Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе , а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают животные, они прячутся под снег. Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег.

Текст №2.

ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ?*

По М. Гумилевской

В городе снега почти не видно. Не успеет он покрыть тротуары и мостовую, как тут же появля­ются дворники со скребками и метлами, снегоубо­рочные машины со своими металлическими лапами. Машины ловко собирают снег, отправляют его на грузовик. Глядишь -а снега уже нет, он вывезен куда-то, подальше от больших людных улиц. Если и залежится где-нибудь снежок, то очень скоро он потеряет свою безупречную белизну, почернеет от копоти и дыма.

То ли дело за городом , в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк! Идёшь по тропинке, а ещё лучше - на лыжах среди деревьев.

Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

Каждая снежинка» каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

Текст №3.

СНЕЖНАЯ ШУБА

По В. Архангельскому

На обширных просторах нашей страны снег лежит долго, с ноября по апрель. Круглый год он бывает в Арктике и на высоких горах, где лежит белой , сверкающей на солнце шапкой. Зато в южных районах тает очень рано, в конце февраля - начале марта уже в полном разгаре весенние полевые работы.

Страшны бывают бураны и снежные метели. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь

Метели нередко заносят рельсы, останавливают движение трамваев и поездов. Тысячи людей выхо­дят с лопатами и метлами убирать снег с путей. На помощь им приходят снегоочистители, которые валят вправо и влево высокие сугробы, очищая рельсы.

Вдоль полотна железной дороги мы ставим деревянные щиты, высаживаем узкой полоской деревья. Особенно хороши ёлочки. Тесно сплетая свои густые вечнозелёные ветви, они живым заслоном встают навстречу снежным заносам.

Но снежная шуба нужна для защиты посевов от холода. Она же помогает бороться с засухой. Хорошо хлебам под снегом! Снаружи стоят холода до 20-30 градусов, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше двух градусов мороза. И такая температура держится всю зиму , до самой весны. А там и солнышко пригреет.

Текст№4.

Если ты живешь в такой местности, где снега выпадает мало, а злой ветер и его уносит в овраги и балки, помогай взрослым расставлять щиты, заставляй снег оставаться на полях.

Весной он растает и увлажнит почву. А придёт осень - и с полей, на которых лежала пушистая подушка снега, соберут богатый урожай.

В суровые, морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари - самые большие птицы наших северных лесов.

Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Он находит себе там разный корм: ростки и листья растений, пауков, зарывшихся в мох, насекомых. А то и ягодкой брусники или клюквы полакомится.

Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зай­чишка. И маленький зверь бурундук спит