Дикие животные зимой: описание их жизни, как животные готовятся к зиме, красивые картинки. «Путешествие в зимний лес»
Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".
Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."
Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида"Теремок"г. Сибай.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети:
Зимой.
Воспитатель:
Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель:
Назовите приметы зимы.
Дети:
Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель:
А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель:
Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети:
Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель:
Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети:
Трусливый,всего боится.
Воспитатель:
Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.
Подвижная игра"Лиса и зайцы."
Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель:
Что это,дети?
Дети:
Это воют волки.
Воспитатель:
Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово.
По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:
"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель:
Во всех сказках волк одинаковый?
Дети:
Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель:
Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель:
Ребята,что это на снегу лежит?
Дети:
Шишки,грибы.
Воспитатель:
Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок. Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.
Физминутка.
Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель:
Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель:
Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки
и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).
- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)
Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)
По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)
Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)
Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)
Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)
Воспитатель:
Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?"
(волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.
Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию
«Жизнь диких животных в лесу зимой»
в подготовительной к школе группе
Программное содержание: расширять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания детей. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному что нас окружает.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихотворений, наблюдение и экскурсии.
Методическое обеспечение: групповая комната похожа на лесную зимнюю полянку, под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка, пролетают снегири. Все это достигается с помощью ярких мягких игрушек, пластмассовых елочек, веток.
Для коррекционных работ используются цветные открытки, с изображением диких животных, фланелеграфы, чудесный мешочек.
Кукольный театр с персонажами: старичок- лесовичок, лесные звери.
Музыкальное оформление: Г. Свиридов «Тройка» или « Полонез» Очинского.
Методика проведения
Звучит «Полонез» Огинского или «Тройка» Свиридова. На этом фоне воспитатель читает стихи: И. Суриков «Белый снег пушистый», «Береза» С. Есенина.
В: Ребята, что вы сейчас услышали? Д: Музыка, стихи. В: О чем я читала стихи? Д: Олесе, о березе.
В: А теперь посмотрите на картины и найдите лес, о котором я читала стихотворение. Покажите его. Почему вы думаете, что это он? Д: Тихо в этом лесу, все деревья засыпаны снегом, как шапкой. В: А где же белая береза? Д: Вот она.
В: Посмотрите на эти картины и скажите, а что вы чувствуете в душе, глядя на эти картины? Какое настроение возникает у вас? Д: Хорошее, доброе и т. д.
В: Ну раз у вас хорошее доброе настроение, то я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает старичок - лесовичок.
Ст-лес: Здравствуйте, ребята! Я- старичок - лесовичок, я здесь живу. С чем пожаловали в мой дом? С худом или добром?
Д: С добром. Ст- лес: Тогда сначала отгадайте мои загадки, а потом дальше пойдете.
1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка).
2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать, (медведь).
3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной? (еж).
4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом? (лиса).
5. Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк).
6. Зимой белый, летом серый? (заяц).
Почему у зайца зимой белая шерстка? Как он это делает?
7. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок? (белка).
8. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может он реветь, кто скажите он? (медведь).
Стар-лес: Молодцы, ребята! Все правильно отгадали, можете гулять в моем
лесу.
Коррекционная работа. Физкультминутка с прослеживающей функцией глаз.
В: Ой! Посмотрите ребята! Кто это прилетел и на ветки дерева сел?
Д: Снегири.
В: А как вы догадались, что это снегири? Почему они к нам прилетели?
(ответы детей)
В: Посмотрите сюда, а один все летает и летает.
Дети глазами прослеживают за снегирем вправо- влево, вверх- вниз (5-6раз). Кукольный театр: Лесные звери- куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют. Белка: Здравствуйте ребята!
Я Белка! Веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать скакать, силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас, грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Трудно белке зимовать? Когда долгая зима,
Когда снежная она, когда сильные морозы...
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу. В: Ребята! О чем нам белочка рассказала? Д: О том как она зимует, как ей трудно бывает зимой. В: А что нового вы узнали о Белочке?
Д: Что зимой Белочка становится серой, она линяет и цвет шерсти становится серый В: А зачем она это делает?
Д: Чтобы стать менее заметной, чтобы ее не съели другие звери. Еж: А я ежик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас, грибы и ягоды запас,
Трудился- не ленился, меня вот разбудили И к вам ребята пригласили, чтоб о себе все рассказал, Сюда медведя я б позвал, но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа
Крепко спать и весны ждать! В: О чем нам рассказал еж? Д: О своем зимовье. В: А почему ребята, нельзя будить медведя?
(ответы детей) Заяц: А я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме ребята побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной! И хотя я не трус, но всего, всего боюсь! Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замершей.
Что под снегом заяц найдет- все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,
Где ему еды приберегите, не пугайте, не гоните. Лиса: Я лиса! Мороза не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Хвост красивый какой- мне он нравится самой! Живу в поле, там сплю, отдыхаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. В: Ребята! Что нового узнали о лисичке? Д: О том, что лисичка не может догнать зайчика. Стар-лес: Рассказывает о волке:
А еще есть зверь лесной, он ребята очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались! Угадайте? Это волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит. Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. В: Почему дети нельзя волку попадаться зимой? (ответы детей)
В: Спасибо Стар - лесовичок, что предупредил нас, сейчас мы пойдем на прогулку в лес.
Коррекционная физкультминутка: Прогулка в зимнем лесу. Мы пришли в зимний лес - ходьба по комнате.
Справа березка в шубке стоит- руку отводят и прослеживают взглядом. Слева елка на нас глядит- руку отводят в указанную сторону. Снежинки в небе кружатся- движение фонариком и смотрят вверх. На землю красиво ложатся- кружась приседают. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал- прыжки. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны в стороны.
Вот мы спрячемся сей час, не найдет тогда он нас!- приседают, прячась Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит- имитируют сон. Прилетают снегири, как красивы они!- имитируют полет птиц. В лесу красота и покой, а нам пора домой- садятся на свои места.
Игра « Чудесный мешочек» - в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т.д. Дети достают пищу для зверей, угощают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их. Коррекционная игра: Сложи открытку.
В: Дети, а Стар- лесовичок еще одну загадку нам оставил. В этих конвертах спрятаны изображения животных. Нужно их сложить и отгадать кто это?
Дети складывают открытки с изображением диких животных. В: Кто у тебя получился, а у тебя? Дети отвечают, называя животное. В: Хорошо! Молодцы, все справились с загадками.
А сейчас, ребята, я познакомлю вас с пословицами о природе.
1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! В: Почему мы должны птиц и зверей оберегать?
Давайте представим, что может случиться, если не будет птиц, зверей
(ответы детей)
2. Кто природу губит, тот свой край не любит! В: А что значит губить природу?
(ответы детей)
В: А как можно любить свой край, природу. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Люблю птиц».
В: Из этого стихотворения сразу видно, что этот человек добрый, любит природу. О нем можно сказать пословицей.
3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Завершая прогулку по зимнему лесу, задаю вопросы:
Что нового узнали на занятии? Чему вы научились? Что вам было трудно?
Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным?
Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с его обитателями
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_1.jpg)
Как дикие животные готовятся к зиме?
Чтобы выжить в этих жестких условиях холодного времени года дикие животные готовятся к зиме заранее:
- меняют окраску,
- делают запасы,
- готовят себе жилище,
- впадают в спячку
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_2.jpg)
Заяц
Осенью заяц меняет серую шубку на белоснежную, тёплую и пушистую. На белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» – примечает народ.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_3.jpg)
Заяц
Домика у зайца нет, он укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустами сделав в нём ямку. Днём зайцы спят, а ночью выходят на кормёжку. У зайчишки острые зубы, которыми он, как ножницами срезает кору с деревьев.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_4.jpg)
Белка
Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк! Смотришь на неё и на душе становится радостно. К зиме её мех становится серебристо-серым, густым и теплым. Но главная гордость белочки пушистый хвост. Им она укрывается в холодные ненастные дни, хвост помогает ей при прыжках с ветки на ветку.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_5.jpg)
Белка
Белка живёт в дуплах старых деревьев – их выдалбливают дятлы, а если не находит дупла, строит гнездо из тонких прутиков сама.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_6.jpg)
Белка
Белочка – совсем беззащитный зверёк. В лесу у неё много врагов. На деревьях – ястребы, совы, филины. На земле - лиса, горностай, куница. От врагов она спасается среди густых ветвей и в дуплах.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_7.jpg)
Белка
Белка любит лакомиться орехами, семечками хвойных деревьев – кедра, сосны, ели; ягодами, плодами деревьев и кустарников, грибами, почками деревьев.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_8.jpg)
Лиса
С наступлением зимних холодов лисий мех становится пышней и теплей. Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_9.jpg)
Лиса
Ночью лисица выходит на охоту. Зимой её добычей часто становятся мыши – полёвки. Она чувствует своим острым нюхом их запах сквозь толщу снега, ударяет о снег лапами и подпрыгивает – лиса мышкует. Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждёт, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_10.jpg)
Лиса
Опасный враг рыжей кумушки лисы - волк. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_11.jpg)
Волк
Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так легче охотиться. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Когда волки воют, они сообщают, что лесная территория занята их стаей.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_12.jpg)
Волк
К зиме волчья шерсть становится гуще и пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо-серой. Днём серые разбойники прячутся в глухих местах, лесных чащобах, в своих глубоких норах - логовах, а ночью выходят на охоту. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_13.jpg)
Кабан
Кабан внешне чем-то похож на домашнюю свинью, но тело его покрыто густой серо - бурой щетиной, у самцов – большие клыки. Глаза ночью светятся темно – красным цветом. Держатся кабаны вместе небольшими стадами, семействами. День кабаны проводят на лёжке в глухом уголке леса – они раскапывают снег до земли и ложатся на слой веток, мха и травы.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_14.jpg)
Кабан
Зимой кабанам очень тяжело кормиться, корма привычного для кабана – опавших плодов, желудей, червяков и насекомых – нет. Поэтому зимой кабаны очень мало кормятся, они живут за счет жировых запасов.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_15.jpg)
Лось
Это крупные животные, с большими рогами. Держаться они небольшими стадами. Зимой кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. Лоси сильно вытаптывают снег на участке, охотники это место называют «стойбищем».
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_16.jpg)
Лось
Питаются лоси зимой ветками и корой деревьев и кустарников. Часто зимой от холода лоси зарываются в снег почти полностью, торчит только голова и холка – так лосю теплее.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_17.jpg)
Рысь
Рысь – довольно крупный зверь с кисточками на ушах и коротким хвостом. Рысь – крупная кошка. Живёт в сильно заросших глухих лесах, где под корнями упавших деревьев, иногда – в низко расположенном дупле, в пустотах между камнями, устраивает себе логово.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_18.jpg)
Рысь
Рысь – хищник, охотится на птиц, зайцев, лисиц, косуль и оленей. Нападает с прыжка: с земли или с дерева.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_19.jpg)
Медведь
Зимует медведь в укромной берлоге, которую готовит заранее и место выбирает недоступное. Он ищет хорошее сухое место: в расщелине, скале, под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_20.jpg)
Медведь
Медведь готовится к зиме, наедая жир. Он активно ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, но делает он это за несколько недель до спячки. Перед самим сном мишка кушает мало: корешки да стебельки, чтобы желудок стал пустым и животное могло спокойно отдыхать в режиме малой потребности в пище. Ложась спать, медведь остается в режиме контроля, он не глубоко спит, а дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага. Иногда он даже может выйти из убежища, чтобы проверить обстановку
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_21.jpg)
Медведь
Если же берлога оказалась непригодной для зимовки – попадает вода, например, то животное может выйти искать новый дом посреди зимы, тогда он очень опасен, в такой момент его называют медведем-шатуном. У животного зимой снижается температура, его полученный за осень жир очень помогает не замерзнуть.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_22.jpg)
Медведь
Спят мишки по одному в своих берлогах, семьей они не зимуют, а если у медведицы родились в этом году малыши, они спят с мамой.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_23.jpg)
С наступлением холодов, жизнедеятельность организм ежа приостанавливается, и он погружается в длительную спячку. Основными причинами этого процесса является отсутствие корма и низкая внешняя температура. Зимует еж без запасов еды, в отличие от многих животных, так как в основном он питается жуками и личинками, которых невозможно сохранить до зимнего периода в качестве припасов.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_24.jpg)
По этой причине в период активности еж накапливает подкожный жир, чтобы в холодный период организм имел источники энергии для своего функционирования, а также смог нормально выйти из этого состояния с приходом весны. Зимует еж в специально подобранном для этого укрытии. К выбору спячки животное подходит основательно, поскольку это напрямую связано с его жизнью.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_25.jpg)
Если убежище будет находиться слишком близко к поверхности земли, велика вероятность того, что зверек попросту замерзнет. поэтому нору ежи выбирают как можно более глубокую (порядка полутора метров вглубь), которая располагается под толстым слоем подстилки.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_26.jpg)
Чтобы полностью подготовиться к зимним морозам, ежи линяют, в процессе чего на смену летнего покрова приходит зимний, более адаптированный под этот сезон года. Чтобы сократить степень соприкосновения тела с воздухом, еж заворачивается в плотный шар, что позволяет ему лучше сохранять собственное тепло.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_27.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_28.jpg)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
медведь
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_29.jpg)
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»
Белка
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_30.jpg)
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_31.jpg)
-А вот другой - зверь лесной:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы…
Лису
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_32.jpg)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается
Заяц
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_33.jpg)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый
Лось
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_34.jpg)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
Кабан
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_35.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54ef819aa5c8a/img_user_file_54ef819aa5c8a_36.jpg)