Что такое биологические отходы животноводства. Отходы животноводства: отход, сырье или продукт? Транспортировка, сбор биологических отходов
О бъекты складирования и утилизации отходов животноводства включены в общую схему управления отходами только в трех субъектах РФ. 67 регионов получили рекомендацию проконтролировать уточнение терсхем в части отходов животноводства. Такая статистика, как сообщила 18 июля пресс-служба Минпироды России, была озвучена на оперативном совещании об итогах работы по координации действий всех участников процесса при корректировке территориальных схем обращения с отходами.
Также, по данным Росприроднадзора, 12 субъектов до настоящего времени не представили информацию о наличии/отсутствии в терсхемах объектов по обращению с отходами животноводства. На территории 2 субъектов РФ объекты по утилизации и обезвреживанию таких отходов отсутствуют. По 1 субъекту РФ информация обрабатывается.
Для большинства регионов вопросы образования, размещения, складирования, утилизации отходов животноводства являются очень актуальными. Эта сфера долгое время не регулировалась, что приводило к негативным последствиям и недовольствам жителей территорий, отмечает пресс-служба Минприроды.
Глава ведомства Дмитрий Кобылкин посоветовал не забывать, что за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, а также бездействие должностных лиц, ужесточено законодательство, которое будет применяться при всех выявленных фактах. Принятые в июне поправки в КоАП РФ ужесточили, в том числе ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.
Согласно статье 8.2.3. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства», максимальные штрафы за несоблюдение требований при размещении таких отходов:
- для граждан составят до 8 000 рублей;
- для должностных лиц - до 70 000 рублей;
- для предпринимателей - до 90 000 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- для юридических лиц - до 800 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
В случае если действия (бездействие), причинили вред здоровью людей или окружающей среде либо вызвали эпидемию (при отсутствии уголовной составляющей), максимальный штраф:
- для граждан составит 9 000 рублей;
- для должностных лиц - до 80 000 рублей;
- для предпринимателей - до 100 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- для юридических лиц - до 900 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Согласно статье 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, повлекшее причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:
- на граждан до 14 000 рублей;
- на должностных лиц - до 100 000 рублей;
- для предпринимателей - до 130 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- для юридических лиц - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Отходы от деятельности животноводства, как и бытовые, и промышленные виды мусора, нуждаются в утилизации. Навоз и помет – это не только неприятно пахнущие экскременты животных, но еще и ценное сырье, в связи с чем существует множество способов переработки таких отходов.
Отходы животноводства – это многокомпонентная смесь, включающая в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологическую и смывную воду, кормовые остатки и газы. По сути, данный вид отходов представляет собой полидисперсную суспензию, которая состоит из органических компонентов и минеральных веществ.
Отходы животноводства делятся главным образом на два вида:
- навоз (крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, лошадей и пр.), который рассматривается в двух формах – свежей и перепревшей;
- помет (куриный, гусиный и т.д.), также различающийся по степени свежести.
Навоз и птичий помет относят к нестабильным органическим загрязнениям, характеристика которых определяется возможным присутствием лекарственных препаратов, разных химических соединений и тяжелых металлов.
Проблемы обращения с отходами животноводства
Обращение с отходами животноводческих ферм связано с определенной проблемой. Вопрос заключается в том, чем являются навоз и помет. Если экскременты птицы и скота классифицировать как отходы, то на них распространяются все требования закона. А в случае, когда навоз и помет рассматриваются в качестве ценного сырья для получения удобрений, применение закона об обращении с отходами становится неправомерным.
Согласно сведениям ФККО экскременты от разных видов животных в зависимости от свежести относятся к 3-5 классам опасности. В связи с этим обращение с животными продуктами жизнедеятельности регулируется законами №89-ФЗ и №99-ФЗ РФ. Последний предусматривает обязательное получение лицензии для совершения всех видов работ с опасными отходами 1-4 классов.
Фермеры рассматривают навоз и птичий помет все-таки как важнейший сырьевой ресурс. Жидкие экскременты направляются в специальные хранилища, где перепревают в течение определенного времени. Полученный высушенный навоз (или помет) может вноситься как удобрение.
Зачем утилизировать навоз и помет
Отходы животноводческих и птицеводческих комплексов являются очередными источниками загрязнения природной среды. По этой причине навоз и помет нужно перерабатывать.
Как правило, навоз применяется в качестве ценного удобрения, однако свежие экскременты не используются по следующим причинам:
- навоз может содержать вредоносные бактерии, яйца глистов (гельминтов), личинки насекомых и семена различных сорняков;
- при разложении навоза образуются элементы, которые могут навредить корням растений;
- свежие испражнения содержат химические элементы, которые находятся в связанном состоянии, в связи с чем растения их почти не усваивают;
- разложение навоза сопровождается бурными химическими реакциями и активным выделением тепла, что может привести к заболеванию растений, снижению урожайности, а в худшем случае — к гибели посадок.
На животноводческих комплексах навоз обычно образуется в значительных объемах, поэтому его сложно перевозить на большие расстояния. Совокупность этих факторов приводит к необходимости переработки и утилизации отходов животноводства.
Способы утилизации
Основные способы утилизации отходов животноводства:
- Вывоз экскрементов на поля. Ранее уже было отмечено, что такой способ имеет много недостатков, поскольку транспортировать большие объемы затруднительно, вместе с навозом в почву попадают инфекции и токсичные вещества, а в растениях накапливается избыток нитратов, меди, цинка.
- Компостирование. Утилизация отходов (их переработка) этим методом предполагает наличие отведенных территорий, технических средств и больших объемов компонентов, уменьшающих влажность сырья (торф, солома и пр.). Правильная технология производства обеспечивает получение высококачественного биогумуса.
- Помет как корм. Питательные вещества (примерно 40%), не перевариваясь в организме птицы, выводятся вместе с пометом, поэтому птичьи экскременты применяют в виде добавки к корму животных. Высушенный и термически обработанный помет может содержать около 30% чистого белка, что положительно сказывается на привесах животных при добавлении обеззараженных экскрементов в корм скоту.
- Вермикультура. Используются калифорнийские и иные виды червей с целью уменьшения объемов отходов, получения кормового белка и улучшения плодородности почв.
- Биоэнергетический. Включает совокупность методов, реализация которых позволяет получать разные виды топлива. К примеру, из коровьего навоза можно получать газ, содержащий до 60% метана.
- Переработка бактерицидными препаратами. Безопасный и экономичный способ, с помощью которого процесс переработки значительно ускоряется, а полезные элементы максимально сохраняются.
Существуют и другие способы хранения и переработки навоза и помета, однако в России большинство из них направлено на получение органических удобрений на основе отходов животноводства.
Компостирование
Как устроены заводы по переработке навоза/помета, оборудование
В зависимости от способа переработки применяется различное оборудование. В первую очередь навоз или помет нужно вычистить из стойл/клеток. Для этой цели существуют следующие методы:
- гидравлический: к стойлам подведены трубы, которые периодически наполняются водой, и образующийся напор смывает отходы;
- механический: стойла вычищают специальными скребками, которые располагаются на конвейере;
- щелевой: в полах устроены щели, через которые навоз продавливается в траншеи, а уже оттуда его убирают.
Собранную массу транспортируют к местам хранения или переработки, применяя грузовую технику, насосные станции, пневматические установки и другое оборудование
Дальнейшее оборудование зависит от выбранного метода переработки:
- Компостирование: применяются специальные ворошители, которые переворачивают слои в компосте, чтобы масса перегнивала равномерно.
- Получение биогаза: требуется биореактор, в котором жидкие фекалии нагреваются до определенной температуры, и начинается процесс брожения, в результате которого вырабатывается газ. Готовое топливо можно продавать либо использовать в самом хозяйстве для отопления или генерации электричества.
- Сепарирование: жидкие и твердые фракции должны быть разделены, для чего обычно используют специальные решетки и сита.
![](https://i0.wp.com/ecologia.life/wp-content/uploads/2019/04/shema-biogazovoj-ustanovki.jpg)
Помимо этого, перерабатывать отходы можно методом гранулирования, для чего потребуется сушильная установка, измельчители и гранулятор. Гранулированный навоз и помет имеет много преимуществ: в нем не содержатся токсичные вещества, его можно сразу вносить на поля, выдерживает длительное хранение, не имеет неприятных запахов. Переработанный навоз можно использовать в своем хозяйстве, а избытки продаются в качестве удобрения.
Еще один метод переработки заключается в создании топливных брикетов:
- обычно используют подстилочный навоз, который проходит измельчение в роторной дробилке;
- далее измельченную массу помещают в смесительную установку, где он стерилизуется и перемешивается, а на выходе образуется однородное вещество;
- с помощью экструдера полученная масса отжимается, уплотняется, из нее формируют топливные брикеты;
- полученные брикеты отправляются в сушильную установку либо сушатся на солнце в помещении, защищенном от атмосферных осадков.
Готовые брикеты используются в печах или газогенераторных котлах.
Современное оборудование для переработки отходов животноводства может представлять собой целый завод, на котором объединяются множество операций, необходимых для полноценной утилизации сырья.
О том, как осуществляется производство органического удобрения из навоза в биогазовом комплексе, рассказывают в следующем видео:
Контроль в области обращения с отходами животноводства
В Российской Федерации контролирующими органами в сфере обращения с отходами животноводческих комплексов являются Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росприроднадзор. В их полномочия входят регулирование всех видов деятельности (сбор, транспортировка, переработка и т.д.), осуществляемых с пометом и навозом, и контроль над отходами.
В 2017 г. Министерством природных ресурсов РФ было выдвинуто предложение по установлению административной ответственности за отходы, т.е. за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при работе с экскрементами птицы и скота.
Проект предполагает следующие размеры штрафов: для физических лиц (граждан) – 1,5-2 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 25-35 тыс. и 150-300 тыс. руб. соответственно.
Отходы животноводства нуждаются в правильной утилизации, поскольку из навоза и птичьего помета можно получать качественные органические удобрения, кормовые добавки, топливо. Существуют разные способы переработки навоза и помета, которые подходят как для маленьких хозяйств, так и для агрохолдингов.
Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой - сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.
Как устроено регулирование?
1. Отходы как отходы
Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания - свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с “состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет - из третьего в четвертый.
2. Отходы как удобрение
Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями - существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 “Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.
В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.
Можно ли считать отходы безопасными?
Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ “Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.
“Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно разъяснению Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции - технические условия,
устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.
В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям - в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям - побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, - рассказал Тарасов.
Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.
В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.
Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. “Если теории недостаточно, есть и практические примеры - в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, - подытожил Тарасов.
В чем проблемы для отрасли?
Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.
Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки - нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.
Затраты больших предприятий на переработку отходов могут доходить до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.
Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают “помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже - от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.
Как бизнес находит пути решения?
Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству “ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая - полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.
Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО “ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.
“Так, 99-ФЗ “О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.
Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ - то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые “навоз КРС” и “навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы - это вещества и предметы, которые удаляются”, - заявил Грицких.
По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ “О техническом регулировании” юридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.
“Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае - это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями “отход” и “сырье”, - комментирует эксперт.
“Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, - заключает Грицких.
Время на чтение: 14 мин
5 / 5 ( 1 vote )
5 / 5 ( 1 vote )
С 17.06.2019 в Кодекс об Административных правонарушениях РФ добавлена новая статья - 8.2.3 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства". Штрафы за отходы животноводства - рассмотрим в этой статье.
Раньше административное наказание, связанное с нарушениями в области обращения с отходами животноводства, применяли по статье 8.2. КоАП РФ, минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляло 100,0 тысяч рублей.
Отныне минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляет от 250,0 тысяч рублей....
![](https://i0.wp.com/ecoproverka.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-8.jpg)
Что относится к отходам животноводства?
Ни в ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет. Поэтому обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов, согласно которого к отходам животноводства относятся:
1 12 000 00 00 0 Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)
1 12 100 00 00 0 - Отходы разведения крупного рогатого скота
1 12 110 00 00 0 - Навоз крупного рогатого скота
1 12 110 01 33 4 - навоз крупного рогатого скота свежий
1 12 110 02 29 5 - навоз крупного рогатого скота перепревший
1 12 121 11 20 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота
1 12 200 00 00 0 - Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных
1 12 210 00 00 0 - Навоз конский
1 12 210 01 33 4 - навоз конский свежий
1 12 210 02 29 5 - навоз конский перепревший
1 12 221 11 40 5 - отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные
1 12 300 00 00 0 - Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих
1 12 310 00 00 0 - Навоз верблюжий
1 12 310 01 33 4 - навоз верблюжий свежий
1 12 310 02 29 5 - навоз верблюжий перепревший
1 12 400 00 00 0 - Отходы разведения овец и коз
1 12 410 00 00 0 - Навоз мелкого рогатого скота
1 12 410 01 29 4 - навоз мелкого рогатого скота свежий
1 12 410 02 29 5 - навоз мелкого рогатого скота перепревший
1 12 500 00 00 0 - Отходы разведения свиней
1 12 510 00 00 0 - Навоз свиней
1 12 510 01 33 3 - навоз свиней свежий
1 12 510 02 29 4 - навоз свиней перепревший
1 12 520 01 39 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней
1 12 551 11 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 12 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 21 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 551 22 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 552 11 32 4 - навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней
1 12 552 12 32 3 - стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней
1 12 553 11 33 4 - осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях
1 12 700 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 710 00 00 0 - Помет птичий
1 12 711 01 33 3 - помет куриный свежий
1 12 711 02 29 4 - помет куриный перепревший
1 12 711 12 29 4 - помет куриный, выдержанный в пометохранилище, обеззараженный
1 12 712 01 33 3 - помет утиный, гусиный свежий
1 12 712 02 29 4 - помет утиный, гусиный перепревший
1 12 713 01 33 3 - помет прочих птиц свежий
1 12 713 02 29 4 - помет прочих птиц перепревший
1 12 720 00 00 0 - Отходы инкубаторов для птицеводства
1 12 721 11 29 4 - скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров
1 12 790 00 00 0 - Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 791 01 33 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц
1 12 791 02 39 4 - отходы подстилки из соломы при содержании птиц
1 12 796 11 41 5 - мука яичной скорлупы
1 12 798 00 00 0 - Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 91 39 4 - осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 92 39 4 - смесь осадков биологической и флотационной очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 900 00 00 0 - Отходы разведения и содержания животных прочие
1 12 910 00 00 0 - Отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках
1 12 911 00 00 0 - Навоз пушных зверей
1 12 911 01 33 4 - навоз пушных зверей свежий
1 12 911 02 29 5 - навоз пушных зверей перепревший
1 12 912 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании пушных зверей
1 12 970 00 00 0 - Отходы разведения и содержания собак
1 12 971 01 33 4 - экскременты собак свежие
1 12 971 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании собак
1 12 971 21 20 4 - отходы подстилки из сена при содержании собак
1 12 975 11 32 4 - жидкие отходы смыва нечистот при уборке вольеров
1 12 980 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственных животных и птиц в смеси
1 12 981 11 33 4 - смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная
1 12 990 00 00 0 - Отходы содержания диких животных в неволе
1 12 991 11 33 4 - навоз диких животных, содержащихся в неволе, свежий
1 12 992 11 30 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании диких животных в неволе.
Таким образом, в отношении всех вышеперечисленных отходов может быть применена статья 8.2.3 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ
1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что относится к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства?
На самом деле - конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.
![](https://i1.wp.com/cdn.shortpixel.ai/client/q_lossy,ret_img/https://ecoproverka.ru/wp-content/uploads/2019/06/san-pin.jpg)
![](https://i0.wp.com/ecoproverka.ru/wp-content/uploads/2019/06/san-pin.jpg)
Согласно вышеуказанных санитарных правил:
5.4. Способы и средства удаления отходов из помещений должны обеспечивать своевременное их удаление. Для гидросмывов должна использоваться непитьевая вода.
5.5. Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.
5.6. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
5.7. При возникновении зоонозных инфекционных заболеваний навоз должен обеззараживаться физическим, химическим или биологическим методами. В каждом неблагополучном животноводческом хозяйстве должны быть предусмотрены технические средства для обеззараживания навоза и его фракций (жидкой и твердой), а также фугата, активного избыточного ила в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза.
5.8. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания - в течение 12 мес. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС - 6 мес., свиноводческих предприятий - 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах - 5 мес.
5.9. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. в теплый период года и не менее 2 мес. - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
5.10. Навоз и навозные стоки, отвечающие мелиоративным, агрономическим, ветеринарным, водоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, должны использоваться на сельскохозяйственных полях в качестве удобрений. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территории комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации.
5.11. Ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков.
5.12. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Дренажный сток следует направлять в пруды-накопители или повторно использовать для орошения. Для полей орошения пригодны все виды почв, кроме щебенистых, гравийных, а также сильно засоленных.
5.13. Распределение неинфицированной жидкой фракции навоза на полях орошения следует осуществлять поверхностными способами, мобильными средствами.
5.14. Системы обработки и транспортировки отходов на сельскохозяйственные поля должны включать обязательное использование специальных расходомерных устройств.
5.15. В проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий.
5.16. Не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены:
а) в пределах округа санитарной охраны курортов;
б) на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения;
в) в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника;
г) в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.
Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства, могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения.
При несоблюдении ТУ и регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.2.3. КоАП РФ
КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Я думаю, здесь комментарии не нужны.
Часть 3 статьи 8.2.3. КоАП РФ
3.Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная часть может быть применена только при в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Часть 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ
4.Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Размещение отходов - это их хранение и захоронение.
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
По части 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ будут привлекаться предприятия скорее за хранение отходов. Чтобы уйти от этой части статьи необходимо не осуществлять складирование отходов животноводства на срок более 11 месяцев.
Часть 5 статьи 8.2.3 КоАП РФ
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семи тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Навоз животных относится к отходам. Утилизация процессов жизнедеятельности контролируется на законодательном уровне. Для осуществления соответствующей деятельности необходимо получение лицензии.
Отходы животноводства
К ним относятся экскременты сельскохозяйственных животных: навоз крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, коз и помет птиц. К каловым массам включаются дополнительные вещества – корм, смывная вода.
Загрязнения животноводства имеют органический характер, но в них присутствуют токсичные химические вещества, гельминты. Они – опасные источники инфекций и болезней. Такие отходы следует правильно утилизировать. Для контроля этого проводится официальное лицензирование.
Навоз и помет, как и другие виды загрязнений, имеют свой класс опасности, по которому выявляется степень токсичности для окружающей среды. Свежий навоз относится к IV классу, а помет к III. После естественной переработки – разложения массы, степень опасности становится V и IV класса. Токсичность снижается. Экскременты можно использовать как прикормку.
Проблема определения загрязнения
Отходы животноводства имеют несколько статусов. В качестве:
- загрязнений, подлежащих утилизации;
- полезного удобрения.
В зависимости от классификации к ним складывается различное отношение.
Если рассматривать как загрязнение, то они попадают под строгие требования законодательства по переработке и лицензированию этой деятельности. При оценке как удобрения такого регулирования не происходит.
Сфера переработки отходов регулируется на основе федерального закона «Об отходах производства и потребления». Контроль осуществляется сразу несколькими организациями: Росприроднадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором.
Получение лицензии
Федеральные службы проводят лицензирование деятельности по обращению с отходами животноводства. Для этого они должны быть официально направлены на утилизацию или обезвреживание, где пройдут экспертизу на класс опасности. После происходит получение лицензии на проведение деятельности по сбору и размещению на специальных площадках.
У лицензиата должно присутствовать помещение для хранения и обезвреживания сырья со всем необходимым оборудованием для утилизации, которое принадлежит ему на правах собственности. Транспортировка и подготовительные мероприятия нуждаются в лицензировании деятельности.
После получение официальной лицензии в государственный реестр объектов размещения отходов вносится помещение, где будет храниться сырье. В конце проводится оплата.
Переработка и хранение отходов животноводства требует лицензирования. Так, обезвреживание экскрементов регулируется на государственном уровне. Это помогает сократить наносимый вред окружающей среде.