Чем можно подшить крышу. Подшивка крыши: как это сделать? При обшивке свесов надо учитывать несколько важных моментов

После окончания объемной и сложной установки кровли, предстоит еще одна важная работа – подшивка свесов крыши. Отдельные нерадивые хозяева игнорируют этот момент или выполняют некачественно. Это необходимый процесс, благодаря которому дом приобретает дизайнерский вид. Важны и чисто практические функции – подкровельное пространство теперь надежно защищено от ветра, обеспечивается вентиляция.

Для оформления применяются различные материалы как используемые в других целях, так и созданные специально. Для каждого из них существует своя специфика монтажа, которая определяется свойствами изделий. Для качественной работы понадобятся некоторые базовые навыки и несложные инструменты. Тогда выполнение своими руками подшивки вполне осуществимо.

Кровельные свесы дома – особенности устройства и функции

Карниз крыши подшивается не только для защиты чердачного пространства, но и преследует цель декоративного оформления дома. У здания появляются явные преимущества:

  • конструкция приобретает завершенность внешнего вида;
  • возникает дополнительная возможность регулировать теплоизоляцию внутренних помещений;
  • элементы кровли защищены от вредного воздействия осадков.

Карнизный свес – это часть стропил, которая выступает за фасад здания. Он разный по конструкции: простой или с выносом. Исполнение первого несложное, сильный ветер не вызывает гудения, чем страдает второй вариант, который также труднее для работы. Подшивку делают так, чтобы была возможность поставить водостоки, осуществлялась вентиляция крыши.

Отделывать свесы рекомендуется после установки стропил, когда обрешетка для кровельного покрытия еще не прибита. Предварительно укладывается гидроизоляция и утепляется крыша. Если планируется отделка стен, ее проводят после, чтобы не повредить при оформлении карнизов. Их подшивают все, независимо от конструктивных особенностей: какого вида кровля, размеры выступов.

Дома имеют два типа свесов: боковые у всех конструкций и фронтальные. Последние защищают фасад, у вальмовых крыш их нет. На обычной двускатной кровле они выполняются по доскам обрешетки, выпущенным за пределы фронтона. Иногда делают несущие перекладины, которые закрепляют на стропилах. В обоих случаях снизу подшивается доска.

Боковые свесы имеются у всех наклонных кровель. Их образуют стропила, край которых выдается дальше стен дома. Выступ зависит от высоты здания, размеров отмостки и составляет от 0,5 м до 0,7м, хотя встречаются и уже. В таком случае требуется хорошая защита стен – при дожде с ветром они сильно намокают.


Исправляют ситуацию при недостаточной длине стропил установкой кобылок. Процесс довольно затруднительный, и не всякий захочет возиться с подобной работой. Поэтому с размерами свеса определяются при сооружении крыши.


Одновременно с защитой от воздействий атмосферы карнизы призваны обеспечивать хорошую естественную вентиляцию кровельного пирога. Это в равной мере важно для мансарды и холодного чердака. Воздух не должен встречать препятствий, продвигаться между элементами крыши и выходить через конек, иначе образуется конденсат. Поэтому не используются герметики и монтажная пена. Исключение – фронтальные конструкции, выполняемые «глухими».

Материалы для подшивки карнизов – какой выбрать

Ассортимент очень большой, каждый из видов, используемых для отделки свесов, обладает своими преимуществами и недостатками. При правильной установке ими обеспечивается защита от влаги и вентиляция. Приобретая, учитывают внешний вид и продолжительность эксплуатации. Большинство материалов используются в других целях при строительстве дома, но способны выполнять функцию в свесах крыши.


Существуют также изделия, специально разработанные для этой цели – софиты. Работать с ним просто, не требуются сложные дорогостоящие инструменты. Они сразу готовы к установке, дополнительные операции не требуются. Независимо от материала софитов и особенностей, они монтируются без усилий даже новичками. Основное отличие – расположение не вдоль стены, а перпендикулярно. Особенность конструкции в том, что предусмотрены вентиляционные отверстия. Материал для изготовления применяется самый разный:

  1. 1. Медь – изделия из нее очень эстетичные и презентабельные, но дорогостоящие. Отличаются повышенной огнестойкостью и прочностью.
  2. 2. Алюминий – сверхлегкие эластичные ремонтнопригодные элементы. Покрываются устойчивой к ультрафиолету краской, отчего не теряется насыщенность. Декоративность невысокая – оттенки белого и коричневого.
  3. 3. Оцинкованный софит – долговечный, прочный, не требует дополнительного ухода. Имеет значительный вес, что создает трудности при монтаже.
  4. 4. Виниловые – недорогой и самый популярный материал. Он легкий, красивый на вид, простой в установке, получается полотно без швов. Пластик огнестойкий, выдерживает значительные нагрузки. Изделия выпускаются без вентиляционных отверстий, полностью перфорированные или только по центру.

Деревянная вагонка тоже широко используется для подшивки свесов. Привлекает простота установки и неплохие эксплуатационные характеристики. Выбор материала проводят с учетом ряда нюансов. Обращают внимание на толщину (не менее 2 см) и прочность. Второй показатель – влажность. Не годится с повышенной, пересушенная тоже. Поскольку изделия пребывают на открытом воздухе, подвергаются воздействию атмосферы, заботятся об их защите – обрабатывают антисептиками и водоотталкивающими средствами.


Обрезные доски – еще один материал, часто применяющийся для устройства карнизных свесов. Учитываются характеристики древесины. Чтобы добиться оптимальной влажности, хранят в тени на воздухе не менее месяца. С целью соблюдения эстетичности выбирают изделия без заметных дефектов, перед монтажом обрабатывают рубанком. Применение защитных составов обязательно.


Профнастил представляет собой оцинкованную сталь, покрытую разноцветными полимерами. Панели нарезают по размеру свеса. Для обеспечения вентиляции оставляют зазор между обшивкой и стеной здания, соответствующий длине волны. Материалу не страшны механические повреждения и перепады температур. Профлист обладает повышенной жесткостью, устойчивый к ветровым нагрузкам.


Для подшивки свесов используют сайдинг, который применяется при отделке фасада. Вариант допустимый, но имеются моменты, которые следует учитывать. Пластик непрочный, тем не менее он способен служить долго. Еще один материал – вагонка ПВХ. Для монтажа приобретают П-образные полоски, которыми отделывают края. Стыки соединяют специальными уголками.

Все материалы должны:

  • надежно защищать карнизную часть кровли от всевозможных осадков, мороза, ветра;
  • обеспечивать вентиляцию многослойной крыши;
  • быть устойчивыми к внешним воздействиям и долговечными;
  • украшать конструкцию здания.

Соблюдение всех условий, предъявляемых к выбору материала и монтажу, позволит выполнить свесы эстетичными и практичными.

Две технологии отделки выступов – начинают с подготовки стропил

Варианты, по которым выполняется подшивка свесов крыши, отличаются конструктивными особенностями. Если скаты имеют небольшой угол наклона, монтаж выполняется по стропилам. Их ноги в любом случае должны находиться на одном уровне. Это позволит впоследствии идеально ровно установить ветровую планку. Их выравнивают, а если длины недостаточно, набивают дополнительные доски – кобылки. Концы обрабатывают, делая вертикальные срезы.

Монтаж свеса по стропилам

Антисептик и покраску на стропила и отделочный материал (при необходимости) наносят до монтажа. Ровно по линии свеса закрепляют крайнюю доску. Натягивают шнур и по нему устанавливается вся остальная обшивка. Расположение выбирают перпендикулярно стене или параллельно, если материал длинный.

Конструкция короба

Второй вариант предусматривает создание короба. Используется на вальмовых крышах и с крутым наклоном. Способ применяется чаще, выглядит красивее. Стропила обрезаются в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном. Если ширина свеса более 45 см, посредине закрепляют дополнительную доску. В дальнейшем подшив своими руками выглядит так:

  • материал обрабатывают антисептиком и окрашивают;
  • снизу на стропила устанавливают доску;
  • на 1 см выше нее на стене фиксируют брус или металлопрофиль;
  • последовательно монтируют подшивку, один конец крепится к рейке, второй – к доске.

Оформление выступов предусматривает обязательное создание вентиляционных отверстий. Если это не софиты, в которых они предусмотрены конструкцией, поступают следующим образом:

  • отступают от стены на 2 см;
  • создают зазоры между элементами;
  • устанавливают через равные промежутки решетки.

Подробно разобраться, как подшить свесы современными материалами, поможет видео.

Особенности применения софитов

Это отдельная группа материала, который продается в комплекте со всеми необходимыми для монтажа деталями. Подготовить изделия к установке очень просто. При выборе ориентируются на следующие параметры:

  1. 1. Размеры – однозначных советов дать невозможно. Все зависит от ширины свеса и длины пролета крыши.
  2. 2. Цветовая гамма – представлена самыми разными оттенками. Исходят из единства стиля оформления.
  3. 3. Наличие перфорации. Для свеса фронтона она не нужна, с частичной подшивают карнизы, с полной годятся на выступы любого типа.

Для крепления софитов используют специальные профили, напоминающие буквы J или F. Одна планка устанавливается на рейке, которая расположена на стене дома, другая – напротив на лобовой доске. Фиксируют саморезами. Соблюдают строгую параллельность, поэтому вначале проводится разметка.

Установка свесов из софита

Измеряют ширину свеса от внутреннего торца одного профиля о другого. От полученного результата отнимают 5 мм, необходимый для компенсации теплового расширения материала. Нарезают полосы софита. Их немного сгибают и вставляют в пазы, дополнительно закрепляют шурупами. Отдельные панели соединяются между собой замками, предусмотренными конструкцией.


Один из возможных вариантов – не использовать рейки J или F со стороны свеса, а сразу прикручивать элементы отделки. Затем торцы закрывают профилем L (лобовой планкой), которая одновременно выполняет функции ветрового козырька.


Для подшивки углов карниза длину софитов плавно уменьшают. Одна сторона отрезается под 45°. Соединяют по диагонали профилем H или двумя J.

Для качественного результата придерживаются ряда требований:

  1. 1. Монтаж осуществляют через специальные отверстия под углом 90°, сверлить самостоятельно, кроме металлических изделий, не рекомендуется. Это приводит к деформации.
  2. 2. Для фиксации используют саморезы, минимальная длина – 20 мм. Их шляпки диаметром от 8 мм. Плотно не затягивают, оставляют зазор 1 мм, чтобы софиты не разрушались от перепадов температуры.
  3. 3. Заготовки нарезают циркулярной пилой, развернув ее так, чтобы зубья смотрели в обратную сторону. Также используют ножницы по металлу. Если в наличии только нож, им проводят линию, и по ней отламывают панель.

Несмотря на заверения изготовителей о возможности монтажа в зимнее время, работу при морозе ниже 15° лучше отложить и дождаться более теплой погоды.

Использование вагонки и обрезной доски

Из всех пиломатериалов эти самые популярные. Ими оформляют выступы не только деревянных домов, но и кирпичных, каменных, бетонных. Толщину доски выбирают от 15 до 20 мм. Если устанавливают параллельно стене по стропилам, ширина подгоняется по месту. При этом учитывают, что стыки соседних рядов не располагают на одном стропиле, а в шахматном порядке.

При перпендикулярном креплении на коробе нарезают заготовки нужной длины. Чтобы сэкономить на планках вагонки, выбирают параметры, при которых будет наименьше отходов. Во всех случаях пришивают саморезами, которые обеспечивают более надежное крепление, чем гвозди. В местах перелома крыши на примыкающих стенах, детали отрезают с одной стороны под углом 45°.


Выбирая материалы, уделяют внимание породе древесины. Отличными эксплуатационными свойствами – прочностью, устойчивостью к гниению – обладают ель, лиственница. Хорошие показатели у сосны.

При использовании остальных материалов: вагонки ПВХ, сайдинга, профнастила, технология существенно не отличается. Применяют один из двух вариантов подшивки – по стропилам или коробу. Для пластиковых изделий понадобятся установочные профили. Не забывают о вентиляции – ее наличие обязательно. Устраивают наиболее подходящим для конкретного материала способом; оставляют зазоры или устанавливают решетки.

Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?

Основные моменты данного процесса

Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.

Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.

Поэтапная схема работ

Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.

Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.

Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.

Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.

Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.

Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.

Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.

Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.

А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.

Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.

Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.

Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.

Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.

Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.

Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.

Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.

Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Выбор материалов

Традиционно обшивка крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.


Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.


Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.


Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.


Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Монтаж подшивки

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.


Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.


0

Последняя редакция: 17.01.2015

Для того чтобы придать жилому помещению полную завершенность, надо произвести обшивку свесов карнизов. Они сделают конструкцию стропил привлекательной и придадут кровле дополнительную защищенность. Тогда на обустроенную кровлю будет приятно посмотреть.

Зачем нужно подшивать карнизные основания

Обшивать обвес кровли надо только тогда, когда конструкция стропил полностью собрана и укреплена, а каркас обрешетки для монтажа внешнего покрытия кровли еще не начиналась. Перед тем как начинать рассматривать варианты подшивки карнизов крыши, желательно закончить все работы по гидроизоляции крыши и утеплению чердачного помещения.

Обратите внимание! Перед началом обшивки карнизов стеновые поверхности не должны быть утеплены, чтобы при проведении работ не нарушить уже готовое стеновое покрытие.

Прежде чем начать работу, надо заподлицо отпилить выступающие части стропильной системы. Если крыша скатная, то свесы зашиваются таким образом, чтобы осталось место для монтирования водостоков и обеспечения вентиляции всего пирога кровли. Для обшивки можно выбирать различный материал и различные конфигурации подшивки.

Как выбрать материал

Наибольшей популярностью пользуются обрезная доска. Многих интересует, как подшить карниз крыши, чтобы он выглядел красиво и изящно. Для этого надо использовать для обшивки доски одинаковой ширины и толщины. Кроме деревянных досок используются и другие виды материалов. Но все они должны соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечение надежной защиты карнизов от проникновения влаги, холода, дождя и снега;
  • вентиляция крыши должна быть обеспечена;
  • долгий срок службы и невосприимчивость к вредным воздействиям окружающей среды;
  • должны иметь привлекательный внешний вид.

В число таких строительных материалов, обладающих вышеперечисленным свойствам, входят:

  • деревянная или ПВХ вагонка;
  • алюминиевый или виниловый софит;
  • профнастил.

Остановимся подробнее на характеристиках этих материалов. Деревянная доска, строганная и обрезная, достаточно практична для установки подшивки и обеспечивает качественное и равномерное вентилирование кровельной конструкции.

Обратите внимание! Вагонка из дерева выбирается таким образом, чтобы она хранилась на открытом воздухе больше месяца и ее влажность должна равняться влажности среды того места, где ее планируется использовать.

Простой и недорогой материал – вагонка ПВХ. Она легко монтируется, водостойка, и имеет продолжительный срок эксплуатации. Если ее использовать для обшивки, то надо заранее купить пластмассовые П-образные полосы. Они пригодятся, чтобы обшивать края. Не лишними будут и уголочки, которыми можно будет укрепить стыки.

Существуют и такие варианты, как пластиковые или алюминиевые плиты, специально предназначенные для обшивки карнизов. Они называются софитами. По внешнему виду материал походит на сайдинг, но у него есть специальные перфорированные отверстия для создания циркуляции воздуха внутри крыши. Он долговечен и невосприимчив к воздействию атмосферных осадков. Его панели отрезаются по длине карнизного свеса. Монтируются софиты перпендикулярно поверхности стены.


Чтобы подшить карниз крыши дома, можно использовать профилированный настил, изготовленный из стали с примесью цинка. Как правило, он используется для подшивки кровли, которая также сделана из этого материала. Высокая жесткость, большая устойчивость к внешним воздействиям и резким перепадам температуры являются основными его достоинствами.

Сначала делается обшивка обвесов по следующим схемам:

  1. Если у крыши наклон маленький или надо увеличить высоту жилища, применяется обшивка по стропилам. Ранее уже были проведены подготовительные работы, в ходе которых стропильные ноги выровнены в одной плоскости. После этого монтируются планки подшивки карниза с обеих сторон по краям. Между ними протягивается разметочная нить. В соответствие с заданным направлением нити укрепляются остальные детали обвеса.
  2. Во втором случае горизонтально и вертикально выравниваются ноги стропил. Прибивается доска внизу стропил, а к стене укрепляется брус, который должен находиться на один сантиметр выше укрепленной доски. Это обеспечит нормальный стек влаги. Если свес больше 450 мм, то ровно посередине надо укрепить еще одну доску.

Подшивка карниза кровли собственноручно требует создания специального короба свеса. В изложенных ниже способах обустройства обшивки короб делается одинаково. А именно - вдоль фронтона на обрешетку нашивается доска. От нее отмеряется расстояние, соответствующее ширине свеса. Потом параллельно стене фронтона доска окончательно прибивается.

Если выбран вариант обшивки карниза кровли софитом, то нужна будет J-образная планка. Монтаж карниза крыши осуществляется при помощи саморезов и крепится вдоль стены и карниза.

Между планками укрепляются софитовые листы. Между смонтированными планками должно быть выдержано расстояние в 6 мм. Это делается для того, чтобы при большой температуре стыки между планками не вспучивались из-за расширения материала. При большой длине свеса (больше девяноста сантиметров) между планками зазор нужно делать порядка двенадцати сантиметров. Отдельной планкой пришивается лобовая доска. Применение софита, и специальных элементов позволит создать привлекательный, функциональный и долговечный свес крыши.

Обратите внимание! Прежде чем обшивать карниз кровли доской или деревянной вагонкой, предварительно подготовленный материал нужно обязательно пропитать антисептиком, а также водоотталкивающей и противопожарной смесью. Такие действия позволят сделать срок службы изделия более продолжительным.

По длине обрезную доску надо подбирать в соответствие с размером свеса. Сами элементы нужно укреплять с шагом в десять миллиметров. Тем самым будут созданы вентиляционные зазоры. При использовании в качестве карнизного свеса вагонки, планки ее монтируются соединением шип-паз. Через каждые полтора метра надо монтировать специальные решетки, которые будут выполнять функции вентиляционных отверстий.

При зашивке свесов крыши профнастилом, надо предварительно прикрутить отмеренные и отрезанные листы параллельно стене и вдоль карниза к сделанному каркасу. Крепление осуществляется при помощи саморезов. Внутренним уголком и лобовой планкой закрывается стык между стеной и листовым материалом. Лобовая планка крепится к лобовой доске, а внутренний уголок – к профнастилу. Наружный уголок прикрепляется по внешним стыкам профилированного листа.

По внешней кромке кровельного свеса профнастил монтируется по фронтону. После чего монтируются торцевая планка и уголки. Ширина профилированного листа должна быть на два сантиметра меньше, сем ширина свеса. Это обеспечит нормальный доступ наружного воздуха, чтобы вентилировать кровлю.

Обратите внимание! Если подшивка выполняется из металлического профнастила, то следует помнить, что металл восприимчив к коррозии и срок службы такой подшивки гораздо меньше, чем из древесного материала.

Видео

Чтобы более подробно изучить технологию подшивки, предлагаем посмотреть специальное видео.

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска - вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Кровельные свесы, обитые вагонкой, хорошо дополняют внешний вид дома из бруса или оцилиндрованного бревна Подшивка обрезными досками применяется в качестве простого и недорогого способа отделки свесов Сайдинг служит дольше, чем дерево, поэтому кровельные свесы будут надёжно защищены не один десяток лет Металлические софиты не только придают дому законченный вид, но и служат для вентиляции подкровельного пространства

Отделка кромок свесов

Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.


Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:


Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.


    При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

  3. Сайдинг поливинилхлоридный. Этот материал принято применять для навесов на фронтонах, но используют его и для подшивки свесов. Материал ценен тем, что не нуждается в постоянном уходе. Пластины сайдинга устанавливаются под прямым углом к стенам. Крепление производится к деревянным планкам обрешётки самонарезающими винтами через предусмотренные для этого отверстия. Каждая очередная планка фиксируется к предыдущей детали замковым креплением. В комплект ПВХ сайдинга входят доборные элементы, при помощи которых можно скрыть концевые резы.


    Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

  4. Профлист. Для подшивки свесов часто применяется профилированный лист. Для этой цели используют мелкогребенчатые сорта с высотой волны порядка 8–10 миллиметров. Их можно располагать по длине вдоль стены или в мелкой нарезке перпендикулярно. Такой профиль производится способом гибки на профилегибочных станах. Более удачным с точки зрения дизайна решением считается использование алюминиевого профилированного листа, полученного способом прокатки. Такой профиль может иметь анодированное покрытие самых разных цветов, в гамме которых можно подобрать нужный оттенок. Такой прокат долговечен и не требует постоянного ухода.


    Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

  5. Гладкий стальной лист. Его используют с защитным покрытием из цинка или алюмокремния. Выгода использования состоит в возможности придать листу нужную форму гибкой. Используются также листы с защитным покрытием в виде краски или пластика.
  6. Использование ОСП или фанеры. Это листовой материал, который хорошо подходит для отделки свесов. ОСП представляет собой изделие из специально ориентированной древесной щепы. Производится способом прессования с использованием полимерных связующих. Процесс происходит при высокой температуре и высоком давлении. В результате получается абсолютно не гигроскопичный материал высокой прочности. В то же время поверхность плит имеет оригинальный рисунок, позволяющий применять его в дизайнерских целях. Для отделки свесов применяется и фанера, изготовленная на полимерных связующих. Тем не менее наружные слои шпона подвергаются воздействию атмосферы и нуждаются в дополнительной защите после установки на свесы.


    ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

  7. Софит - специализированный профилированный стальной лист для подшивки свесов. На заказ можно изготовить софиты длиной 0,5–8,0 метра. В стандартном исполнении их длина составляет 2,4 или 3,0 метра. Обращаем внимание, что кратность при этом составляет 0,5 или 0,6 метра. По внешнему виду софит имитирует укладку из бруса. Выпускаются двойные и тройные детали. Один или два выступа софита наделены перфорированной решёткой, обеспечивающей вентиляцию в подкровельном пространстве. Благодаря замковым соединениям софиты быстро и легко монтируются. Крепление на обрешётку производится саморезами. Применяются цветовые решения в пределах гамм RAL или RR, что позволяет подобрать любые тона, гармонирующие с цветом кровли и стен.


    Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:


Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.


Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:


Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.


Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!