Автор сфинксов на египетском мосту. Кризисная сенсация: во всем виноваты… сфинксы

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.




Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.

Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства . В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.

Сфинксы на Университетской набережной

Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста . Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.

Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.

Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.

Сфинксы во дворе Строгановского дворца

В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Их считают женскими изваяниями, хотя облик у них вполне унисекс. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.

В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса, или сфинксы, на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. От загородной усадьбы Строгановых сегодня остался только маленький садик с круглым прудом около Военно-Морской Академии, а сфинксов в начале XX века перенесли к бывшему парадному входу во дворец.

Они лежат на невысоких постаментах, ниже человеческого роста, в полной доступности. Можно близко рассмотреть их головные платки и лица со следами разрушений — у правой нет носа. Эти сфинксы вообще производят впечатление жертв исторического прогресса. Посреди двора, где при Строгановых давали пиры для всех желающих, красуется нелепый павильон азиатского кафе. Остальное пространство залито асфальтом, по углам стоят машины, проходят молодые люди в деловых костюмах. В окнах нижнего этажа дворца торчат восковые головы персонажей русской истории. В арке — вход в , где продают шоколадную корюшку и шоколадного Медного Всадника , а лестницу охраняют три полуметровых шоколадных льва. Громко играет отчаянная музыка. Бедные сфинксы терпят.

Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку

Эффектная история про Египетский мост , рухнувший из-за возникшего резонанса после прохождения по нему полка солдат, вошла в школьные учебники. Правда, резонанс как причина разрушения сомнителен (полк был кавалерийский, а лошади в ногу не ходят), однако мост действительно рухнул зимой 1905 года, а при восстановлении в новой конструкции утратил прежнее причудливое убранство. Ни высоких порталов с колоннами и орлом в центре, ни стилизованных орнаментов и иероглифов; остались лишь четыре чугунных сфинкса в позолоченных венцах, созданные скульптором Павлом Соколовым.

Эти сфинксы не египетского, а классического греческого типа, женского пола и реалистического вида: большое звериное тело контрастирует с правильными бесстрастными лицами. До крушения моста к венцам сфинксов крепились фонари. Сегодня сфинксы тихо сторожат довольно скромный мост с декоративными обелисками по краям.

У них тоже есть родственники: пробные экземпляры, почему-то забракованные при строительстве, установлены на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста (метро «Черная речка»). Эти сфинксы воистину многострадальные: к началу нашего века они были так истерзаны вандалами, что одна даже утратила венец. Сейчас они отреставрированы.

«Пробные» сфинксы на набережной Малой Невки. Фото: Евгений Птушка / сайт

Девы-львы на Фонтанке выглядят особенно экзотично, учитывая их местоположение. Это край Коломны , постепенно переходящий в угрюмые промзоны ближе к Обводному каналу. Традиционная красота набережных сочетается с окраинной простотой: людей поменьше, хотя машин много, жизнь деловая и рабочая, туристы бродят одиноко, экскурсионные катера с громкоговорителями сюда не доплывают, сворачивая на Крюков канал, у воды сидят дядьки с удочками или с пивом. Сфинксы, несмотря на сияющие издалека короны, не вызывают у окрестных жителей никакого трепета, что доказывают следы от свежезакрашенных граффити на львиных спинах, зеленых, как вода в Фонтанке. Лица дев обращены не к воде, а к Лермонтовскому проспекту: на одной стороне — магазин сантехники, на другой — неуклюжее здание отеля «Азимут», бывшей гостиницы «Советская».

Прогулку к Египетскому мосту лучше начать от Сенной площади — выйти из метро «Садовая» на Московский проспект, пройти по нему налево до Фонтанки и брести вперед вдоль реки, через три моста, наблюдая, как фасады на набережной теряют величественную пышность, не утрачивая ветхой красоты. От Египетского моста легко дойти до мавританского здания синагоги на Лермонтовском проспекте или, на другом берегу, до прекрасного Троицкого собора с синими куполами.

Ши-цза на Петровской набережной

Короткая дорога от метро до китайских диковин на Петровской набережной — показательный тур по петербургской эклектике. Станция метро «Горьковская» напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Петропавловская крепость не нуждается в представлениях. От Соборной мечети трудно оторвать взгляд, а за ней красуется чудесный особняк Матильды Кшесинской, доставшийся мировой революции. У Троицкого моста пришвартован плавучий ресторан с уместным названием «Благодать» — копия одноименного петровского фрегата. Дальше, как раз напротив ши-цза, находится главная историческая достопримечательность квартала — деревянный домик Петра, прикрытый футляром и окруженный садом, так что его можно и не заметить, если не обратить внимания на бронзовый бюст за оградой. Когда-то домик стоял у первой пристани новой столицы. С тех пор Нева и пристань отодвинулись, за домиком выросла советская «элитная» высотка. А у спуска к воде в 1907 году установили китайских сфинксов.

Правда, это условные сфинксы. Слово «ши-цза» в переводе означает «львы», однако с многочисленными петербургскими львами загадочные маньчжурские идолы имеют очень мало общего. Ши-цза называют львами-лягушками и львами-собаками. На реальных животных они не похожи — химеры со странными лицами, по многозначности, экзотичности и художественному совершенству не уступающие древнеегипетским. К тому же, ши-цза занимают традиционную позицию стражей у реки.

Историческое предназначение у них то же, что у классических сфинксов: охраняют дворцы и царские гробницы, олицетворяют божественную власть. Лица ши-цза (мордами их называть как-то непочтительно), если смотреть бестрепетно, напоминают китайских болонок-пекинесов. Это не совпадение: пекинесов выводили специально, чтобы у ног императора сидел маленький лев.

Ши-цза установили на реконструированной Петровской набережной в 1907 году. Их подарил Петербургу приамурский генерал-губернатор Гродеков, получивший маньчжурских львов в дар от китайцев в городе Гирине (Цзилинь). В отличие от большинства парных изваяний, ши-цза разнополые: левая женская — у нее под лапой детеныш, правый мужского пола — у него жемчужина, символ божественного света и исполнения желаний. Трехметровые изваяния на высоких постаментах выглядят монументально и аутентично, так что в и лаконичном голландском стиле домика Петра вдруг проступает «китайщина».

С этого места открывается, возможно, лучший вид на Летний сад и линию набережных на другом берегу Невы.

Памятник жертвам репрессий на набережной Робеспьера

Сфинксы Михаила Шемякина на набережной Робеспьера — самые молодые из петербургских химер. Ими можно пугать детей, то есть дети действительно пугаются этих лиц, разделенных на живую половину и оскалившийся череп. Но на взрослых зрителей жуткие символы не производят сильного впечатления, хотя задерживаться рядом с ними не хочется. Возможно, дело в перегруженности информацией: художник наглядно изобразил тоталитарный ужас, выбрал зловещее место между тюрьмой и Большим Домом, добавил надписей и цитат… Яркие детали, имена, стихотворные строчки, а воображению нечего делать. В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости, уже ставшего великим новым памятником, «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.

В 19 веке в Европе вошли в моду цепные мосты. Кроме того, весь мир увлекался в тот момент Египтом, его культурой и древней историей.

Санкт-Петербург, не желая отставать от европейских тенденций, тоже захотел получить свой Египетский мост, правда перекинули его очень далеко от центра, в самом конце реки Фонтанка.

Архитекторы Христианович и Треттер оформили его в древнеегипетском стиле.

Разумеется, как назвать переправу, в градостроительном департаменте Петербурга споров не было.

По проекту установили чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами и орнаментами. Таким же узором украсили все архитектурные элементы – ограду, колонны, карнизы. И, конечно, не обошлось без сфинксов.

Четыре чугунных статуи, изображавшие мифических животных, были установлены на обеих набережных Фонтанки.

Головы сфинксов венчали шестигранные фонари. Основной пролет держится на цепях.

Есть мнение, что расположение такого пышного моста вдали от центральной, парадной части города, вызвано помещавшимися неподалеку армейскими казармами. Наверное, такой исторической ассоциацией власть хотела добавить солдатам и офицерам патриотизма и благоговения. Так это, или нет, с уверенностью уже никто не скажет. Скорее всего, мост был просто данью моде.

Египетский мост простоял до начала 20 века и в 1905 году, во время первой революции, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон, внезапно обрушился.

Считается, что старые конструкции вошли в резонанс, вызванный четким шагом военных, и не выдержали слишком сильных колебаний.

Это было всего лишь предположением, но оно получило большие последствия.

Во-первых, случай вошел в школьные учебники истории, как наглядный пример последствий резонанса.

Во-вторых, теперь, когда военные идут строем по любым мостам, им отдается команда «идти не в ногу», дабы не вызвать новых обрушений.

Опять же, так ли это на самом деле, неизвестно. Очевидцы утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, вступая на переправу. А лошади, даже самые дрессированные, не могут идти в ногу так слаженно. Скорее всего причина обрушения Египетского моста кроется в других, не столь романтичных причинах.

Наиболее вероятно, что он просто не выдержал вес плотного конного строя.

Есть еще одна легенда, не менее романтичная, и еще более неправдоподобная. По слухам, в доме неподалеку проживала женщина по имени Мария, прозванная Египетской. Один из офицеров полка обманул ее в свое время, поэтому, увидев в окно проходящий полк, она в негодовании пожелала военным провалиться, и в следующий миг мост рухнул.

Погибший под конскими копытами Египетский мост на скорую руку заменили деревянным, который простоял до 1955 года, когда его заменили каменным.

Новая конструкция не блистала пышностью и архитектурными изысками. Перед его создателями не было поставлено задачи воссоздать строение в прежнем виде.

Наоборот, проект отличался скромностью, хотя, египетские мотивы сохранились в оформлении ограды. Кроме того, уцелели знаменитые сфинксы, благодаря которым сохранилось и прежнее название.

Сфинксов отреставрировали в 2004 году. Под толстым слоем краски, покрывавшей их головы, обнаружилась позолота. Ее восстановили, гранитные пьедесталы укрепили и отчистили и возвратили монстров на прежнее место.

Мост находится рядом с гостиницей Азимут, но остальным обычным туристам его не увидеть даже на речной экскурсии. Все типовые прогулки на речных трамвайчиках сворачивают чуть раньше из Фонтанки в Крюков канал.

Ехать сюда специально не удобно. Но, если кто-то рискнет совершить пешеходную прогулку по набережной Фонтанки, то увидит и его, и стерегущих Сфинксов.

Египетские мотивы в архитектуре Петербурга не редкость. Так, на верхушке Александрийского столпа, фасаде Казанского собора и Финской церкви можно увидеть изображение пирамиды. Такой же символ — глаз в центре пирамиды — вы встретите внутри Исаакиевского собора над православной иконой. Массивные скульптуры сфинксов наряду со львами, держащими в пастях цепи, охраняют вход в усадьбу графа Кушелева-Безбородко и царственно взирают на прохожих со своего постамента на набережной Малой Невки. Венчает эту вереницу Египетский мост, торжественное открытие которого состоялось 6 сентября 1826 года.

Орнамент из иероглифов

Европейское увлечение восточной тематикой в искусстве и архитектуре началось в начале XIX века, после похода Наполеона в Египет. Петербург не остался сторонним наблюдателем этих веяний и также перенял прекрасные египетские традиции.

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича, которые ранее построили цепной Пантелеймоновский мост, соединяющий Летний сад и Безымянный остров через Фонтанку.

Длина пролёта нового моста составила 55 метров, а ширина - 11,7 метров. Для сооружения были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Порталы, колонны, а также карниз моста украсили изображениями египетских иероглифов. Такие же знаки продублировали на ажурной решётке сооружения. У въездов на мост поставили чугунные изваяния сфинксов с фонарями над головой, отлитые по моделям скульптора Павла Соколова, создавшего грифонов на Банковском мосту и бронзовое изваяние «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке, воспетую Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя».

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича. Фото: Commons.wikimedia.org / Heidas

Металлические конструкции и скульптуры для моста отлили на заводе Карла Берда, являвшегося одним из самых лучших литейно-механических предприятий Петербурга. К слову, имя Берда, которое сейчас знакомо далеко не каждому коренному петербуржцу, в своё время являлось символом предприимчивости и успеха. Так на вопрос «как ваши дела» петербуржцы лукаво отвечали: «как у Берда, только труба пониже да дым пожиже». Такая с виду абсурдная шутка основывалась на фактах из блестящей карьеры этого инженера, долгое время бывшего хозяином парового сообщения по Неве и её рукавам, а также между Петербургом и Кронштадтом.

Сфинкс с лицом императрицы

В кругах историков бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны. Фото: www.russianlook.com

Сфинксы, которые стали охранять въезд на мост, в противовес египетским имеют женское лицо, что более характерно для изваяний периода Древней Греции. В кругах историков, изучающих архитектуру Петербурга и наследие скульптора Соколова, бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской и супруги императора Александра Первого. Ей посвящал стихи Пушкин, она была дружна с историком Карамзиным, и вполне может быть, что именно она стала музой Бетховена, для которой он написал «К Элизе». Столь яркие знакомства и красочные мазки в биографии можно объяснить только одним: императрица была сказочно красива и заслуживала того, чтобы о ней слагали стихи и в её честь творили гении.

По греческой же мифологии сфинкс с женским ликом является одним из самых жутких и загадочных демонов. Ведь именно это существо преграждало в Фивах путь одинокому путешественнику и задавало ему загадку: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Того, кто отвечал неправильно, сфинкс либо душил, либо съедал. А ответ был: человек.

Обрушение моста в 1905 году

Неизвестно, задавали ли петербургские сфинксы такой вопрос горожанам, но трагические события не обошли стороной Египетский мост. В 1905 году он рухнул под тяжестью проезжавшего по нему эскадрона Конно-егерского полка.

Инцидент обошелся без человеческих жертв, но молниеносно вызвал ряд предположений относительно истинных причин обрушения. Одна из них — это гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, шагал слишком ритмично, и колебания от топота копыт вызвали в конструкции моста резонанс. Предположение нашло отражение в школьных учебниках по физике, а в среде военных повлекло за собой возникновение новой команды «Идти не в ногу!», отдаваемой группе солдат, готовящейся к переходу через мост. Данная теория, хоть и породив собой эти два явления, не была верифицирована физическими расчётами, и даже нашла опровержение в лице очевидцев. Те утверждали, что лошади не могли скакать «копыто в копыто», так как даже самые выдрессированные из этих умных непарнокопытных не умеют шагать по-солдатски — «в ногу». Также свидетели происшествия просили обратить внимание на то, что навстречу эскадрону двигалось одиннадцать саней, и мост просто-напросто не выдержал такого груза.

Существует гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, вышагивал слишком ритмично, и колебания, создаваемые топотом копыт, вызвали в конструкции моста резонанс. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Карлович Булла

Впрочем, в построении гипотез не обошлось и без мистики. Так, в народе появился слух, что в одном из домов, смотрящих окнами на мост, живёт женщина по имени Мария. Будто бы в молодости её то ли обманул, то ли скомпрометировал лихой офицер, и она, вспомнив личную трагедию, воскликнула в сердцах, посмотрев в окно: «Что б вам, военным, провалиться!». И военные действительно провалились, упав на лед Фонтанки.

Новая жизнь Египетского моста

Народная мудрость гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное». На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком, который заменили только... спустя десятилетие после Великой Отечественной войны - в 1955 году по проекту инженера Владимира Демченко и архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева.

Конечно, вопрос о строительстве постоянного моста возникал не раз. Но серьёзно к нему подошли только в 1913 году, когда комиссия во главе с Леонтием Бенуа, Михаилом Боткиным и Иваном Кетовым, рассмотрела проекты моста, представленные Академии художеств петербургскими архитекторами. В результате обсуждения был одобрен проект Мариана Лялевича. Что это был за проект, и какую художественную ценность он имел бы для города, нам так и не удалось узнать, так как Первая мировая, революции и Гражданская война не дали ему стать реализованным.

На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком. Фото: Commons.wikimedia.org

Сооружение 1955 года не имело такого архитектурного размаха, как его предшественник: мост остался без украшений в виде иероглифов и орнаментов. Однако египетские мотивы нашли своё отражение на узоре ограды в виде цветков лотоса, в стойках моста, украшенных лавровыми венками, в ограждениях, дополненных изящными розетками и консолями, и, конечно же, в фигурах сфинксов, которые по-прежнему стоят на въезде.

Последнее обновление в облике моста было сделано в 2004 году, когда сфинксов убрали с постаментов на реставрацию. В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. После реставрации сфинксов вернули на их историческое место, где они стоят по сей день, смотря на Петербург то ли глазами Елизаветы Алексеевны, то ли суровым взором бдительных стражей, стерегущих мост...

В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. Фото: www.russianlook.com


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».