Аспид змея. Образ жизни и среда обитания змеи аспид

Аспид (Аспида, Аспик) - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно чёрен; отсюда и выражение "аспидно-чёрный цвет". В какие края повадится повадится летать Аспид, те места опустошит. Живёт он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь огнём.
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и Василиска - чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая - трёх родоначальников скифских племён, а значит, отчасти и прапредков славян.
"Раб Божий Фёдор вошёл в жилище змея и там нашёл свою мать, убранную как дева и украшенную золотом и серебром. Двенадцать больших змей обвили её, а перед ней была мерзкая змея аспида" (Житие Фёдора Тирона).
Упоминания об аспидах, "пёстрых змеях", "баснословных змеях-аспиках" встречаем в старинных азбуковниках и заговорах «Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».
Одно из наиболее подробных описаний Аспиды приведено М. Забылиным: «На мрачном, суровом, лесистом севере, народная фантазия помещала змею Аспиду (...); эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась на землю и на камень». Заговорить, уничтожить разрушающую всё вокруг себя Аспиду могли, по поверьям, колдуны, "знахари обаянники" (по описаниям они, судя по всему, сходны с заклинателями змей), которые использовали нелюбовь Аспиды к "трубному гласу": "Пришедше же обаянницы, обати ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнёт хоботом... Мечущуюся "от трубного гласа" Аспиду знахари обаянники хватали и держали раскалёнными клещами, пока она не погибала" (Забылин, 1880 год).
Некоторые исследователи, такие как Н. Сумцов, считают что змеи-летавцы и упыри народных поверий - существа, сходные с "книжным Аспидом.
Аспида - одно из названий змей в заговорах.
Аспид - не только змея, но и камень. Его описание приводится в "Книге, глаголемой прохладный вертоград" (XVII век):
1. Аспид есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светлозелёный, чтобы в нём струи червленыя проходили сквозь.
2. Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде.
3. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймёт и водоточную болезнь изгонит.
4. Тот же камень помещён женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет.
5. Тот же камень утробу кроваву уймёт и у жён лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подаёт, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою своею исполнен есть (Флоринский, 1880 год).
Нательный крест из камня Аспида оберегал от лихорадки.
Старинное значение слова "Аспид" - "яшма, пёстрый плитняк", - очень отдалённо, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-"хозяйках" подземных недр, которые таятся среди камней, - приводит и В.И. Даль в 1880 году.
У крестьян Архангельской губернии Аспид - "ехидный", но опять-таки "связуется с представлением о змее".
В славянских мифах также встречается следующее упоминание об Аспиде:
Как-то раз прошёл по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от неё пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюёт, а кого ядом не отравит, того огнём сожжёт.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у Богов. Молчали Боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на чёрном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые Боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать её суглинком и накрыть тяжёлыми камнями. На дне в железном чане разложили костёр, а среди брёвен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую Боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на всё, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздаётся из ямы, заложенной брёвнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскалённые щипцы высунулись - вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые Боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!

Аспид в славянской мифологии

Древние поверья гласят о том, что Аспид – это огромный крылатый змей-чудовище, который способен извергать из себя огонь. У него имеются два хобота, а вместо носа – клюв как у птицы. Крылья Аспида являются пестрыми, они горят и переливаются так, как самоцветные камни. По другим сказаниям, крылья имеют яркую черную окраску, и при попадании на них яркого солнечного света, начинают переливаться всеми цветами радуги. Именно поэтому зачастую Аспида описывали с радужными крыльями. Отсюда берет свое начало выражение «аспидно-черный цвет».

Место обитания Аспида

Аспиды обитают в горных местностях, покрытых частыми лесами. Предпочитают они низкую температуру. Поэтому выбирают районы северные и холодные, либо высокогорье. Свое жилище они обустраивают в лесных труднопроходимых участках.

Аспид закрепляет за собой большую территорию, куда не пускает других подобных себе особей. Он охотится всегда на расстоянии от своего жилья. Охотится на крупный рогатый скот и свиней, то есть на крупных животных. Однако если на его территории живности не хватает, он может нападать и на людей.

В античных преданиях Аспид упоминается так же часто, как и Русские Боги . В поверьях говорилось – куда повадится Аспид летать, ту местность полностью опустошит. Также поверье гласит, что Аспид живет в каменных горах, либо на суровом и мрачном лесистом севере. На землю Аспид не садится никогда, только на камни. Его нельзя убить при помощи стрелы, можно его только сжечь огнем.

Аспид очень напоминает образ Змея Горыныча, который часто встречается в сказках русского народа. Есть сходство и с василиском – змеем-чудовищем, способным убивать окружающих своим взглядом. Есть у Аспида общие черты и с Ехидной – змееголовой девой, о которой античное предание гласит, что она родила троих родоначальников племен скифов от Геракла, то есть прапредков славянского народа.

Враги Аспида

По поверьям у Аспида врагов не было. Изредка происходила борьба между разными его особями за владение территорией. Или стычки между самками.

Как бороться с Аспидом?

Существовал только один способ, с помощью которого можно было убить Аспида. Это огонь! Однако Аспид не только не подлетал к открытому огню, но и не садился на землю вовсе. Приводил Аспида в ярость громкий трубный звук. А находившись в таком состоянии, Аспид бросался на все, что издавало такие звуки. Поэтому убить Аспида можно было лишь путем заманивания его с помощью труб в огненную ловушку.

Славянский миф об Аспиде

Однажды по славной славянской земле прошелся очень страшный слух. Говорилось, что летит в сторону славян из холодных, мрачных, северных стран крылатый чудовищный змей Аспид. Никому нет пощады от его зла – ни старикам, ни детям. Он сжигает все на пути, а кого-то заклевывает или отравляет своим ядом.

После такой вести славянские старейшины собрали собрание и стали думу думать, как избавиться от такой беды. Сначала было решено поставить могучее и сильное войско, на что волхв-обаянник покачал головой и сказал, что огненный змей не боится деревянных щитов и стрел. И попросил он три дня времени, чтобы придумать хитрое решение для борьбы с Аспидом. Если же ничего не придумает он – то просит принести его в жертву Чернобогу, который и наслал Аспида на славянскую землю.

Думал думу волхв-обаянник три ночи и три дня, просил помощи и совета у богов. Но боги молчали. Никто не верил в то, что можно от Аспида спастись. Жрецы уже начали точить ножи, чтобы пролить кровь и принести жертву Чернобогу.

Но вот приходит волхв-обаянник к вождям и просит созвать кузнецов со всей славянской земли. Велит им выковать сто больших железных клещей и десять больших медных труб. И попросил в подмогу самых умелых трубачей и сильных силачей. Сказал при этом обаянник, что добрые боги открыли ему три великие тайны, как спасти народ от Аспида.

Дальше обаянник приказал на подступе к селениям вырыть большую яму, огромной ширины и глубины. Намазать ее суглинком, а сверху накрыть большими и тяжелыми камнями. На дне ямы развели костер в железном чане, а меж бревен сделали небольшое отверстие. В эту яму влез сам волхв с помощниками трубачами и силачами, где они и притаились.

И тут летит Аспид – земля задрожала, деревья в лесах пригнулись. Увидел Аспид впереди селения, обрадовался, зашипел! Но вдруг… из-под самой земли раздался оглушительный звук труб!

Это была первая тайна, о которой поведали обаяннику боги – Аспид боится больше всего трубного гласа. От такого звука он полностью теряет разум, и обезумевший делает все, чтобы уничтожить трубачей и заставить их прекратить трубить. Увидел Аспид, что трубный звук идет из большой заложенной бревнами ямы. Сел на бревна и начал голову в отверстие совать. А оттуда высунулись раскаленные щипцы и вцепились ему в крылья, шею и лапы. Вторая тайна богов, открытая обаяннику, заключалась в том, что Аспид не садится на голую землю. Третья тайна состояла в том, что чудище можно уничтожить только с помощью огня.

Все правильно сделали славянские люди. И с той поры страшный Аспид не беспокоил их земли!

Известно, что славяне придавали многим животным особые, мистические качества, наделяли их сверхъестественными свойствами. Таков аспид - одно из почитаемых существ наших предков.

Обширное семейство ядовитых змей. К ним относятся, например, гадюки, кобры, самые опасные змеи. Но воображение славян наделило их множеством фантастических черт. Аспиды в мифологии - гигантские змеи с птичьим клювом и двумя лапами, рогами, пятнистый. Он пожирает людей и скотину, а умирает он только от огня. Говорили, что он сам огонь извергает. Чешуя Аспида черная, но на свету очень красиво переливается.

Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит.

В русских преданиях аспид связывается с таким персонажем, как Змей Горыныч. В других легендах Аспид - посланец Хаоса-Утгарда, творящий зло по всей Земле.

О том, что Аспид - крайне отрицательный персонаж мифологии, свидетельствует и тот факт, что само его имя в русском языке стало нарицательным для злодея.

Аспид в славянских мифах

Аспид обитает в гористой местности, в полном одиночестве, часто в суровом холодном климате, в чаще. На землю - воплощение Матери - Сырой Земли - Аспид сесть не может, только на камень.

В ряде легенд образ Аспида сливается с диковинным образом летавцев - огненных змеев, которые соблазняют вдов и девиц, прикидываясь умершими или отсутствующими возлюбленными, мужьями.

К им, говорят, что ночью змей ходит, летучий, конечно. Он прилетит, а она его ждет, думет, что это муж померший.

Такие Аспиды бывают разного размера, летают медленно, напоминают яркие всполохи.

Змей-Горыныч - более поздний образ Аспида. Его наделяют многочисленными головами, чаще всего тремя. Как и Аспид, Горыныч в мифологии живет на морском утесе, камне, возможно, отсюда его «отчество». Богатыри русских былин сражаются с таким Аспидом и побеждают его. Но обычное оружие змея не поразит. Даже божественные орудия в борьбе с ним бесполезны. Нужен особый подход.

Какие легенды рассказывали про Аспида и борьбу с ним?

Повадился как-то Аспид на Русь, разорял землю, убивал все живое. Нельзя было от него скрыться. Обратились к Ведуну. А тот знал, что чудовище боится звука труб, огня, к тому же, никогда не садится на землю - только на камень. Выковали трубы и железные клещи. Аспид прилетел, но как услышал звук труб, испугался, налетел на воинов, те его поразили клещами железными. Понял змей, что не ждут его на нашей земле, никогда более не показывался.

Похитил Аспид трех девиц-Богинь, и сам Даждьбог бросился за ними на помощь. Сразился с чудищем Бог один на один, девицы вышли из-под змеевой власти. Но Змей потом украл трех человеческих девушек и спрятал их в Нави. Сколько богатырей пыталось вызволить красавиц! Ничего у них не выходилось. Но воины смогли выгнать Аспида из норы, обезглавили его и сожгли. Из праха получилась целая гора.

Ещё одна легенда - про то, как Аспид перекрыл земные воды, и всей земле грозила засуха. Собравшись вместе, люди и Боги смогли уничтожить чудовище. Вода, наконец, вырвалась из заточения, потекла бурной рекой, которую сначала называли Агидель, а потом - Двиной.

Про Аспида в мифологии известно немногое. Героические сказания рисуют его воплощением всех сил зла: происхождение из Нави, кровожадность, стремление погубить род людской, проживание в холодных отдаленных местах, страх перед очищающими стихиями звука, огня и земли. Все истории заканчиваются победой над Аспидом: временной или постоянной.

Изучая славянскую мифологию, узнаешь необычные сюжеты, поверья. Не устаешь дивиться воображению наших предков, тому, как органично они воспринимали идею одушевленности природы.

Подробнее о славянской мифологии.

Аспид - это что или кто? Согласно библейской легенде, это страшный и ядовитый змий с рогами, с белыми и черными пятнами песчаного цвета, рассыпанными на коже. Он представлялся в воображении людей как окрыленный дракон с двумя лапами и птичьим клювом. На средневековых скрижалях было сказано, что живет Аспид в горах, что он никогда не садится на землю, предпочитая только огромные камни. Согласно легенде, это чудище якобы опустошало окрестности, уничтожая скот и людей. И ничем его не убить, разве что сжечь в синем пламени. Итак, аспид - это кто на самом деле: библейский змий-тиран или самая настоящая рептилия, живущая на нашей планете? Узнаем!

Кто такой аспид?

Слово «аспид» в настоящее время не является а посему в середине или конце предложения пишется со строчной, а не с прописной буквы. Аспиды - это обширнейшее семейство которое включает в себя более 347 различных видов. Все они объединяются в 61 род, или надсемейство. По-гречески аспид - «ядовитая змея». Современная классификация включает в это семейство целую группу морских змей, которые ранее относились к совершенно другому семейству.

Самыми яркими представителями этой группы пресмыкающихся животных являются:

  • водяные кобры,
  • щитковые кобры,
  • мамбы,
  • крайты,
  • украшенные аспиды,
  • ошейниковые кобры,
  • африканские пестрые аспиды,
  • древесные кобры,
  • денисонии,
  • ложные аспиды,
  • смертельные змеи,
  • тигровые змеи,
  • соломоновы аспиды и т.д.

Семейство аспиды. Размеры и цвета

Аспид - это удивительная змея! Длина тела большинства представителей данного семейства колеблется от 40 сантиметров до 4-х метров. Например, аризонский аспид вытягивается до 60 сантиметров, а так называемая черная мамба - до 3,8 метров. Окраска тела этих змей может быть разной, однако зачастую она бывает двух типов. Например, древесные и наземные виды аспидов (кобры, мамбы, гадюки) окрашены преимущественно в однотонный серый, бурый, зеленый или

Но есть и виды, имеющие неясные и даже расплывчатые тона. Так, мелкие и роющие виды ядовитых змей могут быть окрашены в или вообще иметь яркий контрастный рисунок, состоящий из красных, желтых, черных и чередующихся колец. Кстати говоря, такая окраска напрямую свидетельствует о ядовитости ее обладателя. Многие виды по аналогии раскрашенных в представляют серьезную опасность для хищных животных.

Строение ядовитого зуба аспидов

Как уже было сказано выше, аспид - это змея, обладающая смертельным ядом. Все виды этого семейства без исключения ядовиты. Смертельное вещество находится у них в зубах. Давайте узнаем, как выглядят легендарные зубы ядовитых змей - аспидов. Начнем с того, что их два: парные зубы располагаются на переднем конце верхнечелюстной кости, имеющей заметно укороченную форму.

Оба зуба значительно крупнее всех остальных и имеют своеобразную форму: они загнуты назад и снабжены ядопроводящим каналом, из которого в кровь жертвы впрыскивается смертельный яд. Стоит отметить, что ядовитые зубы всех представителей семейства аспидовых являются довольно примитивными, поскольку располагаются в ротовой полости неподвижно.

Самые примитивные виды этих змей имеют во рту от 8 до 15 маленьких зубиков, расположенных на верхней челюсти, но большинство их сородичей все же обладают 3-5 зубами. Примечательно, что у таких агрессивных аспидов, как африканские мамбы, все верхние маленькие зубы (кроме двух ядовитых) уже самостоятельно отпали в процессе эволюции.

Аспиды в мифологии

Как уже было сказано выше, аспид - это не только представитель нынешнего семейства ядовитых змей, но и мифологическое чудовище, описанное в Библейских преданиях. В данном случае слово «Аспид» будет употребляться как имя собственное, а посему писаться с прописной буквы. Напомним: согласно преданию, этот змий опустошает окрестности, забирая с собой скот и людей. Убить его можно лишь огнем, поскольку Аспид не является неопалимым существом.

Согласно легенде, Аспид умеет одним ухом прижиматься к земле, а другое затыкать своим хвостом. Зачем ему это нужно? Дело в том, что мифологический Аспид - это такая же змея (или дракон) как и нынешние пресмыкающиеся, поэтому его легко ввести в транс посредством тех или иных заклинаний. Чтобы не слушать заклинателей, он и затыкает свои уши. В русском народном фольклоре змия Аспида сравнивают со Змеем Горынычем и с ужасным Василиском. Некоторые фольклористы до сих пор отождествляют этот персонаж с двухметровой египетской коброй, которой царица Клеопатра отравила себя.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА Как и Род Всевышний, каждый человек имеет свой Дух, Душу и Тело. Дух – это искра Сварожья, самый дорогой дар Рода Всевышнего, луч Светлого Алатыря, наше истинное «Я». Дух, как и Душа, – это то, чем является человек в действительности, сверхсознание, свободное начало в нем. Он является прямым воплощением Высшей Силы, которая ведет все живое к совершенствованию и развитию Души. Именно Дух осуществляет связь с миром Прави. Он руководит в человеке желанием познавать и стремлением к творчеству. Дух проявляется также стремлением к развитию и самоусовершенствованию. Как часть Всевышнего, он постоянно стремится вернуться в свое божественное состояние. Все живое получает свой дух как дольку единого Духа-сознания Рода Всевышнего. Этот вселенский Дух (Животворный, Святой Дух), воплощенный в образе Сокола-Рода, находится в наивысшей точке Вселенной, на верхушке Дерева Рода. Древо Рода – это и есть воплощенная Вселенная, тело Всевышнего. Поэтому Дух человека состоит из Божественной Веды, света знаний и мудрости Всевышнего, который пополняется Светом творения. Не случайна тяга человека к поиску и познанию Бога, потому что путь к Богу является основным смыслом его жизни. Познать Бога – это познать свою собственную суть. Поэтому одно из главных заданий духовного пути Славянской Родной Православной Веры – помочь людям познать свой Дух и найти себя. Чтобы понять, глубоко понять, что такое Дух, мы должны познать и понять Бога, потому что человеческий дух – это капля в безграничном Океане Святого Духа Рода Всевышнего. Так, как мы не можем до конца познать сущность Всевышнего, не соединившись с ним до конца, так же до конца мы не можем познать сущность своего Духа, оставаясь в Теле. Понимая, что все развивается по подобию, мы познаем Вседержителя в его проявлениях (Родных Богах), так же мы можем познать и Дух через его проявления в человеке. Самым первым проявлением Духа в человеке является совесть. Она – голос Духа, который тихо, но верно говорит нам, правильно или неправильно мы действуем в самых сложных ситуациях или в момент принятия ответственного решения. Будучи проявлением Духа, совесть выступает грузом для нечестивых людей, от которого они стремятся избавиться. От своего рождения человек через совесть познает, добро или зло он совершил. Это происходит потому, что Дух в виде совести постоянно напоминает о разрушении внутреннего лада и схождении на темный путь. Дух через совесть всегда подсказывает лучший вариант решения, вариант, который ведет к общему благу, а не к сиюминутной выгоде. Поэтому православный родновер всегда должен прислушиваться к совести – голосу своего Духа, совершать добрые и праведные поступки. Поддерживая лад и справедливость во Вселенной, мы поддерживаем лад и справедливость в собственной Душе. Становясь на путь Ведического Православия, человек становится на истинный путь духовного развития, проверенный сотнями и тысячами поколений Предков. Святой Животворный Божий Дух в человеке, формирует людской Дух- направленность жизни, совокупность намерений и помыслов Души. Когда людской Дух не развивается, сознание направляется лишь на поиск телесных благ, в результате чего Душа черствеет и каменеет Дух. Тогда человек может стать холодным и жестоким разрушителем мира. Ум, который рассуждает без сердца, – это надежная преграда на пути к свободе жизни. Поэтому Родные Боги завещали нам познавать мир сердцем через Веру и умом через Веду. Лишь в жизненных взлетах и падениях мы чувствуем в себе существование Божьего Духа. Когда такие моменты проходят, наш мир изменяется, и ощущение Духа никогда уже не покидает нас. В момент духовного озарения мы ясно чувствуем присутствие Духа и родство с Источником Жизни. Божий Дух окутан многими телесными оболочками и не всегда доступен. Благодаря развитию Души и формированию Духа праведности, наше сознание растет и когда Божий Дух соединяется с сознанием через людской Дух тогда человек становится светлым – просветленным. Именно посредством Божьего Духа человек может получать интуитивное прозрение, подняться над телесным бытием и получить знание и счастье мира Прави. Человек, владеющий достаточно светлым и сильным людским Духом, после обучения и прохождения соответствующего количества Посвящений получает Дар Веданья – возможность постоянно получать знание из мира Богов. Когда Дух человека раскрыт, тогда между ним и Богами устанавливается постоянный канал Божественного Познания. Тогда человек находится в потоке веданья, глубинном понимании сути вещей, которые приходят к нему из Света Рода. При этом он способен пророчить будущее, исцелять и творить чудеса. Человеку нужно пройти много самых жестких испытаний и совершенствовать себя, пока Дух не проявится в Свете и Радости. Ибо самое главное, чему мы должны научиться, живя в Яви, – это постоянное, спокойное, радостное состояние бытия и познание любых его проявлений. Дух православного родновера должен быть выше будничных проявлений телесного мира, в сути самого творения (события, ситуации, мира), тогда он становится его властителем. Божий Дух – то зерно Души. Душа человека – это «джива» – частичка самой Жизни, воплощение творческой Силы Всевышнего. Это своеобразная почка Древа Жизни, желудь, который падает вниз, чтобы прорости в новом высшем качестве. Душа непосредственно связана с личностью человека и несет в себе два начала: Светлое – Ведогонь Сварожий, и Темное – мрак Нави. Для того чтобы жить вечно, Душа должна постоянно развиваться за счет добрых дел, жертвенного служения роду земному и Небесному, увеличивать часть Света и Огня в себе. Когда человек живет не по правде, творит кривду и разрушает мир вокруг себя, это делает его Душу темной и тяжелой. Поэтому после смерти такого человека его Душа может провалиться в Темную Навь. Когда Душа попадает в Навь, она сама наносит себе страдание: кривда и зело, которое она совершила, ложатся на нее самым тяжелым грузом и приносят невыносимые душевные страдания. Постоянные рождения живых существ в мире Яви составляют основу Колорода (перерождения Душ). Приходя в телесный (материальный) мир, Души развиваются (эволюционируют), давая каждому Телу более совершенное сознание. Вершиной процесса воплощения Души является ее рождение в теле человека. В зависимости от уровня своего развития, воплощенные Души творят в человеческом обществе ступени-варны: непосвященных-тружеников, весей-хозяев, витязей и ведающих. Заканчивая свое пребывание в человеческих телах, Души начинают рождаться в высшем мире Прави. Только признание человеком единства земного рода, Рода Небесного и Рода Всевышнего постепенно приводит Душу к воплощению в духовном мире Прави. Если живое естество, пребывающее в теле человека, не обращается к служению Богу и не стремится к высшему бытию, оно постепенно опускается в нижние миры Темной Нави. Наивысшей целью жизни православного родновера должно быть служение и безграничная любовь к Богу и своему роду. В этом состоянии наша Душа настолько соединена с Всебогом, что получает счастье и радость независимо от испытания, которое назначит для нее Вседержитель. Говоря о Теле, мы должны понимать, что Тело несет в себе знание о развитии Явного мира. Главное его задание в том, чтоб человек выжил, приспособился к жизни в обществе на основе желаний, инстинктов и возможностей. Владея мозгом, оно стремится к достижению материального благополучия и самосохранения. Тело имеет постоянную связь с Душой, поэтому находится под влиянием как светлого начала, так и темного. Светлое начало ведет человека к совершенствованию и взятию тела под контроль ради высшей цели, темное же начало стремится разрушить телесную суть через плохие привычки. Тело – это совершенное оружие Души и Духа, поэтому православный родновер постоянно должен поддерживать его в хорошем состоянии, совершенствуя и познавая его через главные телесные проявления стихий – огонь, воду, землю и воздух. Здоровое и сильное Тело – это основа покоя Души и радости Духа. Высшая цель Славянской Родной Веры, Ведического Православия – в достижении триединства Духа, Души и Тела. Истина заключается в том, чтоб сделать их более совершенными в целостности. В основном, возможности физического тела очень ограничены. И когда мы в простой будничной жизни больше доверяем Телу, мы закрываемся для Духа. Некоторые религиозные объединения, напротив, ведут своих последователей в область Духа и Души, подавляя Телесное естество. Они предлагают через аскетизм и жесткие ограничения фактически отказаться от реальной жизни. И поэтому человек, идя одним из этих путей, не выполняет своего Высшего Предназначения. То есть, Душе после смерти тела приходится повторно рождаться, чтоб выполнить то, ради чего она пришла в этот мир. Для православных родноверов судьба – это то, что мы выбираем или изменяем, взаимодействуя с Родными Богами и непосредственно с Богиней Карной. Задание Родной Православной Веры – привести Дух, Душу и Телесное естество человека к единству, то есть установить между ними такое равновесие, чтоб ни одно из трех начал не подавлялось. Для этого мы используем Жива-Яргу, Живу, Родосвет и обряды Родной Православной Веры. Они с самого рождения ребенка помогают православному родноверу удерживать и развивать эту связь и единство. /ВЕРОВЕДАНЬЕ/ *ВЕРА-ВЕДА*