Ареалы обитания миграции закономерности размещения животных. Ареалы - области обитания видов

Каждое живое существо связано с условиями среды, в которых оно обитает. На эту связь обратил внимание еще во времена античности отец зоологии Аристотель. Но условия среды на нашей планете неоднородны, поэтому каждый вид живых организмов привязан к определенному участку земной поверхности. Из этого урока вы узнаете, что такое ареал, какие бывают типы ареалов, как животные распространяются и перемещаются на поверхности Земли, в воде, в атмосфере и толще почвы. Кроме этого, вам станут понятны причины миграций, объемы которых вы сможете оценить. Вы узнаете, как животные ориентируются во время миграций, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет, а также выясните, как древние миграции повлияли на современное распространение животных на Земле. Кроме этого, вы узнаете о реликтовых ареалах и ареалах реликтовых (древних) видов. Вам станет понятно, почему и от чего следует охранять пути миграции позвоночных и беспозвоночных животных.

Тема урока: «Ареал и миграция».

Цель урока - рассмотреть основные типы ареалов животных, сезонные и нерегулярные миграции, а также закономерности распространения животных.

Зоогеография - это наука, изучающая распространение животных на земном шаре и выявляющая общие закономерности этого распространения. Зоогеография не изучает непосредственно животных, она изучает фауны и ареалы. В естественной среде обитания каждый вид животных занимает определенную акваторию или территорию, называемую ареалом. Размеры и формы ареалов могут быть различными (рис. 1, 2). Здесь все зависит от выносливости и конкурентных возможностей данного вида. Ареалы бывают сплошными, прерывистыми и реликтовыми.

Рис. 1. Ареал обитания шпротов

Рис. 2. Ареал обитания амурского тигра

Сплошной ареал характеризуется непрерывным распространением вида на всей географической области. Естественно, что внутри ареала особи все равно живут только в подходящих местообитаниях. Хорошими примерами сплошных ареалов является область распространения белого медведя за полярным кругом или область распространения лисицы обыкновенной на территории России (рис. 3, 4).

Рис. 3. Ареал обитания лисицы обыкновенной

Рис. 4. Ареал обитания белого медведя

Разорванный ареал возникает вследствие разобщения некогда сплошного ареала на два или несколько изолированных участка. Примерами разорванного ареала могут быть область распространения черной крысы в Европейской части России и на Дальнем Востоке России либо гнездование голубой сороки на Пиренейском полуострове и на Дальнем Востоке России (рис. 5, 6).

Рис. 5. Ареал обитания черной крысы

Рис. 6. Ареал обитания голубой сороки

Часто прерывистые ареалы образуются в результате возникновения преграды внутри сплошного ареала, или, наоборот, когда в период расселения животные преодолевают преграду и образуют новую колонию за пределами исходного ареала. Иногда ареал разрывается из-за гибели животных на промежуточных территориях.

Виды, являющиеся остатками крупных, почти полностью вымерших в прошедшие геологические эпохи таксонов, называются живыми ископаемыми. Живые ископаемые, как правило, имеют очень небольшие ареалы. Такова, например, гаттерия, обитающая только на нескольких островах возле Новой Зеландии (рис. 7).

Рис. 7. Ареал обитания гаттерии

Виды, сохранившиеся на данной территории как останки прежней фауны, называются географическими реликтами. Жизненное пространство, занимаемое каждым из них, называется реликтовым ареалом. Реликтовые ареалы обычно имеют небольшую площадь и часто состоят из нескольких изолированных частей. Здесь в качестве примера хорош ареал реликтовых тараканов. Виды этого рода обитают в России на Дальнем Востоке, в Китае, Корее и с другой стороны в США (рис. 8).

Рис. 8. Ареал обитания реликтовых тараканов

Ареал вида может быть и очень большим. Например, таков ареал домового воробья, обитающего на всех континентах (рис. 9).

Рис. 9. Домовой воробей

Велик ареал волка серого, лисицы обыкновенной и ворона черного (рис. 10, 11, 12).

Рис. 10. Волк серый

Рис. 11. Лисица обыкновенная

Рис. 12. Ворон черный

Виды, распространенные на большей части планеты, называются видами-космополитами.

Многие виды стали космополитами благодаря человеку. Вспомните хотя бы кошек, серую крысу и американского таракана (рис. 13-15).

Рис. 13. Вид-космополит - кошка

Рис. 14. Вид-космополит - серая крыса

Рис. 15. Вид-космополит - американский таракан

Виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающихся, называют эндемичными видами, или эндемиками данной области.

Например, розовая чайка - это эндемик северо-востока Якутии (рис. 16).

Рис. 16. Розовая чайка

Ограниченный ареал у рыбки голомянки, живущей в озере Байкал (рис. 17).

Рис. 17. Голомянка

Каспийская нерпа является эндемиком Каспийского моря (рис. 18).

Рис. 18. Каспийская нерпа

Представители отряда Кивиобразные являются эндемиками Новой Зеландии (рис. 19).

Рис. 19. Киви

В пределах ареала животные могут расселяться по-разному. Возможно, например, равномерное распространение особей по всей территории (рис. 20).

Рис. 20. Равномерное распределение особей

Также возможно плотное заполнение особями центра ареала, а ближе к границе их концентрация может быть значительно меньше (рис. 21).

Рис. 21. Центральное заполнение особей ареала

Границы ареала вида могут расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Если условия благоприятствуют виду, он интенсивно размножается. Растет конкуренция за пищу и убежище. Вслед за самим видом размножаются и питающиеся им хищники. Из-за всего этого некоторые особи покидают ареал. Если за пределами ареала они находят новые местообитания с благоприятными условиями, то эти особи там поселяются. Они основывают новые колонии. Ареал вида, таким образом, расширяется. Если животные смогли переместиться достаточно далеко и не контактируют с другими особями вида, то со временем их потомство может дать новый подвид, а затем и вид. Хороший пример - это плодовые мушки-дрозофилы, образовавшие несколько сотен видов на Гавайских островах (рис. 22).

Рис. 22. Крылья разных видов дрозофил. Гаваи

Границы ареала вида могут сужаться и из-за исчезновения предпочитаемых этим видом местообитаний. Так, усыхание водоемов в Средней Азии привело к сужению ареала многих водоплавающих птиц и рыб.

Любой ареал неоднороден. Внутри него всегда есть места с более или менее подходящими условиями. Это приводит либо к неравномерному распределению особей внутри ареала, либо к их постоянному перемещению, в поисках мест с наиболее подходящими условиями. Центр ареала обычно обладает наиболее подходящим набором условий. Чем ближе к границам ареала, тем хуже живется особям. Окраинные районы ареала часто бывают населены слабыми особями, которых более сильные вытеснили из наиболее комфортных местообитаний. Условия, вообще не обеспечивающие существование, являются экологическими барьерами на пути распространения вида. Также существует барьер географический: реки и горы, болота и пустыни, моря и океаны. Все эти преграды могут быть непреодолимыми. Иногда при весьма специфических условиях, как, например, при сильном наводнении, или, наоборот, засухе, некоторые преграды становятся проходимыми. Тогда образуются так называемые «мосты распространения». По ним часть животных преодолевает преграду, пытаясь переселиться. Если новая территория имеет благоприятные условия, то она заселяется. Потомство заселившихся животных со временем может дать новые виды. В распространении животных огромную роль сейчас играет человек. Он может создавать искусственные преграды, такие, например, как плотины на реках.

Наоборот, многие животные расселяются за счет человека, который перевозит их через непреодолимые препятствия. Так, например, кролики и крысы попали в Австралию, а колорадский жук был завезен из Америки в Евразию.

Часто животные расселяются вынуждено, из-за преобразования их мест обитания человеком. Человек может распахивать степи, вырубать леса, затапливать территории из-за создания водохранилищ.

В этих случаях животные вынуждены искать другие места для существования, или они попросту погибнут.

Закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания, называются миграциями.

Животным, находящимся на различных этапах онтогенеза, необходимо специфическое условие среды. Например, в период размножения большинству птиц и млекопитающих требуется постоянная положительная температура, укромные места и отсутствие хищников.

Для подрастающего молодого поколения необходимы другие условия.

Для животных, которые готовятся к зимовке, нужны третьи условия. Поиск необходимых для особи на данной стадии развития условий называются возрастной миграцией. Во время возрастной миграции животные часто расселяются. Миграции животных бывают сезонными, или периодическими, и непериодическими, или нерегулярными. Сезонные, или периодические, миграции очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Таковы, к примеру, миграции перелетных птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно (рис. 23).

Рис. 23. Миграция перелетных птиц

Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать улетают на африканское побережье Средиземного моря (рис. 24).

Рис.24. Кукушка

Сезонные перемещения внутри ареала совершают дальневосточные лососевые рыбы, морские млекопитающие, например гренландский тюлень (рис. 25, 26).

Рис. 25. Дальневосточные лососевые рыбы

Рис. 26. Гренландский тюлень

Из сухопутных млекопитающих: песцы (рис. 27), северные олени, волки и лисицы.

Рис. 27. Песец

Непериодические, или нерегулярные, миграции - это передвижение части особей вида за пределы ареала.

Среди млекопитающих такие миграции случаются у белок, полевок, хомяков, северных оленей и леммингов (рис. 28).

Рис. 28. Лемминг

Среди птиц - у свиристелей (рис. 29).

Рис. 29. Свиристель

Среди насекомых - у некоторых бабочек и саранчовых (рис. 30).

Рис. 30. Бабочка-репейница

Основная причина таких миграций - это недостаток корма в период массового размножения вида. В процессе нерегулярной миграции большая часть мигрирующих особей, как правило, гибнет. Даже у выживших шанс прижиться на новой территории очень и очень невелик. Серьезные различия в видовом составе животных отдельных территорий связаны с их изолированностью друг от друга. Изоляция могла возникать в различные географические эпохи. Так, в Австралии и Новой Зеландии практически нет плацентарныхмлекопитающих. Дело в том, что Австралия и Новая Зеландия отделились от основной части суши задолго до формирования и распространения по миру этих животных.

Фауна - это исторические сложившаяся совокупность всех видов животных, которые обитают в данной области.

Домашние животные или обитатели зоопарков в состав фауны не входят. Можно говорить, например, о фауне острова Кубы, фауне Зимбабве или фауне Евразии.

Также можно выделять фауны определенных таксонов. Фауна птиц, например, называется орнитофауной, а фауна насекомых - энтомофауной.

Территории, характеризующиеся специфической фауной и набором эндемичных видов, называются зоогеографическими областями.

В настоящее время на основе размещения животных по планете выделены шесть крупных зоогеографических областей: голарктическая, неотропическая, австралийская, эфиопская, индо-малайская и антарктическая.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Каково значение миграции в жизненном цикле рыб, рептилий, птиц и млекопитающих? Приведите примеры оседлых животных и животных, мигрирующих на дальние расстояния.
  3. Обсудите с друзьями особенности ареала представителей нашего вида, а также влияние расселения человека на фауну Земли.

Cлайд 1

Ареал обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна

Cлайд 2

Какая форма изменчивости имеет большее значение для процесса эволюции? Почему борьба за существование является причиной эволюции? Наследственность и изменчивость присущи всем животным? Вспомним… Молодцы!

Cлайд 3

Животные Овцебык Койот Ягуар Кенгуру Коала Носорог Косуля Зубр Панда Пингвин Материки Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Cлайд 4

Cлайд 5

Голарктическая; Индо-Малайская; Австралийская; Эфиопская; . Неотропическая; Антарктическая

Cлайд 6

Зоогеография - наука изучающая распространение животных на Земле. Изучение ареалов - областей земного шара, населённых популяциями определённых видов. Выявление причин, определяющих характер географического распространения животных организмов. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения его видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека. Изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов. сторону.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ареал, виды ареалов. Что мы узнаем? Закономерности размещения животных. Миграции, виды миграций.

Cлайд 9

Ареал - территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории. Ареал обитания сетчатого питона.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Реликтовый ареал Эндемики - виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающиеся. Гаттерия

Cлайд 13

Географические реликты - виды, сохранившиеся на территории как останки прежней фауны. Реликтовый таракан

Cлайд 14

Cлайд 15

Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 16

Миграции – закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.

Cлайд 17

Вывод? Вывод: Миграции могут способствовать расселению животных, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть. Виды миграции Особенности Примеры Виды миграции Особенности Примеры Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования Оболочники Периодическая= сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточные лососевыерыбы Непериодическая=нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареалаза его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Cлайд 18

Каковы причины образования прерывистых ареалов? Что такое миграция, какой вид миграции характерен для птиц? Что может быть причиной изменения площади ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 19

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.256. Выучить термины. Задание 2-6 в рабочей тетради на печатной основе. Сообщение «Эндемики и космополиты России» Животные, характерные для каждой зоогеографической области. (3-4 примера.) Всем * По желанию Источники: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg карта природных зон мира; http://crazymama.ru/images/foto/19/19819.jpeg детёныши; http://www.rusif.ru/vremya-istorii/004-epohi/images-map/1532.jpg дрейф континентов; http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg зоогеографическая карта; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/05/piton23.png ареал сетчатого питона; http://anson-int.com/img24.jpg сетчатый питон; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/04/Polar_bear_range_map.png ареал белого медведя; http://i1.avatarko.ru/2/nf33e9KRha.jpg белый медведь; http://www.birds-online.ru/wiki/images/f/fe/HisHis_areal.jpg ареал сороки; http://www.zooclub.ru/attach/2391.jpg голубая сорока; http://samadhisoft.com/wp-content/uploads/2007/05/new-zealand-map.jpg Новая Зеландия; http://animalfotos.ru/photo/54/54886f341094bd5e965ba1f3e8315b13.jpg гаттерия; http://www.geo-sfera.info/_ph/40/2/809465110.jpg?1438910940 контурная карта мира; http://bio-logos.my1.ru/01_s/195/143.jpg реликтовый таракан; http://file2.answcdn.com/answ-cld/image/upload/w_760,c_fill,g_faces:center,q_60/v1401183905/n6tvqmkluwvzuakgetes.png ареал воробья; http://farm4.static.flickr.com/3042/3045255605_734c600afc.jpg воробей домовой; http://mtdata.ru/u7/photo7D3E/20125024204-0/original.jpg миграции.

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.




Перепутанная таблица. Виды ареалов. Особенности ПримерыВиды ареалов 1. Разорванный Характеризуется распространением в нем вида во всех подходящих для него местообитаниях. - Гаттерия, обитающая на ближайших островах Новой Зеландии 2. Реликтовый = прерывистый Возникает вследствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. - Медведь белый за полярным кругом -Лисица обыкновенная на территории РФ 3. СплошнойВиды, сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох, живут на небольших территориях. -Черная крыса в европейской части России и на Дальнем Востоке


Задание. Используя текст учебника (стр), исправьте графы таблицы и правильно заполните их. Ответьте на поставленные вопросы.


Ответ на задание. Ареал- это строго определенная территория, занимаемая видом в естественных условиях. Эндемик – это относительно небольшие по численности группы животных, живущие на определенных, часто небольших участках и нигде больше не встречающиеся. Пример эндемичного вида: розовая чайка. Космополиты – это организмы, распространенные на очень большой территории. Пример видов- космополитов: воробьинообразные




Перепутанная таблица. Виды ареалов. Виды ареаловОсобенностиПримеры 1. СплошнойХарактеризуется распространением в нем вида во всех подходящих для него местообитаниях. - Медведь белый за полярным кругом -Лисица обыкновенная на территории РФ 2. Разорванный = прерывистый Возникает вследствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. -Черная крыса в европейской части России и на Дальнем Востоке 3. РеликтовыйВиды, сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох, живут на небольших территориях. Гаттерия, обитающая на ближайших островах Новой Зеландии








Неполная таблица. Виды миграций. Виды миграцииОсобенностиПримеры 1.Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования оболочники 2. Периодическая = сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточ - ные лососевые рыбы 3.Непериодиче ская = нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые


Зоогеографические области (265 стр.195) Зоогеографические области – это……………………………………. Зоогеографические области – это……………………………………. Виды зоогеографических областей: Виды зоогеографических областей:





Разделы: Биология

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.

Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).

Задачи развивающие:

  • выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
  • влияние человека на распространение видов животных,
  • дают оценку акклиматизации животных,
  • развитие межполушарных взаимодействий.

Задачи воспитательные:

  • бережное отношение к живой природе,
  • формирование ответственного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 11 мин.
  3. Актуализация новых знаний – 2 мин
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Материалы для учащихся к уроку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).

Вариант 1.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).

Установите соответствие между терминами и понятиями.

(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).

3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)

Установите соответствие.

(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)

4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)

Вариант 1

Сьбцпрофждэволюция првогшзуэпалеонтология оовтмрудимент врцкуюбьсатавизм ооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган .

Вариант 2.

Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразование рраовн цеуктестественныйотбор абьятчисвеуйъхаьбнаследственность тпрвоганс юбиьмторизменчивость арыоцемнвтэмбрион арпол

5. Задания для проверки знаний с устным ответом.

Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)

Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).

“Найти лишнее”

На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.

  1. Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
  2. Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
  3. Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
  4. Утка, норка, карась, плавунец.
  5. Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.

“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”

Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:

  1. Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
  2. В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
  3. Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?

Изучение нового материала.

При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.

Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Учащиеся: Нет условий для ее обитания.

Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).

Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?

Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.

(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).

Учитель : Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.

Домашнее задание.

Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.

Закрепление изученного материала.

А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.

Подведение итогов урока.