Анна павлова балерина интересные факты. Трагическая история любви анны павловой

Анна Павлова была невероятно популярна, но при этом скромна и сдержанна. Каждый её танец приносил огромные гонорары, однако не ради этого артистка выходила на сцену. Она была охвачена идеей — рассказать всему миру об искусстве балета, поэтому ей было абсолютно безразлично, где и перед какой публикой выступать. Чем жила гениальная Павлова, кого она любила и почему так рано ушла из жизни, рассказывает АиФ.ru.

Тайна рождения

Маленькая Аня появилась на свет недоношенной. Её мать Любовь Фёдоровна Павлова думала, что дочь не выживет. Однако бабушка будущей балерины целый год тщательно ухаживала за ребёнком. В итоге девочка поправилась, хотя проблемы со здоровьем остались у неё на всю жизнь. Она легко простужалась, была хрупкой и очень болезненной.

То, как жила семья Павловых, точно неизвестно, на этот счёт есть две легенды. Первая гласит, что мать девочки работала прачкой и еле сводила концы с концами. Её супруг — отставной солдат Матвей Павлов — умер, когда ребёнку было всего два года. Именно от него Анне досталась фамилия, которую она прославила на весь мир.

Анна Павлова. Фото: Commons.wikimedia.org

Вторая легенда — девочка якобы родилась от связи Любови Фёдоровны с известным банкиром Лазарем Поляковым . Когда мужчина узнал о беременности любовницы, он заплатил ей хорошие отступные, но отцовство по понятным причинам не признал.

Так или иначе, сама Анна всегда избегала вопросов о своей семье и очень не любила, когда её называли по отчеству: для кого-то она была Матвеевной, а для кого-то — Лазаревной. Балерина предпочитала, чтобы к ней обращались исключительно по имени.

В мемуарах Павлова придерживалась первой легенды, рассказывая о бедном, очень тяжёлом детстве. Историю её знакомства с балетом знали все журналисты мира. Артистка не раз рассказывала, как мать, несмотря на более чем скромные доходы, купила однажды билеты в Мариинский театр. В тот вечер показывали «Спящую красавицу». Павловой было всего 8 лет, но всё происходящее на сцене поразило её до глубины души. Несмотря на юный возраст, она твёрдо решила стать балериной и тут же сообщила об этом матери. Любовь Фёдоровна не разделяла взглядов дочери, помня о её хрупком здоровье. Женщина надеялась, что скоро все фантазии на тему сцены забудутся, однако Анна с каждым днём становилась всё настойчивее. Мать сдалась и отвела девочку в Императорскую балетную школу. Там Павлову ожидало большое разочарование, её отказались зачислять на учёбу, ссылаясь на возраст, и, чтобы осуществить мечту, балерине пришлось ждать целых два года.

Поцелуй государя

В Императорской балетной школе царила железная дисциплина, но это была лучшая кузница танцовщиков в мире! Один день был похож на другой: подъём в 8 утра, молитва, занятия в классе, прогулка, учёба, небольшой перерыв и снова уроки и репетиции. Разнообразие в жизнь воспитанниц вносила только баня по пятницам, посещение церкви, редкие балы и визиты государя. Один из них особенно запомнился Павловой. После того как начинающие балерины выступили перед Александром III , император посадил одну из учениц себе на колени. Анна расплакалась, заявив, что тоже хочет посидеть на коленях у царя, чтобы утешить ребёнка, тот исполнил её просьбу. Но Павловой и этого было мало. Она заявила: «Я хочу, чтобы государь поцеловал меня!». Все присутствующие долго смеялись над выходкой смелой девочки.

В школе балерина работала на износ и вскоре стала одной из лучших учениц как по танцу, так и по общеобразовательным предметам. При этом Павлова не отличалась сильной техникой, акробатические трюки не были её сильной стороной. Анна брала другим: грацией, лёгкостью, драматизмом. Этот талант заметил её педагог Павел Андреевич Гердт, именно он сказал начинающей балерине очень важные слова: «То, что вам кажется вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее вас из тысяч других».

Николай Легат и Анна Павлова. Фото: Public Domain

В то время худоба считалась настоящим врагом красоты. Танцовщица пыталась бороться и с этим «дефектом» — добросовестно глотала рыбий жир, следила за питанием, но килограммы не набирались. Внешне Павлова так и сохранила на всю жизнь хрупкость 18-летней девушки.

После окончания школы в 1899 г. Анну сразу зачислили в труппу Императорского Мариинского театра. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 — первой, а в 1905 году — примой-балериной. Конечно, среди всех партий Павловой главной была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для неё балетмейстером Михаилом Фокиным . В этом номере природная грация танцовщицы раскрывалась на все 100% и не оставляла равнодушным никого из присутствующих в зале.

Анна Павлова. Фото: Public Domain

«Вы подарили минуту счастья!»

В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. Но особое впечатление на неё произвело посещение Стокгольма. После концерта огромная толпа провожала Анну из театра до отеля. Это были самые разные люди: рабочие, продавщицы, портнихи. Все они молча шли за экипажем, не проронив ни звука, а потом долго стояли под балконом артистки. Когда девушка решила выйти к людям, её встретили бурными овациями. Павлова растерялась, не зная, как ответить на такое признание. Идея пришла сама собой: танцовщица бросилась в комнату, принесла оттуда корзины подаренных цветов и начала выкидывать букеты в толпу. Уже вечером растроганная тёплым приёмом балерина спросила свою горничную: «Чем я так очаровала их?». Ответ женщины запомнился ей на всю жизнь: «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть свои заботы».

На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. И хотя отношения с антрепренёром у неё не сложились, даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева .

Известие о начавшейся первой мировой войне настигло танцовщицу в Берлине, через Бельгию она смогла уехать в Англию. Туманный Альбион стал для Анны второй родиной, именно там балерина купила роскошный дом и создала собственную труппу. Вместе со своим коллективом Павлова объездила весь мир, побывав в США, Канаде, Бразилии, Чили, Мексике, Китае, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Уругвае, Японии и др. Часто выступать всемирно известной артистке приходилось не только на престижных площадках, но и в абсолютно не приспособленных для этого местах: на деревянном помосте сельской ярмарки, в сарае для стрижки овец. Но Анна так стремилась нести искусство простым людям, что ничто не могло её остановить. Так, например, труппа Павловой должна была поехать в Эквадор, где вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки. Балерину уговаривали отложить поездку, однако всё было тщетно. К счастью, никто из коллектива не заболел.

Попасть на работу к Павловой считалось большой удачей. Родители со спокойной душой отдавали своих дочерей в руки Анны, зная, что та позаботится о них. Кстати, её команда преимущественно состояла из англичанок. Некоторые недоброжелатели злословили на этот счёт, утверждая, что артистка специально пригласила на работу посредственных танцовщиц, чтобы выгодно выделяться на их фоне. Но вряд ли можно серьёзно относиться к подобным заявлениям, когда речь идёт о балерине уровня Павловой.

Анна Павлова в Сиднее. Фото: Public Domain

Без отдыха и «глянца»

Анна Павлова всю жизнь была чрезвычайно требовательной не только к себе, но и к своим танцовщикам, не выносила лени и безделья. Порой, чтобы поддержать дисциплину, артистке приходилось пускаться на крайние меры. Очень показательный случай рассказала одна из её учениц. После нескольких месяцев утомительных гастролей труппа приехала в Вашингтон. Выступление должно было состояться на следующий день, однако балетмейстер забыл назначить занятия и репетицию. Воспользовавшись моментом, кордебалет весь день гулял по городу и явился в театр перед самым спектаклем. Когда Анна увидела девушек, она одну за другой начала спрашивать: «Ты занималась сегодня?». Естественно, каждая ответила: «Нет». Тогда Павлова вышла на середину сцены и заставила всех приступить к занятиям, невзирая на то, что представление должно было начаться с минуты на минуту. Сгорая от нетерпения, зрители стучали ногами, но артистка не обращала никакого внимания на бастующих. Она провела урок до конца и лишь после этого разрешила всем пойти переодеться. Дело в том, что балерина считала каждодневные тренировки одним из главных ключей к успеху в профессии.

Следила Анна и за тем, чем занимались её танцовщицы вне работы. Во время длительных поездок Павлова ходила по поезду и смотрела, кто что читает. Конечно, глупые женские журналы не относились к разрешённому ею списку литературы, поэтому девушки шли на хитрость. Они вкладывали «глянец» в серьёзные книги, делая вид, что изучают те с большим интересом.

При всей своей строгости Павлова относилась к участникам труппы, как к собственным детям. Один раз в Монреале она устроила для них настоящее русское Рождество, с катанием на санях и роскошным ужином. Балерина не просто накрыла стол, но и подготовила для каждого особенный подарок. Она любила радовать своих «детей», потому что понимала, как нелегко им выдерживать бесконечные переезды и её непростой характер.

Анна Павлова. Фото: Commons.wikimedia.org

А был ли муж?

Узнать истину о личной жизни балерины непросто. Сама она утверждала, что никогда не была замужем, более того, пропагандировала идею о том, что тихое семейное счастье и сцена — вещи несовместимые. Однако её сожитель и по совместительству импресарио Виктор Дандре после смерти Павловой пытался доказать, что они были законными супругами.

Отношения между балериной и потомственным аристократом Дандре завязались, когда ей было двадцать лет, а ему тридцать один. Виктор не спешил жениться на Анне. Если верить слухам, то узами брака пара связала себя при весьма любопытных обстоятельствах. Дандре попал в долговую яму, Павлова согласилась вызволить его в обмен на законный брак, который, однако, нужно было держать в строжайшей тайне, ведь, следуя некогда сказанным словам самой Анны, артистка не может быть обычной счастливой женщиной. Если подобный уговор действительно имел место быть, то Виктор сдержал слово. При жизни своей возлюбленной он никогда не поднимал запретную тему.

Балерина Анна Павлова в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса. Фото: РИА Новости

Дандре был блестящим импресарио, знающим, как «подогреть» интерес публики. Он часто устраивал пресс-конференции, приглашал газетчиков и фотографов на концерты труппы. Когда Анны не стало, он издал свои воспоминания о великой балерине. Работоспособность, самоотверженность и дисциплинированность Павловой всегда поражали Дандре. Этот восторг легко читается на страницах его книги. Конечно, взвалив на свои плечи все хозяйственные и финансовые дела, Виктор стал для артистки не только любимым мужчиной, но и деловым партнёром, которому приходилось выслушивать истерики и капризы переменчивой звезды. С её образом жизни было сложно сохранить душевное равновесие: постоянная работа над собой, переживания за труппу, плотный график — всё это не добавляло здоровья.

Чрезмерная занятость сыграла решающую роль в ранней смерти Павловой. В 49 лет она продолжала выходить на сцену. Во время гастролей в Нидерландах врачи обнаружили у балерины плеврит. Будучи не в состоянии подняться с кровати, артистка не теряла бодрости духа — давала распоряжения танцовщицам, желая, чтобы запланированные выступления труппы всё же состоялись. 23 января 1931 великая балерина умерла. Примечательно, что задолго до рокового дня Анна просила родных, чтобы после смерти её прах вернулся на Родину. Она не переставала скучать по России, постоянно посылала туда провизию, лекарства и деньги для юных артистов балета. Однако эта просьба так и не была выполнена. Прах Анны до сих пор покоится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Тайна рождения Анны Павловой

…Благодаря Анне Павловой у меня был период – довольно длительный, – когда я считал балет самым высоким искусством из всех присущих человечеству, абстрактным, как музыка, возбуждающим во мне ряд самых высоких и глубоких мыслей – поэтических, философских. Это шло через волнения, которые я получал от балета.

В. И. Немирович-Данченко

Анна Павлова родилась тридцать первого января (двенадцатого февраля) 1881 года, в дачном посёлке Лигово, что под Петербургом. Известно, что незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна, обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым. Замужество было вынужденным и фиктивным. Они никогда не жили вместе, Анна не знала этого человека, никогда и ничего не писала о нем. Тем не менее, почти во всех энциклопедиях она так и значится Анна Матвеевна. Сама Анна Павлова не любила, когда ее так называли, взяв себе отчество по фамилии.

Дом в Лигове, в котором провела свои детские годы русская балерина Анна Павлова

Когда Анна начала выступать на сцене Мариинки, сын известного железнодорожного подрядчика и петербургского банкира Лазаря Полякова заявил, будто бы она его сводная сестра. Это могло быть правдой, так как за год до рождения дочери Любовь Федоровна находилась в услужении у Поляковых, но потом вдруг внезапно исчезла и больше о ней там ничего не слышали. Скорее всего, Лазарь увез беременную любовницу с глаз долой, п4ообещав заботиться о ребенке в обмен на молчание. Или она сама ушла, получив некоторую оговоренную сумму отступного.

Перед вступительными экзаменами в хореографическом училище Любовь Федоровна предъявила следующий документ:

«1. Вероисповедания: православного.

2. Время рождения или возраст: сорок лет.

3. Род занятий: прачка.

4. Состоит или состояла в браке: состоит.

5. Находится при ней: дочь Анна.

Предъявительница сего Тверской губернии Вышневолоцкого уезда Осеченской волости деревни Бор солдатская жена Любовь Федоровна Павлова уволена в разные города и селения Российской империи от нижеписанного числа. Дан с приложением печати тысяча восемьсот девяносто восьмого года октября десятого дня. Волостной старшина М. Жуков».

Любовь Федоровна Павлова вместе с дочерью Анной

Для чего был необходим этот документ? Когда крестьянин попадал на военную службу, он переставал быть крепостным, и это касалось его жены и детей. Собственно поэтому обычно в армию отдавали холостяков и бобылей. Жены военных могли по личному выбору либо оставаться в родном селе крепостными, либо отправляться за мужем в полк. А далее солдатская жена проживала в выделенном ей помещении на территории казарм, помогая в хозяйственных нуждах. В случае, если армия выступала в поход, солдатские семьи ввиду отсутствия другого способа найти пропитание следовали за отцами семейств в полковом обозе. Бывали, правда, и исключения. Если женщина обладала какими-то умениями (к примеру, шила) и находила себе место прислуги за пределами полка, семья жила в съемном углу и имела более радужные перспективы на будущее. Именно для этого случая и придумали отпускное письменное разрешение. То есть, выйдя замуж за рядового, Любовь Федоровна была обязана проживать с ним, но имея на руках подобный документ, она жила там, где ей было разрешено, не нарушая при этом закон.

Разумеется, в императорское хореографическое училище не мог поступить незаконнорожденный ребенок, поэтому Анечкина мама постаралась и выйти замуж, и одновременно с тем обзавестись отпускным свидетельством. Очень предусмотрительно.

Лазарь Соломонович Поляков (1842–1914) – русский банкир, предполагаемый отец балерины Анны Павловой

Обычно, когда пишут о жизни Анны Павловой, особенно выделяют, будто бы ее биологический отец не принимал не малейшего участия в судьбе девочки: «Мать Анны Павловой служила горничной в доме Поляковых, хозяин обольстил ее, а когда она забеременела – выгнал из дома «за разврат», причем не дал ей ни копейки. Уже после рождения дочери Любовь Федоровна пришла с младенцем на руках к своему погубителю, надеясь, что он, будучи отцом нескольких законных детей, сжалится хотя бы над невинной малюткой. У Лазаря Полякова оказалось каменное сердце, и он отказался даже принять свою бывшую горничную. А Любовь Федоровна была слишком горда, и хотя она записала-таки дочь «Лазаревной», но больше никогда не обращалась к Полякову и с самых ранних лет внушала дочери презрение к ее недостойному отцу». Но тогда откуда у отставной служанки или бедной прачки, которой, согласно свидетельству дочери, всю жизнь работала мать Анны Павловой, собственный каменный двухэтажный дом на Николаевской улице, позже улице Льва Толстого в Лигово? Из автобиографии Анны Павловой: «Первое мое воспоминание – маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью…»

«Мы были очень, очень бедны, – пишет в своей биографии Анна Павлова. – Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу». До театра они, разумеется, добирались в экипаже. Собственно, на этом странности прачки не заканчиваются, но вернемся к тому, что писала сама о себе звезда русского балета. В частности Павлова отмечает, что она родилась недоношенной и слабенькой, так что первые несколько месяцев ее держали в вате. Вряд ли на жалование прачки можно было поднять такого хворобого ребенка, но припишем это обыкновенному чуду. А не деньгам банкира.

Вообще, еще в театральном училище Анна Павлова придумала себе подходящую биографию, которую заучила и рассказывала затем всякому, кто пожелал ее слушать. Об отце она, к примеру, говорила, что он был рядовым Семеновского полка, который умер молодым, когда ей самой едва исполнилось два года. Тем не менее в театральном архиве Санкт-Петербурга хранится документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне – матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означает, что получивший его на руки Матвей Павлов был жив, когда Анне исполнилось восемнадцать лет. То ли Анна не знала, что ее «отец» не умер, то ли взяла грех на душу, «похоронив его при жизни». Тем не менее, должна же она была как-то объяснить окружающим, отчего мать и отец не живут вместе.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге на старой открытке

По словам Анны Павловой, ее мать – глубоко религиозная женщина, всю жизнь проработала простой прачкой, жили они бедно, если не сказать нищенски, часто дома не было иной еды, кроме пустых щей, но зато все члены семьи, мама, бабушка и маленькая Нюрочка, очень сильно любили друг друга.

Относительно прачки и хронической нехватки денег тоже не все понятно, на самом деле Любовь Федоровна была не прачкой, а хозяйкой прачечной. Да и по поводу религиозности имеются вопросы, к примеру, отчего бы глубоко религиозной женщине отдавать дочь в танцовщицы? Все ведь знают, как будет в дальнейшем развиваться жизнь девочки. Все артистки балета так или иначе находились на содержании у любителей балета. То есть, существует немалая вероятность того, что у девочки никогда не будет нормальной семьи, детей. Зато дурная слава содержанки и любовницы прилепится на долгие годы. Хорошенькой балетной девочке не уберечься от докучливой заботы сорящих деньгами направо и налево толстосумов, а останется на всю жизнь в кордебалете… при ее амбициях легче в петлю залезть.

Карлотта Брианца и Павел Гердт в спектакле Мариинского театра «Спящая красавица». Постановка 1890 г.

Но даже если Нюрочка каким-то чудным образом сумеет обойти все соблазны, балет божество ревнивое – тут уж не до семьи и детей. Павлова всю жизнь называла себя монахиней от искусства. Тем не менее, Любовь Федоровна отчего-то полностью подчиняется железной воле восьмилетней дочери.

Вот как описывает свой первый визит в театр сама Анна:

«С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» – с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь».

И оттуда же:

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, – сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. – Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.

Поступить в Императорскую балетную школу – это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул».

«Нам же придется расстаться», – взывала к совести дочери заплаканная Любовь Федоровна.

«Если это необходимо, чтобы танцевать, тогда, значит, надо расстаться», – заранее смирилась с неизбежным Нюрочка.

Впрочем, на вступительном экзамене девочку ждало жестокое разочарование. Балет требует большой выносливости и физической силы, и хилую, вечно болеющую Павлову забраковали, как бы это сейчас сказали, по медицинским показаниям, предложив попробовать сдать экзамен еще раз через два года.

Напрасно Любовь Федоровна надеялась, что к десяти годам дочурка позабудет о своей мечте. Анна закалялась, пила парное молоко и все время танцевала. О том, как танцуют маленькие балерины, она узнала, часами простаивая под окнами Императорского театрального училища, расположенного на Театральной улице недалеко от Невского и Гостиного двора. Так что через два года, как и было запланировано, мама отвезла девочку на экзамены, и на этот раз дочь приняли.

Театральная улица (сейчас улица Зодчего Росси) на которой находилась Императорская балетная школа

Из книги Балерины автора Носова Валерия Васильевна

XIII. Муза Павловой не смолкает Гении не создаются, гением надо родиться. А. Павлова Первая мировая война начиналась при всеобщем убеждении в том, что она не может продлиться более трех-четырех месяцев. Солдатам враждующих армий и их командирам военные специалисты давно

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

Основные даты жизни и деятельности А.П. Павловой 1881 год, 31 января (12.2) - Родилась Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, в г. Петербурге.1891-1899 - Годы учения в Петербургском театральном училище. Ее учителя - А.А. Облаков, Е.О. Вазем, П.А. Гердт, Е.П. Соколова.1899 год - 11 апреля -

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Тайна рождения наследника престола История, рассказанная мне о рождении наследника, до того фантастична, что верить ей действительно нелегко. Но я слышал ее от лиц, заслуживающих безусловного доверия. Известно, что в первые годы супружества у царицы рождались лишь

Из книги Перебирая старые блокноты автора Гендлин Леонард

Тайна рождения наследника престола История, рассказанная мне о рождении наследника, до того фантастична, что верить ей действительно нелегко. Но я слышал ее от лиц, заслуживающих безусловного доверия.Известно, что в первые годы супружества у царицы рождались лишь

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Терпсихора русской сцены (Эскиз к портрету Анны Павловой) Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства. Жан Жак Новерр. Серов. Анна Павлова.Анна Павлова родилась в страшной бедности, мать ее была прачкой, отец - отставной солдат, он умер, когда

Из книги Распря с веком. В два голоса автора Белинков Аркадий Викторович

Из книги Коко Шанель. Я и мои мужчины автора Бенуа Софья

Аркадий Белинков Судьба Анны Ахматовой, или победа Анны Ахматовой (Имея в виду будущее: «Крушение Виктора Шкловского») Памяти Осипа Мандельштама, человека, поэта, посвящаю Действительность, разлагаясь, собирается у двух полюсов - у лирики и истории. Борис Пастернак

Из книги Апостол Павел автора Басле Мария-Франсуаза

Тайна рождения В марте 1895 года по дороге на холм дорога из Брива в Туль медленно двигалась двуколка под серым брезентом, которую тянула худая лошадка. В немудреном экипаже возница – симпатичный черноусый брюнет лет сорока да три девчушки с грустными лицами. В глазах

Из книги Сталин умел шутить автора Суходеев Владимир Васильевич

Из книги Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие автора Вааль Эдмунд де

Тайна рождения О рождении И.В. Сталина сложено немало легенд, и где в них шутка, а где чистая правда - сказать весьма сложно.В книге «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография», лично им просмотренной и частично отредактированной, изданной в 1947 году, написано:«Сталин

Из книги Анна Павлова. Жизнь в танце автора Андреева Юлия

Карман Анны Две женщины, одна значительно старше второй. Та, что моложе, достигла среднего возраста, у нее седина.Они встретились после войны. Со времени их последней встречи прошло восемь лет.Они встретились в одной из старых комнат, где теперь располагается какая-то

Из книги Воздыхание окованных. Русская сага автора Домбровская-Кожухова Екатерина

Учителя Анны Павловой Анна Павлова обладала одним замечательным свойством, чрезвычайно редким у артистов вообще: никакой успех ее не опьянял. Она никогда не теряла присущей ей скромности, стремления к усовершенствованию и не только не обижалась на критические

Из книги автора

Самостоятельное творчество Анны Павловой Я должна работать круглый год. У меня на руках труппа, распустить ее – значит уплатить всем неустойку. Это разрушит все, что я наработала за эти годы каторги. Если я не имею времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах. Анна

Из книги автора

Партнеры Анны Павловой Счастье встретил? Теперь ты за него в ответе. Александр Смир Первым партнером по сцене Анны Павловой, или, как принято называть в балетном мире, кавалером был, разумеется, Михаил Фокин. В первый раз вместе они танцевали в балете «Арлекинада», после

Из книги автора

Глава 3. Век Анны Хроники жизни нашего рода, удивительные предания и трогательные подробности из жизни предков дошли до наших дней благодаря чудной памяти прапрабабушки Анны Николаевны Жуковской, которая к тому же была и неутомимой рассказчицей. Около ее старинного,

Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля (по новому стилю) 1881 года в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце.

В своей автобиографии , написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:

«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью...

Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

Поступить в Императорскую балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге».

Учеба Павловой в Императорской балетной школе и Мариинский театр

В 1891 г. матери удалось устроить дочь в Императорскую балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. В то время на балетной сцене блистали итальянские танцовщицы, обладающие отточенной техникой и развитой мускулатурой, дающей им возможность исполнять самые виртуозные элементы.. А Павлова оставалась миниатюрной, хрупкой, с легкой фигуркой. Ее «воздушность» казалась недостатком и ее преподавателям, и ей самой. С большим старанием она принимала прописанный ей рыбий жир, усиленно питалась, чтобы хоть немного исправить свой «недостаток».

К счастью, в старших классах педагогом Павловой стал тот самый Павел Андреевич Гердт , который оценил необычность своей ученицы, ее редкое дарование. Увидев, как Анна старательно выполняет упражнения, которые способствовали развитию силы ног, но совершенно не подходящие ей и могущие повредить ее организму, он постарался переубедить юную танцовщицу: «Предоставьте другим акробатические трюки... То, что Вам кажется Вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее Вас из тысяч других».

В начале 1903 года Павлова впервые танцует на сцене Большого театра. Начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления в городах Российской Империй.

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа М. М. Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1907). Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с В. Ф. Нижинским (Юноша). Ее партнер Вацлав Нижинский хотя и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, но все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина.

Первые зарубежные гастроли Анны Павловой

С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом.

Павлова стала главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она и получила мировую известность.
Но в «Русских сезонах» Павлова выступала недолго. Ей хотелось творческой свободы.

Первые самостоятельные постановки Анны Павловой

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой.

В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу.

Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.
Весной 1914 года Павлова последний раз побывала дома.

На родину она больше не вернулась. Но к положению в России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Большая дружба и творческое сотрудничество связывали двух выдающихся мастеров русского балета — Анну Павлову и Михаила Фокина .. В результате творческого союза Павловой и Фокина были созданы произведения, где танец подчинен духовно-выразительным задачам. Так появились «Шопениана» и «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, которые стали поэтическим символом русской хореографии.

Личная жизнь Анны Павловой

Личная жизнь балерины складывалась непросто. Впрочем, Анна Павлова считала это естественным:

«Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству.
Я вижу, что жизнь моя представляет собой единое целое. Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех — это счастье. Я ошибалась. Счастье — мотылек, который чарует на миг и улетает».
Павлова связала свою жизнь с Виктором Дандре . Человеком весьма противоречивым. Дандре — горный инженер, в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось поспешить ему на выручку и заплатить немалую сумму, чтобы его освободить. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре после этого бежал из России и многие годы жил без паспорта.

Вместе с тем Дандре был одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Например, прекрасно обыгрывал сюжеты, навеянные романтическим образом «Лебедя». Сохранилось множество фотографий, запечатлевших Анну Павлову на берегу озера, по зеркальной глади которого скользят прекрасные белоснежные птицы. Такой водоем был и в ее поместье «Айви-хаус» в Англии. Там действительно жили лебеди, а один из них по кличке Джек был любимцем Анны Павловой. Он не забывал свою хозяйку, когда та была в длительных поездках. Широко известна фотография Анны с лебедем на коленях, его голова доверчиво лежит у нее на плече. Фото выполнено известным фотографом Лафайеттом, которого Дандре специально пригласил на съемки.
Но именно Дандре и старался выжать все возможное из мировой славы балерины, организуя бесконечные и весьма напряженные гастроли, не щадя ее здоровья. В конечном счете непосильная нагрузка и привела, видимо, к ее безвременной кончине...

Последние дни жизни Анны Павловой

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя, голландцы, славящиеся своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова ». До сих пор на выставках цветов можно полюбоваться их изысканной красотой. С большим букетом этих цветов Анну встречал на вокзале голландский импресарио Эрнст Краусс. Но балерина чувствовала себя плохо и сразу направилась в «Отель дез Энд», где ей был отведен «Японский салон» со спальней, который впоследствии и получил название «Салон Анны Павловой». Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. Более того, как выяснилось, ночной поезд, которым она ехала из Англии в Париж, столкнулся с грузовым составом. Упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Только близким подругам Анна рассказала об этом происшествии, хотя на боль жаловалась многим.
В гостиницу был срочно вызван врач, который обнаружил у балерины острый плеврит. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного врача де Йонга. Осмотрев ее, он пришел к следующему заключению: «Мадам, у вас плеврит. Необходима операция. Я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». В ответ на это Дандре воскликнул: «Как же так! Ведь она же не сможет завтра танцевать!». Действительно, по всей Гааге были расклеены афиши, извещавшие, что «19 января состоится последнее в Нидерландах выступление величайшей балерины нашего времени Анны Павловой с ее большим балетом». Затем предстояло длительное турне по Северной и Латинской Америке, Дальнему Востоку. Но этому не суждено было сбыться.
Дандре решил пригласить другого врача. Телеграммой был срочно вызван из Парижа врач Залевский, который раньше уже лечил Анну. А балерине становилось все хуже. Видимо, тогда и родилась легенда об «умирающем лебеде», которую приводит в своих мемуарах Виктор Дандре. Анна Павлова, уверяет мемуарист, любой ценой хотела еще раз выйти на сцену. «Принесите мне мой костюм лебедя», — сказала она. Это якобы были ее последние слова...

Однако действительность была куда более прозаичной и трагичной. Об этом рассказывали служанка Анны Павловой Маргерит Летьенн, врачи, бывшие у ее постели. Они вспоминают, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указания, считая, что, несмотря на ее болезнь, спектакли должны состояться, особенно в Бельгии для нужд Красного Креста. Потом ей стало хуже. Все, кроме служанки, удалились из комнаты. Анна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в Париже у известного кутюрье, сказала Маргерит: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Она имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особняков. После этого больная впала в кому. Прибывший Залевский с помощью дренажной трубки попытался еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно. Анна больше не приходила в сознание. Полагают, что в ночь с 22 на 23 января 1931 года она умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой...

После смерти Павловой

Русская колония в Париже хотела, чтобы Павлову похоронили на кладбище Пер-Лашез, где ей можно было бы поставить прекрасный памятник. Но Дандре высказался за то, чтобы Анну кремировали. Во время гастролей в Индии она была зачарована индийскими погребальными церемониями, во время которых тело усопшего сжигается на погребальном костре. Она заметила близким, что хотела бы, чтобы ее кремировали. «Так позже будет легче возвратить мой прах в дорогую Россию», — будто бы сказала она. Дандре обсудил этот вопрос с импресарио Крауссом, и они решили посоветоваться с главой русской православной церкви в Гааге священником Розановым, ведь по церковным канонам полагаются только похороны на кладбище. Учитывая ситуацию, священник не возражал против кремации...

Виктор Дандре, несмотря на все его уверения, не был официальным мужем Анны Павловой, хотя об этом говорится в его завещании и урна с его прахом установлена рядом с урной Анны. Сама она никогда и называла его своим мужем, у них не было общего банковского счета. После смерти Анны Дандре заявил было свои претензии на «Аини хаус». Когда же мать балерины, отвергая эти посягательства, подала на него в суд, Дандре не смог предъявить никаких свидетельств о браке, ни свадебных фотографий, ссылаясь на то, что документы не сохранились после революции в России. Адвокат напомнил тогда, что ранее он говорил о заключении брака с Павловой в Америке. Но и здесь Дандре не смог представить документов и даже назвать место свадьбы. Процесс он проиграл, и ему пришлось покинуть «Айви-хаус».
Был ли Дандре мужем Анны Павловой или нет, но в его завещании текст которого приводится в книге, говорится: «Я поручаю моим поверенным купить ниши 5791 и 3797 в крематории «Гоулдерс Грин» в качестве места для урн, содержащих мой прах и прах моей любимой жены Анны, известной как Анна Павлова. Я даю полномочия моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в Россию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиваться переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверения в том, что прах Анны Павловой получит должные честь и уважение».

Легенда о великой русской балерине Анне Павловой

Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой , Ивет Шовире , Майи Плисецкой .

Русская балерина, педагог, постановщик Анна Павловна (по другим источникам, Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1881 года в Петербурге в семье солдата и прачки. По некоторым источникам, она была внебрачной дочерью еврейского банкира.

В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занималась у Екатерины Вазем и Павла Гердта.

В 1899 году по окончании училища Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Дебютировала в маленькой роли в балете "Тщетная предосторожность", затем в "Баядерке" Людвига Минкуса. В 1903 году ей была доверена партия Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, где молодая балерина смогла поразить публику глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в "Наяде и рыбаке" Цезаря Пуни, "Пахите" Эдуара Дельдевеза, "Корсаре" Адана, "Дон Кихоте" Людвига Минкуса.

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены .

Легенды Анны Павловой Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном...

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена "Шопенианы" (1907) - стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым "Русским сезонам" в Париже (1909).

Всероссийскую славу принесли балерине гастроли с труппой Фокина в Москве в 1907 году. Для нее Фокин поставил концертный (позже "Умирающий лебедь") на музыку Камиля Сен-Санса, ставший впоследствии поэтическим символом русской хореографии и самой балерины.

Павлова также в 1907 году танцевала постановках Фокина "Павильоны Армиды" на музыку Николая Черепнина и "Египетские ночи" на музыку Антона Аренского.

23 января 1931 года Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды). Ее прах был захоронен на кладбище "Гольдерс-Грин" недалеко от ее дома "Айви-Хауз" в Лондоне.

На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с горным инженером Виктором Дандре, который в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось заплатить залог, чтобы его освободили из тюрьмы. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре бежал из России и многие годы жил без паспорта. За границей Дандре стал импрессарио и администратором труппы балерины. В 1932 году в Лондоне была издана книга Дандре "Анна Павлова. Жизнь и легенда".

Балерине посвящены художественные и документальные фильмы "Анна Павлова" (1983 и 1985). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет "Моя Павлова".

В усадьбе "Айви-Хауз", где в настоящее время размещается лондонский Еврейский культурный центр, холл первого этажа превращен в мемориальный музей балерины. На территории "Айви-Хауз" установлены два памятника Анне Павловой - один находится у озера, другой, представляющий балерину в облике стрекозы, - у террасы ее дома.

Приз Петербургской международной балетной премии Dance Open - хрустальный пуант, созданный в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем со балерины Анны Павловой, является одной из уважаемых наград балетного искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одним из символов русского балета стала миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная на музыку К. Сен-Санса. Первой исполнительницей этого шедевра была Анна Павлова – балерина, которую современники называли «танцующим бриллиантом» и «воплощением мечты о танце».

Будущая балерина родилась в 1881 году в дачном поселке Лигово под Петербургом. Мать её – прачка – незадолго до рождения дочери вышла замуж за отставного солдата, но долго этот брак не продлился… Некоторые современники утверждали, что настоящим отцом девочки был богатый московский банкир и землевладелец Л. Поляков. Благодаря его материальной поддержке мать имела возможность водить дочку на балетные спектакли в Мариинский театр, первым из которых стал балет «Спящая красавица». Анна серьёзно увлеклась балетом.

Поступить в Императорское училище было нелегко – с самого рождения девочка не отличалась крепким здоровьем, страдала малокровием, а болезненная худоба и сгорбленная спина были очень серьёзными недостатками. На вступительных испытаниях лишь один член строгой комиссии высказался в её пользу – но человеком этим был , и с ним никто не решился спорить.

В Императорском училище Анне было нелегко – она с трудом сходилась с людьми из-за природной замкнутости, да ещё соученицы дразнили её «шваброй» из-за худобы и осанки. Преодолевать тоску по дому помогала та радость танца, которую ученица постигала во время многочасовых занятий – ей нравилось чувствовать, как тело становится подвластным ей.

Выступать на сцене в небольших вставных номерах Анна Павлова начала уже со второго года учёбы, а выпускным её спектаклем в 1899 году стал балет «Мнимые дриады» на сцене Мариинского театра. Все выпускники, участвовавшие в нём – включая и Анну Павлову – были приняты в труппу Мариинского театра. В 1899 году она дебютировала в небольшой партии в балете « ».

Анна Павлова переживала не только из-за недостатков внешности, но и из-за несовершенства своей техники. Чтобы достичь подлинной виртуозности, она берёт уроки у Энрико Чекетти. Это позволяет ей исполнять сольные партии в таких балетах, как «Спящая красавица», « », « », «Пахита», «Корсар», «Наяда и рыбак». И публика, и критики по достоинству оценили и красоту её танца, и психологическую глубину интерпретаций, и «воздушную» легкость. Другое отличительное качество балерины – природный темперамент – проявляется в таких партиях, как, например, Уличная танцовщица в « ».

Анна Павлова обладала исключительной способностью к импровизации. Случалось, что она не могла повторить то или иное движение по просьбе балетмейстера или партнёра, а во время репетиций с М. Петипа нередко заявляла: «Я так больше не могу, давайте попробую по-другому», – и тут же демонстрировала нечто новое. Рисунок танца у неё никогда не повторялся в точности, и некоторые современники – в частности, ученики – выражали сожаление, что невозможно зарисовать каждое мгновение ее танца.

Новой страницей в творческой биографии Анны Павловой становится сотрудничество с Михаилом Фокиным. Эта предельно «воздушная» балерина с её парящим прыжком словно была создана для задуманного М. Фокиным возрождения романтического балета эпохи Тальони – так рождается балет «Шопениана», в котором Анна Павлова исполнила Седьмой вальс и мазурку. Партнёром её был .

Гастроли с труппой Михаила Фокина в Москве в 1907 году принесли Анне Павловой не только всероссийскую славу – именно тогда родился знаменитый «Умирающий лебедь». Балетмейстер, учившийся тогда играть на мандолине, исполнял пьесу «Лебедь» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», впрочем, идею подсказало не только это, но и любовь Анны Павловой к лебедям. Номер родился довольно быстро – в ходе совместной импровизации балетмейстера и балерины. Первоначально темы смерти в хореографической миниатюре не было – ведь светлая мелодия К. Сен-Санса к этому не располагала – и номер назывался просто «Лебедь». Но сама Анна Павлова внесла в интерпретацию трагическую ноту, и тогда появилось заглавие «Умирающий лебедь», а балерина надевала для его исполнения рубиновую брошь, изображающую кровавую рану… Впоследствии А. Павлова исполняла этот номер не раз, в том числе и за границей. Видел его и сам К. Сен-Санс, который после этого заявил: «Только увидев, как мадам танцует моего «Лебедя», я понял, что написал прекрасную музыку»… А ведь композитор, создав «Карнавал животных», опасался упреков в «несерьёзности»! Танцевала Анна Павлова и в других балетах Михаила Фокина – «Египетские ночи», «Павильон Армиды».

Мировая известность приходит к Анне Павловой в 1908 году после зарубежных гастролей: Стокгольм, Копенгаген, Прага, Берлин… Но она уже не может и не хочет ограничиваться тем, что ставят другие балетмейстеры – она чувствует потенциал хореографа в себе самой. Первым опытом Анны Павловой в этом качестве становится «Ночь» на музыку А. Рубинштейна. Одетая в белый хитон балерина демонстрировала синтез классического танца и элементов свободной импровизации, в которой можно было усмотреть влияние .

Участвовала А. Павлова и в антрепризе – правда, недолго. Главной чертой танца она считала красоту, а в творчестве хореографов-новаторов многое казалось ей уродливым. Послу ухода от С. Дягилева она создаёт собственную труппу, которая гастролирует по разным странам, начиная с США. В Россию она возвращалась ненадолго – в 1911 году и во время Первой мировой войны.

За рубежом Анна Павлова дала несколько тысяч спектаклей, стала первой исполнительницей партии Жизели в Латинской Америке… Именно там застала её Октябрьская революция. В Россию балерина больше не возвращалась.

Рассказывают, что однажды, увидев красивый куст чайных роз, балерина сказала: «Когда завянут эти розы, я умру». Так оно и случилось… Анна Павлова умерла от воспаления лёгких во время гастролей в Гааге в 1931 году, простудившись на репетиции в неотапливаемом зале. Последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм Лебедя».

Музыкальные Сезоны