Актуальность темы психология. Актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Сопровождения развития мотивационно-потребностной сферы студентов

Гукетлова Даханаго Магомедовна

научный сотрудник АМИ
Аннотация

Статья посвящается исследованиям в области педагогики и психологии, а так же разработке проблем потребностно-мотивационной сферы отечественной педагогике и психологии. Инновационные процессы в данной сфере широко применяются главным образом на практике вузов России. Особое место в статье уделяется вопросам мотивационной сферы образования, так как именно мотивация является неотъемлемой составной частью вопросов педагогики и образования в целом.

Ключевые слова: образование, психология, педагогика, научные разработки.
Abstract

Article is devoted to researches in the field of pedagogics and psychology. And as to working out of problems potrebnostno-motivatsionnoj spheres to domestic pedagogics and psychology. Innovative processes in the given sphere are widely put mainly into practice high schools of Russia. The special place in article is given to questions of a motivational education sphere as the motivation is the integral component of questions of pedagogics and formation as a whole.

Keywords: education, psychology, pedagogics, science development.
Анализ современной социокультурной ситуации показывает, что особое значение в последние годы приобретает практическая разработка проблем повышения эффективности деятельности и проблем мотивационной регуляции поведения личности, в связи с повышением требований общества к успешности человека в разных видах деятельности.

В психологии «мотивация» определяется как побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Термин «мотивация» в широком смысле используется в психолого-педагогической науке при исследовании причин и механизмов целенаправленного поведения личности. В более узком понимании мотивацию рассматривают как процесс образования мотива, как совокупность мотивов.

Анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем мотивации и потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие ученые. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека; П.М. Якобсон связал мотивационную сферу с деятельностью и основными свойствами личности; В.Л. Шадриков изучал деятельностный аспект мотивации; Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивы в связи с теорией установки; B.C. Мерлин уделял большое внимание исследованию мотивации в личностном плане; В.И. Ковалёв подошел к определению сущности мотива и предложил производить оценку мотивационной сферы личности на основе всех ее параметров.

Резюмировать кратко основные результаты научных исследований, на наш взгляд, можно следующим образом. Мотивационная сфера личности является довольно устойчивым психологическим образованием, так как мотивация существует обычно длительное время, во всяком случае, это касается большинства составляющих ее мотивов. При этом мотивы не исчезают бесследно по мере их реализации в деятельности: в зависимости от характера самой деятельности и специфики ее организации мотивы претерпевают некоторые изменения, усиливаясь или ослабляясь. Так, с получением новой благодарности у человека не исчезает стремление получить поощрение.

Психолого-педагогические исследования показывают, что повышению устойчивости мотивационной сферы личности, ее развитию способствует целый ряд важных психолого-педагогических факторов, среди которых можно отметить следующие: 1) сложившиеся отношения в социальном окружении; 2) целенаправленное воспитание личности; 3) положительные успехи человека в деятельности; 4) благоприятное влияние коллектива.

Таким образом, мотивационная сфера – не есть нечто застывшее и неизменное; напротив, она формируется и развивается в каком-то определенном направлении, может ослабевать или укрепляться. Данный феномен проявляется в различном отношении человека к деятельности: так, какие-либо слабые мотивы могут укрепляться, а сильное желание заниматься определенным видом деятельности, напротив, может угасать.

Представляется важным отметить то обстоятельство, что динамичность мотивационной сферы личности проявляется не только в изменении силы мотивов : изменяется их совокупность в данном виде деятельности, соподчиненности групп мотивов в связи с изменением мотивационной сферы под влиянием окружающей среды и воспитания. Изменяется и сама структура мотивации. В качестве примера можно привести то, что побуждать какой-то вид деятельности могут несколько групп мотивации (социальные, коллективистические, деятельностные) или всего лишь одна из групп мотивов (стимулирующие мотивы).

Все описанные в современной литературе психологические особенности мотивационно-потребностной сферы личности необходимо учитывать при организации разных видов деятельности человека, в том числе, учебной и неучебной деятельности студентов ВУЗов.

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т. д.), и плотнику, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.

Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Вопрос создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы является сегодня настолько дискуссионным, что учитель, который непосредственно реализует принятые решения, оказался едва ли не погребенным «девятым валом» учебников и программ, обрушившихся на него в последнее десятилетие XX в. Достаточно сказать, что сейчас существует не менее 15 вариантов учебников по математике для начальных классов и почти все они рекомендованы Министерством образования к использованию в учебном процессе.

Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе, и поэтому данный «девятый вал» неминуемо начинает захлестывать дошкольное образовательное звено. В конце XX в. появилось небывалое количество альтернативных дошкольных комплексных и парциальных (однопредметных) программ, в том числе и в обучении математике.



Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубе, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, СИ. Шохор-Троцкого и т. д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.

Такая предматематическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы.

Не случайно все психологические тесты готовности шестилетнего ребенка к школе построены на определении адекватности восприятия им не количественных характеристик, а формы: ее распознавании и воспроизведении. Требования к определению им количественных характеристик ситуаций обычно являются инициативой школьных учителей, производящих прием детей в школу.

Психологи отмечают, что для успешного восприятия указанных характеристик (количественных и пространственных) у ребенка в достаточной мере должно сформироваться умение проводить анализ, необходимое для выделения нужной характеристики рассматриваемого явления, и умение абстрагироваться от других, не существенных для данного процесса признаков. Например, при решении арифметической задачи важны только количественные характеристики объектов и тип связи между ними, характер же объектов является несущественным признаком. При непонимании этого ребенок подходит к каждой задаче как к самостоятельной проблеме, не видя общности задач «про зайчиков» и «про редиски».

Анализ, как доказано психологами, не является самостоятельной и тем более быстро идущей, не требующей коррекции операцией. Анализ формируется в неразрывной связи с предшествующей ей операцией синтеза. При этом нахождение сходства и различия форм и количественных характеристик объектов и групп объектов требует от ребенка умения не только абстрагироваться от несущественных признаков, но и сравнивать и обобщать выделенные признаки, проводить аналогии с уже известными и освоенными понятиями и действиями и т. п.

Таким образом, важнейшим итогом предматематематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Можно с уверенностью утверждать, что особая важность пред математического периода состоит в том, что в это время должно пройти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, которые в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики обеспечат ребенку оптимальный стартовый уровень для непосредственного знакомства с арифметическим материалом, целиком и полностью замыкающимся на оперировании численными характеристиками множеств, объектов и ситуаций (задачи). (Таково сегодня преимущественное содержание курса математики для начальной школы.)

Хорошее развитие мелкой моторики именно в предматематический период важно потому, что в школе, в связи с преобладанием арифметического материала, ребенок очень рано сталкивается с письмом цифр и с первых же дней должен работать в тетради с мелкой клеткой.

Воспитатели-практики знают, что ребенок в общем и целом может неплохо понимать материал, но из-за проблемы с письмом цифр и других математических записей часто получает неудовлетворительные отметки, что, в свою очередь, плохо влияет на желание ребенка заниматься этим предметом. Если же плохое развитие моторики сопровождается недостатками развития внимания и памяти, то это часто приводит к общему отставанию в предмете. При этом данное отставание обусловлено проблемами, фактически не имеющими отношения непосредственно к самой математике как к учебному предмету. Таким образом, по единодушному мнению школьных учителей, многие проблемы обучения математике в школе были бы сняты при качественно и методически грамотно организованном предматематической периоде подготовки ребенка.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку. В связи с существующими проблемами преобладавший ранее подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса. Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей. Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказывают на них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно. Для противостояния ложным направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов. Издательский бум помимо позитивной стороны этого явления принес нам также и издержки. Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у него появится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от обывательской литературы, написанной любителями. Главный вопрос, который интересует многих специалистов: Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем? Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно сказать, что представляется крайне важным. Дети. Это - весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другим. Дети - это наше будущее. Это будущее современной психологической науки. В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков. В педагогике преобладает убежденность в том, что "норма" - это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра. Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе. Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это - действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями На сегодняшний день не существует специализации «телефонное консультирование» в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Отдельные учебные дисциплины, присутствующие в программах обучения психологов, краткосрочны, зачастую носят факультативный характер. Дипломированный психолог, желающий работать в сфере психологического консультирования по телефону, фактически не знаком со спецификой будущей работы. Поэтому даже будучи специалистом в области детской психологии, психологического консультирования психологу все же требуется дополнительное повышение квалификации в области телефонного консультирования. Психолог детского Телефона доверия должен обладать высоким профессионализмом, иметь представления из различных областей научных знаний (медицины, педагогики и др.). Телефонное консультирование не дает права для ошибок, особенно это касается детского консультирования. Для многих детей, звонок на Телефон доверия -это первая встреча с психологом и, от того какой опыт он получает в результате этой встречи, во многом будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к психологической помощи в целом. Пациенты обращаются за помощью для облегчения своего эмоционального состояния; прояснения внутренних, психологических проблем; за помощью в принятии своей болезни; с вопросами о том, как справляться с эмоциями, агрессией; как общаться в своей семьей, с друзьями, на работе; они обращаются за помощью в нахождении внутренних ресурсов преодоления болезни; с запросами, связанными с профилактикой рецидивов, дальнейшей жизнью в условиях болезни и прочее. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это - человек, его психические процессы, состояния и свойства. Психология - одна из самых перспективных наук, так как все более возрастает роль и значение людей, их психики и сознания. Психология - это наука, не только познающая, но и констатирующая, созидающая человека.

Введение - начало курсовой , дипломной или магистерской работы по психологии. Актуальность - начало введения и визитная карточка работы.

В актуальности как разделе введения в одном или двух абзацев нужно аргументировать, зачем нужно проводить психологическое исследование по заявленной теме. И здесь логика изложения должна быть от общего к частному и от практической жизни к психологии.

Начинать изложение актуальности темы диплома по психологии нужно с реальной, практической проблемы. Далее - обосновать важность психологического анализа проблемы. И, наконец, указать, как заявленная тема может помочь решить реальную практическую проблему.

Например, есть реальная проблема повышения эффективности профессиональной деятельности работников. Особенно актуальна проблема повышения эффективности труда в гостиничной сфере. На профессиональную успешность влияют различные факторы: социальные, организационные и психологические. Среди психологических факторов важное место занимают личностные особенности сотрудников. Таким образом, логично обоснована актуальность темы «Исследование личностных факторов профессиональной эффективности сотрудников организаций гостиничной сферы ».

Еще один пример описания актуальности темы работы по психологии. Имеем тему дипломной или магистерской по психологии: «Особенности представлений о счастье у женщин разного возраста ». Вот как может выглядеть в виде тезисов актуальность данной темы:

  • Комфортное психологическое самочувствие женщин важно с точки зрения выполнения ими роли матери, жены, профессионала.
  • Психологический комфорт во многом зависит от представлений о счастье. Это особенно актуально для женщин, учитывая гендерные и культурно-исторические предпосылки.
  • На каждом возрастном этапе происходят определённые изменения, которые ставят женщин перед необходимостью как-то адаптироваться к этим изменениям.
  • Для адекватной помощи женщинам в адаптации к возрастным изменениям важно иметь достоверные психологические данные об особенностях представлений о счастье у женщин разного возраста.

Иногда указания на значимость каких-либо практических вопросов или проблем можно аргументировать статистическими данными или ссылками на данные эмпирических исследований. Например, обосновывая актуальность исследования психологических методов профилактики разводов, можно указать статистические данные о численности разводов в России и в мире.

Другой пример. В обосновании актуальности дипломной работы на тему: «Психологические особенности незамужних женщин среднего возраста» важно привести не только статистические данные о числе одиноких женщин, но и сослаться на результаты психологических исследований, в которых выявлены негативные проявления в жизни незамужних женщин.

Актуальность темы курсовой работы по психологии всегда обусловлена запросами практической жизни. Но не следует начинать очень издалека. Например, обоснование актуальности проблемы одиночества у незамужних женщин не стоит начинать с описания изначальной заброшенности человека в мир и его сущностного экзистенциального одиночества. Уместнее начать с социального контекста и важности общения для психологического благополучия человека.

Итак, актуальность темы дипломного или магистерского исследования должна ясно указывать на практическую проблему. Эта проблема должна быть понятна любому, даже не специалисту. Далее следует четкое и аргументирование обоснование того, что заявленная тема диплома поможет приблизиться к решению практической проблемы.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Характеристика психологии как науки. Актуальные проблемы современной психологии. Связь психологии с другими науками.

Психология является специфической и уникальной наукой, объединяющей и синтезирующей в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплин.

Ее дисциплинарный статус определяется наличием специфического предмета и методов исследования, категорийно-понятийным и методическим аппаратом, соответствующих методологических принципов (взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции). Как гуманитарная наука психология широко использует в своих исследованиях метод понимания, а как естественнонаучная дисциплина – наблюдение, измерение, эксперимент.

Психология изучает особенности внутренней, духовной жизни людей, закономерности индивидуального и группового поведения людей, специфику его познавательной и практической деятельности, природу способностей, потребностей, характера, темперамента, волевой и эмоциональной сфер и т.д.

Актуальные проблемы современной психологии.

Социально-психологические проблемы искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека;

Конфликтология. Сегодня конфликтологией занимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимся в психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня;

Проблема психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьми невозможна без соответствующей теории. Поскольку существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригодными для верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т. д.;

Толерантность и профилактика экстремизма, раскрывает проблемы: психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности;

Проблема психологической безопасности в образовательной среде;

Проблемы причин профессионального выгорания;

Практическая психология - самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии. В кругах передовых психологов говорится о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблема соотношения теоретического и практического знания.

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками : социальными, биологическими – со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.

Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, таких как история, философия, социология, педагогика .

Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Для того чтобы понять как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к развитию духовной и материальной культуры.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире.

Союз психологии и истории может быть внутренним и внешним. Внешние связи этих наук, имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных задач обращается к другой с целью использования ее данных. Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки.

Примером более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским.

Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода.

Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии и истории. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

Многие проблемы психологии современного человека, такие как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии, и для философии. В самой психологии есть вопросы, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Практически любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагога и психолога и без их скоординированной работы не может быть успешно решен.